Утверждены
Постановлением Центризбиркома РФ
от 12.10.2007 N 40/308-5
РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 53 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО
СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
1. Согласно части 2 статьи 51 Федерального закона "О выборах
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон) информационные материалы,
размещаемые в средствах массовой информации или распространяемые
иным способом, должны быть объективными, достоверными, не должны
нарушать равенство прав политических партий, установленное
Федеральным законом. Опубликование (обнародование) результатов
опросов общественного мнения, связанных с выборами депутатов
Государственной Думы, является разновидностью информирования
избирателей и должно способствовать реализации права граждан на
получение объективной и достоверной информации о выборах.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Федерального закона при
любом опубликовании (обнародовании), то есть при размещении в
периодических печатных изданиях, на каналах организаций
телерадиовещания, в информационно-телекоммуникационных сетях,
включая сеть "Интернет", или обнародовании иным способом
результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами
депутатов Государственной Думы (то есть любых количественных
показателей, полученных по итогам опроса), лица, осуществляющие
такое опубликование (обнародование), обязаны указывать следующие
сведения об опросе:
наименование организации, проводившей опрос;
время проведения опроса. При этом, если опрос проводился в
один день, достаточно ограничиться указанием даты его проведения,
а если несколько дней, следует указывать, с какой и по какую дату
он проводился;
число опрошенных (выборку);
метод сбора информации. Следует указывать, с использованием
какого именно метода (устный опрос, анкетирование и т.п.)
проводился опрос;
регион, где проводился опрос. Следует указывать населенные
пункты или субъекты Российской Федерации, в пределах территории
которых проводился опрос. Если была охвачена территория большого
количества субъектов Российской Федерации, достаточно ограничиться
указанием их количества (например: "Опрос проводился в 50
субъектах Российской Федерации");
точную формулировку вопроса, который задавался респондентам;
статистическую оценку возможной погрешности;
лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и
оплатившее (оплативших) указанную публикацию (указанное
обнародование). При этом, если опрос проводился какой-либо
организацией в инициативном порядке, а не был заказан третьими
лицами, в качестве лица, заказавшего проведение опроса,
указывается сама проводившая опрос организация. В том случае, если
публикация не оплачена кем-либо, а осуществлена редакцией средства
массовой информации по собственной инициативе бесплатно,
информация об оплате не указывается.
Неуказание одного или нескольких из перечисленных в части 2
статьи 53 Федерального закона сведений влечет административную
ответственность, предусмотренную статьей 5.5 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях.
2. Требования части 2 статьи 53 Федерального закона должны
соблюдаться редакциями средств массовой информации, гражданами и
организациями в полном объеме, в том числе в случае, если
результаты опросов взяты ими из иных источников (информационных
агентств, официальных выступлений, других средств массовой
информации и т.п.), поскольку несоблюдение указанных требований не
входит в перечень нарушений, от ответственности за которые
редакции, главные редакторы, журналисты освобождаются в случаях,
предусмотренных статьей 57 Закона Российской Федерации "О
средствах массовой информации".
В случае цитирования в средствах массовой информации
результатов опросов, размещенных в других средствах массовой
информации, информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть
"Интернет", озвученных кем-либо в публичном выступлении,
распространенных иным способом без указания всех необходимых
согласно части 2 статьи 53 Федерального закона данных, журналистам
следует, руководствуясь статьями 47 и 49 Закона Российской
Федерации "О средствах массовой информации", запрашивать, уточнять
недостающую информацию о проведенных опросах.
3. При обнародовании результатов опросов общественного мнения,
связанных с выборами депутатов Государственной Думы, организацией,
осуществляющей телевещание, необходимые сведения об опросе также
должны быть обнародованы: либо непосредственно диктором, ведущим,
журналистом, либо иным способом, например, посредством "бегущей
строки". В радиоэфире обнародование осуществляется непосредственно
диктором, ведущим, журналистом.
|