Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 30.07.2007 N ГКПИ07-615 ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ПРАВИЛ ОПЛАТЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОПЛАЧИВАЕМОГО ОТПУСКА И ВЫПЛАТЫ ЕДИНОВРЕМЕННОЙ КОМПЕНСАЦИИ НА ОЗДОРОВЛЕНИЕ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМОЙ ОДНОВРЕМЕННО С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОПЛАЧИВАЕМЫМ ОТПУСКОМ ГРАЖДАНАМ, ПОДВЕРГШИМСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС, УТВ. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                 РЕШЕНИЕ
                     от 30 июля 2007 г. N ГКПИ07-615
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       судьи Верховного Суда
       Российской Федерации                             Зайцева В.Ю.,
       при секретаре                                Степанищеве А.В.,
       с участием прокурора                           Селяниной Н.Я.,
   
       рассмотрев  в  открытом  судебном заседании гражданское дело по
   заявлению  В.  о  признании  частично  недействующими Правил оплаты
   дополнительного  оплачиваемого  отпуска  и  выплаты  единовременной
   компенсации   на   оздоровление,   предоставляемой  одновременно  с
   дополнительным   оплачиваемым   отпуском   гражданам,  подвергшимся
   воздействию  радиации  вследствие  катастрофы на Чернобыльской АЭС,
   утвержденных  Постановлением  Правительства Российской Федерации от
   3 марта 2007 г. N 136,
   
                               установил:
   
