Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 13.09.2006 N 5-Г06-84 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ ОСПАРИВАНИИ П. 1.1 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ИНВАЛИДОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, ДРУГИХ ИНВАЛИДОВ И ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА" ОТ 25.10.1994 N 949 ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ТАК КАК ОСПАРИВАЕМАЯ НОРМА ПОСТАНОВЛЕНИЯ...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                       от 13 сентября 2006 года
   
                                                       Дело N 5-Г06-84
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Манохиной Г.В.,
       судей                                           Еременко Т.И.,
                                                        Макарова Г.В.
   
       рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению  Л.
   об  оспаривании пункта 1.1 постановления правительства Москвы от 25
   октября   1994   N  949  "О  дополнительных  мерах   по   улучшению
   социального  обслуживания  инвалидов Великой  Отечественной  войны,
   других   инвалидов   и   отдельных   категорий   граждан,   имеющих
   транспортные  средства"  по  кассационной  жалобе  Л.  на   решение
   Московского  городского  суда  от  10  ноября  2005  года,  которым
   постановлено: "В удовлетворении заявления Л. об оспаривании  пункта
   1.1 постановления правительства Москвы от 25 октября 1994 N 949  "О
   дополнительных   мерах   по   улучшению  социального   обслуживания
   инвалидов   Великой   Отечественной  войны,  других   инвалидов   и
   отдельных   категорий   граждан,  имеющих  транспортные   средства"
   отказать".
       Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И.
   Еременко,  представителей по доверенностям правительства  Москвы  -
   Ю.В.  Уткиной и Департамента социального обеспечения  г.  Москвы  -
   Е.В.  Радонцевой,  возражавших против  удовлетворения  кассационной
   жалобы,   заключение  помощника  Генерального  прокурора  РФ   В.А.
   Кротова,  полагавшего  решение  оставить  без  изменения,  Судебная
   коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       в  целях  улучшения социального обслуживания инвалидов  Великой
   Отечественной  войны,  лиц, приравненных к  ним,  инвалидов  других
   категорий, в том числе с нарушением опорно-двигательного  аппарата,
   а   также   отдельных   категорий  граждан,  имеющих   транспортные
   средства,  25  октября 1994 г. правительством Москвы  было  принято
   постановление  от  N  949  "О  дополнительных  мерах  по  улучшению
   социального  обслуживания  инвалидов Великой  Отечественной  войны,
   других   инвалидов   и   отдельных   категорий   граждан,   имеющих
   транспортные  средства", опубликованное в "Вестнике мэрии  Москвы",
   N 23, декабрь 1994 г.
       В настоящее время данный акт действует в редакции постановления
   правительства Москвы от 30.12.1997 N 929.
       Пунктом  1.1 постановления правительства Москвы от  25  октября
   1994  N  949  установлено,  что  земельные  участки  для  установки
   гаражей   под  автомототранспорт  предоставляются  в  краткосрочную
   аренду  в  непосредственной близости от места жительства  следующим
   категориям  автовладельцев,  получивших  в  установленном   порядке
   автомототранспорт   через   органы  социальной   защиты   населения
   бесплатно  или  на  льготных условиях при  наличии  соответствующих
   медицинских показаний:
       -  инвалидам Великой Отечественной войны и приравненным  к  ним
   лицам;
       -  гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие
   заболевания,  и  инвалидам  вследствие чернобыльской  катастрофы  и
   приравненным к ним;
       - инвалидам других категорий;
       - родителям детей-инвалидов.
       Л.  является  инвалидом I группы с детства, имеет  транспортное
   средство,  которое  ею  не  было получено через  органы  социальной
   защиты населения бесплатно или на льготных условиях, в связи с  чем
   ей  было  отказано  в выделении в краткосрочную  аренду  земельного
   участка  для  установки гаража под автотранспорт в непосредственной
   близости от места жительства.
       Л.  обратилась  в  суд с заявлением об оспаривании  пункта  1.1
   постановления  правительства Москвы от 25  октября  1994  N  949  в
   действующей  редакции  в  части слов: "получивших  в  установленном
   порядке  автомототранспорт через органы социальной защиты населения
   бесплатно  или  на  льготных условиях при  наличии  соответствующих
   медицинских  показаний", ссылаясь на то, что он противоречит  части
   7  статьи  15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов  в
   Российской  Федерации" и нарушает предоставленное ей  как  инвалиду
   право  на  предоставление земельного участка для  установки  гаража
   под автотранспорт в непосредственной близости от места жительства.
       Представитель  правительства Москвы  (по  доверенности)  Уткина
   Ю.В.  заявленные требования не признала, полагая их необоснованными
   и противоречащими требованиям закона.
       По делу постановлено указанное выше решение.
       Л.   подала  кассационную  жалобу,  в  которой  просит  решение
   отменить и вынести новое решение.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы кассационной  жалобы,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации находит решение подлежащим оставлению без изменения.
       В  силу  ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа
   или  органа  местного самоуправления, а в случаях,  предусмотренных
   законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или  иным
   правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые  законом
   интересы  гражданина  или юридического лица,  могут  быть  признаны
   судом недействительными.
       В  соответствии  с  п.  "ж"  части  1  ст.  72  Конституции  РФ
   социальная  защита,  включая социальное  обеспечение,  находится  в
   совместном ведении Российской Федерации и субъектов.
