ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 октября 2007 г. N КАС07-496
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего: Федина А.И.,
членов коллегии: Манохиной Г.В.,
Меркулова В.П.,
с участием прокурора: Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению С. о признании недействующим Постановления Совета
Министров РСФСР от 12 декабря 1985 г. N 556 "Об установлении
границ и режима округов санитарной охраны курортов Марциальные
воды в Карельской АССР, Озеро Шира в Красноярском крае и Старая
Русса в Новгородской области",
по кассационной жалобе С. на решение Верховного Суда
Российской Федерации от 16 июля 2007 года, которым в
удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Манохиной Г.В., объяснения представителей Правительства Российской
Федерации - Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации Поважной Е.Л., Кузнецовой Е.А., возражавших
против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора
Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф.,
полагавшей решение суда оставить без изменения, Кассационная
коллегия
установила:
С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением
о признании недействующим в полном объеме и не порождающим
правовых последствий с 30 января 1991 года Постановления Совета
Министров РСФСР от 12 декабря 1985 г. N 556 "Об установлении
границ и режима округов санитарной охраны курортов Марциальные
воды в Карельской АССР, Озеро Шира в Красноярском крае и Старая
Русса в Новгородской области" (далее - Постановление), ссылаясь на
то, что данный акт не был официально опубликован, в связи с чем
противоречит действующему законодательству Российской Федерации и
нарушает его конституционное право иметь в частной собственности
землю.
Верховным Судом Российской Федерации постановлено
вышеприведенное решение, об отмене которого и вынесении нового
решения об удовлетворении его заявления просит в кассационной
жалобе С. Полагает, выводы суда, изложенные в решении, не
соответствуют обстоятельствам настоящего дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не
находит оснований к отмене судебного решения.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что
оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному
закону или другому правовому акту, имеющим большую юридическую
силу, принимает решение об отказе в удовлетворении
соответствующего заявления.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 12 декабря 1985 г. N
556 "Об установлении границ и режима округов санитарной охраны
курортов Марциальные воды в Карельской АССР, Озеро Шира в
Красноярском крае и Старая Русса в Новгородской области" принято
предложение ВЦСПС и Министерства здравоохранения РСФСР об
установлении границ и режима округов санитарной охраны курортов
Марциальные воды в Карельской АССР, Озеро Шира в Красноярском крае
и Старая Русса в Новгородской области согласно приложениям N 1 -
3.
В соответствии со статьей 39 Основ земельного законодательства
Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 13
декабря 1968 года, было предусмотрено, что к землям курортов
относятся земельные участки, имеющие лечебное значение и
благоприятные условия для организации оздоровительных мероприятий,
предоставленные в установленном порядке в пользование
лечебно-курортным учреждениям. Земли курортов подлежат особой
охране. В интересах обеспечения необходимых условий для лечения и
отдыха населения, а также с целью охраны природных лечебных
факторов на всех курортах устанавливаются округа санитарной
охраны. В пределах этих округов запрещается предоставлять
земельные участки в пользование тем предприятиям, организациям и
учреждениям, деятельность которых несовместима с охраной природных
лечебных свойств и благоприятных условий для отдыха населения.
Статьей 78 Закона РСФСР от 29 июля 1971 года "О
здравоохранении" было установлено, что признание местности
курортом, установление границ округов санитарной охраны курортов и
определение их режима производилось Советом Министров СССР или
Советом Министров РСФСР по совместному представлению Министерства
здравоохранения СССР и ВЦСПС или Министерства здравоохранения
РСФСР и ВЦСПС, согласованному с исполнительным комитетом
соответствующего местного Совета народных депутатов, на территории
которого расположен данный курорт.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции
обоснованно исходил из того, что Совет Министров РСФСР, в
соответствии со своей компетенцией, своим Постановлением от 6
января 1971 г. N 11 законно включил курорт Озеро Шира,
Красноярский край, в перечень курортов РСФСР и Постановлением от
13 февраля 1986 г. N 70 утвердил Положение о курорте Озеро Шира. В
пункте 12 этого Положения прямо указано на Постановление Совета
Министров РСФСР от 12 декабря 1985 г. N 556 и отмечено, что на
территории зон округа санитарной охраны курорта соблюдаются
требования, установленные для них Положением о курортах,
утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 5 сентября
1973 г. N 654. Курорт Озеро Шира был отнесен к курортам
республиканского значения. Положением о курорте Озеро Шира,
опубликованным в СП РСФСР, 1986 г., N 13, ст. 82, доведено до
общего сведения о самом Постановлении Совета Министров РСФСР от 12
декабря 1985 г. N 556 и предмете его регулирования.
