Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
29.06.2017
USD
59.54
EUR
67.69
CNY
8.76
JPY
0.53
GBP
76.33
TRY
16.92
PLN
16.02
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 25.10.2007 N 12899/07 ПО ДЕЛУ N А71-9292/2006-Г7 РАЗМЕР ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО СБОРА, УСТАНОВЛЕННЫЙ П. 1 СТ. 81 ФЗ "ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ", ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЛИШЬ ДОПУСТИМЫЙ ЕГО МАКСИМУМ, ВЕРХНЮЮ ГРАНИЦУ И С УЧЕТОМ ХАРАКТЕРА СОВЕРШЕННОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ, РАЗМЕРА ПРИЧИНЕННОГО ВРЕДА, СТЕПЕНИ ВИНЫ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ, ЕГО ИМУЩЕСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ИНЫХ СУЩЕСТВЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ МОЖЕТ БЫТЬ СНИЖЕН...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


               ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                               ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                    от 25 октября 2007 г. N 12899/07
   
                  ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
             ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       Высший   Арбитражный   Суд   Российской   Федерации  в  составе
   председательствующего    судьи    Ксенофонтовой    Н.А.   и   судей
   Балахничевой  Р.Г., Воронцовой Л.Г. рассмотрел в судебном заседании
   заявление  Управления  Федеральной  службы  судебных  приставов  по
   Удмуртской  Республике о пересмотре в порядке надзора постановления
   Семнадцатого  арбитражного  апелляционного  суда  от  07.03.2007 по
   делу  N  А71-9292/2006-Г7 Арбитражного суда Удмуртской Республики и
   постановления  Федерального  арбитражного суда Уральского округа от
   14.06.2007  по  тому  же  делу  по заявлению открытого акционерного
   общества  "Ижевский  мотозавод"  о  снижении суммы исполнительского
   сбора.
   
                             Суд установил:
   