       Субъекты  Российской Федерации вправе осуществлять  собственное
   правовое   регулирование  по  предметам  совместного   ведения   до
   принятия   федеральных  законов.  После  принятия  соответствующего
   федерального  закона  законы  и  иные  нормативные  правовые   акты
   субъектов  Российской Федерации подлежат приведению в  соответствие
   с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
       Разрешая заявленное требование, суд исходил из того, что в силу
   ч.  7  статьи  15  Федерального закона от 24 ноября  1995  года  "О
   социальной  защите  инвалидов  в Российской  Федерации"  места  для
   строительства  гаража или стоянки для технических и других  средств
   передвижения  предоставляются инвалидам вне  очереди  вблизи  места
   жительства с учетом градостроительных норм.
       Средства передвижения в силу ст. 11.1 Федерального закона от 24
   ноября  1995  года  "О  социальной защите  инвалидов  в  Российской
   Федерации"   (в   редакции  Федерального  закона   от   23.10.2003)
   относились   к   техническим  средствам   реабилитации   инвалидов,
   используемым  для  компенсации или устранения  стойких  ограничений
   жизнедеятельности инвалида.
       Решение   об   обеспечении  инвалидов  техническими   и   иными
   средствами  реабилитации  принимается при установлении  медицинских
   показаний и противопоказаний, а также социальных критериев.
       Технические   и   иные  средства  реабилитации  предоставлялись
   инвалидам   по   месту  их  жительства  соответствующими   органами
   исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  (органами
   социальной   защиты  населения,  здравоохранения,   образования   и
   другими   органами),  Фондом  социального  страхования   Российской
   Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
       Установление перечня технических и иных средств реабилитации  и
   показаний   для   обеспечения  ими  инвалидов,  а   также   порядок
   обеспечения  инвалидов техническими и иными средствами реабилитации
   отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации.
       Поскольку  в федеральный Перечень реабилитационных мероприятий,
   технических   средств   реабилитации   и   услуг,   предоставляемых
   инвалиду,   который   был  утвержден  распоряжением   Правительства
   Российской  Федерации лишь 21.10.2004 за N 1343-р, автотранспортные
   средства  передвижения инвалидов не вошли,  то  на  время  принятия
   оспариваемого  акта  порядок  обеспечения  инвалидов   техническими
   средствами  передвижения федеральным законодательством урегулирован
   не был.
       В  связи с тем что вопросы социальной защиты согласно статье 72
   Конституции РФ находятся в совместном ведении Российской  Федерации
   и   ее   субъектов,  правительство  Москвы  вправе   было   принять
   нормативный   акт,   предоставляющий  дополнительные   льготы   для
   инвалидов,  получивших  в  установленном порядке  автомототранспорт
   через  органы социальной защиты населения бесплатно или на льготных
   условиях при наличии соответствующих медицинских показаний.
       В силу ст. 63 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-
   ФЗ   "О   внесении  изменений  в  законодательные  акты  Российской
   Федерации  и  признании утратившими силу некоторых  законодательных
   актов  Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов
   "О  внесении изменений и дополнений в Федеральный закон  "Об  общих
   принципах   организации   законодательных   (представительных)    и
   исполнительных органов государственной власти субъектов  Российской
   Федерации"    и   "Об   общих   принципах   организации    местного
   самоуправления  в  Российской Федерации"  в  Федеральный  закон  "О
   социальной  защите инвалидов в Российской Федерации"  были  внесены
   изменения,  в  том числе в статью 11.1, где из перечня  технических
   средств   реабилитации  инвалидов  были  исключены   средства   для
   передвижения инвалидов с 1 января 2005 г.
       Исходя  из  изложенного  суд правильно указал  в  решении,  что
   положение  части  7  статьи 15 Федерального  закона  "О  социальной
   защите  инвалидов в Российской Федерации" распространяется лишь  на
   инвалидов,  вставших  до  1  января  2005  г.  на  учет  в  органах
   социальной  защиты населения для получения автомобиля, и  положения
   части  7  статьи  15  данного  Закона  о  предоставлении  мест  для
   строительства  гаража или стоянки для технических и других  средств
   передвижения   инвалидам  вне  очереди  вблизи   места   жительства
   применяются   с  учетом  требований,  установленных  статьей   11.1
   Федерального  закона,  для инвалидов, получивших  автомототранспорт
   как   техническое  средство  реабилитации  инвалида  через   органы
   социальной   защиты  в  бесплатное  пользование  при   установлении
   медицинских   показаний   в  целях  обеспечения   компенсации   или
   устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
       При  таком положении суд правильно пришел к выводу о  том,  что
   оспариваемая  норма  постановления правительства  Москвы  положению
   части   7  статьи  15  Федерального  закона  "О  социальной  защите
   инвалидов  в  Российской  Федерации" не противоречит,  а  наоборот,
   создает    дополнительные   льготы   для   граждан   указанной    в
   постановлении   категории,   а  так  как   заявительница   получила
   автотранспортное  средство не в порядке, установленном  Федеральным
   законом  "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации",  а
   в  ином,  то действие оспариваемой нормы на нее не распространяется
   и, следовательно, прав заявителя не нарушает.
       Доводы  в  кассационной  жалобе  о  том,  что  заявительница  в
   соответствии  с  Федеральным  законом  имеет  право  на   получение
   земельного  участка как инвалид, имеющий средство передвижения,  не
   свидетельствуют о неправильности постановленного по  делу  решения,
   поскольку  оспариваемое  ею постановление регулирует  права  других
   лиц,  и  не  лишает  права ставить вопрос о  соблюдении  требований
   Федерального закона соответствующими органами.
       Руководствуясь  ст.  361  ГПК  Российской  Федерации,  Судебная
   коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Московского  городского суда от 10  ноября  2005  года
   оставить   без   изменения,  а  кассационную  жалобу   Л.   -   без
   удовлетворения.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
Разное