Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
03.10.2017
USD
57.81
EUR
67.91
CNY
8.69
JPY
0.51
GBP
76.98
TRY
16.13
PLN
15.73
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 25.07.2006 N 2014/06 ПО ДЕЛУ N А40-14100/05-115-14 ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ РЕШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА В ЧАСТИ ВЗЫСКАНИЯ С НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА НДС ПО НЕПОДТВЕРЖДЕННОМУ ЭКСПОРТУ УДОВЛЕТВОРЕНО, ПОСКОЛЬКУ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГА, ПОДЛЕЖАЩЕГО УПЛАТЕ, СЛЕДОВАЛО УЧИТЫВАТЬ НЕ ТОЛЬКО ОТРАЖЕННУЮ В ДЕКЛАРАЦИИ СУММУ РЕАЛИЗАЦИИ...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                     от 25 июля 2006 г. N 2014/06
                                   
       Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:
       председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации Иванова А.А.;
       членов  Президиума:  Арифулина А.А.,  Бабкина  А.И.,  Валявиной
   Е.Ю.,  Горячевой  Ю.Ю., Иванниковой Н.П., Козловой  А.С.,  Козловой
   О.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л. -
       рассмотрел  заявление общества с ограниченной  ответственностью
   "НК  НОРДВЕСТ  ресурс"  о частичном пересмотре  в  порядке  надзора
   постановления Федерального арбитражного суда Московского округа  от
   16.11.2005  по делу N А40-14100/05-115-14 Арбитражного суда  города
   Москвы.
       В заседании приняли участие представители:
       -  от  Инспекции Федеральной налоговой службы N  23  по  городу
   Москве - Гурушкин А.А., Локайчук А.А., Мануйлов В.В.;
       -  от  общества  с ограниченной ответственностью  "НК  НОРДВЕСТ
   ресурс" - Анохин Д.Н.
       Заслушав  и  обсудив  доклад  судьи  Горячевой  Ю.Ю.,  а  также
   объяснения   представителей  участвующих  в  деле  лиц,   Президиум
   установил следующее.
       Общество  с ограниченной ответственностью "НК НОРДВЕСТ  ресурс"
   (далее  -  общество) обратилось в Арбитражный суд города  Москвы  с
   заявлением о признании недействительным решения от 19.01.2005  N  5
   Инспекции  Федеральной  налоговой службы  N  23  по  Юго-Восточному
   административному  округу  города  Москвы  (в  настоящее  время   -
   Инспекция  Федеральной  налоговой службы N  23  по  городу  Москве;
   далее  -  инспекция).  Этим  решением  обществу  было  отказано   в
   применении  налоговой ставки 0 процентов по налогу  на  добавленную
   стоимость (далее - налог) в отношении экспортной операции на  сумму
   18977717  рублей,  отказано  в возмещении  1747720  рублей  налога,
   уплаченного  в  связи  с  этой операцией поставщикам;  начислено  и
   взыскано  3415989  рублей  6  копеек  налога  по  неподтвержденному
   экспорту  с наложением 212663 рублей 21 копейки штрафа за  неуплату
   начисленной  суммы налога, а также предложено внести исправления  в
   бухгалтерский учет.
       Решением   Арбитражного  суда  города  Москвы   от   08.06.2005
   требование общества удовлетворено.
       Постановлением  Девятого арбитражного  апелляционного  суда  от
   17.08.2005 решение суда оставлено без изменения.
       Удовлетворяя  заявление общества, суды первой  и  апелляционной
   инстанций  признали, что общество выполнило требования  статьи  165
   Налогового  кодекса  Российской  Федерации  (далее  -   Кодекс)   и
   представило   надлежащие   документы  в   подтверждение   налоговых
   вычетов,  тогда  как приведенные инспекцией в решении  основания  к
   отказу  в  применении  налоговой ставки  0  процентов  и  налоговых
   вычетов законодательству не соответствуют.
