ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 16 июля 2007 г. N ГКПИ07-376
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре Якиной К.А.,
с участием прокурора Кротова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению С. о признании недействующим Постановления Совета
Министров РСФСР от 12 декабря 1985 года N 556 "Об установлении
границ и режима округов санитарной охраны курортов Марциальные
воды в Карельской АССР, Озеро Шира в Красноярском крае и Старая
Русса в Новгородской области",
установил:
Постановлением Совета Министров РСФСР от 12 декабря 1985 года
N 556 "Об установлении границ и режима округов санитарной охраны
курортов Марциальные воды в Карельской АССР, Озеро Шира в
Красноярском крае и Старая Русса в Новгородской области" (далее -
Постановление) принято предложение ВЦСПС и Министерства
здравоохранения РСФСР об установлении границ и режима округов
санитарной охраны курортов Марциальные воды в Карельской АССР,
Озеро Шира в Красноярском крае и Старая Русса в Новгородской
области согласно приложениям N 1 - 3.
С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением
о признании названного Постановления недействующим в полном объеме
и не порождающим правовых последствий с 30 января 1991 года,
ссылаясь на то, что данный акт не был официально опубликован, в
связи с чем противоречит действующему законодательству Российской
Федерации и нарушает его конституционное право иметь в частной
собственности землю.
В судебном заседании представитель заявителя Куропаткин С.А.
уточнил заявленные требования, просил признать Постановление
недействующим в части, устанавливающей границы и режим санитарной
охраны курорта Озеро Шира Красноярского края, указывая на то, что
применением именно этой части оспариваемого акта были нарушены
права заявителя.
Представители Правительства Российской Федерации Таболина И.В.
и Ермакова Т.В. возражали против удовлетворения заявления,
ссылаясь на то, что оспариваемое Постановление не противоречит
действующим нормативным правовым актам, имеющим большую
юридическую силу, адресовано правоприменительным органам власти,
каких-либо нормативных положений не содержит и не затрагивает
права и свободы граждан.
Выслушав объяснения представителя заявителя и представителей
Правительства Российской Федерации, обсудив их доводы, заслушав
заключение прокурора Кротова В.А., полагавшего в удовлетворении
заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской
Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.
Статьей 39 Основ земельного законодательства Союза ССР и
союзных республик, утвержденных Законом СССР от 13 декабря 1968
г., предусматривалось, что в интересах обеспечения необходимых
условий для лечения и отдыха населения, а также с целью охраны
природных лечебных факторов на всех курортах устанавливаются
округа санитарной охраны. В пределах этих округов запрещается
предоставлять земельные участки в пользование тем предприятиям,
организациям и учреждениям, деятельность которых несовместима с
охраной природных лечебных свойств и благоприятных условий для
отдыха населения.
В силу статьи 78 Закона РСФСР от 29 июля 1971 г. "О
здравоохранении" признание местности курортом, установление границ
округов санаторной охраны курортов и определение их режима
производилось Советом Министров СССР или Советом Министров РСФСР
по совместному представлению Министерства здравоохранения СССР и
ВЦСПС или Министерства здравоохранения РСФСР и ВЦСПС,
согласованному с исполнительным комитетом соответствующего
местного Совета народных депутатов, на территории которого
расположен данный курорт.
В настоящее время земли курортов отнесены к особо охраняемым
природным территориям, полномочиями по определению их границ и
режимов наделено Правительство Российской Федерации (пункты 3, 4
статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи
16 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных
лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"
(в редакции от 29 декабря 2006 г.).
В соответствии со своей компетенцией Совет Министров РСФСР
Постановлением от 6 января 1971 г. N 11 включил курорт Озеро Шира,
Красноярский край в перечень курортов РСФСР, имеющих
республиканское значение, а Постановлением от 13 февраля 1986 г. N
70 утвердил Положение о курорте Озеро Шира.
