ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 января 2006 года
Дело N 78-В05-57
(извлечение)
А. обратилась в суд с иском к государственному учреждению -
управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировскому
району г. Санкт-Петербурга о досрочном назначении пенсии по
старости.
В обоснование своих требований она указала, что решением
комиссии по назначению пенсий от 11 февраля 2003 г. ей было
необоснованно отказано в досрочном назначении пенсии как
работнику, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране
здоровья, в связи с отсутствием у нее необходимого 30-летнего
трудового стажа. При этом незаконно не были включены в указанный
стаж периоды работы медицинской сестрой детских яслей с 28 марта
1973 г. по 2 июня 1976 г., с 23 мая 1977 г. по 29 августа 1977 г.,
с 24 марта 1978 г. по 27 августа 1979 г., поскольку данные
организации не относятся к медицинским учреждениям.
Решением Кировского районного суда г. Санкт-Петербурга от 4
февраля 2004 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского
городского суда 31 марта 2004 г. упомянутое решение отменила и
постановила новое решение, которым требования истицы удовлетворила
в полном объеме.
Президиум Санкт-Петербургского городского суда 24 ноября 2004
г. определение судебной коллегии по гражданским делам
Санкт-Петербургского городского суда отменил, оставил в силе
решение суда первой инстанции.
В надзорной жалобе А. просила отменить постановление
президиума городского суда и решение районного суда, полагая, что
судебные инстанции неверно применили нормы материального права и
не включили в стаж работы для назначения пенсии периоды ее работы
медицинской сестрой в детских яслях.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 13
января 2006 г. в удовлетворении надзорной жалобы отказала, указав
следующее.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или
изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке
надзора являются существенные нарушения норм материального или
процессуального права.
В силу ст. 7 и подп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17
декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации" (с последующими изменениями) право на трудовую пенсию
по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет; ранее
достижения указанного возраста трудовая пенсия по старости
назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по
охране здоровья населения в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и
поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской
местности и в поселках городского типа либо только в городах,
независимо от их возраста.
Согласно п. 3 ст. 28 названного Федерального закона списки
соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и
учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по
старости в соответствии с подп. 7 - 13 п. 1 данной статьи, правила
исчисления периодов работы утверждаются Правительством Российской
Федерации.
Такой список должностей и учреждений, с учетом которых
досрочно назначается трудовая пенсия по старости, утвержден
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября
2002 г. N 781.
Президиум Санкт-Петербургского городского суда в своем
постановлении при отказе в назначении пенсии А. исходил из того,
что комиссия по назначению пенсии правильно не включила в стаж
работы для назначения пенсии периоды ее работы медсестрой детских
яслей с 28 марта 1973 г. по 2 июня 1976 г., с 23 мая 1977 г. по 29
августа 1977 г. и с 24 марта 1978 г. по 27 августа 1979 г., так
как работа в детских яслях не предусмотрена списком должностей и
учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам,
осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья
населения в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от
29 октября 2002 г. N 781.
Данный вывод о невозможности зачета указанных периодов работы
А. в трудовой стаж для досрочного назначения пенсии является
ошибочным.
Истица просила о зачете тех периодов работы, когда действовали
утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря
1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения
пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых
дает право на пенсию за выслугу лет, предусматривавшие включение
ей в стаж, предоставляющий право назначения льготной пенсии по
старости периодов работы медицинской сестрой в детских яслях, а
поэтому с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17,
ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации,
предполагающих правовую определенность и связанную с ней
предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного
обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих
правоотношений могли предвидеть последствия своего поведения,
указанный период работы А. медицинской сестрой подлежал включению
в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии.
Вместе с тем президиум Санкт-Петербургского городского суда
при отмене определения судебной коллегии по гражданским делам
Санкт-Петербургского городского суда от 31 марта 2004 г. пришел к
правильному выводу об отсутствии оснований для назначения пенсии
А.
Как указано выше, для назначения пенсии А. необходим 30-летний
стаж работы, однако установленный ей специальный стаж - 23 года 11
месяцев 14 дней, даже при удовлетворении заявленных ею в суде
требований о зачете времени работы медсестрой в детских яслях,
необходимый 30-летний трудовой стаж не составляет.
Из этого следует, что суд надзорной инстанции без достаточных
оснований исключил из стажа, необходимого для досрочного
назначения пенсии, периоды работы А. медсестрой в детских яслях,
но при этом правильно отказал истице в досрочном назначении пенсии
в связи с отсутствием у нее необходимого 30-летнего трудового
стажа.
|