       Не  оспаривая  выводы  судов по результатам  оценки  документов
   общества  по  налоговым  вычетам, инспекция в  кассационной  жалобе
   ссылалась  только  на несоблюдение обществом порядка  подтверждения
   налоговой  ставки  0  процентов по операции  реализации  мазута  на
   экспорт.
       Федеральный  арбитражный суд Московского округа  постановлением
   от   16.11.2005   решение   суда  первой   и   постановление   суда
   апелляционной   инстанций  отменил,  в  удовлетворении   требования
   общества  отказал. Суд кассационной инстанции согласился с  выводом
   инспекции о несоблюдении обществом установленного Кодексом  порядка
   подтверждения   налоговой   ставки  0   процентов,   поскольку   на
   представленных им в инспекцию копиях железнодорожных  накладных  не
   было  отметок пограничного таможенного органа, удостоверяющих вывоз
   товаров за пределы территории Российской Федерации. В связи с  этим
   суд  кассационной  инстанции, ссылаясь на постановление  Президиума
   Высшего  Арбитражного  Суда Российской Федерации  от  19.10.2004  N
   4356/04,  признал  решение инспекции законным  не  только  в  части
   отказа  обществу  в  применении  налоговой  ставки  0  процентов  и
   возмещении  налога,  но  и в части размера  взысканных  с  общества
   налога и штрафа.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший Арбитражный  Суд  Российской
   Федерации,  о  пересмотре  в  порядке  надзора  постановления  суда
   кассационной инстанции общество просит его отменить в части  отказа
   в  признании недействительным решения инспекции о взыскании 1747720
   рублей  налога  по  неподтвержденному экспорту и 212663  рублей  21
   копейки  штрафа,  а  также  об отказе в применении  1747720  рублей
   налоговых  вычетов, оставив в соответствующей части в силе  решение
   суда  первой  и  постановление  суда  апелляционной  инстанций.  По
   мнению   общества,   принимая  решение  по  истечении   180   дней,
   предоставленных  налогоплательщикам  для  подтверждения   налоговой
   ставки  0  процентов  по операциям реализации  товара  на  экспорт,
   инспекция  неправомерно рассчитала налог, подлежащий  взысканию  по
   такой  операции,  без  его уменьшения на сумму налога,  уплаченного
   обществом поставщикам и указанного к вычету в декларации.
       В  отзыве  на заявление инспекция просит оставить постановление
   суда  кассационной инстанции без изменения, считая его  законным  и
   обоснованным.  Как полагает инспекция, налог, подлежащий  взысканию
   с  налогоплательщика,  которому  отказано  в  применении  налоговой
   ставки    0   процентов   по   результатам   камеральной   проверки
   соответствующей  декларации,  не  подлежит  уменьшению   на   сумму
   отраженных  в той же декларации налоговых вычетов и в  том  случае,
   когда они надлежаще подтверждены.
       Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве
   на  него  и  выступлениях присутствующих в заседании представителей
   участвующих  в деле лиц, Президиум считает, что постановление  суда
   кассационной  инстанции  подлежит  частичной  отмене  по  следующим
   основаниям.
       Общество  реализовало на экспорт топочный мазут. В  марте  2004
   года  этот товар принят железной дорогой к перевозке, тогда же  его
   выпуск  разрешен  Московской южной таможней.  В  апреле  2004  года
   согласно   отметкам   Себежской  таможни  на  грузовых   таможенных
   декларациях мазут вывезен с территории Российской Федерации.
       По  операции  реализации мазута на экспорт общество  19.10.2004
   представило  в  инспекцию  с  комплектом подтверждающих  документов
   декларацию  по налогу на добавленную стоимость по налоговой  ставке
   0  процентов за сентябрь 2004 года, то есть до истечения 180 дней с
   даты  помещения товара под таможенный режим экспорта,  определяемой
   днем  выпуска  товаров таможенным органом (статья  157  Таможенного
   кодекса Российской Федерации).
       Однако   копии   железнодорожных  накладных   были   направлены
   обществом в инспекцию без отметок пограничных таможенных органов  о
   вывозе  товара  за  пределы  территории Российской  Федерации,  что
   свидетельствует  о  несоблюдении  положений  статьи  165   Кодекса.
