Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
30.09.2017
USD
58.02
EUR
68.45
CNY
8.74
JPY
0.52
GBP
77.85
TRY
16.33
PLN
15.89
 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 16.05.2006 N ГКПИ06-465 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПУНКТА 1 УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РФ ОТ 23.11.1995 N 1173 "О МЕРАХ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ УСТОЙЧИВОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА"

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                    от 16 мая 2006 г. N ГКПИ06-465
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд РФ в составе:
   
       председательствующего - судьи
       Верховного Суда РФ                              Редченко Ю.Д.,
       при секретаре                                     Якиной К.А.,
       с участием прокурора                           Федотовой А.В.,
   
       рассмотрев  в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   заявлению Государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-
   Петербурга"  о  признании недействующим пункта 1  Указа  Президента
   Российской  Федерации  от 23 ноября 1995 г.  N  1173  "О  мерах  по
   осуществлению      устойчивого      функционирования      объектов,
   обеспечивающих безопасность государства",
   
                              установил:
   
       заявитель  обратился  в  Верховный  Суд  РФ  с  указанным  выше
   заявлением,  сославшись на то, что оспариваемый Указ Президента  РФ
   не  соответствует закону и нарушает права и законные  интересы  ГУП
   "Водоканал Санкт-Петербурга".
       В  заявлении  также  указывает  на  то,  что  лимиты  бюджетных
   обязательств   выделяются  организациям,  в  которых  предусмотрена
   военная  служба,  из  расчета обеспечения необходимых  потребностей
   таких   организаций.  Использование  питьевой  воды   организациями
   федеральных   органов  власти,  в  которых  предусмотрена   военная
   служба,   сверх  установленных  лимитов  направлено  на  цели,   не
   связанные  с  вопросами  безопасности  государства.  Следовательно,
   ограничения потребления энергоресурсов сверх установленных  лимитов
   не являются действиями, нарушающими безопасность государства.
       Полагает,  что  применение оспариваемого Указа к отношениям  по
   водоснабжению в объеме, превышающем установленные лимиты  бюджетных
   обязательств,  влечет,  в  частности, ограничение  прав  заявителя,
   предусмотренных   ст.   ст.   12  и   14   ГК   РФ,   невозможность
   одностороннего   отказа  от  исполнения  договора  по   основаниям,
   предусмотренного   ст.   523   ГК  РФ,   допускает   принудительное
   отчуждение имущества и причиняет имущественный ущерб.
       Ограничение  прав  граждан и юридических лиц в  соответствии  с
   пунктом  2  ст.  1 ГК РФ возможно только на основании  федерального
   закона  и только в той мере, в какой это необходимо в целях  защиты
   основ   конституционного  строя,  обеспечения  обороны   страны   и
   безопасности  государства,  а поэтому содержащиеся  в  оспариваемом
   Указе  Президента РФ ограничения прав заявителя не  могут  являться
   правомерными.
       В  судебном  заседании представитель заявителя  Воробьева  А.С.
   заявленное требование поддержала.
       Представитель Президента РФ в судебное заседание не  явился.  В
   направленном     в    суд    письменном    отзыве     представитель
   заинтересованного  лица  просит  заявление  предприятия  "Водоканал
   Санкт-Петербурга" оставить без удовлетворения и дело рассмотреть  в
   его  отсутствие,  сославшись на то, что  оспариваемый  Указ  принят
   Президентом   РФ   в   соответствии  с  требованиями   действующего
   законодательства   Российской  Федерации  и  в  целях   обеспечения
   безопасности государства.
       Выслушав  объяснения  представителя  заявителя,  представителей
   заинтересованного  лица,  исследовав  материалы  дела  и   заслушав
   заключение  прокурора Генеральной прокуратуры  РФ  Федотовой  А.В.,
   полагавшей  в удовлетворении заявления отказать, Верховный  Суд  РФ
   находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
       В  соответствии  с пунктом 1 ст. 253 ГПК РФ суд,  признав,  что
