МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ КОЛЛЕГИИ
от 25 октября 2006 г. N ПК-8
ОБ ИТОГАХ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВВЕДЕНИЮ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЭКЗАМЕНА В 2006 ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА 2007 ГОД
Заслушав и обсудив доклад руководителя Федеральной службы по
надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) В.А.
Болотова, коллегия отмечает, что во исполнение Постановления
Правительства РФ от 29.12.2005 N 830 "О проведении в 2006 - 2007
годах единого государственного экзамена" Рособрнадзором совместно
с федеральными органами исполнительной власти, органами управления
образованием субъектов РФ и образовательными учреждениями высшего
и среднего профессионального образования (далее - вузы и ссузы) в
2006 году продолжено проведение эксперимента по введению единого
государственного экзамена (далее - эксперимент).
В соответствии с решением коллегии Минобрнауки России от
10.11.2005 N ПК-12 Рособрнадзором в 2006 году реализовано
следующее.
Совместно с Департаментом государственной политики и
нормативно-правового регулирования в сфере образования обеспечено
своевременное представление в Правительство РФ проекта
постановления Правительства РФ "О продолжении эксперимента по
введению в 2006 - 2007 годах единого государственного экзамена" и
его принятие Правительством РФ.
Утвержденный план координации работ по подготовке и проведению
единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) в 2006 году
выполнен в установленные сроки.
Федеральным агентством по образованию (далее - Рособразование)
по согласованию с Рособрнадзором издан Приказ от 20.01.2006 N 14
"Об участии государственных образовательных учреждений среднего
профессионального и высшего профессионального образования,
находящихся в ведении Федерального агентства по образованию, в
эксперименте по введению единого государственного экзамена в 2006
году". В соответствии с ним прием и зачисление в вузы/ссузы,
подведомственные Рособразованию, проводились по результатам ЕГЭ:
на 100% направлений подготовки (специальностей) - ссузами и ранее
принимавшими участие в эксперименте вузами; на 50% направлений
подготовки (специальностей) - впервые участвующими в эксперименте
вузами. Исключение составили вузы/ссузы г. Москвы.
Расширено взаимодействие с вузами/ссузами на всех этапах
подготовки и проведения ЕГЭ: разработка правил приема и
организация зачисления по результатам ЕГЭ, работа с федеральной
базой свидетельств о результатах ЕГЭ, мониторинг обучения и др.
Организовано взаимодействие с федеральными органами
исполнительной власти, имеющими в своем ведении образовательные
учреждения, по обеспечению участия подведомственных им
образовательных учреждений в ЕГЭ.
Из 23 федеральных министерств и ведомств, имеющих
подведомственные им образовательные учреждения, 19 согласовали их
участие в эксперименте по введению ЕГЭ по следующим схемам:
- в формате, установленном Приказом Рособразования от
20.01.2006 N 14, - Минфин России, Минэкономразвития России,
Росатом, Роспечать, Росморречфлот, Росспорт, Роскультура,
Рослесхоз, Росрыболовство, ФНС России;
- участие по 50% направлений подготовки (специальностей) -
Росавиация, Россвязь, Росздрав, Росжелдор, Россельхоз;
- только учет результатов ЕГЭ - Верховный суд РФ, МИД России,
Минобороны России, МВД России, МЧС России;
- отказались от проведения и засчитывания результатов ЕГЭ -
ФСБ России (один вуз), Минюст России (шесть вузов), ФТС России
(один вуз).
Продолжена работа по совершенствованию и оптимизации
технологии организации и проведения ЕГЭ по следующим направлениям:
- апробация технологии организации и проведения ЕГЭ в
труднодоступных и отдаленных местностях Российской Федерации
(районы Республики Коми и Республики Саха (Якутия), Хабаровского
края, Иркутской, Камчатской и Томской областей, а также
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Чукотского
автономного округа);
- технологические изменения в организации и проведении ЕГЭ по
иностранным языкам;
- распечатка свидетельств о результатах ЕГЭ на региональном
уровне (Вологодская, Ивановская, Камчатская, Костромская,
Ленинградская, Мурманская, Московская, Тамбовская, Томская
области, города Москва, Санкт-Петербург, Чукотский автономный
округ);
- апробация моделей организации и проведения ЕГЭ для отдельных
категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья
(слабовидящие, слепые, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата) в Ленинградской области и в г. Санкт-Петербурге;
- апробация организации и проведения ЕГЭ "в одну волну" на
территории Ненецкого, Усть-Ордынского Бурятского, Чукотского и
Ямало-Ненецкого автономных округов; минимизация "июльской волны" в
Воронежской, Калининградской и Оренбургской областях.
