Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 03.07.2007 N ВКПИ07-58 ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩЕЙ СТАТЬИ 10 ДИСЦИПЛИНАРНОГО УСТАВА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННОГО УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РФ ОТ 14.12.1993 N 2140

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                            ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ
   
                                 РЕШЕНИЕ
                      от 3 июля 2007 г. N ВКПИ07-58
   
       Именем Российской Федерации
   
       Военная   коллегия   Верховного  Суда  Российской  Федерации  в
   составе  председательствующего  -  судьи Верховного Суда Российской
   Федерации  генерал-майора  юстиции  Калиниченко Ю.А., при секретаре
   капитане  юстиции  Старкове  Д.М.,  с  участием  старшего  военного
   прокурора  отдела  Главной  военной  прокуратуры полковника юстиции
   Багателия  В.И.,  представителей  заинтересованного лица полковника
   Некрылова  И.С. и майора юстиции Слухая Е.Г., рассмотрев в открытом
   судебном  заседании  гражданское  дело  по заявлению Х. о признании
   недействующей  с  момента  издания  ст.  10  Дисциплинарного устава
   Вооруженных   Сил   Российской   Федерации,   утвержденного  Указом
   Президента  Российской Федерации от 14 декабря 1993 года N 2140 "Об
   утверждении   общевоинских   уставов  Вооруженных   Сил  Российской
   Федерации",
   
                               установила:
   