       Постановлением  Правительства  Российской  Федерации от 3 марта
   2007  г.  N  136 "О порядке предоставления мер социальной поддержки
   гражданам,  подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы
   на   Чернобыльской  АЭС  и  ядерных  испытаний  на  Семипалатинском
   полигоне,  в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также
   выплаты  пособия  на погребение граждан, погибших (умерших) в связи
   с    чернобыльской    катастрофой"    утверждены   Правила   оплаты
   дополнительного  оплачиваемого  отпуска  и  выплаты  единовременной
   компенсации   на   оздоровление,   предоставляемой  одновременно  с
   дополнительным   оплачиваемым   отпуском   гражданам,  подвергшимся
   воздействию  радиации  вследствие  катастрофы  на Чернобыльской АЭС
   (далее - Правила).
       В  пункте 1 Правил указано, что данные Правила, разработанные в
   соответствии  с  Законом  Российской Федерации "О социальной защите
   граждан,  подвергшихся  воздействию  радиации вследствие катастрофы
   на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон), определяют порядок:
       оплаты  дополнительного оплачиваемого отпуска, предусмотренного
   пунктом  5  части  первой  статьи 14, пунктом 2 части первой статьи
   18,  пунктом  4  части  второй  статьи  19 и пунктом 2 части второй
   статьи    20    Закона,   полученного   гражданами,   подвергшимися
   воздействию  радиации  вследствие  катастрофы  на Чернобыльской АЭС
   (далее - получатели);
       выплаты     получателям     единовременной    компенсации    на
   оздоровление,   предоставляемой   одновременно   с   дополнительным
   оплачиваемым  отпуском в зависимости от времени проживания (работы)
   в  зоне радиоактивного загрязнения, предусмотренной пунктом 2 части
   первой  статьи  18 и пунктом 2 части второй статьи 20 Закона (далее
   - единовременная компенсация).
       В  силу пункта 2 Правил получатель подает по месту жительства в
   орган  в  сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом
   государственной    власти    субъекта    Российской   Федерации   в
   соответствии  с  законодательством  субъекта  Российской  Федерации
   (далее    -    уполномоченный    орган),    заявление   об   оплате
   дополнительного  оплачиваемого  отпуска  и  выплате  единовременной
   компенсации   на   оздоровление,   предоставляемой  одновременно  с
   дополнительным  оплачиваемым отпуском (с указанием своего почтового
   адреса   или   реквизитов   счета,   открытого   им   в   кредитной
   организации). К заявлению прилагаются следующие документы:
       а)  копия  удостоверения,  дающего  право  на  меры  социальной
   поддержки;
       б)   справка   о   размере   среднего   заработка  с  указанием
   причитающейся  к  выплате  итоговой  суммы  (за  вычетом  налогов в
   соответствии  с  законодательством Российской Федерации) и периода,
   за   который   предоставляется  отпуск,  подписанная  руководителем
   организации  и  главным  бухгалтером  (с  расшифровкой  подписей) и
   заверенная   печатью.   Для  получения  единовременной  компенсации
   справка  должна  содержать  сведения  о периоде работы получателя в
   организации   на  территории  соответствующей  зоны  радиоактивного
   загрязнения.
       Согласно  пунктам  4  и  5  по месту подачи заявления об оплате
   дополнительного  оплачиваемого  отпуска  и  выплате  единовременной
   компенсации  на  каждого  получателя  формируется  дело, подлежащее
   хранению в установленном порядке.
       Для  осуществления оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска
   и   выплаты   единовременной   компенсации   уполномоченный   орган
   составляет списки получателей, в которых указываются:
       а) фамилия, имя, отчество получателя;
       б) размер выплачиваемых средств;
       в)  реквизиты  организации  федеральной почтовой связи по месту
   жительства  получателя  и  его почтовый адрес либо реквизиты счета,
   открытого им в кредитной организации.
       Пунктом   7   Правил   определено,  что  территориальный  орган
   Федерального   казначейства   на   основании   списков  получателей
   перечисляет   средства  федерального  бюджета,  предусмотренные  на
   оплату    дополнительного    оплачиваемого    отпуска   и   выплату
   единовременной  компенсации,  в  организацию  федеральной  почтовой
   связи либо на счет, открытый получателем в кредитной организации.
       В.,  являющийся  участником  ликвидации  последствий  аварии на
   Чернобыльской  АЭС,  обратился в Верховный Суд Российской Федерации
   с заявлением о признании недействующими следующих норм Правил:
       -  пункта  1 в части слов "оплаты дополнительного оплачиваемого
   отпуска,   предусмотренного  пунктом  5  части  первой  статьи  14,
   пунктом  2 части первой статьи 18, пунктом 4 части второй статьи 19
   и  пунктом 2 части второй статьи 20 Закона, полученного гражданами,
   подвергшимися   воздействию   радиации   вследствие  катастрофы  на
   Чернобыльской АЭС (далее - получатели)";
       -  пунктов  2  и  4  в  части  слов  "об оплате дополнительного
   оплачиваемого отпуска";
       -  пункта  5 в части слов "оплаты дополнительного оплачиваемого
   отпуска";
       -   пункта   7   в   части   слов  "на  оплату  дополнительного
   оплачиваемого отпуска".
       В   заявлении   указано,   что  Правила  в  оспариваемой  части
   противоречат   Трудовому   кодексу  Российской  Федерации,  который
   предписывает  производить  оплату  отпуска  (как  основного,  так и
   дополнительного)  не  позднее чем за три дня до его начала (часть 9
   статьи  136)  и  не  предусматривает подачу заявления для получения
   оплаты ежегодного дополнительного отпуска.
       Кроме  того,  В.  ссылается на то, что оспариваемые предписания
   Правил  не  соответствуют  статьям 20, 56 и 129 названного Кодекса,
   поскольку    ни    органы    социальной    защиты   населения,   ни
   территориальные  органы  Федерального  казначейства не являются его