По результатам шести инспекционных проверок соблюдения прав
граждан при организации и проведении вступительных испытаний в
вузы/ссузы сотрудниками Рособрнадзора выявлены следующие
нарушения:
- несоответствие правил приема нормативным правовым актам
федерального уровня;
- необоснованное введение дополнительных вступительных
испытаний для лиц, поступающих в вузы по результатам ЕГЭ;
- требование подлинников документов об образовании, а также
оригиналов свидетельств о результатах сдачи ЕГЭ при подаче
абитуриентами документов на участие в конкурсе;
- засчитывание в качестве вступительных испытаний результатов
выпускных экзаменов подготовительных отделений (не финансируемых
из средств федерального бюджета), вузовских олимпиад и
вступительных испытаний, проведенных досрочно.
По итогам инспекционных проверок в соответствующие вузы/ссузы
направлены предписания и составлены акты.
Кроме того, практика проведения ЕГЭ показала, что на этапе
включения в эксперимент или его расширения вузы меняют перечень
вступительных испытаний на отдельные специальности (направления
подготовки) в недопустимо поздние сроки.
Во всех 79 субъектах РФ, участвующих в ЕГЭ, были подведены
итоги эксперимента и предложены меры по его развитию.
Отмечена работа руководителей органов управления образованием
субъектов РФ, советов ректоров вузов и директоров ссузов по
координации организации и проведения ЕГЭ, а также по привлечению
представителей институтов гражданского общества к общественному
наблюдению за соблюдением установленного порядка проведения ЕГЭ.
Для участия в эксперименте в 2007 году поступили заявки от 82
субъектов РФ, в том числе от всех 79 регионов - участников
эксперимента 2006 года. В ЕГЭ 2007 года не будут участвовать
Чеченская Республика, Приморский край, Нижегородская область и
Корякский автономный округ.
В 2007 году будет продолжена работа по следующим направлениям.
1. Совершенствование нормативного правового регулирования
проведения ЕГЭ, а также государственной (итоговой) аттестации и
приема в вузы/ссузы в части проведения ЕГЭ:
- уточнение порядка аннулирования результатов ЕГЭ в случаях
обнаружения нарушений при проведении ЕГЭ;
- подготовка методических документов по проведению ЕГЭ для
отдельных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
2. Разработка структуры и содержания контрольных измерительных
материалов с учетом компетентностного подхода.
3. Организационно-технологическое обеспечение:
- увеличение числа участников в апробации технологии
проведения ЕГЭ в труднодоступных и отдаленных местностях
Российской Федерации;
- доработка и сертификация программного обеспечения,
используемого при проведении ЕГЭ;
- введение системы перекрестной проверки экзаменационных работ
(между субъектами) в целях усиления информационной безопасности;
- организация и проведение работ по расширению практики
распечатки свидетельств о результатах ЕГЭ на региональном уровне.
4. Разработка комплексной системы информационной безопасности
функционирования информационно-технологической системы обеспечения
ЕГЭ.
5. Сертификация федеральной базы свидетельств о результатах
ЕГЭ в целях предоставления ей статуса официального
государственного информационного ресурса.
Коллегия решила.
1. Департаменту государственной политики и
нормативно-правового регулирования в сфере образования (И.И.
Калине):
1.1. Совместно с Департаментом прогнозирования и организации
бюджетного процесса (Б.П. Шкатовым) и Федеральной службой по
надзору в сфере образования и науки (В.А. Болотовым) в срок до 15
декабря 2006 г. обеспечить представление в Правительство РФ
согласованного проекта постановления Правительства РФ,
регламентирующего проведение единого государственного экзамена в
2008 году.
1.2. Совместно с Федеральным агентством по образованию (Г.А.
Балыхиным) и Федеральной службой по надзору в сфере образования и
науки (В.А. Болотовым):
1.2.1. При подготовке новых порядков приема в образовательные
учреждения высшего и среднего профессионального образования
предусмотреть согласование сроков зачисления абитуриентов в
образовательные учреждения высшего и среднего профессионального
образования в связи с введением единого государственного экзамена
в штатный режим.
1.2.2. При организации работ по подготовке государственных
образовательных стандартов общего образования нового поколения
использовать результаты и наработки Федерального института
педагогических измерений, в том числе уделить особое внимание
содержанию учебных программ по информатике и ИКТ.