   Данное обстоятельство судами установлено и обществом в заявлении  о
   пересмотре судебного акта в порядке надзора не оспаривается.
       В  связи  с этим суд кассационной инстанции правомерно  отказал
   обществу  в признании недействительным решения инспекции об  отказе
   в  применении  налоговой ставки 0 процентов по операции  реализации
   мазута  на  экспорт,  несмотря на то что накладные  с  необходимыми
   отметками были обществом представлены в суд.
       Решение   по   результатам  камеральной   проверки   упомянутой
   декларации    принято   инспекцией   в   пределах    установленного
   трехмесячного  срока  проверки (19.01.2005), но  по  истечении  180
   дней с даты помещения мазута под таможенный режим экспорта.
       В  силу пункта 9 статьи 165 Кодекса (в редакции, действующей  в
   период  спорных  отношений) в том случае,  если  по  истечении  180
   дней,  считая  с  даты  выпуска товаров  региональными  таможенными
   органами   в   режиме  экспорта,  налогоплательщик  не   представил
   документы  (их  копии), названные в пунктах 1 -  4  данной  статьи,
   операции по реализации товаров подлежат налогообложению по  ставкам
   соответственно 10 процентов или 18 процентов.
       Поэтому  инспекция  правомерно исчислила  налог  в  размере  18
   процентов  от  указанной в декларации суммы  реализации  мазута  на
   экспорт, что составило по ее расчетам 3415989 рублей 6 копеек.
       На  основании  пункта  1  статьи 176 Кодекса  сумма  налога  на
   добавленную  стоимость подлежит возмещению налогоплательщику,  если
   по  итогам  налогового периода сумма вычетов превышает общую  сумму
   налога,    исчисленную   по   операциям,   признаваемым    объектом
   налогообложения.
       В  рассматриваемом  деле сумма налога, отраженная  обществом  к
   вычету  в  декларации как уплаченная поставщикам (1747720  рублей),
   была  меньше  суммы  налога,  исчисленной  инспекцией  по  операции
   реализации мазута на экспорт (3415989 рублей 6 копеек).
       При  таких  обстоятельствах  инспекция  обоснованно  отказалась
   принять к возмещению упомянутые 1747720 рублей налоговых вычетов  и
   суд  кассационной инстанции правомерно отказал обществу в признании
   решения инспекции в этой части недействительным.
       Вместе с тем решение инспекции в отношении взыскания с общества
   всего  налога,  исчисленного  по  операции  реализации  мазута   на
   экспорт,  без  уменьшения его на сумму налоговых вычетов  с  учетом
   признания   судами  ненадлежащими  доводов  инспекции  в  отношении
   операций,  по  которым сформированы вычеты, не отвечает  положениям
   статей 171 и 173 Кодекса.
       Согласно пункту 1 статьи 173 Кодекса подлежащая уплате в бюджет
   сумма  налога исчисляется по итогам каждого налогового периода  как
   уменьшенная  на  сумму  налоговых вычетов, предусмотренных  статьей
   171  Кодекса  (за  исключением налоговых  вычетов,  предусмотренных
   пунктом  3  статьи 172 Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая  в
   соответствии со статьей 166 Кодекса. Поскольку пункт 3  статьи  172
   Кодекса   касается   операций,  облагаемых  налоговой   ставкой   0
   процентов,  а  в  данном случае операция по  реализации  мазута  на
   экспорт   облагалась  инспекцией  по  ставке  18   процентов,   при
   определении   суммы   налога,   подлежащей   уплате   обществом   в
   федеральный  бюджет, следовало руководствоваться общими положениями
   статьи  171  Кодекса.  Пунктом 2 статьи 171 Кодекса  предусмотрено,
   что  вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику
   и   уплаченные  им  при  приобретении  товаров  (работ,  услуг)  на
   территории   Российской  Федерации  в  отношении  товаров   (работ,
   услуг),  приобретаемых  для  осуществления  операций,  признаваемых
   объектами налогообложения.
