ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 июня 2007 года
Дело N 81-В07-16
Судья Верховного Суда Российской Федерации А.В. Малышкин,
рассмотрев истребованное по надзорным жалобам Ф. и Военного
комиссариата Кемеровской области дело по иску Ф. к Военному
комиссариату Кемеровской области, Министерству обороны Российской
Федерации о возмещении вреда, причиненного здоровью при выполнении
работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС,
индексации сумм возмещения вреда
установил:
Ф. является инвалидом третьей группы с 50% утратой
трудоспособности. Причина инвалидности и утраты трудоспособности -
увечье, полученное при исполнении обязанностей службы, связанных с
устранением последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В
соответствии с п. 25 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС" истец имеет право на выплату ежемесячной
денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью. По
мнению истца, индексация данных выплат надлежащим образом не
производилась. Кроме того, ответчик выплачивает ему ежемесячную
компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную
компенсацию за вред здоровью, однако индексацию данных сумм также
не производит, в связи с чем Ф. и обратился в суд с указанным выше
иском.
Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 07.12.2005 с
исправлениями описок и арифметических ошибок, внесенными
определением того же суда от 14.02.2006 исковые требования Ф.
удовлетворены частично. Признан незаконным отказ Военного
Комиссариата Кемеровской области в проведении индексации и
перерасчета ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и
компенсации на приобретение продовольственных товаров в связи с
изменением величины прожиточного минимума и уровня инфляции.
Взыскана с Военного Комиссариата Кемеровской области в пользу
истца ежемесячно, начиная с июля 2005 года и бессрочно ежемесячная
выплата компенсации вреда здоровью в сумме 7898 руб. 87 коп. с
последующей ежегодной индексацией в связи с инфляцией. Также
взысканы: разница выплат ежемесячных сумм возмещения вреда
здоровью с начала 2001 года по октябрь 2005 года включительно в
сумме 133195 руб. 86 коп.; ежегодная компенсация за вред здоровью
за 2005 год в сумме 891 руб. 16 коп.; разница в выплатах ежегодной
компенсации за вред здоровью за 2001 - 2004 гг. в сумме 1128 руб.
26 коп.; ежемесячно, начиная с июля 2005 года и бессрочно денежная
компенсация на приобретение продовольственных товаров в сумме 668
руб. 36 коп. с последующей ежегодной индексацией в связи с
инфляцией; разница по ежемесячным выплатам компенсации на
приобретение продовольственных товаров за период с начала 2001
года по ноябрь 2005 года включительно в сумме 13274 руб. 37 коп.;
в возмещение расходов, связанных с проездом представителя для
участия в судебных заседаниях в сумме 1330 руб. 30 коп. Суд
определил размер ежегодной компенсации за вред здоровью на будущее
время, начиная с 2006 года в сумме 891 руб. 16 коп. с последующей
индексацией в связи с инфляцией, в остальной части в иске Ф.
отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам
Кемеровского областного суда от 10.05.2006 решение Заводского
районного суда г. Кемерово от 07.12.2005 оставлено без изменения.
В надзорных жалобах Ф. и Военный комиссариат Кемеровской
области просят состоявшиеся по делу судебные постановления
отменить.
Определением судьи Верховного Суда РФ от 26.04.2007 дело
истребовано в Верховный Суд РФ.
Дело надлежит передать для рассмотрения по существу в суд
надзорной инстанции - президиум Кемеровского областного суда.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального
кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных
постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения
норм материального или процессуального права.
Установлено, что истцу в соответствии с п. 22 ст. 14 Закона РФ
от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС" (в редакции, действовавшей на момент
возникновения у истца права на получение выплат) выплачивается
ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных
товаров, а также в соответствии с ч. 1 ст. 39 названного Закона
ежегодная компенсация за вред здоровью. Как видно из материалов,
дела, с 2000 года индексация данных выплат надлежащим образом не
производилась.
Удовлетворяя требования об индексации указанных выплат, суд
правильно пришел к выводу о том, что данные выплаты, в
соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда РФ
от 19 июня 2002 года N 11-П входят в объем выплат возмещаемого
вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС, предусмотренных Законом РФ от 15 мая 1991 года
N 1244-1 и подлежат индексации в порядке, предусмотренном для
ежемесячных сумм и иных выплат возмещения вреда здоровью.
При этом суд указал, что указанные суммы подлежат индексации
до 18.06.2002 с учетом роста величины прожиточного минимума, а с
19.06.2002 исходя из уровня инфляции, в соответствии с
требованиями Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ "О
внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на ЧАЭС", в статью 2 Федерального закона "О
внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы
на ЧАЭС".
Однако с таким выводом суда согласиться нельзя по следующим
основаниям.
