Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 16.07.2007 N ГКПИ07-376 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ РСФСР "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ГРАНИЦ И РЕЖИМА ОКРУГОВ САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ КУРОРТОВ МАРЦИАЛЬНЫЕ ВОДЫ В КАРЕЛЬСКОЙ АССР, ОЗЕРО ШИРА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ И СТАРАЯ РУССА В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ" ОТ 12.12.1985 N 556

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                 РЕШЕНИЕ
                     от 16 июля 2007 г. N ГКПИ07-376
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       судьи Верховного Суда
       Российской Федерации                            Толчеева Н.К.,
       при секретаре                                     Якиной К.А.,
       с участием прокурора                             Кротова В.А.,
   
       рассмотрев  в  открытом  судебном заседании гражданское дело по
   заявлению   С.   о  признании  недействующим  Постановления  Совета
   Министров  РСФСР  от  12  декабря  1985 года N 556 "Об установлении
   границ  и  режима  округов  санитарной  охраны курортов Марциальные
   воды  в  Карельской  АССР,  Озеро Шира в Красноярском крае и Старая
   Русса в Новгородской области",
   
                               установил:
   
       Постановлением  Совета  Министров РСФСР от 12 декабря 1985 года
   N  556  "Об  установлении границ и режима округов санитарной охраны
   курортов   Марциальные   воды  в  Карельской  АССР,  Озеро  Шира  в
   Красноярском  крае  и Старая Русса в Новгородской области" (далее -
   Постановление)    принято    предложение   ВЦСПС   и   Министерства
   здравоохранения  РСФСР  об  установлении  границ  и  режима округов
   санитарной  охраны  курортов  Марциальные  воды  в Карельской АССР,
   Озеро  Шира  в  Красноярском  крае  и  Старая  Русса в Новгородской
   области согласно приложениям N 1 - 3.
       С.  обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением
   о  признании названного Постановления недействующим в полном объеме
   и  не  порождающим  правовых  последствий  с  30  января 1991 года,
   ссылаясь  на  то,  что  данный акт не был официально опубликован, в
   связи  с  чем противоречит действующему законодательству Российской
   Федерации  и  нарушает  его  конституционное  право иметь в частной
   собственности землю.
       В  судебном  заседании  представитель заявителя Куропаткин С.А.
   уточнил   заявленные   требования,  просил  признать  Постановление
   недействующим  в  части, устанавливающей границы и режим санитарной
   охраны  курорта  Озеро Шира Красноярского края, указывая на то, что
   применением  именно  этой  части  оспариваемого  акта были нарушены
   права заявителя.
       Представители  Правительства Российской Федерации Таболина И.В.
   и   Ермакова   Т.В.   возражали  против  удовлетворения  заявления,
   ссылаясь  на  то,  что  оспариваемое  Постановление не противоречит
   действующим    нормативным    правовым   актам,   имеющим   большую
   юридическую  силу,  адресовано  правоприменительным органам власти,
   каких-либо  нормативных  положений  не  содержит  и  не затрагивает
   права и свободы граждан.
       Выслушав  объяснения  представителя  заявителя и представителей
   Правительства  Российской  Федерации,  обсудив  их доводы, заслушав
   заключение  прокурора  Кротова  В.А.,  полагавшего в удовлетворении
   заявленного   требования   отказать,   Верховный   Суд   Российской
   Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.
       Статьей  39  Основ  земельного  законодательства  Союза  ССР  и
   союзных  республик,  утвержденных  Законом  СССР от 13 декабря 1968
   г.,  предусматривалось,  что  в  интересах  обеспечения необходимых
   условий  для  лечения  и  отдыха  населения, а также с целью охраны
   природных   лечебных  факторов  на  всех  курортах  устанавливаются