       В  данном  случае определять сумму вычетов не требовалось,  она
   была  указана обществом в декларации. Доводы инспекции относительно
   недостатков  в документах, подтверждающих вычеты, судами  первой  и
   апелляционной  инстанций  обоснованно отклонены  и  в  кассационной
   жалобе инспекцией не выдвигались.
       Поскольку  решение инспекции принято по результатам камеральной
   проверки  декларации  общества в целом, то при определении  налога,
   подлежащего  уплате  обществом,  следовало  учитывать   не   только
   отраженную  в  декларации сумму реализации товара  на  экспорт  как
   показатель  налоговой базы, но и отраженные  в  той  же  декларации
   суммы  вычетов,  несмотря на то что декларация подана  обществом  с
   нарушением пункта 9 статьи 167 и пункта 5 статьи 174 Кодекса не  за
   налоговый  период  отгрузки,  а  за  налоговый  период,  в  котором
   общество посчитало собранным комплект документов.
       Упомянутые  положения  статей 171 и 173 Кодекса  инспекцией  не
   применены,  вследствие  чего определенный к  взысканию  с  общества
   налог  завышен на сумму вычетов - 1747720 рублей и, соответственно,
   неверно   рассчитан  штраф  за  неуплату  налога,   предусмотренный
   статьей 122 Кодекса.
       При названных обстоятельствах у суда кассационной инстанции  не
   имелось  оснований для отказа в удовлетворении требования  общества
   о  признании  недействительным решения инспекции в той  части  сумм
   налога и штрафа, которые взысканы с общества неправомерно.
       Таким   образом,  обжалуемое  постановление  суда  кассационной
   инстанции   нарушает   единообразие  в  толковании   и   применении
   арбитражными судами норм права и в соответствии с пунктом 1  статьи
   304   Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации
   подлежит частичной отмене.
       Решение   суда   первой   инстанции   и   постановления    суда
   апелляционной  инстанции  также  нельзя  оставить  в   силе   ввиду
   неправильного   применения   этими  судами   положений   налогового
   законодательства.
       Дело  в  части штрафа за несвоевременную уплату налога подлежит
   передаче   на  новое  рассмотрение  в  суд  первой  инстанции   для
   определения  надлежащего  размера  штрафа  после  проверки  доводов
   общества  о  том,  что признание за ним права на  вычеты  исключает
   наличие недоимки и возможность взыскания штрафа.
       Учитывая  изложенное и руководствуясь статьей  303,  пунктом  2
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
   от  16.11.2005  по  делу  N А40-14100/05-115-14  Арбитражного  суда
   города  Москвы в части отказа в удовлетворении требования  общества
   с  ограниченной ответственностью "НК НОРДВЕСТ ресурс"  о  признании
   недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой  службы  N
   23  по  Юго-Восточному административному округу  города  Москвы  от
   19.01.2005  N  5  в отношении взыскания с общества  1747720  рублей
   налога  на  добавленную  стоимость и  взыскания  212663  рублей  21
   копейки штрафа отменить.
       Признать  недействительным  как не  соответствующее  Налоговому
   кодексу   Российской   Федерации  решение   Инспекции   Федеральной
   налоговой  службы  N 23 по Юго-Восточному административному  округу
   города  Москвы от 19.01.2005 N 5 в отношении взыскания  с  общества
   1747720 рублей налога на добавленную стоимость.
       Дело  в  части,  касающейся  штрафа за  несвоевременную  уплату
   налога  на добавленную стоимость, передать на новое рассмотрение  в
   Арбитражный суд города Москвы.
       В  остальной части постановление Федерального арбитражного суда
   Московского  округа от 16.11.2005 по настоящему делу  оставить  без
   изменения.
   
                                                  Председательствующий
                                                            А.А.ИВАНОВ
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
03.10.2017
USD
57.81
EUR
67.91
CNY
8.69
JPY
0.51
GBP
76.98
TRY
16.13
PLN
15.73
Разное