   работодателями  и у них не возникает обязанности производить оплату
   ему ежегодного дополнительного отпуска.
       В  судебном  заседании  представитель  заявителя  Вихарев  А.А.
   поддержал  заявленные требования и просил удовлетворить их в полном
   объеме.
       Представители  Правительства  Российской Федерации Демидов В.П.
   и  Таболина  И.В.  заявление  В.  не  признали, ссылаясь на то, что
   Правила   в   оспариваемой   части   не  противоречат  действующему
   законодательству   Российской  Федерации,  в  том  числе  Трудовому
   кодексу  Российской Федерации, и не нарушают права заявителя и иных
   лиц.
       Заслушав  объяснения  представителей лиц, участвующих в деле, и
   изучив  материалы  дела,  выслушав заключение прокурора Генеральной
   прокуратуры   Российской   Федерации   Селяниной   Н.Я.,  просившей
   отказать  заявителю  в  удовлетворении  его требований, суд находит
   заявление В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
       Из  преамбулы  Постановления Правительства Российской Федерации
   от  3 марта 2007 г. N 136, которым утверждены оспариваемые Правила,
   следует,  что  оно  принято  в  целях  реализации Закона Российской
   Федерации  от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан,
   подвергшихся   воздействию   радиации   вследствие   катастрофы  на
   Чернобыльской АЭС" (далее - Закон).
       Согласно  статье  2 Закона отношения, связанные с чернобыльской
   катастрофой,     регулируются     данным    Законом,    действующим
   законодательством   Российской   Федерации   в   части   норм,   не
   противоречащих  этому  Закону,  и  другими  актами законодательства
   Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.
       Частью  первой  статьи  3 Закона гражданам Российской Федерации
   гарантированы  установленные Законом возмещение вреда, причиненного
   их  здоровью  и  имуществу  вследствие  катастрофы на Чернобыльской
   АЭС,  возмещение  вреда  за  риск вследствие проживания и работы на
   территории,  подвергшейся  радиоактивному загрязнению, превышающему
   допустимые  уровни  в  результате чернобыльской катастрофы, а также
   предоставление мер социальной поддержки.
       Одной   из   мер  социальной  поддержки  граждан,  подвергшихся
   воздействию  радиации  вследствие  катастрофы на Чернобыльской АЭС,
   является     предоставление     им    ежегодного    дополнительного
   оплачиваемого  отпуска,  предусмотренного  пунктом  5  части первой
   статьи  14,  пунктом  2  части  первой  статьи  18, пунктом 4 части
   второй статьи 19 и пунктом 2 части второй статьи 20 Закона.
       При  этом  в  силу части второй статьи 4 Закона меры социальной
   поддержки  предоставляются  в порядке, установленном Правительством
   Российской Федерации.
       Следовательно,  утверждая  оспариваемые  Правила, Правительство
   Российской  Федерации  действовало  в  пределах предоставленных ему
   Законом полномочий.
       С  доводами  заявления  о  противоречии  Правил  в оспариваемой
   части  Трудовому  кодексу  Российской  Федерации суд согласиться не
   может.
       Согласно  части  1  статьи  129  Трудового  кодекса  Российской
   Федерации  заработная  плата  (оплата труда работника) представляет
   собой   вознаграждение   за  труд  в  зависимости  от  квалификации
   работника,  сложности,  количества,  качества и условий выполняемой
   работы,   а  также  компенсационные  выплаты  (доплаты  и  надбавки
   компенсационного  характера,  в  том  числе  за  работу в условиях,
   отклоняющихся   от   нормальных,   работу  в  особых  климатических
   условиях    и    на    территориях,   подвергшихся   радиоактивному
   загрязнению,   и   иные   выплаты   компенсационного  характера)  и
   стимулирующие    выплаты   (доплаты   и   надбавки   стимулирующего
   характера, премии и иные поощрительные выплаты).
       Часть  первая  статьи  56 данного Кодекса возлагает обязанность
   по  своевременной  и  полной  выплате работнику заработной платы на
   работодателя.
       Между  тем  из  статьи  5  Закона видно, что предусмотренные им
   возмещение  вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся
   воздействию  радиации  вследствие  катастрофы на Чернобыльской АЭС,
   являются  расходными  обязательствами Российской Федерации, порядок
   финансирования  которых  устанавливается  Правительством Российской
   Федерации.
       Из    изложенного    следует,    что   выплаты,   связанные   с
   предоставлением   гражданам,   подвергшимся   воздействию  радиации
   вследствие  чернобыльской  катастрофы,  дополнительного  отпуска  в
   соответствии  с  Законом,  к  их заработной плате (оплате труда) не
   относятся   и   обязанность   по   выплате  этих  сумм  Законом  на
   работодателя не возложена.
       Таким  образом, работодатель не обязан производить оплату таких
   отпусков  работникам  и  Правила  в  оспариваемой  части  Трудовому
   кодексу Российской Федерации не противоречат.
       Не  установлено судом несоответствия оспариваемых норм Правил и
   иным федеральным законам.
       Согласно   части   1  статьи  253  ГПК  РФ  суд,  признав,  что
   оспариваемый  нормативный правовой акт не противоречит федеральному
   закону  или  другому  нормативному  правовому акту, имеющим большую
   юридическую  силу,  принимает  решение  об  отказе в удовлетворении
   соответствующего заявления.
       Руководствуясь  статьями  194  - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд
   Российской Федерации
   
                                 решил:
   
       В. в удовлетворении заявления отказать.
       Решение   может   быть   обжаловано   в  Кассационную  коллегию
   Верховного  Суда  Российской Федерации в течение десяти дней со дня
   принятия решения судом в окончательной форме.
   
                                                 Судья Верховного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                            В.Ю.ЗАЙЦЕВ
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
Разное