   округа  санитарной  охраны.  В  пределах  этих  округов запрещается
   предоставлять  земельные  участки  в  пользование тем предприятиям,
   организациям  и  учреждениям,  деятельность  которых несовместима с
   охраной  природных  лечебных  свойств  и  благоприятных условий для
   отдыха населения.
       В   силу  статьи  78  Закона  РСФСР  от  29  июля  1971  г.  "О
   здравоохранении"  признание местности курортом, установление границ
   округов   санаторной   охраны  курортов  и  определение  их  режима
   производилось  Советом  Министров  СССР или Советом Министров РСФСР
   по  совместному  представлению  Министерства здравоохранения СССР и
   ВЦСПС    или    Министерства   здравоохранения   РСФСР   и   ВЦСПС,
   согласованному    с   исполнительным   комитетом   соответствующего
   местного   Совета   народных   депутатов,  на  территории  которого
   расположен данный курорт.
       В  настоящее  время  земли курортов отнесены к особо охраняемым
   природным  территориям,  полномочиями  по  определению  их границ и
   режимов  наделено  Правительство  Российской Федерации (пункты 3, 4
   статьи  94  Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи
   16  Федерального  закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных
   лечебных  ресурсах,  лечебно-оздоровительных местностях и курортах"
   (в редакции от 29 декабря 2006 г.).
       В  соответствии  со  своей  компетенцией  Совет Министров РСФСР
   Постановлением  от 6 января 1971 г. N 11 включил курорт Озеро Шира,
   Красноярский    край    в    перечень   курортов   РСФСР,   имеющих
   республиканское  значение, а Постановлением от 13 февраля 1986 г. N
   70 утвердил Положение о курорте Озеро Шира.
       В  Положении  о  курорте  Озеро  Шира (опубликовано в СП РСФСР,
   1986,  N  13,  ст.  82) определен правовой режим данного курорта. В
   пункте  12 прямо указано на Постановление Совета Министров РСФСР от
   12  декабря 1985 г. N 556 (приложение N 2), устанавливающее границы
   и   режим  округа  санитарной  охраны  курорта.  Отмечено,  что  на
   территории   зон   округа  санитарной  охраны  курорта  соблюдаются
   требования,   установленные   для   них   Положением   о  курортах,
   утвержденным  Постановлением  Совета  Министров  СССР от 5 сентября
   1973 г. N 654.
       Таким   образом,   в   официально   опубликованном  нормативном
   правовом  акте  доведено  до  всеобщего  сведения  о  Постановлении
   Совета  Министров  РСФСР  от 12 декабря 1985 г. N 556 (приложение N
   2)  и  предмете  его  регулирования.  В настоящее время текст этого
   Постановления,   оспариваемого   заявителем,   имеется  в  правовых
   информационных системах "Гарант", "Кодекс" и "КонсультантПлюс".
       Постановление   адресовано   органам   государственной  власти,
   предназначено   для   определения  ими  соответствующих  границ  на
   местности  и  не  содержит  каких-либо правовых норм, затрагивающих
   права  и  свободы граждан, не вводит никаких ограничений их прав на
   землепользование.   В   нем   обозначаются   лишь   границы  округа
   санитарной  охраны  курорта, а также границы зон определенного вида
   режима   (строгого   режима,  зон  ограничений  и  наблюдения)  без
   установления содержания этих режимов.
       Особенности  каждого  вида  режима  особо  охраняемых природных
   территорий,  к которым относятся земли курортов, и связанные с ними
   запреты  и  ограничения установлены не оспариваемым Постановлением,
   а  федеральными  законами,  в  частности  статьей  16  Федерального
   закона  от  23  февраля  1995  г.  N  26-ФЗ  "О  природных лечебных
   ресурсах,   лечебно-оздоровительных   местностях   и  курортах",  в
   соответствии  с  пунктом  3  которой  в  составе  округа санитарной
   (горно-санитарной)  охраны  выделяется  до  трех  зон,  статьей  32
   Федерального  закона  от  14  марта  1995  г.  N  33-ФЗ  "Об  особо
   охраняемых  природных  территориях" (в редакции от 10 мая 2007 г.),
