ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 14 сентября 2007 г. N 10082/07
Резолютивная часть решения объявлена 11 сентября 2007 года.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Полубениной И.И., судей Локтенко Н.И.,
Медведевой А.М. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
государственного унитарного предприятия опытно-производственное
хозяйство "Ударник" Государственного научного учреждения
"Всероссийский научно-исследовательский институт картофельного
хозяйства имени А.Г. Лорха" Российской академии
сельскохозяйственных наук и Российской академии
сельскохозяйственных наук к Правительству Российской Федерации с
участием Государственного научного учреждения "Всероссийский
научно-исследовательский институт картофельного хозяйства имени
А.Г. Лорха" Российской академии сельскохозяйственных наук,
Федерального агентства по управлению федеральным имуществом о
признании недействительным пункта 2.84 распоряжения Правительства
Российской Федерации от 29.04.2007 N 543-р об утверждении
прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества
на 2008 год и основных направлений приватизации федерального
имущества на 2008 - 2010 годы в части включения государственного
унитарного предприятия опытно-производственного хозяйства
"Ударник" Государственного научного учреждения "Всероссийский
научно-исследовательский институт картофельного хозяйства А.Г.
Лорха" Российской академии сельскохозяйственных наук в перечень
федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к
приватизации в 2008 году.
По итогам хозяйственной деятельности ОПХ "Ударник"
награждалось дипломами Президента Чувашской Республики "За
эффективное ведение сельскохозяйственного производства", дипломами
и медалями Всероссийского выставочного центра и Министерства
сельского хозяйства Российской Федерации "За достижение высоких
показателей в селекции и семеноводстве картофеля".
Россельхозакадемия сослалась на то, что она не давала согласия
на приватизацию опытного хозяйства. Россельхозакадемией
представлена справка, подтверждающая отсутствие финансирования из
федерального бюджета указанного хозяйства, включенного в
прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на
2008 год.
Правительство Российской Федерации отзыва на заявление не
представило, в заседании представитель возражал против
удовлетворения требований, указывая на то, что оспариваемое
распоряжение издано в соответствии с действующим законодательством
и не нарушает права и законные интересы заявителей, так как
письмом от 05.03.2007 N 01-29-10/32 получено согласие
Россельхозакадемии на приватизацию опытного хозяйства. Согласно
статье 114 Конституции Российской Федерации и статье 14
Федерального закона "О Правительстве Российской Федерации"
Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия по
управлению федеральным имуществом, а также осуществляет
регулирование экономических процессов. В соответствии со статьями
11, 12 Федерального закона "О науке и государственной
научно-технической политике" Правительство Российской Федерации
разрабатывает и проводит единую государственную научно-техническую
политику в целях обеспечения прогрессивных структурных
преобразований в области материального производства. Статьей 7
Федерального закона "О приватизации государственного и
муниципального имущества" предусмотрено, что Правительство
Российской Федерации утверждает прогнозный план (программу)
приватизации федерального имущества.
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в
отзыве просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представители иных третьих лиц в судебном заседании поддержали
заявленные требования.
Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в
деле лиц, исследовав доказательства, суд признал, что заявление
ГУП ОПХ "Ударник" и Россельхозакадемии подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона "О приватизации
государственного и муниципального имущества" приватизации не
подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам
гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым
из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном
федеральными законами, может находиться только в государственной
или муниципальной собственности.
Частью 6 статьи 42 названного Федерального закона
предусмотрено, что в случае, если иное не установлено
законодательством Российской Федерации, с даты вступления в силу
настоящего Федерального закона имущество, которое в соответствии с
нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации,
изданными им до вступления в силу части первой Гражданского
кодекса Российской Федерации, и федеральными законами определено
как запрещенное к приватизации, является имуществом, которое может
находиться только в государственной или муниципальной
собственности.
Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284
утверждена Государственная программа приватизации государственных
и муниципальных предприятий в Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1.33 Государственной программы предприятия и
объекты научной и опытно-производственной сферы, входящие в состав
Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных
наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии
образования и Российской академии художеств, переданные им в
установленном порядке в соответствии с Указами Президента
Российской Федерации по перечням, утвержденным Советом Министров -
Правительством Российской Федерации, относятся к объектам и
предприятиям, находящимся в федеральной собственности,
приватизация которых запрещена.
Совет Министров РСФСР распоряжением от 28.09.1990 N 1150-р
обязал передать в установленном порядке по состоянию на 1 июля
1990 года в ведение Российской академии сельскохозяйственных наук
научно-исследовательские учреждения с сетью
опытно-производственных хозяйств и предприятий Минсельхозпрода
РСФСР согласно приложению. В перечень передаваемых учреждений
вошел институт картофельного хозяйства (Московская область) с
сетью опытно-производственных хозяйств.