Как указывалось выше и было установлено судом, ежемесячная
денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и
ежегодная компенсация за вред здоровью входят в объем выплат
возмещаемого вреда, причиненного здоровью, в связи с чем подлежат
индексации в порядке, предусмотренном для ежемесячных сумм и иных
выплат возмещения вреда здоровью. Таким образом, с учетом
положений части третьей ст. 5 базового Закона РФ "О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона
от 24.11.1995 N 179-ФЗ), ст. 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 N 1799-1
"Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в
редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N
2288), ст. 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 01.01.1995 до
29.11.2002), допускавшими возможность индексации данных выплат
пропорционально увеличению в централизованном порядке
установленного законом минимального размера оплаты труда, суд
вправе был произвести такую индексацию за период с 1 июля 2000
года до 1 января 2001 года с учетом величин минимального размера
оплаты труда, указанных в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000
N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", т.е. с применением
коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000
года, равного 1,581 (132 : 83,49), а с 1 января 2001 г. с учетом
коэффициента, равного 1,515 (200 : 132).
Также не верно произведена судом индексация ежемесячных сумм
возмещения вреда здоровью в учетом роста величины прожиточного
минимума с 01.01.2001, поскольку по смыслу ч. 3 ст. 2 Федерального
закона от 12 февраля 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в
Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС",
предусматривающей ежегодную индексацию сумм ежемесячных выплат
пропорционально росту величины прожиточного минимума, первая
ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла
быть произведена по истечении данного календарного года, т.е. с
января 2002 года.
Такой порядок индексации сумм возмещения вреда, причиненного
здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие
чернобыльской катастрофы, предусмотрен и Постановлением Пленума
Верховного Суда РФ от 05.04.2005 N 7 "О внесении изменений и
дополнений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской
Федерации от 14.12.2000 N 35 "О некоторых вопросах, возникающих
при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав,
гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС".
Следует учесть и то, что в связи с принятием Федерального
закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ "О внесении изменений в
статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС",
в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" размеры выплат,
установленные в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 14 или
пунктом 11 части 1 статьи 15 Закона РФ "О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы
на ЧАЭС" был введен новый порядок индексации сумм возмещения вреда
здоровью, в соответствии с которым с 19 июня 2002 года указанные
суммы индексируются исходя из уровня инфляции, установленного
Федеральным законом от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ "О
федеральном бюджете на 2003 год" в порядке, определяемом
Правительством Российской Федерации, выплата гражданам
недополученных сумм за 2002 - 2004 годы производится в течение
2005 - 2006 годов.
Во исполнение вышеназванного Закона приняты Постановления
Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 847,
от 25 мая 2005 года N 326, от 7 мая 2005 года N 292,
предусматривающие последующее поэтапное индексирование размеров
компенсаций и иных выплат.
При этом, в силу Определения Конституционного Суда Российской
Федерации от 4 октября 2005 года N 364-О при разрешении вопроса о
возможности применения нового порядка индексации компенсационных
выплат за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года как к
гражданам уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов,
так и к гражданам ранее не обращавшимся в суд, но которым выплаты
полагались, суд должен руководствоваться конституционным принципом
равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции
Российской Федерации), а также исходить из правовых позиций
Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости
придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной
силы. Так, суду следует сопоставить размеры подлежащих уплате
таким гражданам компенсационных сумм в рамках соответствующего
периода, рассчитанных на основе нового критерия индексации (уровня
инфляции), с размерами сумм, рассчитанных на основе показателей
прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации.
В случае, когда судом при рассмотрении дела будет установлено,
что применение какого-либо критерия индексации компенсационных
выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера
выплат, по сравнению с суммами, рассчитанными в соответствии с
другим механизмом индексации, надлежит исходить из необходимости
применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года
наиболее благоприятного для получателей указанных выплат критерия
их индексации.
Таким образом, индексация ежемесячных сумм возмещения вреда
здоровью, как и ежемесячная денежная компенсация на приобретение
продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью
в период с 19.06.2002 по 29.05.2004 подлежали индексации по
наиболее благоприятному для истца варианту.
Эти доводы заслуживают внимания, в связи с чем дело вместе с
надзорными жалобами Ф., Военного комиссариата Кемеровской области
и настоящим определением следует направить для рассмотрения по
существу в суд надзорной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 384
Гражданского процессуального кодекса РФ,
определил:
дело по иску Ф. к Военному комиссариату Кемеровской области,
Министерству обороны Российской Федерации о возмещении вреда,
причиненного здоровью при выполнении работ по ликвидации
последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, индексации сумм
возмещения вреда направить для рассмотрения по существу в
президиум Кемеровского областного суда.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.В.МАЛЫШКИН
|