       решением  Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.12.2006
   ОАО "Ижевский мотозавод" отказано в удовлетворении заявления.
       Постановлением  Семнадцатого  арбитражного  апелляционного суда
   от    07.03.2007,    оставленным   без   изменения   постановлением
   Федерального  арбитражного  суда  Уральского  округа от 14.06.2007,
   размер исполнительского сбора снижен до 5 процентов.
       Принимая  указанные  акты,  суды, руководствуясь постановлением
   Конституционного  Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П и положениями статьи
   81  Федерального  закона "Об исполнительном производстве", исходили
   из  того,  что  общество  не имело возможности исполнить требования
   исполнительного      документа     в     установленный     судебным
   приставом-исполнителем  для добровольного исполнения срок в связи с
   тяжелым    материальным   положением,   вызванным   несвоевременным
   выполнением обязательств контрагентами должника по договорам.
       Кроме  того,  суды  приняли  во внимание то обстоятельство, что
   основная  сумма  задолженности  была уплачена должником и взысканию
   подлежат только пени.
       Заявитель  (Управление Федеральной службы судебных приставов по
   Удмуртской   Республике)   просит   о   пересмотре  судебных  актов
   апелляционной  и кассационной инстанций в порядке надзора, ссылаясь
   на  необоснованность  выводов  судов  и  нарушения  единообразия  в
   толковании и применении норм права.
       В  частности,  заявитель ссылается на неосуществление должником
   каких-либо  действий  для  погашения  задолженности в установленный
   срок  в  добровольном  порядке,  отсутствие  доказательств тяжелого
   материального    положения   должника   либо   иных   чрезвычайных,
   объективно    непредотвратимых   обстоятельств,   находящихся   вне
   контроля   должника,   не   позволивших  ему  исполнить  требования
   исполнительного документа в установленный срок.
       Ознакомившись  с  доводами  заявителя и имеющимися материалами,
   суд   не   усматривает   оснований,   предусмотренных  статьей  304
   Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации,  для
   пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
       Арбитражный  суд  вправе по заявлению должника уменьшить размер
   исполнительского   сбора,  установленный  постановлением  судебного
   пристава-исполнителя  с  учетом  характера  правонарушения, размера
   причиненного    вреда,    степени    вины    правонарушителя,   его
   имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
       Указанным   правом   суд  пользуется  исходя  из  обстоятельств
   каждого конкретного дела.
       Данное   право   основано  на  том,  что  исполнительский  сбор
   является    мерой   публично-правовой   ответственности   должника,
   возникающей  в  связи  с  совершенным им правонарушением в процессе
   исполнительного  производства,  которая не должна вести к ухудшению
   материального положения последнего.
       Эта  позиция  отражена  в  постановлении  Конституционного Суда
   Российской  Федерации от 30.07.2001 N 13-П, согласно которому пункт
   1  статьи  81  Федерального закона "Об исполнительном производстве"
   содержит    по   сути   специальную   норму   об   административной
   ответственности  за  нарушение  законодательства  об исполнительном
   производстве.
       По  смыслу  данной  статьи  во  взаимосвязи со статьями 85 и 87
   названного  Закона  эта  норма  должна  применяться  с  соблюдением
   вытекающих  из  Конституции  РФ принципов справедливости наказания,
   его индивидуализации и дифференцированности.
       Следовательно,  установленный  в  ней  размер  взыскания  (семь
   процентов   от   взыскиваемой   суммы)   представляет   собой  лишь
   допустимый  его  максимум,  верхнюю  границу,  и с учетом характера
   совершенного  правонарушения,  размера  причиненного вреда, степени
   вины   правонарушителя,   его   имущественного   положения  и  иных
   существенных  обстоятельств  может быть снижен правоприменителем. В
   противном  случае  несоизмеримо большой штраф может превратиться из
   меры    воздействия    в    инструмент   подавления   экономической
   самостоятельности  и  инициативы,  чрезмерного  ограничения свободы
   предпринимательства  и  права  собственности, что в силу статей 34,
   35 и 55 Конституции РФ недопустимо.
       Суды   апелляционной   и   кассационной  инстанции,  рассмотрев
   представленные  доказательства,  учли  тяжелое финансовое положение
   должника,  уплату  последним  основной суммы задолженности, а также
   осуществление   им   ежеквартальных   платежей   в  счет  погашения
   задолженности  по  обязательным  платежам  в  федеральный  бюджет в
   соответствии  с  установленным  Постановлением  Правительства РФ от
   31.12.2002 N 943 графиком.
       Удержание     при    данных    обстоятельствах    с    должника
   исполнительского  сбора  в  максимальном  размере способствовало бы
   ухудшению  его  имущественного  положения,  в  связи  с  чем размер
   исполнительского сбора в данном деле обоснованно уменьшен судами.
       Руководствуясь    статьями    299,    301,   304   Арбитражного
   процессуального  кодекса  Российской  Федерации, Высший Арбитражный
   Суд Российской Федерации
   
                               определил:
   
       в  передаче  в  Президиум  Высшего Арбитражного Суда Российской
   Федерации  дела  N  А71-9292/2006-Г7  Арбитражного  суда Удмуртской
   Республики   для   пересмотра   в   порядке  надзора  постановления
   Семнадцатого  арбитражного  апелляционного  суда  от  07.03.2007  и
   постановления  Федерального  арбитражного суда Уральского округа от
   14.06.2007 по этому делу отказать.
   
                                            Председательствующий судья
                                                      Н.А.КСЕНОФОНТОВА
   
                                                                 Судья
                                                       Р.Г.БАЛАХНИЧЕВА
   
                                                                 Судья
                                                         Л.Г.ВОРОНЦОВА
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
29.06.2017
USD
59.54
EUR
67.69
CNY
8.76
JPY
0.53
GBP
76.33
TRY
16.92
PLN
16.02
Разное