   пунктом   1   части  1  статьи  27  Земельного  кодекса  Российской
   Федерации.
       Нельзя  согласиться  со  ссылкой  С. в обоснование заявления на
   часть  3  статьи  15  Конституции Российской Федерации и Заключение
   Комитета  конституционного  надзора  СССР от 29 ноября 1990 г. N 12
   (2 - 12).
       Указанные  конституционная  норма и Заключение распространяются
   на   нормативные  акты,  касающиеся  прав,  свобод  и  обязанностей
   граждан.  Постановление  Совета  Министров РСФСР от 12 декабря 1985
   года  N  556  к  таким  нормативным актам не относится, доведено до
   сведения  государственных  органов,  в  обязанности которых входило
   его  исполнение  посредством  обозначения  установленных  границ на
   местности   и  оповещение  населения,  предприятий,  организаций  и
   учреждений  об  этих  границах,  а  также  о  режиме, действующем в
   каждой   из   зон   округа  санитарной  охраны  курорта  (пункт  18
   Постановления  Совета  Министров  СССР от 5 сентября 1973 г. N 654,
   пункт 16 Положения о курорте Озеро Шира).
       Из  вышеупомянутых  нормативных правовых актов не вытекает, что
   оповещение   должно   производиться  в  форме  принятия  каких-либо
   решений  органами  местной исполнительной власти (органами местного
   самоуправления),  как  ошибочно  полагает  представитель заявителя,
   ссылаясь  на  отсутствие  архивных  сведений  о  вынесении подобных
   решений.  Оповещение  может  быть  осуществлено  путем  уведомления
   через    местные    средства    массовой   информации,   проведения
   массово-разъяснительной   работы   среди   населения,  установления
   соответствующих    щитов,    табличек,   указателей,   обозначающих
   определенные  на  местности  границы  и  режим каждой из зон округа
   санитарной   охраны,   и   т.п.  При  этом  отсутствие  надлежащего
   оповещения  о  границах  и  режиме  само  по  себе не может служить
   основанием     для     признания     оспариваемого    Постановления
   недействующим.
       Доводы  представителя заявителя о том, что курорт Озеро Шира не
   относится  к  курортам  федерального значения, так как не включен в
   соответствующий   реестр,  поэтому  установление  границ  и  режима
   округа  санитарной  охраны  этого  курорта  не входит в компетенцию
   Правительства     Российской     Федерации,     не    соответствуют
   действительности.
       Постановление  Совета Министров РСФСР от 6 января 1971 г. N 11,
   которым  курорт  признан имеющим республиканское значение, является
   действующим,  нормативных  правовых  актов, изменяющих его правовой
   статус,  не  принималось.  Напротив,  Постановлением  Правительства
   Российской  Федерации  от 2 февраля 1996 г. N 101 курорт Озеро Шира
   включен   в   федеральную   целевую  программу  "Развитие  курортов
   федерального  значения".  Проверка законности названных нормативных
   правовых  актов,  определяющих  статус  курорта, выходит за пределы
   заявленных требований.
       С   учетом  изложенного  суд  приходит  к  выводу  о  том,  что
   оспариваемое  Постановление не противоречит федеральному закону или
   другому  нормативному  правовому  акту, имеющим большую юридическую
   силу,  не  нарушает  прав и законных интересов заявителя, поэтому в
   соответствии  с  частью  1  статьи 253 Гражданского процессуального
   кодекса    Российской   Федерации   в   удовлетворении   заявленных
   требований надлежит отказать.
       Руководствуясь   статьями   194   -   199,   253   Гражданского
   процессуального   кодекса   Российской   Федерации,  Верховный  Суд
   Российской Федерации
   
                                 решил:
   
       в удовлетворении заявления С. отказать.
       Решение   может   быть   обжаловано   в  Кассационную  коллегию
   Верховного  Суда  Российской Федерации в течение 10 дней со дня его
   принятия в окончательной форме.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
Разное