ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 октября 2007 г. N 13596/07
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Тимофеева В.В., судей Киреева Ю.А.,
Хачикяна А.М., рассмотрев в судебном заседании заявление ИФНС
России по Киришскому району Ленинградской области от 27.09.2007 N
01-12-4/16608 о пересмотре в порядке надзора определения
Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 19.02.2007 по делу N А56-5024/2007, постановления от 09.06.2007
Тринадцатого арбитражного апелляционного суда и постановления от
03.09.2007 Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
по тому же делу,
установил:
определением арбитражного суда от 19.02.2007 заявление о
признании ООО "Транзит-Экология" (далее - общество)
несостоятельным (банкротом), как отсутствующего должника,
возвращено.
Постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций
от 09.06.2007 и от 03.09.2007 соответственно, определение
арбитражного суда первой инстанции от 19.02.2007 оставлено без
изменения.
Заявитель с указанными судебными актами не согласен и просит
пересмотреть их в порядке надзора.
Основания для изменения или отмены в порядке надзора судебных
актов, вступивших в законную силу, определены статьей 304
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс).
Изучив оспариваемые судебные акты и приложенные к заявлению
документы, суд не находит оснований, предусмотренных указанной
статьей Кодекса, для передачи дела в Президиум Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации.
Заявление о признании общества несостоятельным (банкротом),
как отсутствующего должника, обоснованно возвращено на основании
норм законодательства о банкротстве.
Кроме того, в соответствии со статьей 21.1 Федерального закона
от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации" (далее -
Закон о регистрации) юридическое лицо, которое в течение последних
двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим
органом соответствующего решения, не представляло документы
отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации
о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному
банковскому счету, признается фактически прекратившим свою
деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое
юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного
реестра юридических лиц (далее - реестр) в порядке,
предусмотренном Законом о регистрации, то есть по решению
регистрирующего органа.
Процедура исключения недействующего юридического лица из
реестра является специальным основанием прекращения юридического
лица, не связанным с его ликвидацией. Поэтому пункт 4 статьи 61
Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ),
согласно которому в случае недостаточности имущества юридического
лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо
производство по делу о банкротстве, в данном случае применению не
подлежит.
В этой связи исключение недействующего юридического лица из
реестра лиц по решению регистрирующего органа допускается и в тех
случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам,
сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней. Решение
вопроса о целесообразности обращения в арбитражный суд с
заявлением о признании должника банкротом при условии наличия
достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве
задолженности по обязательным платежам относится к компетенции
уполномоченных органов в делах о банкротстве.
Рассматривая вопрос о принятии заявления налогового органа о
принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или
о признании юридического лица банкротом, суды проверяют, не
является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли
процедура исключения его из реестра по решению регистрирующего
органа. Соблюдение этого порядка не проверяется, если в силу
закона к юридическому лицу не может применяться процедура
исключения из реестра по решению регистрирующего органа.
Соответствующие доказательства невозможности исключения
недействующего юридического лица из реестра в административном
порядке должны быть представлены налоговым органом.
При поступлении заявления налогового органа о принудительной
ликвидации или о признании банкротом юридического лица,
отвечающего признакам недействующего юридического лица согласно
пункту 1 статьи 21.1 Закона о регистрации, данное заявление
возвращается арбитражным судом заявителю применительно к пункту 1
части 1 статьи 129 Кодекса, за исключением случаев, когда решение
об исключении недействующего юридического лица из реестра не
принято ввиду поступления возражений на основании пункта 4 статьи
21.1 Закона о регистрации или признано недействительным в судебном
порядке.
Одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего
должника по смыслу статьи 39 Федерального закона от 26.10.2002 N
127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) (далее - Закон о
банкротстве, Закон) в системном истолковании с положениями пунктов
1 и 3 статьи 59 названного Закона и статьи 21.1 Закона о
регистрации уполномоченный орган представляет доказательства,
обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме
имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о
банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена
задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам
перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает
уполномоченный орган.
В качестве доказательств, в частности, могут рассматриваться
ответы компетентных органов, осуществляющих учет транспортных
средств, регистрацию прав на недвижимое имущество по месту
нахождения должника, на соответствующие запросы; иные документы,
полученные в ходе проведения налоговым органом или службой
судебных приставов-исполнителей действий по поиску имущества
должника, на которое может быть обращено взыскание. В том случае,
если права должника на имущество не оформлены в установленном
порядке, уполномоченный орган может доказать, что оно принадлежит
должнику и права на это имущество могут быть оформлены в процедуре
банкротства для целей обращения на него взыскания.
Уполномоченным органом могут быть также предоставлены
доказательства, обосновывающие вероятность поступления в
конкурсную массу имущества вследствие привлечения к
ответственности лиц, несущих субсидиарную ответственность по
обязательствам должника, или вследствие оспаривания сделок
должника.
При непредставлении этих доказательств заявление подлежит
возврату на основании пункта 1 статьи 44 Закона о банкротстве
(Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах применения
положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и
прекращении недействующих юридических лиц").
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304
Кодекса, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации дела N А56-5024/2007 Арбитражного суда города
Санкт-Петербурга и Ленинградской области для пересмотра в порядке
надзора определения названного суда от 19.02.2007, постановления
от 09.06.2007 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда и
постановления от 03.09.2007 Федерального арбитражного суда
Северо-Западного округа по тому же делу отказать.
Председательствующий судья
В.В.ТИМОФЕЕВ
Судья
Ю.А.КИРЕЕВ
Судья
А.М.ХАЧИКЯН
|