Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

ПИСЬМО ФНС РФ ОТ 25.10.2005 N 19-4-03/000123@ О ПРОВЕДЕНИИ ЗАЧЕТОВ (ВОЗВРАТОВ) ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ СУММ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                      ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
   
                                 ПИСЬМО
                 от 25 октября 2005 г. N 19-4-03/000123@
   
                    О ПРОВЕДЕНИИ ЗАЧЕТОВ (ВОЗВРАТОВ)
        ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ СУММ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ
            ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ
   
       Управление  урегулирования задолженности и обеспечения процедур
   банкротства   рассмотрело   запрос   УФНС   России   по  Удмуртской
   Республике и сообщает.
       1.  Согласно статье 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г.
   N  167-ФЗ  "Об  обязательном  пенсионном  страховании  в Российской
   Федерации"    страховые   взносы   определены   законодателем   как
   индивидуально     возмездные    обязательные    платежи,    которые
   уплачиваются  в  бюджет  Пенсионного  фонда  Российской Федерации и
   персональным   целевым  назначением  которых  является  обеспечение
   права  гражданина  на получение пенсии по обязательному пенсионному
   страхованию  в  размере,  эквивалентном  сумме  страховых  взносов,
   учтенных на его индивидуальном лицевом счете.
       Конституционный  Суд  Российской  Федерации  в  Определениях от
   05.02.2004  N  28-О и от 04.03.2004 N 49-О разъясняет следующее: "В
   отличие  от  налога,  платежи  которого  не  имеют адресной основы,
   характеризуются  индивидуальной  безвозмездностью, безвозвратностью
   и  не  персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы
   на   обязательное   пенсионное   страхование   отвечают   признакам
   возмездности  и  возвратности,  поскольку  при поступлении в бюджет
   Пенсионного  фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе
   каждого   застрахованного  лица  и  учитываются  на  индивидуальных
   лицевых  счетах,  открытых  каждому  застрахованному лицу в органах
   Пенсионного   фонда   Российской   Федерации,  причем  учтенные  на
   индивидуальном  лицевом  счете страховые взносы формируют страховое
   обеспечение,   которое   выплачивается   застрахованному  лицу  при
   наступлении  страхового  случая,  а  величина выплат будущей пенсии
   напрямую  зависит  от  суммы  накопленных на индивидуальном лицевом
   счете   страховых   взносов,   которые   за   период  его  трудовой
   деятельности уплачивались страхователями.
       Названные  отличительные  признаки  налогов и страховых взносов
   обусловливают   их   разное   целевое  предназначение  и  различную
   социально-правовую  природу  и не позволяют рассматривать страховой
   взнос   на   обязательное   пенсионное  страхование  как  налоговый
   платеж".
       Таким  образом,  положения  статей  78,  79  Налогового кодекса
   Российской  Федерации  (далее  -  НК  РФ)  не могут применяться при
   осуществлении  зачета  (возврата) страховых взносов на обязательное
   пенсионное страхование.
       Кроме  того,  согласно Указаниям о порядке применения бюджетной
   классификации  Российской  Федерации, утвержденным Приказом Минфина
   России  от  10 декабря 2004 г. N 114н, администраторы поступлений в
   бюджет  осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой
   и  своевременностью  уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие
   решений   о   возврате  (зачете)  излишне  уплаченных  (взысканных)
   платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
       Вместе  с  тем  положения  Федерального  закона от 15.12.2001 N
   167-ФЗ  расщепляют  функции  администрирования страховых взносов на
   обязательное  пенсионное  страхование  между  двумя  ведомствами  -
   Федеральной   налоговой  службой  и  Пенсионным  фондом  Российской
   Федерации.  Так,  в  соответствии  со  статьей 25 указанного закона
   контроль  за  уплатой  страховых взносов на обязательное пенсионное
   страхование   осуществляется   налоговыми   органами   в   порядке,
   определяемом  законодательством  Российской Федерации, регулирующем
