ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 октября 2007 г. N 13169/07
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Иванниковой Н.П. и судей Киреева Ю.А.,
Тимофеева В.В., рассмотрев в судебном заседании заявление
Федеральной налоговой службы России в лице Межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области (ул.
Юрия Гагарина, 1, г. Волхов, Ленинградская область, 187400) от
19.09.2007 N 09-08/103582 о пересмотре в порядке надзора
определения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и
Ленинградской области о возвращении искового заявления от
09.03.2007 по делу N А56-6280/2007, постановления Тринадцатого
арбитражного апелляционного суда от 30.05.2007 и постановления
Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от
03.09.2007 по тому же делу,
установил:
определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и
Ленинградской области от 09.03.2007 заявление о признании ТОО
"Справедливость" несостоятельным (банкротом), как отсутствующего
должника, возвращено.
Постановлениями Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
от 30.05.2007 определение суда первой инстанции оставлено без
изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановлением от 03.09.2007 оставил в силе указанные судебные
акты.
Заявитель с указанными судебными актами не согласен и просит
пересмотреть их в порядке надзора.
Основания для изменения или отмены в порядке надзора судебных
актов, вступивших в законную силу, определены статьей 304
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс).
Изучив оспариваемые судебные акты и приложенные к заявлению
документы, суд не находит оснований, предусмотренных указанной
статьей Кодекса, для передачи дела в Президиум Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации.
Определением арбитражного суда от 09.03.2007, оставленным без
изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной
инстанций соответственно от 30.05.2007 и от 03.09.2007, заявление
о признании ТОО "Справедливость" несостоятельным (банкротом), как
отсутствующего должника, обоснованно возвращено на основании норм
законодательства о банкротстве.
Кроме того, в соответствии со статьей 21.1 Закона о
регистрации юридическое лицо, которое в течение последних
двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим
органом соответствующего решения, не представляло документы
отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации
о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному
банковскому счету, признается фактически прекратившим свою
деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое
юридическое лицо может быть исключено из государственного реестра
юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом о регистрации,
то есть по решению регистрирующего органа.
Процедура исключения недействующего юридического лица из
Единого государственного реестра юридических лиц является
специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным
с его ликвидацией. Поэтому пункт 4 статьи 61 Гражданского кодекса
Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которому в случае
недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения
требований кредиторов необходимо производство по делу о
банкротстве, в данном случае применению не подлежит.
В этой связи исключение недействующего юридического лица из
Единого государственного реестра юридических лиц по решению
регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда
указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и
санкциям перед бюджетами разных уровней. Решение вопроса о
целесообразности обращения в арбитражный суд с заявлением о
признании должника банкротом при условии наличия достаточной
вероятности погашения в деле о банкротстве задолженности по
обязательным платежам относится к компетенции уполномоченных
органов в делах о банкротстве.
Рассматривая вопрос о принятии заявления налогового органа о
принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или
о признании юридического лица банкротом, суды проверяют, не
является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли
процедура исключения его из Единого государственного реестра
юридических лиц по решению регистрирующего органа. Соблюдение
этого порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому
лицу не может применяться процедура исключения из реестра по
решению регистрирующего органа.
Соответствующие доказательства невозможности исключения
недействующего юридического лица из Единого государственного
реестра. При поступлении заявления налогового органа о
принудительной ликвидации или о признании банкротом юридического
лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица
согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона о регистрации, данное
заявление возвращается арбитражным судом заявителю применительно к
пункту 1 части 1 статьи 129 Кодекса, за исключением случаев, когда
решение об исключении недействующего юридического лица из Единого
государственного реестра юридических лиц не принято ввиду
поступления возражений на основании пункта 4 статьи 21.1 Закона о
регистрации или признано недействительным в судебном порядке.
Одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего
должника по смыслу статьи 39 Закона о банкротстве в системном
истолковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 Закона о
банкротстве и статьи 21.1 Закона о регистрации уполномоченный
орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность
обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут
быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или
частично может быть погашена задолженность по обязательным
платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым
образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.
В качестве доказательств, в частности, могут рассматриваться
ответы компетентных органов, осуществляющих учет транспортных
средств, регистрацию прав на недвижимое имущество по месту
нахождения должника, на соответствующие запросы; иные документы,
полученные в ходе проведения налоговым органом или службой
судебных приставов-исполнителей действий по поиску имущества
должника, на которое может быть обращено взыскание. В том случае,
если права должника на имущество не оформлены в установленном
порядке, уполномоченный орган может доказать, что оно принадлежит
должнику и права на это имущество могут быть оформлены в процедуре
банкротства для целей обращения на него взыскания.
Уполномоченным органом могут быть также предоставлены
доказательства, обосновывающие вероятность поступления в
конкурсную массу имущества вследствие привлечения к
ответственности лиц, несущих субсидиарную ответственность по
обязательствам должника, или вследствие оспаривания сделок
должника.
При непредставлении этих доказательств заявление подлежит
возврату на основании пункта 1 статьи 44 Закона о банкротстве,
(Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах применения
положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и
прекращении недействующих юридических лиц).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304
Кодекса, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации,
определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации дела N А56-6280/2007 Арбитражного суда города
Санкт-Петербурга и Ленинградской области для пересмотра в порядке
надзора определения суда первой инстанции о возвращении искового
заявления от 09.03.2007, постановления Тринадцатого арбитражного
апелляционного суда от 30.05.2007 и постановления Федерального
арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.09.2007 по тому же
делу отказать.
Председательствующий судья
Н.П.ИВАННИКОВА
Судья
Ю.А.КИРЕЕВ
Судья
В.В.ТИМОФЕЕВ
|