ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 25 октября 2005 г. N 19-4-03/000123@
О ПРОВЕДЕНИИ ЗАЧЕТОВ (ВОЗВРАТОВ)
ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ СУММ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ
ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ
Управление урегулирования задолженности и обеспечения процедур
банкротства рассмотрело запрос УФНС России по Удмуртской
Республике и сообщает.
1. Согласно статье 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г.
N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации" страховые взносы определены законодателем как
индивидуально возмездные обязательные платежи, которые
уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и
персональным целевым назначением которых является обеспечение
права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному
страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов,
учтенных на его индивидуальном лицевом счете.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от
05.02.2004 N 28-О и от 04.03.2004 N 49-О разъясняет следующее: "В
отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы,
характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью
и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы
на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам
возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет
Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе
каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных
лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах
Пенсионного фонда Российской Федерации, причем учтенные на
индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое
обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при
наступлении страхового случая, а величина выплат будущей пенсии
напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом
счете страховых взносов, которые за период его трудовой
деятельности уплачивались страхователями.
Названные отличительные признаки налогов и страховых взносов
обусловливают их разное целевое предназначение и различную
социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой
взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый
платеж".
Таким образом, положения статей 78, 79 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - НК РФ) не могут применяться при
осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование.
Кроме того, согласно Указаниям о порядке применения бюджетной
классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина
России от 10 декабря 2004 г. N 114н, администраторы поступлений в
бюджет осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие
решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных)
платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Вместе с тем положения Федерального закона от 15.12.2001 N
167-ФЗ расщепляют функции администрирования страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование между двумя ведомствами -
Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской
Федерации. Так, в соответствии со статьей 25 указанного закона
контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование осуществляется налоговыми органами в порядке,
определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующем
деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым
взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда
Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001
N 167-ФЗ разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за
отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов,
подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией),
подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для
подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо
зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или
возврату страхователю.
Однако действующим законодательством не определен орган,
который должен производить зачет (возврат) и порядок его
проведения.
Учитывая изложенное, правовых оснований для проведения зачета
недоимки страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд
Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии в
счет переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации,
направляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии, в
действующем законодательстве Российской Федерации не имеется.
В настоящее время в Министерство финансов Российской Федерации
направлены соответствующие предложения по внесению изменений в
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ, которые определят
порядок проведения зачета (возврата) страховых взносов излишне
уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование.
2. С 1 января 2005 года порядок зачета и возврата излишне
уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины регулируется
как общими правилами, установленными статьями 78, 79 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), так и правилами,
установленными статьей 333.40 "Основания и порядок возврата или
зачета государственной пошлины" НК РФ.
Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 47н "О внесении
изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации
Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства финансов
Российской Федерации от 10.12.2004 N 114н" Федеральная налоговая
служба определена администратором государственной пошлины, по
делам, рассматриваемым в судах.
В соответствии со статьей 333.40 НК РФ возврат излишне
уплаченной суммы государственной пошлины производится по заявлению
плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган
по месту совершения действия, за которое оплачена государственная
пошлина. К заявлению прилагается решение, определения и справки
судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия,
за которые уплачена государственная пошлина.
Решение о возврате плательщику государственной пошлины должен
принимать орган и (или) должностное лицо, осуществляющий действия,
за которые уплачена государственная пошлина, с дальнейшим
направлением этого решения в налоговый орган по месту совершения
действия, за которое уплачена государственная пошлина. Таким
образом, решение о возврате государственной пошлины, уплаченной за
рассмотрение дел в судах в январе - марте 2005 года, принимает
соответствующий суд.
В отношении государственной пошлины, по делам, рассматриваемым
в судах, уплаченной до 01.01.2005 сообщаем, что возврат указанной
государственной пошлины может производиться налоговым органом как
в соответствии со статьями 78 и 79 НК РФ - по месту постановки на
учет налогоплательщика, так и в соответствии со статьей 333.40 НК
РФ - по месту совершения действия.
Начальник Управления
урегулирования задолженности
и обеспечения процедур банкротства
С.Н.ХУРСЕВИЧ
|