1.2.3. Подготовить предложения по перечню направлений
подготовки (специальностей), по которым при приеме могут
проводиться дополнительные испытания творческой и (или)
профессиональной направленности.
1.2.4. Подготовить предложения по перечню образовательных
учреждений и направлений подготовки (специальностей), при приеме
на которые проводится дополнительное вступительное испытание
профильной направленности.
1.2.5. В срок до 1 мая 2007 г. подготовить предложения по
расширению перечня всероссийских олимпиад и критерии отнесения
вузовских конкурсов и олимпиад к указанному перечню.
1.2.6. Подготовить предложения по упорядочению льготных
категорий граждан и видов предоставляемых льгот при поступлении в
вузы.
1.3. В срок до 1 марта 2007 г. подготовить информационное
письмо о рекомендуемом перечне вступительных испытаний в
зависимости от профиля подготовки специалистов с высшим
профессиональным образованием.
1.4. Совместно с Федеральной службой по надзору в сфере
образования и науки (В.А. Болотовым) в срок до 1 марта 2007 г.:
1.4.1. Разработать рекомендации по использованию результатов
новых форм государственной (итоговой) аттестации выпускников IX
классов при их поступлении в образовательные учреждения начального
и среднего профессионального образования на программы обучения на
базе основного общего образования.
1.4.2. Подготовить предложения по модернизации существующих
государственных статистических форм для исключения дублирования с
базами данных, собираемыми в ходе подготовки к проведению единого
государственного экзамена.
1.5. Совместно с Федеральной службой по надзору в сфере
образования и науки (В.А. Болотовым) в течение трех месяцев после
принятия законопроекта "О внесении изменений в Закон Российской
Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и
послевузовском профессиональном образовании" в части проведения
единого государственного экзамена" в целях подготовки новой
редакции Положения о государственной (итоговой) аттестации
выпускников общеобразовательных учреждений подготовить предложения
по упорядочению предметов, обязательных для государственной
(итоговой) аттестации, в том числе сдаваемых в форме единого
государственного экзамена.
2. Федеральному агентству по образованию (Г.А. Балыхину):
2.1. По согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере
образования и науки (В.А. Болотовым) и Департаментом
государственной политики и нормативно-правового регулирования в
сфере образования Минобрнауки России в срок до 1 декабря 2006 г.
издать приказ об участии в эксперименте подведомственных вузов,
ссузов и филиалов, расположенных на территории субъектов РФ -
участников эксперимента 2007 года, в соответствии с Постановлением
Правительства РФ от 29.12.2005 N 830 "О проведении в 2006 - 2007
годах единого государственного экзамена".
2.2. Совместно с Федеральной службой по надзору в сфере
образования и науки (В.А. Болотовым) и Департаментом
государственной политики и нормативно-правового регулирования в
сфере образования Минобрнауки России в срок до 1 декабря 2006 г.
подготовить предложения по формированию проектов, обеспечивающих
проведение единого государственного экзамена в рамках Федеральной
целевой программы развития образования.
3. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки
(В.А. Болотову):
3.1. В срок до 1 января 2007 г. провести работу с Московским
государственным университетом им. М.В. Ломоносова по проверке
фактов неудовлетворительной сдачи в 2006 году вступительных
испытаний абитуриентами, имеющими высокие баллы (90 - 100 баллов)
по ЕГЭ.
3.2. В срок до 1 марта 2007 г. обобщить опыт субъектов РФ и
подготовить предложения по расширению практики общественного
наблюдения за ходом организации и проведения единого
государственного экзамена.
3.3. Провести работу по согласованию с федеральными органами
исполнительной власти перечня участвующих в эксперименте
подведомственных им образовательных учреждений в соответствии с
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2005 N 830 "О проведении
в 2006 - 2007 годах единого государственного экзамена".
3.4. По согласованию с Департаментом государственной политики
и нормативно-правового регулирования в сфере образования
Минобрнауки России совместно с органами управления образованием
субъектов РФ разработать и апробировать в 2007 году разные модели
организации и проведения единого государственного экзамена на
этапе вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего
и среднего профессионального образования.
3.5. Расширить в 2007 году апробацию новой технологии
проведения единого государственного экзамена по иностранным
языкам.
3.6. Расширить в 2007 году апробацию технологии проведения
единого государственного экзамена для отдельных категорий лиц с
ограниченными возможностями здоровья.
Министр
А.А.ФУРСЕНКО
|