ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 февраля 2007 г. N 116
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила осуществления контроля и надзора
в сфере образования.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ
Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 февраля 2007 г. N 116
ПРАВИЛА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления
контроля и надзора в сфере образования.
2. Контроль и надзор в сфере образования осуществляются
Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и
уполномоченными органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющими контроль и надзор в сфере
образования (далее - уполномоченный орган исполнительной власти
субъекта Российской Федерации), в пределах компетенции,
установленной Законом Российской Федерации "Об образовании" и
Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании".
3. Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации ежегодно представляют в Федеральную службу по
надзору в сфере образования и науки информацию о своей
деятельности по осуществлению контроля и надзора в сфере
образования по форме, устанавливаемой этой Службой.
4. В целях осуществления надзора Федеральная служба по надзору
в сфере образования и науки вправе инспектировать органы
управления образованием и уполномоченные органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном
настоящими Правилами.
5. Контроль и надзор в сфере образования осуществляются путем:
а) проведения выездных (инспекционных) и камеральных проверок,
включающих в себя рассмотрение документов, экспертизу качества
образования, проведение при необходимости тестирования обучающихся
и воспитанников образовательных организаций;
б) анализа причин возникновения нарушений законодательства
Российской Федерации в области образования;
в) воздействия на нарушителей законодательства Российской
Федерации в области образования.
6. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и
уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации проводят выездные (инспекционные) и камеральные проверки
(далее - проверки).
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
осуществляет инструктивно-методическое обеспечение проведения
проверок.
7. Выездные (инспекционные) проверки проводятся на основании
решения Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
(уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации) комиссией, создаваемой по месту нахождения и (или)
ведения деятельности проверяемой образовательной организации или
органа управления образованием.
8. Камеральные проверки проводятся Федеральной службой по
надзору в сфере образования и науки (уполномоченным органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации) путем
изучения документов и сведений, представленных проверяемыми
образовательными организациями, органами управления образованием и
другими лицами.
Камеральная проверка назначается руководителем (заместителем
руководителя) Федеральной службы по надзору в сфере образования и
науки (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта
Российской Федерации).
9. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
Плановые проверки проводятся в соответствии с графиком работы
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
(уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации). Федеральная служба по надзору в сфере образования и
науки и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта
Российской Федерации проводят плановые проверки в отношении
образовательной организации или органа управления образованием не
чаще одного раза в 2 года.
Внеплановые проверки проводятся в случае поступления в
Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки
(уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской
Федерации) обращений физических или юридических лиц с жалобами на
нарушение их прав и законных интересов, получения иной информации,
подтверждаемой документами и другими доказательствами,
свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений, а также
для проверки исполнения предписаний об устранении нарушений
законодательства Российской Федерации в области образования.
10. Проверки осуществляются должностными лицами Федеральной
службы по надзору в сфере образования и науки (уполномоченного
органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) в
пределах их компетенции.
11. К проверкам могут привлекаться эксперты из числа работников
образовательных организаций, научных организаций, органов
государственной власти и органов местного самоуправления, а также
из числа специалистов организаций, обеспечивающих контроль и
надзор в сфере образования, прошедших квалификационные испытания.
Требования к уровню квалификации привлекаемых к проверкам
экспертов разрабатываются и утверждаются Федеральной службой по
надзору в сфере образования и науки.
12. Органы государственной власти, органы местного
самоуправления, учреждения и организации, а также граждане обязаны
оказывать содействие должностным лицам органов контроля и надзора
в сфере образования в осуществлении ими возложенных на них
обязанностей.
13. Лица, уполномоченные на проведение проверки
распорядительным документом Федеральной службы по надзору в сфере
образования и науки (уполномоченного органа исполнительной власти
субъекта Российской Федерации), имеют право:
посещать в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, при предъявлении служебного удостоверения (иного
документа, подтверждающего их полномочия) проверяемую
образовательную организацию или орган управления образованием;
проверять деятельность образовательной организации или органа
управления образованием в соответствии с утвержденным планом
проверки либо на основании информации о возможных нарушениях,
изложенной в обращениях граждан, юридических лиц или поступившей
из иных источников;
запрашивать материалы и документы, необходимые для проведения
проверок;
осуществлять экспертизу документов;
осуществлять экспертизу качества образования, проводить
тестирование обучающихся и воспитанников образовательных
организаций.
14. Лица, уполномоченные на проведение проверки
распорядительным документом Федеральной службы по надзору в сфере
образования и науки (уполномоченным органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации), в случае ненадлежащего исполнения
возложенных на них обязанностей несут ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
15. Результаты проверки оформляются актом в 2 экземплярах, один
из которых вручается руководителю проверяемой образовательной
организации или органа управления образованием. Форма акта
устанавливается Федеральной службой по надзору в сфере образования
и науки.
16. Руководитель (его заместитель) Федеральной службы по
надзору в сфере образования и науки (уполномоченного органа
исполнительной власти субъекта Российской Федерации) утверждает
отчет о проведении проверки, составленный на основании акта
проверки.
17. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
(уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской
Федерации) определяет меры индивидуального и общего характера,
направленные на устранение выявленных в ходе проведения проверки
нарушений, в том числе выдает образовательной организации или
органу управления образованием, допустившим нарушения, предписания
о приведении условий образовательной деятельности и качества
образования в соответствие с законодательством Российской
Федерации в области образования.
Предписание направляется в образовательную организацию либо
орган управления образованием и в случаях, установленных
законодательством Российской Федерации в области образования, -
учредителю образовательной организации.
Предписание подлежит выполнению в установленный в нем срок.
Отчет о результатах исполнения предписания представляется в
Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки
(уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской
Федерации). К отчету прилагаются копии документов, подтверждающих
исполнение указанных в предписании требований.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в случаях,
установленных законодательством Российской Федерации.
18. Информация о нарушении законодательства Российской
Федерации в области образования и материалы проверки направляются
по решению Федеральной службы по надзору в сфере образования и
науки (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта
Российской Федерации) в органы государственной власти Российской
Федерации или в правоохранительные органы Российской Федерации.
19. Для информационно-методического обеспечения контроля и
надзора в сфере образования Федеральная служба по надзору в сфере
образования и науки (уполномоченный орган исполнительной власти
субъекта Российской Федерации) осуществляет государственный учет
результатов контроля и надзора в установленной сфере деятельности,
в том числе в части образования и ведения федеральной
(региональной) государственной информационной системы.
Выполнение отдельных задач по организационно-техническому
сопровождению федеральной (региональной) государственной
информационной системы Федеральная служба по надзору в сфере
образования и науки (уполномоченный орган исполнительной власти
субъекта Российской Федерации) может возлагать на подведомственные
государственные организации.
20. Порядок взаимодействия федеральной и региональных
государственных информационных систем по контролю и надзору в
сфере образования устанавливается Федеральной службой по надзору в
сфере образования и науки.
|