       Х.  обратился  в  Верховный  Суд  РФ  с  указанным  заявлением,
   утверждая,  что  в  соответствии  с  действующим  законодательством
   старший  начальник  не  вправе  самостоятельно принимать решение по
   реализации    дисциплинарного    взыскания,   наложенного   младшим
   начальником.
       По   мнению   заявителя,   дисциплинарное   взыскание   в  виде
   "предупреждения  о  неполном  служебном соответствии" по своей сути
   является   предупреждением,   которое   может   повлечь   за  собой
   представление  военнослужащего в установленном порядке к снижению в
   должности  или  к  досрочному  увольнению  с  военной  службы, если
   офицер  (прапорщик)  в течение года после его наложения не исправит
   свое  поведение  образцовым выполнением воинского долга и взыскание
   не сыграет своей воспитательной роли.
       Основанием   для   назначения  военнослужащего  на  нижестоящую
   должность   служит   представление,   которое   готовится   младшим
   начальником  и  реализуется  путем издания соответствующего приказа
   старшим начальником.
       Вместе  с  тем, как утверждает Х., в отношении его этот порядок
   был   нарушен,   поскольку   представление   о  назначении  его  на
   нижестоящую   должность   в   порядке   реализации  дисциплинарного
   взыскания   было   оформлено   на  основании  приказа  вышестоящего
   должностного  лица  по  истечении годичного срока, предусмотренного
   ст. 102 Дисциплинарного устава ВС РФ.
       С  учетом  изложенного Х. утверждает, что оспариваемая им норма
   противоречит  п.  1 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 2003 года N
   58-ФЗ  "О  системе  государственной службы Российской Федерации", а
   также  п.  1  ст. 5 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ
   "О   статусе  военнослужащих"  и  нарушает  его  права  и  законные
   интересы.
       Заявитель,  надлежащим  образом  извещенный  о  времени и месте
   судебного   заседания,   в   суд   не   прибыл   и,   настаивая  на
   удовлетворении  своих  требований,  просил рассмотреть дело без его
   участия.
       Представители  заинтересованного  лица  Некрылов  И.С. и Слухай
   Е.Г.  возражали против удовлетворения заявления Х., указав, что ст.
   10  Дисциплинарного  устава  Вооруженных  Сил  Российской Федерации
   соответствует  действующему  законодательству  и  прав заявителя не
   нарушает.
       Исследовав  материалы  дела, выслушав объяснения представителей
   заинтересованного   лица   и   заключение   прокурора,   полагавших
   необходимым   в   удовлетворении  заявления  Х.  отказать,  Военная
   коллегия Верховного Суда РФ находит следующее.
       В  соответствии  со  ст.  2  Федерального закона от 27 мая 2003
   года   N   58-ФЗ   "О  системе  государственной  службы  Российской
   Федерации"    военная    служба    является    видом    федеральной
   государственной службы, входящим в систему государственной службы.
       Одним  из  основных  принципов  построения  и  функционирования
   системы  государственной  службы  в  соответствии  с  п.  1  ст.  3
   названного  Закона  действительно  является  защита государственных
   служащих  от  неправомерного  вмешательства  в  их профессиональную
   служебную  деятельность  как  государственных органов и должностных
   лиц, так и физических и юридических лиц.
       Реализация  принципов  построения  и  функционирования  системы
   государственной   службы  обеспечивается  федеральными  законами  о
   видах  государственной  службы.  Указанными  Федеральными  законами
   могут   быть  предусмотрены  также  другие  принципы  построения  и
   функционирования   видов  государственной  службы,  учитывающие  их
   особенности (п. 2 ст. 3 Закона).
       Таким  законом  в  условиях военной службы является Федеральный
   закон  от  27  мая  1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". В
   соответствии  с его п. 1 ст. 5 военнослужащие находятся под защитой
   государства.  Никто  не вправе вмешиваться в служебную деятельность
   военнослужащих,   за   исключением   лиц,   уполномоченных   на  то
   федеральными  конституционными  законами,  федеральными  законами и
   иными  нормативными  правовыми актами Российской Федерации, а также
   Уставом  внутренней  службы  Вооруженных  Сил Российской Федерации,
   Дисциплинарным   уставом   Вооруженных  Сил  Российской  Федерации,
   Уставом  гарнизонной  и караульной служб Вооруженных Сил Российской
   Федерации.
       Нормативным  правовым  актом,  определяющим  сущность  воинской
   дисциплины,  обязанности  военнослужащих  по  ее  соблюдению,  виды
   поощрений    и    дисциплинарных    взысканий,   права   командиров
   (начальников)   по   их   применению,  а  также  порядок  подачи  и
   рассмотрения  предложений,  заявлений  и жалоб в период прохождения
   военной  службы,  является  Дисциплинарный  устав  Вооруженных  Сил
   Российской Федерации (из преамбулы).
       Таким    образом,   запрет   на   вмешательство   в   служебную
   деятельность   военнослужащих  не  распространяется  на  командиров
   (начальников),   которым   это   право   предоставлено  законами  и
   воинскими уставами.
       Согласно  статьям  30,  32  Устава внутренней службы и статье 9
   Дисциплинарного  устава  Вооруженных Сил Российской Федерации одним
   из    принципов   строительства   Вооруженных   Сил   РФ   является
   единоначалие,  которое  заключается  в праве командира (начальника)
   отдавать   приказ   и   обязанности   подчиненного   беспрекословно
   повиноваться приказу.
       Из  этого  следует,  что  все  командиры  (начальники) обладают
   дисциплинарной   властью,   которая   представляет  собой  одно  из
   правовых (юридических) средств укрепления воинской дисциплины.
       В  целях увеличения влияния на подчиненных Дисциплинарный устав
   Вооруженных  Сил  РФ  предоставляет каждому начальнику определенную
   степень  власти, которая выражается, в том числе, в праве наложения
   на них дисциплинарных взысканий.
       Анализ  правовых норм о компетенции командиров (начальников) по
   применению   поощрений   и   наложению   взысканий  на  подчиненных
   позволяет    утверждать,   что   права,   предоставленные   младшим
   командирам,   также   принадлежат   старшему  прямому  (начальнику)
   командиру.
       Таким  образом,  предоставление  прав  командирам и начальникам
   осуществляется   в   зависимости   от   занимаемой   должности,   а
   дисциплинарные права тем больше, чем выше занимаемая должность.
       Этот  принцип  нашел  свое  нормативное  закрепление  в  ст. 10
   Дисциплинарного   устава   ВС   РФ,   поэтому   утверждение   Х.  о
   неправомочности    старшего   начальника   принимать   решение   по
   реализации    дисциплинарного   взыскания,   объявленного   младшим
   начальником,  как не соответствующее принципу единоначалия является
   ошибочным.
       Что  касается  частных  фактов  нарушения прав Х., о которых он
   указывает  в  заявлении, то они, в случае его волеизъявления, могут
   быть  предметом  рассмотрения  военных судов в порядке Главы 25 ГПК
   РФ.
       Руководствуясь  ст.  ст.  194  - 198, 252 и 253 ГПК РФ, Военная
   коллегия Верховного Суда РФ
   
                                 решила:
   
       в  удовлетворении  заявления  Х.  о  признании  недействующей с
   момента  издания  ст.  10  Дисциплинарного  устава  Вооруженных Сил
   Российской  Федерации,  утвержденного  Указом Президента Российской
   Федерации   от   14  декабря  1993  года  N  2140  "Об  утверждении
   общевоинских   уставов   Вооруженных   Сил  Российской  Федерации",
   отказать.
       Решение   может   быть   обжаловано   в  Кассационную  коллегию
   Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.
   
                                                 Судья Верховного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                       Ю.А.КАЛИНИЧЕНКО
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
Разное