Проанализировав положения оспариваемого заявителем
Постановления Совета Министров РСФСР от 12 декабря 1985 г. N 556,
суд правильно указал в решении, что этим Постановлением
установлены границы и режим округов санитарной охраны курорта, в
частности Озеро Шира. Постановление адресовано органам
государственной власти и предназначено для определения ими
соответствующих границ на местности, не содержит каких-либо
правовых норм, затрагивающих права и свободы граждан, и не вводит
никаких ограничений их прав на землепользование. Кроме того, текст
настоящего Постановления имеется в правовых информационных
системах "Гарант", "Кодекс" и "Консультант Плюс".
Ссылка в кассационной жалобе на то, что наличие текста
Постановления Совета Министров РСФСР N 556 в правовых
информационных системах не свидетельствует о его официальной
публикации, как того требует статья 15 Конституции Российской
Федерации, неосновательна, поскольку данная конституционная норма
распространяется на нормативные акты, затрагивающие права, свободы
и обязанности человека и гражданина. Оспариваемое заявителем
Постановление к таким нормативным актам не относится, принято в
полном соответствии с действовавшим законодательством и не
противоречит Конституции Российской Федерации.
Нельзя согласиться с доводом кассационной жалобы о том, что
выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам
настоящего дела. Суд, проанализировав положения федерального
законодательства, правильно истолковал смысл оспоренного
заявителем Постановления и пришел к обоснованному выводу о том,
что Постановление Совета Министров РСФСР от 12 декабря 1985 г. N
556 доведено до сведения государственных органов, в обязанности
которых, в соответствии с пунктом 18 Постановления Совета
Министров СССР от 5 сентября 1973 г. N 654 и пунктом 16 Положения
о курорте Озеро Шира, входило его исполнение, посредством
обозначения установленных границ на местности и оповещения
населения, предприятий, организаций и учреждений об этих границах,
в том числе и о режиме, действующем в каждой из зон округа
санитарной охраны курорта. Нормативными правовыми актами не указан
способ оповещения населения о границах, режиме санитарной охраны
курорта. Отсутствие надлежащего оповещения о границах и режиме не
нарушает прав заявителя и само по себе не может служить основанием
для признания недействующим оспариваемого заявителем
Постановления.
Утверждения в кассационной жалобе о том, что курорт Озеро Шира
не может являться курортом федерального значения на основании
того, что он включен в Федеральную программу "Развитие курортов
федерального значения", поскольку пунктом 9 Положения,
утвержденного Постановлением Правительства от 7 декабря 1996 г. N
1426, установлено, что порядок и особенности функционирования
отдельного курорта федерального значения определяются положением о
данном курорте, ошибочны и не могут являться основанием к отмене
судебного решения.
При таком положении вывод суда о том, что Постановление Совета
Министров РСФСР от 12 декабря 1985 г. N 556 не противоречит
действующему законодательству и не нарушает прав и законных
интересов заявителя, является правильным.
Решение суда принято в соответствии с нормами материального
права, правильно примененными и истолкованными судом, оснований,
предусмотренных статьей 362 ГПК РФ, для его отмены в кассационном
порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 июля 2007
года оставить без изменения, кассационную жалобу С. - без
удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
В.П.МЕРКУЛОВ
|