Во исполнение названного распоряжения Министерством сельского
хозяйства и продовольствия РСФСР и Российской академией
сельскохозяйственных наук издан совместный приказ от 13.11.1990 N
157/17нк о передаче Россельхозакадемии научно-исследовательских
учреждений с сетью производственных хозяйств и предприятий
согласно приложению. В состав переданных учреждений вошел
научно-исследовательский институт картофельного хозяйства со своей
сетью опытно-производственных хозяйств, в том числе и ОПХ
"Ударник".
Таким образом, имущество ГУП "ОПХ "Ударник" относится к
имуществу, которое может находиться только в государственной или
муниципальной собственности и не подлежит приватизации.
Согласно уставу ГУП ОПХ "Ударник", утвержденному ВНИИ
картофельного хозяйства им. А.Г. Лорха, учредителем хозяйства
является Россельхозакадемия, оно является экспериментально-опытным
и производственным сельскохозяйственным предприятием. В
соответствии с пунктом 2.1 устава основными задачами хозяйства
являются: производственная проверка результатов
научно-исследовательских разработок. Обеспечение необходимых
условий для проведения исследований, предусмотренных тематическим
планом ВНИИ КХ, осуществление первичной проверки в
производственных условиях прогрессивных технологий, системы машин,
новой техники, технических средств, новых форм удобрений, средств
защиты растений и других законченных научных разработок,
совершенствование селекционно-племенной работы и семеноводства
сельскохозяйственных культур, пропаганда достижений
сельскохозяйственной науки, техники и передового опыта.
Россельхозакадемия закрепила за предприятием федеральное
имущество на праве хозяйственного ведения (договор N II 3.6 от
17.02.2003). Работа опытного хозяйства производится в соответствии
с тематическим планом научных исследований ГНУ "Всероссийский
научно-исследовательский институт картофельного хозяйства им. А.Г.
Лорха".
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ГУП ОПХ
"Ударник" является научной организацией. В силу статьи 6
Федерального закона "О науке и государственной научно-технической
политике" при реорганизации государственной научной организации
должно обеспечиваться сохранение технологического единства и
научно-технической деятельности.
Изучив представленные материалы, выслушав представителей
сторон, суд признал обоснованным довод заявителей, что
приватизация опытно-производственного хозяйства может привести к
разрушению технологического единства научной и
опытно-производственной деятельности.
Согласно части 3 статьи 189 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации обязанность доказывания
обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого
акта, возлагается на органы, которые приняли такой акт.
В судебном заседании установлено, что и это обстоятельство
сторонами не оспаривается, что Правительство Российской Федерации
наделено полномочиями по утверждению прогнозного плана
приватизации федерального имущества, по разработке государственной
научно-технической политики, также обладает полномочиями по
управлению федеральным имуществом.
В разделе I Прогнозного плана (программы) приватизации
федерального имущества на 2008 год и основных направлений
приватизации федерального имущества на 2008 - 2010 годы, в
качестве одной из основных задач в сфере приватизации федерального
имущества в 2008 - 2010 годах определена приватизация имущества,
которое не обеспечивает выполнение государственных функций и
полномочий Российской Федерации. С учетом этих требований
Правительству Российской Федерации и надлежало доказать
правомерность включения заявителя в перечень предприятий,
планируемых к приватизации.
Кроме того, Правительство Российской Федерации не доказало
соблюдение Федерального закона "О науке и государственной
научно-технической политике" при включении ГУП ОПХ "Ударник" в
прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на
2008 год, а также соблюдение требований Федерального закона "О
приватизации государственного и муниципального имущества".
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что
оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов не
соответствует закону или иному нормативному правовому акту и
нарушает права и законные интересы заявителя в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает
решение о признании ненормативного правового акта
недействительным.
При приватизации ГУП ОПХ "Ударник" в виде реорганизации в
акционерное общество прекращается право хозяйственного ведения
имуществом, что нарушает его права в экономической деятельности.
Приватизация заявителя иным образом влечет за собой ликвидацию ГУП
ОПХ "Ударник".
Таким образом, оспариваемое распоряжение Правительства
Российской Федерации частично не соответствует действующему
законодательству и нарушает права ГУП ОПХ "Ударник", в связи с чем
подлежит признанию частично недействительным.
Довод Россельхозакадемии о том, что она не давала согласия на
приватизацию находящегося в ее ведении федерального
государственного предприятия, опровергается представленным письмом
Россельхозакадемии от 05.03.2007 N 01-29-10/32.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 6 Федерального
закона "О науке и государственной научно-технической политике",
статьей 42 Федерального закона "О приватизации государственного и
муниципального имущества", статьями 167 - 169 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный
Суд Российской Федерации
решил:
признать недействительным пункт 2.84 распоряжения
Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 N 543-р о
включении федерального государственного унитарного предприятия
"Опытно-производственное хозяйство "Ударник" в перечень
федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к
приватизации в 2008 году, как не соответствующий Федеральным
законам "О науке и государственной научно-технической политике" и
"О приватизации государственного и муниципального имущества".
Председательствующий судья
И.И.ПОЛУБЕНИНА
Судья
Н.И.ЛОКТЕНКО
Судья
А.М.МЕДВЕДЕВА
|