   оспариваемый  нормативный правовой акт не противоречит федеральному
   закону  или  другому нормативному правовому акту,  имеющим  большую
   юридическую  силу,  принимает решение об  отказе  в  удовлетворении
   заявления.
       Как   установлено  судом,  в  целях  осуществления  устойчивого
   функционирования объектов, обеспечивающих безопасность  государства
   (воинских    частей,   учреждений,   предприятий   и    организаций
   федеральных  органов исполнительной власти, в которых предусмотрена
   военная  служба), Президентом Российской Федерации 23  ноября  1995
   г.   был   издан  Указ  за  N  1173,  согласно  пункту  1  которого
   ограничение   или   прекращение   отпуска   топливно-энергетических
   ресурсов  (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания
   услуг  связи  и  коммунальных услуг воинским  частям,  учреждениям,
   предприятиям  и  организациям  федеральных  органов  исполнительной
   власти,  в  которых предусмотрена военная служба,  следует  считать
   действиями, нарушающими безопасность государства.
       Из  представленного суду представителем заинтересованного  лица
   письменного  отзыва  усматривается,  что  установленный  пунктом  1
   Указа  запрет  на  ограничение  или прекращение  отпуска  топливно-
   энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии,  газа  и
   воды),  оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским  частям,
   учреждениям,   предприятиям  и  организациям  федеральных   органов
   исполнительной  власти,  в  которых предусмотрена  военная  служба,
   входит  в  число  мер  по поддержанию в готовности  сил  и  средств
   обеспечения  безопасности и введен Президентом РФ в пределах  своих
   полномочий, предусмотренных ст. 80 Конституции РФ и ст.  11  Закона
   РФ "О безопасности".
       Самозащита  права  в  форме ограничения или прекращения  подачи
   воды   указанным  выше  организациям  является  в   данном   случае
   неправомерной,  поскольку  защита права  отдельного  хозяйствующего
   субъекта   в   ущерб  поддержанию  в  готовности  сил   и   средств
   обеспечения   безопасности   государства   не   отвечает   принципу
   соразмерности способа самозащиты допущенному нарушению (ст.  14  ГК
   РФ) и требованиям Закона РФ "О безопасности".
       О    недопустимости   одностороннего   отказа    водоснабжающей
   организации от исполнения договора, абонентом по которому  является
   юридическое  лицо,  в  случаях,  установленных  законом  или  иными
   правовыми  актами, свидетельствует и содержание пункта  1  ст.  546
   Гражданского кодекса РФ.
       Из  содержания  пункта  2 ст. 548 ГК РФ также  следует,  что  к
   отношениям,  связанным  со  снабжением  через  присоединенную  сеть
   газом,  нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила
   о  договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) подлежат применению,
   если  иное  не установлено законом, иными правовыми актами  или  не
   вытекает из существа обязательств.
       Таким  образом, приведенные выше нормы Гражданского кодекса  не
   исключают,  наряду с положениями закона, возможности  регулирования
   отношений, связанных с водоснабжением, и иными правовыми актами,  в
   том  числе и указами Президента РФ, устанавливающими особые условия
   исполнения   такого  рода  обязательств  в  отношении  организаций,
   обеспечивающих безопасность государства.
       При  таких  обстоятельствах суд приходит к выводу  о  том,  что
   предусмотренных  законом  оснований  для  признания   недействующим
   оспариваемого  Указа  Президента РФ в  приведенной  выше  части  не
   имеется.
       Довод  заявителя  о  том, что оспариваемым Указом  неправомерно
   ограничиваются   права  предприятия  на  получение   имущественного
   возмещения  за оказанные услуги водопотребления сверх установленных
   лимитов  бюджетных  обязательств и принятия  основанных  на  законе
   управленческих   решений   его  должностными   лицами   в   области
   производственной деятельности, не может быть признан  обоснованным,
   поскольку  эти  вопросы  данный Указ не  регулирует  и  ограничений
   перечисленных выше прав не содержит.
       Данный Указ лишь устанавливает, что ограничение или прекращение
   отпуска  топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой
   энергии,   газа  и  воды),  вытекающих  из  договорных   отношений,
   являются действиями, нарушающими безопасность государства, и каких-
   либо  положений  о расчетах за потребляемую воду  и  тем  более  за
   водопотребление  сверх установленных лимитов, к чему  фактически  и
   сводится требование заявителя, в нем не содержится.
       Не  может суд согласиться и с утверждением заявителя о том, что
   оспариваемым  Указом  он лишен возможности защищать  свои  права  в
   судебном  порядке  предусмотренными  гражданским  законодательством
   способами,  так  как оно ни на чем не основано и  носит  фактически
   предположительный характер.
       Представителем   заявителя   при   этом   каких-либо    данных,
   свидетельствующих об отказе предприятию на основании  оспариваемого
   Указа в судебной защите нарушенных имущественных и иных прав,  суду
   не представлено.
       Что   касается   довода   заявителя  о   несоответствии   Указа
   требованиям    пункта   2   ст.   1   Гражданского   кодекса    РФ,
   предусматривающего   возможность   ограничения   прав   граждан   и
   юридических лиц только на основании федерального закона, то  его  в
   данном случае также нельзя признать обоснованным.
       В  соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным
   Судом  РФ  в  своем  Постановлении от 1 декабря  1999  г.  N  17-П,
   Президент  РФ  в  силу части 1 и 2 ст. 80 и в силу  своего  статуса
   обязан  издавать обеспечивающие исполнение Конституции РФ и законов
   правовые  акты  (ст.  90  Конституции РФ) во  всех  случаях,  когда
   отсутствуют иные предназначенные для этого механизмы.
       Поскольку  из  Конституции  РФ и  Закона  РФ  "О  безопасности"
   вытекает   обязанность   Президента  по  обеспечению   безопасности
   государства, он на основании и во исполнение указанных  предписаний
   не  только вправе, но и обязан в отсутствие иного регулирования  по
   обеспечению      бесперебойного     водоснабжения      организаций,
   обеспечивающих  безопасность  государства,  издать  соответствующий
   правовой акт.
       Учитывая,  что  федерального  закона  по  данному  вопросу   не
   имеется,  а  принятый Президентом РФ правовой акт условия  поставки
   воды  и порядок расчетов за ее потребление указанными организациями
   не  регулирует и каких-либо прав хозяйствующих субъектов, связанных
   с  исполнением  такого рода договоров, фактически  не  затрагивает,
   суд  приходит  к  выводу о том, что оспариваемый  Указ  требованиям
   пункта 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ не противоречит.
       Неправильная правоприменительная практика оспариваемого  Указа,
   на  что  ссылается заявитель, также не может служить  основанием  к
   признанию  его  противоречащим  требованиям  закона,  поскольку   в
   случае  его неправильного применения отдельными должностными лицами
   заявитель  не  лишен  возможности  обратиться  за  защитой   своего
   нарушенного права в соответствующий суд.
       Другие доводы, на которые заявитель ссылается в заявлении, тоже
   не   могут   служить  основанием  к  удовлетворению  предъявленного
   требования.
       На  основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198  и
   п. 1 ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
   
                                решил:
   
       заявление  Государственного унитарного  предприятия  "Водоканал
   Санкт-Петербурга"  о  признании  недействующим   пункта   1   Указа
   Президента   РФ  от  23  ноября  1995  г.  N  1173  "О   мерах   по
   осуществлению      устойчивого      функционирования      объектов,
   обеспечивающих    безопасность    государства"     оставить     без
   удовлетворения.
       Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
   Верховного  Суда  РФ  в  течение 10 дней со  дня  его  вынесения  в
   окончательной форме.
   
                                                Председательствующий -
                                              Судья Верховного Суда РФ
                                                          Ю.Д.РЕДЧЕНКО
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
30.09.2017
USD
58.02
EUR
68.45
CNY
8.74
JPY
0.52
GBP
77.85
TRY
16.33
PLN
15.89
Разное