ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 14 ноября 2006 г. N ГКПИ06-1070
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего -
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре Тихоновой А.Н.,
с участием прокурора Воскобойниковой Е.Л.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению С. о признании недействующим абзаца 4 пункта 2.6
Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и
пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим
работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации,
имеющим классные чины, и их семьям, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942, в
части слов: "прокурорским работникам",
установил:
абзацем 4 пункта 2.6 Положения об исчислении выслуги лет,
назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям,
научным и педагогическим работникам органов и учреждений
прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их
семьям предусмотрено, что при назначении лиц, получающих пенсию за
выслугу лет или по инвалидности в органах прокуратуры на должности
прокурорских работников выплата пенсии приостанавливается.
Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате
пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и
педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры
Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям
утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12
августа 1994 г. N 942.
Настоящий нормативный правовой акт опубликован в "Собрании
законодательства Российской Федерации" N 17, 22.08.1994.
Действует в редакции Постановлений Правительства РФ от
03.11.1994 N 1214; от 26.02.1996 N 170; от 24.03.2000 N 244; от
29.10.2005 N 649, от 20.10.2006 N 649; с изменениями, внесенными
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 N 50.
Гражданка С. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с
заявлением о признании недействующим абзаца 4 пункта 2.6 Положения
об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий
прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам
органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим
классные чины, и их семьям в части слов: "прокурорским
работникам".
Как указывает заявительница, оспариваемые положения
нормативного правового акта не соответствуют действующему
законодательству о пенсионном обеспечении прокурорских работников
и нарушает ее пенсионные права. Она как оперативный работник
получала пенсию по выслуге лет, а при поступлении на работу в
органы прокуратуры на должность специалиста, выплата пенсии ей
прекращена.
С. извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не
явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Правительство Российской Федерации представлять свои интересы в
Верховном Суде Российской Федерации поручило Министерству юстиции
Российской Федерации (поручение от 5 сентября 2006 г. N ДМ-П4-
4196).
Представитель заинтересованного лица Правительства РФ Козлов
Т.Л. возражал против удовлетворения заявленных требований и
пояснил в суде, что оспариваемые положения нормативного правового
акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают
права прокурорских работников на пенсионное обеспечение.
Приостановление выплаты пенсии за выслугу лет, предусмотренное
абзацем 4 пункта 2.6 Положения, распространяется на тех лиц,
которые назначаются на должности прокуроров и следователей,
научных и педагогических работников органов и учреждений
прокуратуры.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица
Правительства РФ Козлова Т.Л., исследовав материалы дела, заслушав
заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Воскобойниковой
Е.Л., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и
судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит
оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что
принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным
правовым актом органа государственной власти нарушаются его права
и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации,
законами и другими нормативными правовыми актами, вправе
обратиться в суд с заявлением о признании этого акта
противоречащим закону полностью или в части.
Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"
устанавливает, что прокурорские работники являются
государственными служащими государственной службы Российской
Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности
федеральной государственной службы с учетом требований настоящего
Федерального закона (статья 40).
При этом согласно части 2 статьи 44 настоящего Федерального
закона пенсионное обеспечение прокуроров и следователей, научных и
педагогических работников и членов их семей осуществляется
применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены
законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу
в органах внутренних дел, и членов их семей.
Виды, назначение, выплата пенсий и пособий, исчисление выслуги
лет, а также перерасчет пенсий установлены Законом Российской
Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную
службу, службу в органах внутренних дел, Государственной
противопожарной службе, органах по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и
органах уголовно-исполнительной системы, и их семей",
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления
выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам,
проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков,
мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в
качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в
органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации",
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа
1994 г. N 942 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и
выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры
Российской Федерации и их семьям".
Положение, утвержденное Постановлением Правительства Российской
Федерации от 12 августа 1994 г. N 942, определяет особенности
исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий прокурорам,
следователям, научным и педагогическим работникам органов и
учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные
чины, и их семьям. Оно не распространяется на других работников
органов и учреждений прокуратуры, которые в соответствии со
статьей 54 Федерального закона "О прокуратуре Российской
Федерации" также являются прокурорскими работниками.
По смыслу части первой статьи 6 Закона Российской Федерации "О
пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в
органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе,
органах по контролю за оборотом наркотических средств и
психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-
исполнительной системы, и их семей" увольнение со службы является
необходимым условием как назначения пенсии за выслугу лет, так и
выплаты назначенной пенсии. Часть вторая статьи 6 настоящего
Закона предусматривает, что выплата назначенной пенсии
приостанавливается, если пенсионер вновь поступает на военную
службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную
противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и
органы уголовно-исполнительной системы.
Пенсия за выслугу лет - в системе действующего нормативного
правового регулирования пенсионного обеспечения - является
государственной гарантией материального обеспечения лиц,
проходивших военную и (или) правоохранительную службу, поддержания
соответствующего материального достатка, их социального статуса
при оставлении службы по желанию самого гражданина либо в силу
объективных обстоятельств, препятствующих ее продолжению, в том
числе в случаях, когда гражданин уже не отвечает тем повышенным
требованиям, которые предъявляются к лицам, проходящим
соответствующую службу (Постановление Конституционного Суда РФ от
18 марта 2004 г. N 6-П по делу о проверке конституционности части
второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах
внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по
контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"
в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и
Мещанского районного суда города Москвы).
Применительно к прокурорским работникам, из анализа
действующего законодательства можно установить, что
приостановление выплаты пенсии за выслугу лет допускается тем
пенсионерам, которые вернулись на должности прокурорских
работников на службу, с учетом которой им была назначена данная
пенсия.
Оспариваемые положения правового акта не предполагают
приостановления выплаты пенсии при назначении лиц, получающих
пенсию за выслугу лет или по инвалидности в органах прокуратуры,
на должности прокурорских работников, не относящихся к прокурорам
и следователям, научным и педагогическим работникам и не
ограничивают права граждан на получение пенсии за выслугу лет.
Если С. полагает, что ей незаконно прекращена выплата пенсии за
выслугу лет, то она вправе в порядке, установленном
законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд
за защитой нарушенного права.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что
оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному
закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую
юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении
соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195,
198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление С. о признании недействующим абзаца 4 пункта 2.6
Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и
пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим
работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации,
имеющим классные чины, и их семьям, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942, в
части слов: "прокурорским работникам" - оставить без
удовлетворения, как не предполагающего приостановления выплаты
пенсии при назначении лиц, получающих пенсию за выслугу лет или по
инвалидности в органах прокуратуры, на должности прокурорских
работников, не относящихся к прокурорам и следователям, научным и
педагогическим работникам.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после
вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
|