ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 октября 2007 г. N 12723/07
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Ксенофонтовой Н.А. и судей
Балахничевой Р.Г., Воронцовой Л.Г. рассмотрел в судебном заседании
заявление государственного учреждения - регионального отделения
Фонда социального страхования РФ по Республике Хакасия о
пересмотре в порядке надзора решения от 12.01.2007, постановления
апелляционной инстанции от 24.04.2007 Арбитражного суда Республики
Хакасия по делу N А74-3877/2006 и постановления Федерального
арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.08.2007 по тому
же делу по иску ГУ - регионального отделения Фонда социального
страхования РФ по Республике Хакасия к Управлению образования
администрации муниципального образования Алтайский район о
взыскании 10080 рублей убытков, причиненных нецелевым
расходованием средств социального страхования.
Суд установил:
решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 12.01.2007,
оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции
от 24.04.2007, региональному отделению Фонда социального
страхования РФ Республики Хакасия отказано в удовлетворении иска.
Суды установили, что на основании договора от 06.08.2003 N
304/03-03, заключенного с ЗАО "СыВел", региональному отделению
Фонда социального страхования по Республике Хакасия переданы 70
социальных путевок на общую сумму 705600 рублей (по цене 10080
рублей каждая).
На основании заявки и доверенности Управления образования от
04.09.2003 Отделение фонда выдало Новиковой А.В. одну детскую
путевку в санаторий "Тесь" на сентябрь 2003 стоимостью 10080
рублей.
Управление образования отразило сведения об использовании
указанной путевки в таблице 7 расчетной ведомости по средствам
Фонда социального страхования РФ на 2003 год, представленной в
Отделение Фонда.
Согласно обратному талону к санаторно-курортной путевке серии
Б N 007398 в период с 08.09.2003 по 28.09.2003 Новиковой Ирине
Игоревне 23.05.1987 года рождения (полных 16 лет), оказаны услуги
по лечению, проживанию, питанию, организации досуга в ЛПУ
"Санаторий "Тесь".
По результатам проверки региональным отделением Фонда
социального страхования составлен акт N 1900070016с/с, в котором
отражены выявленные нарушения статьи 18 Федерального закона "Об
бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003
год" и пункта 8 распоряжения Правительства РФ от 03.04.2003 N
418-р "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в
2003 году", приведшие к нецелевому использованию средств
социального страхования.
Указанные нарушения выразились в незаконном предоставлении
Управлением образования в 2003 году путевки стоимостью 10080
рублей Новиковой И.И., достигшей 16 лет, тогда как полная или
частичная оплата путевки предусмотрена для детей школьного
возраста до 15 лет включительно.
Отказывая в удовлетворении иска, суды, рассмотрев
представленные доказательства, исходили из целевого использования
средств Фонда, недоказанности истцом причинения ему убытков и
наличия их связи с действиями ответчика.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановлением от 02.08.2007 оставил решение от 12.01.2007 и
постановление апелляционной инстанции от 24.04.2007 без изменения.
Заявитель (ГУ - региональное отделение Фонда социального
страхования РФ по Республике Хакасия) просит о пересмотре
указанных судебных актов в порядке надзора, ссылаясь на
необоснованность выводов судов, касающихся недоказанности наличия
убытков и причинно-следственной связи, неправильное толкование и
применение в связи с этим норм материального права.
Ознакомившись с доводами заявителя и имеющимися материалами,
суд не усматривает оснований, предусмотренных статьей 304
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для
пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
Доводы заявителя неосновательны.
Статьей 11 Федерального закона "Об основах обязательного
социального страхования", а также пунктом 18 Положения "О Фонде
социального страхования РФ", утвержденного Постановлением
Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, предусмотрено право
страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное
социальное страхование, произведенные с нарушением
законодательства Российской Федерации.
Так, в силу пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса РФ сумма
налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ,
уменьшается налогоплательщиком на сумму самостоятельно
произведенных им расходов на цели государственного социального
страхования, предусмотренных законодательством Российской
Федерации.
Полномочия фонда, заключающиеся в непринятии к зачету расходов
на обязательное социальное страхование, произведенных с нарушением
законодательства Российской Федерации, выражаются в том, что фонд
отказывает в уменьшении подлежащей уплате в Фонд социального
страхования РФ части единого социального налога на сумму
произведенных страхователем с нарушением законодательства
расходов.
На основании решения о непринятии к зачету расходов,
произведенных страхователем - плательщиком единого социального
налога, отделение (филиал отделения) фонда предлагает страхователю
произвести корректировку суммы расходов на цели обязательного
социального страхования путем отражения суммы не принятых к зачету
расходов в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам
фонда и представления в налоговый орган уточненного расчета по
авансовым платежам по единому социальному налогу.
Решение о непринятии к зачету расходов, произведенных
страхователем - плательщиком единого социального налога,
представляется отделением Фонда в соответствующий налоговый орган
в течение 10 дней со дня его вынесения.
Сводная информация о не принятых к зачету расходах
страхователя - плательщика единого социального налога
представляется фондом налоговым органам ежеквартально в срок до 1
числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Решения отделения Фонда, принятые по результатам проверок,
являются обязательными для исполнения страхователями и служат
основанием для вынесения ими соответствующих изменений в
бухгалтерский учет и отчетность.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона "О введении в
действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в
некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" в
отношении налогоплательщиков единого социального налога проведение
всех предусмотренных Налоговым кодексом РФ мероприятий налогового
контроля, а также осуществление взыскания сумм недоимки, пеней и
штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные
фонды возложено на налоговые органы.
Из вышеизложенного следует, что при неисполнении страхователем
решения Фонда социального страхования РФ о непринятии к зачету
произведенных страхователем расходов на социальное страхование
предусмотрен иной порядок взыскания со страхователя указанных
сумм, а именно - путем взыскания налоговым органом недоимки по
единому социальному налогу в размере суммы, не принятой фондом к
зачету по страховым взносам.
При таких обстоятельствах у судов отсутствовали основания для
удовлетворения требования о взыскании спорных денежных средств в
качестве убытков на основании статьи 15 Гражданского кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный
Суд Российской Федерации
определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации дела N А74-3877/2006 Арбитражного суда Республики
Хакасия для пересмотра в порядке надзора решения от 12.01.2007,
постановления апелляционной инстанции от 24.04.2007 и
постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского
округа от 02.08.2007 по этому делу отказать.
Председательствующий судья
Н.А.КСЕНОФОНТОВА
Судья
Р.Г.БАЛАХНИЧЕВА
Судья
Л.Г.ВОРОНЦОВА
|