В Положении о курорте Озеро Шира (опубликовано в СП РСФСР,
1986, N 13, ст. 82) определен правовой режим данного курорта. В
пункте 12 прямо указано на Постановление Совета Министров РСФСР от
12 декабря 1985 г. N 556 (приложение N 2), устанавливающее границы
и режим округа санитарной охраны курорта. Отмечено, что на
территории зон округа санитарной охраны курорта соблюдаются
требования, установленные для них Положением о курортах,
утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 5 сентября
1973 г. N 654.
Таким образом, в официально опубликованном нормативном
правовом акте доведено до всеобщего сведения о Постановлении
Совета Министров РСФСР от 12 декабря 1985 г. N 556 (приложение N
2) и предмете его регулирования. В настоящее время текст этого
Постановления, оспариваемого заявителем, имеется в правовых
информационных системах "Гарант", "Кодекс" и "КонсультантПлюс".
Постановление адресовано органам государственной власти,
предназначено для определения ими соответствующих границ на
местности и не содержит каких-либо правовых норм, затрагивающих
права и свободы граждан, не вводит никаких ограничений их прав на
землепользование. В нем обозначаются лишь границы округа
санитарной охраны курорта, а также границы зон определенного вида
режима (строгого режима, зон ограничений и наблюдения) без
установления содержания этих режимов.
Особенности каждого вида режима особо охраняемых природных
территорий, к которым относятся земли курортов, и связанные с ними
запреты и ограничения установлены не оспариваемым Постановлением,
а федеральными законами, в частности статьей 16 Федерального
закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных
ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", в
соответствии с пунктом 3 которой в составе округа санитарной
(горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон, статьей 32
Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо
охраняемых природных территориях" (в редакции от 10 мая 2007 г.),
пунктом 1 части 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской
Федерации.
Нельзя согласиться со ссылкой С. в обоснование заявления на
часть 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации и Заключение
Комитета конституционного надзора СССР от 29 ноября 1990 г. N 12
(2 - 12).
Указанные конституционная норма и Заключение распространяются
на нормативные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей
граждан. Постановление Совета Министров РСФСР от 12 декабря 1985
года N 556 к таким нормативным актам не относится, доведено до
сведения государственных органов, в обязанности которых входило
его исполнение посредством обозначения установленных границ на
местности и оповещение населения, предприятий, организаций и
учреждений об этих границах, а также о режиме, действующем в
каждой из зон округа санитарной охраны курорта (пункт 18
Постановления Совета Министров СССР от 5 сентября 1973 г. N 654,
пункт 16 Положения о курорте Озеро Шира).
Из вышеупомянутых нормативных правовых актов не вытекает, что
оповещение должно производиться в форме принятия каких-либо
решений органами местной исполнительной власти (органами местного
самоуправления), как ошибочно полагает представитель заявителя,
ссылаясь на отсутствие архивных сведений о вынесении подобных
решений. Оповещение может быть осуществлено путем уведомления
через местные средства массовой информации, проведения
массово-разъяснительной работы среди населения, установления
соответствующих щитов, табличек, указателей, обозначающих
определенные на местности границы и режим каждой из зон округа
санитарной охраны, и т.п. При этом отсутствие надлежащего
оповещения о границах и режиме само по себе не может служить
основанием для признания оспариваемого Постановления
недействующим.
Доводы представителя заявителя о том, что курорт Озеро Шира не
относится к курортам федерального значения, так как не включен в
соответствующий реестр, поэтому установление границ и режима
округа санитарной охраны этого курорта не входит в компетенцию
Правительства Российской Федерации, не соответствуют
действительности.
Постановление Совета Министров РСФСР от 6 января 1971 г. N 11,
которым курорт признан имеющим республиканское значение, является
действующим, нормативных правовых актов, изменяющих его правовой
статус, не принималось. Напротив, Постановлением Правительства
Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. N 101 курорт Озеро Шира
включен в федеральную целевую программу "Развитие курортов
федерального значения". Проверка законности названных нормативных
правовых актов, определяющих статус курорта, выходит за пределы
заявленных требований.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что
оспариваемое Постановление не противоречит федеральному закону или
другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую
силу, не нарушает прав и законных интересов заявителя, поэтому в
соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных
требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд
Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления С. отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его
принятия в окончательной форме.
|