МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 сентября 2007 г. N 14026-АП/Д04
Минэкономразвития России, с учетом дополнительной проработки
вопроса с Государственно-правовым управлением Президента
Российской Федерации, сообщает относительно применения норм
Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при
назначении и проведении судебных экспертиз в рамках расследования
уголовных дел, привлечении специалистов и переводчиков для участия
в уголовном судопроизводстве, а также при привлечении адвокатов к
защите граждан в уголовном судопроизводстве.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 1
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК
РФ) порядок уголовного судопроизводства на территории Российской
Федерации устанавливается УПК РФ, основанным на Конституции
Российской Федерации; порядок уголовного судопроизводства,
установленный УПК РФ, является обязательным для судов, органов
прокуратуры, органов предварительного следствия и органов
дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства.
Согласно части 1 статьи 7 УПК РФ установлен приоритет УПК РФ
перед иными федеральными законами в рамках уголовного
судопроизводства.
Порядок назначения экспертов, привлечения специалистов и
переводчиков, а также защитников (адвокатов) в уголовном
судопроизводстве определен положениями УПК РФ, которые не
позволяют применять Закон для целей регулирования правоотношений
между органами предварительного следствия, органами дознания и
назначаемыми (привлекаемыми) экспертами, специалистами,
переводчиками и защитниками (адвокатами). Например, частью 1
статьи 162 УПК РФ установлено, что предварительное следствие по
уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2
месяцев со дня возбуждения уголовного дела; согласно статьям 69,
70, 71 УПК РФ предусмотрена возможность отвода дознавателем,
следователем, прокурором или судом переводчиков, экспертов,
специалистов, защитника (адвоката); согласно статье 169 УПК РФ при
назначении и производстве судебной экспертизы подозреваемый,
обвиняемый, его защитник вправе заявлять отвод эксперту или
ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом
экспертном учреждении, ходатайствовать о привлечении в качестве
экспертов указанных ими лиц либо о производстве судебной
экспертизы в конкретном экспертном учреждении.
Порядок приглашения и назначения адвокатов для оказания
юридической помощи подозреваемому (обвиняемому) в рамках
уголовного судопроизводства регулируется статьями 50 и 51 УПК РФ,
которые предусматривают участие в уголовном судопроизводстве
защитника по приглашению подозреваемого, обвиняемого, его
законного представителя, а также других лиц по поручению или с
согласия подозреваемого, обвиняемого, или по назначению
дознавателя, следователя или суда. Во втором случае расходы на
оплату труда адвоката компенсируются за счет средств федерального
бюджета.
Размер вознаграждения адвокатов, участвующих в качестве
защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов
дознания, предварительного следствия, прокурора или суда,
определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 4
июля 2003 г. N 400 "О размере оплаты труда адвоката, участвующего
в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению
органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора
или суда". Совместным Приказом Минюста России и Минфина России от
6 октября 2003 г. N 257/89Н утвержден порядок расчета оплаты труда
адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном
судопроизводстве по назначению органов дознания, органов
предварительного следствия, прокурора или суда, в зависимости от
сложности уголовного дела.
Кроме того, учитывая, что работы (услуги) выполняются
(оказываются) указанными лицами в целях охраны прав и свобод
обвиняемого (подозреваемого), их нельзя квалифицировать как работы
(услуги) для государственных или муниципальных нужд в понятии
Закона, которые соответственно выполняются, оказываются для нужд
Российской Федерации, субъекта Российском Федерации,
муниципального образования, государственного или муниципального
заказчика.
Таким образом, к отношениям, связанным с привлечением
экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного
судопроизводства, назначением адвокатов (защитников) к защите
граждан в уголовном судопроизводстве, не применяются положения
Закона.
Одновременно сообщаем, что предусмотренные Законом процедуры
размещения заказов применяются в случаях, когда адвокат
привлекается в целях оказания юридической помощи для представления
интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований, государственных и муниципальных
заказчиков.
А.В.ПОПОВА
|