ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ
РЕШЕНИЕ
от 3 июля 2007 г. N ВКПИ07-58
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе председательствующего - судьи Верховного Суда Российской
Федерации генерал-майора юстиции Калиниченко Ю.А., при секретаре
капитане юстиции Старкове Д.М., с участием старшего военного
прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции
Багателия В.И., представителей заинтересованного лица полковника
Некрылова И.С. и майора юстиции Слухая Е.Г., рассмотрев в открытом
судебном заседании гражданское дело по заявлению Х. о признании
недействующей с момента издания ст. 10 Дисциплинарного устава
Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом
Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года N 2140 "Об
утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской
Федерации",
установила:
Х. обратился в Верховный Суд РФ с указанным заявлением,
утверждая, что в соответствии с действующим законодательством
старший начальник не вправе самостоятельно принимать решение по
реализации дисциплинарного взыскания, наложенного младшим
начальником.
По мнению заявителя, дисциплинарное взыскание в виде
"предупреждения о неполном служебном соответствии" по своей сути
является предупреждением, которое может повлечь за собой
представление военнослужащего в установленном порядке к снижению в
должности или к досрочному увольнению с военной службы, если
офицер (прапорщик) в течение года после его наложения не исправит
свое поведение образцовым выполнением воинского долга и взыскание
не сыграет своей воспитательной роли.
Основанием для назначения военнослужащего на нижестоящую
должность служит представление, которое готовится младшим
начальником и реализуется путем издания соответствующего приказа
старшим начальником.
Вместе с тем, как утверждает Х., в отношении его этот порядок
был нарушен, поскольку представление о назначении его на
нижестоящую должность в порядке реализации дисциплинарного
взыскания было оформлено на основании приказа вышестоящего
должностного лица по истечении годичного срока, предусмотренного
ст. 102 Дисциплинарного устава ВС РФ.
С учетом изложенного Х. утверждает, что оспариваемая им норма
противоречит п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 2003 года N
58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", а
также п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ
"О статусе военнослужащих" и нарушает его права и законные
интересы.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте
судебного заседания, в суд не прибыл и, настаивая на
удовлетворении своих требований, просил рассмотреть дело без его
участия.
Представители заинтересованного лица Некрылов И.С. и Слухай
Е.Г. возражали против удовлетворения заявления Х., указав, что ст.
10 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации
соответствует действующему законодательству и прав заявителя не
нарушает.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей
заинтересованного лица и заключение прокурора, полагавших
необходимым в удовлетворении заявления Х. отказать, Военная
коллегия Верховного Суда РФ находит следующее.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003
года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской
Федерации" военная служба является видом федеральной
государственной службы, входящим в систему государственной службы.
Одним из основных принципов построения и функционирования
системы государственной службы в соответствии с п. 1 ст. 3
названного Закона действительно является защита государственных
служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную
служебную деятельность как государственных органов и должностных
лиц, так и физических и юридических лиц.
Реализация принципов построения и функционирования системы
государственной службы обеспечивается федеральными законами о
видах государственной службы. Указанными Федеральными законами
могут быть предусмотрены также другие принципы построения и
функционирования видов государственной службы, учитывающие их
особенности (п. 2 ст. 3 Закона).
Таким законом в условиях военной службы является Федеральный
закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". В
соответствии с его п. 1 ст. 5 военнослужащие находятся под защитой
государства. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность
военнослужащих, за исключением лиц, уполномоченных на то
федеральными конституционными законами, федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также
Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации,
Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации,
Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской
Федерации.
Нормативным правовым актом, определяющим сущность воинской
дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды
поощрений и дисциплинарных взысканий, права командиров
(начальников) по их применению, а также порядок подачи и
рассмотрения предложений, заявлений и жалоб в период прохождения
военной службы, является Дисциплинарный устав Вооруженных Сил
Российской Федерации (из преамбулы).
Таким образом, запрет на вмешательство в служебную
деятельность военнослужащих не распространяется на командиров
(начальников), которым это право предоставлено законами и
воинскими уставами.
Согласно статьям 30, 32 Устава внутренней службы и статье 9
Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации одним
из принципов строительства Вооруженных Сил РФ является
единоначалие, которое заключается в праве командира (начальника)
отдавать приказ и обязанности подчиненного беспрекословно
повиноваться приказу.
Из этого следует, что все командиры (начальники) обладают
дисциплинарной властью, которая представляет собой одно из
правовых (юридических) средств укрепления воинской дисциплины.
В целях увеличения влияния на подчиненных Дисциплинарный устав
Вооруженных Сил РФ предоставляет каждому начальнику определенную
степень власти, которая выражается, в том числе, в праве наложения
на них дисциплинарных взысканий.
Анализ правовых норм о компетенции командиров (начальников) по
применению поощрений и наложению взысканий на подчиненных
позволяет утверждать, что права, предоставленные младшим
командирам, также принадлежат старшему прямому (начальнику)
командиру.
Таким образом, предоставление прав командирам и начальникам
осуществляется в зависимости от занимаемой должности, а
дисциплинарные права тем больше, чем выше занимаемая должность.
Этот принцип нашел свое нормативное закрепление в ст. 10
Дисциплинарного устава ВС РФ, поэтому утверждение Х. о
неправомочности старшего начальника принимать решение по
реализации дисциплинарного взыскания, объявленного младшим
начальником, как не соответствующее принципу единоначалия является
ошибочным.
Что касается частных фактов нарушения прав Х., о которых он
указывает в заявлении, то они, в случае его волеизъявления, могут
быть предметом рассмотрения военных судов в порядке Главы 25 ГПК
РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 252 и 253 ГПК РФ, Военная
коллегия Верховного Суда РФ
решила:
в удовлетворении заявления Х. о признании недействующей с
момента издания ст. 10 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил
Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской
Федерации от 14 декабря 1993 года N 2140 "Об утверждении
общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации",
отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.А.КАЛИНИЧЕНКО
|