   деятельность  налоговых  органов, а взыскание недоимки по страховым
   взносам   и   пеней   осуществляется   органами  Пенсионного  фонда
   Российской Федерации в судебном порядке.
       Согласно  пункту  2 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001
   N  167-ФЗ  разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за
   отчетный   (расчетный)   период,   и   суммой   страховых  взносов,
   подлежащей   уплате   в   соответствии  с  расчетом  (декларацией),
   подлежит  уплате  не  позднее  15  дней  со дня, установленного для
   подачи  расчета  (декларации)  за отчетный (расчетный) период, либо
   зачету  в  счет  предстоящих  платежей  по  страховым  взносам  или
   возврату страхователю.
       Однако   действующим   законодательством  не  определен  орган,
   который   должен   производить   зачет   (возврат)  и  порядок  его
   проведения.
       Учитывая  изложенное,  правовых оснований для проведения зачета
   недоимки   страховых   взносов,   зачисляемых   в  Пенсионный  фонд
   Российской  Федерации  на выплату страховой части трудовой пенсии в
   счет   переплаты   страховых  взносов  на  обязательное  пенсионное
   страхование,  зачисляемых  в  Пенсионный фонд Российской Федерации,
   направляемых  на  выплату  накопительной  части  трудовой пенсии, в
   действующем законодательстве Российской Федерации не имеется.
       В  настоящее время в Министерство финансов Российской Федерации
   направлены  соответствующие  предложения  по  внесению  изменений в
   Федеральный   закон  от  15.12.2001  N  167-ФЗ,  которые  определят
   порядок  проведения  зачета  (возврата)  страховых  взносов излишне
   уплаченных   сумм  страховых  взносов  на  обязательное  пенсионное
   страхование.
       2.  С  1  января  2005  года  порядок зачета и возврата излишне
   уплаченных  (взысканных)  сумм государственной пошлины регулируется
   как  общими  правилами,  установленными  статьями 78, 79 Налогового
   кодекса  Российской  Федерации  (далее  -  НК РФ), так и правилами,
   установленными  статьей  333.40  "Основания  и порядок возврата или
   зачета государственной пошлины" НК РФ.
       Приказом  Минфина  России  от  23.03.2005  N  47н  "О  внесении
   изменений  в  Указания о порядке применения бюджетной классификации
   Российской  Федерации,  утвержденные Приказом Министерства финансов
   Российской  Федерации  от  10.12.2004 N 114н" Федеральная налоговая
   служба   определена  администратором  государственной  пошлины,  по
   делам, рассматриваемым в судах.
       В   соответствии  со  статьей  333.40  НК  РФ  возврат  излишне
   уплаченной  суммы государственной пошлины производится по заявлению
   плательщика  государственной  пошлины,  поданному в налоговый орган
   по  месту  совершения действия, за которое оплачена государственная
   пошлина.  К  заявлению  прилагается  решение, определения и справки
   судов,  органов  и  (или) должностных лиц, осуществляющих действия,
   за которые уплачена государственная пошлина.
       Решение  о  возврате плательщику государственной пошлины должен
   принимать  орган и (или) должностное лицо, осуществляющий действия,
   за   которые   уплачена   государственная   пошлина,  с  дальнейшим
   направлением  этого  решения  в налоговый орган по месту совершения
   действия,   за  которое  уплачена  государственная  пошлина.  Таким
   образом,  решение о возврате государственной пошлины, уплаченной за
   рассмотрение  дел  в  судах  в  январе - марте 2005 года, принимает
   соответствующий суд.
       В  отношении государственной пошлины, по делам, рассматриваемым
   в  судах,  уплаченной до 01.01.2005 сообщаем, что возврат указанной
   государственной  пошлины  может производиться налоговым органом как
   в  соответствии  со статьями 78 и 79 НК РФ - по месту постановки на
   учет  налогоплательщика,  так и в соответствии со статьей 333.40 НК
   РФ - по месту совершения действия.
   
                                                  Начальник Управления
                                          урегулирования задолженности
                                    и обеспечения процедур банкротства
                                                          С.Н.ХУРСЕВИЧ
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
Разное