ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2006 г. N 4868/06
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского
В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева
В.Н., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Межрайонной инспекции Федеральной
налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской
области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу о
пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от
02.08.2005, постановления суда апелляционной инстанции от
25.10.2005 Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-
14259/05-44-40 и постановления Федерального арбитражного суда
Восточно-Сибирского округа от 24.01.2006 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой
службы по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и
Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу - Будыка И.Н.,
Тюленева Л.А., Цивань А.П.;
от открытого акционерного общества "Коршуновский горно-
обогатительный комбинат" - Пепеляев С.Т., Пешехонова Т.А.,
Савсерис С.В., Усов О.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Завьяловой Т.В. и объяснения
представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил
следующее.
Открытое акционерное общество "Коршуновский горно-
обогатительный комбинат" (далее - общество) 26.02.2004 обратилось
с заявлением в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы
по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-
Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - инспекция) о
перерасчете (сложении) 330382124 рублей 76 копеек пеней,
начисленных обществу по состоянию на 01.01.1999 в сумме,
превышающей его задолженность в Пенсионный фонд Российской
Федерации (далее - ПФР) на ту же дату.
В обоснование заявления общество сослалось на статью 8
Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие
части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Письмом от 18.05.2005 N 05-35/2653 инспекция отказала обществу
в списании пеней по страховым взносам в ПФР.
Общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с
заявлением о признании незаконными действий инспекции,
выразившихся в отказе в произведении перерасчета (сложения) пеней,
начисленных на задолженность в ПФР по состоянию на 01.01.1999, и
уменьшении (списании) суммы задолженности по пеням на 306842867
рублей, а также об обязании ее устранить допущенные нарушения прав
и законных интересов общества путем проведения указанных действий
в течение одного месяца.
Решением суда первой инстанции от 02.08.2005 заявленное
требование удовлетворено. Суд обязал инспекцию произвести
перерасчет и уменьшение задолженности общества в части пеней,
начисленных на недоимку по страховым взносам в ПФР по состоянию на
01.01.1999, на 306842867 рублей.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 25.10.2005
решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановлением от 24.01.2006 оставил указанные судебные акты без
изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой
инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной
инстанций инспекция просит отменить эти судебные акты, ссылаясь на
неправильное применение судами положений действующего
законодательства, повлекшее нарушение единообразия в толковании и
применении норм права.
В отзыве на заявление общество просит оставить названные
судебные акты без изменения как соответствующие действующему
законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве
на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей
участвующих в деле лиц, Президиум считает, что обжалуемые судебные
акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
По заявлению кредитора - Федеральной службы России по делам о
несостоятельности и финансовому оздоровлению в лице ее
территориального органа - определением Арбитражного суда Иркутской
области от 29.06.1998 в отношении общества была введена процедура
наблюдения, а с 19.11.1998 - процедура внешнего управления,
продленная впоследствии до 19.11.2008.
Собранием кредиторов общества 28.08.2003 принято решение о
заключении мирового соглашения между обществом и его кредиторами,
устанавливающее размер, сроки и порядок исполнения обязательств
должника перед конкурсными кредиторами, а также перед бюджетом и
внебюджетными фондами, срок исполнения которых наступил до
введения Арбитражным судом Иркутской области внешнего управления
(пункт 1.1 мирового соглашения). В частности, по условиям мирового
соглашения основная задолженность общества перед бюджетом и
внебюджетными фондами по обязательным платежам составила 518433132
рубля 30 копеек, по пеням и штрафам - 702636674 рубля 60 копеек,
включая 476802713 рублей пеней, начисленных на недоимку по взносам
в ПФР.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 29.09.2003
по делу N А19-5947/98-3-29-37 утверждено мировое соглашение и
прекращено производство по делу о несостоятельности (банкротстве)
общества.
Исходя из пунктов 5, 6 статьи 150 Федерального закона от
26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее -
Закон о банкротстве), подлежащего применению после утверждения
мирового соглашения арбитражным судом, мировое соглашение вступает
в силу для должника, конкурсных кредиторов и уполномоченных
органов, а также для третьих лиц, участвующих в мировом
соглашении, с даты его утверждения арбитражным судом и является
обязательным для должника, конкурсных кредиторов, уполномоченных
органов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении.
Вместе с тем в силу положений пункта 1 статьи 156 Закона о
банкротстве условия мирового соглашения, касающиеся погашения
задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с
законодательством о налогах и сборах, не должны противоречить
требованиям законодательства о налогах и сборах.
Статьей 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О
введении в действие части первой Налогового кодекса Российской
Федерации" (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ)
предусмотрено, что суммы пеней, начисленные по состоянию на
01.01.1999, но не уплаченные налогоплательщиком (плательщиком
сборов) либо не взысканные к моменту введения в действие части
первой Налогового кодекса Российской Федерации, уплачиваются
налогоплательщиком (плательщиком сборов) либо взыскиваются в
размерах, начисленных на 01.01.1999, но не более неуплаченной
суммы налога (сбора).
Таким образом, пени, начисленные обществу по состоянию на
01.01.1999, подлежали уплате в размере, не превышающем сумму
недоимки по взносам в ПФР на ту же дату.
Согласно статье 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О
введении в действие части второй Налогового кодекса Российской
Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации о налогах" с 01.01.2001 контроль за
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения
взносов в государственные внебюджетные фонды, а также взыскание
сумм недоимки, пеней и штрафов осуществляются налоговыми органами
Российской Федерации.
В целях реализации положений названных федеральных законов на
налоговые органы возложена обязанность по перерасчету
задолженности по пеням, включая отсроченную (рассроченную)
задолженность по состоянию на 01.01.1999, и сложению задолженности
в размере, равном разнице между сальдо задолженности по пеням и
суммой недоимки по соответствующему налогу (сбору) на указанную
дату.
Как следует из содержания обжалуемых судебных актов,
задолженность по пеням была включена в реестр требований
кредиторов в размере, превышающем сумму недоимки в ПФР.
Поскольку инспекция не произвела перерасчета и сложения
задолженности по пеням, как того требует законодательство о
налогах и сборах, у нее отсутствовали правовые основания для
отказа обществу в перерасчете пеней после утверждения мирового
соглашения, условия которого были последним исполнены.
При названных обстоятельствах предусмотренных статьей 304
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в порядке
надзора не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 1
части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
постановил:
решение суда первой инстанции от 02.08.2005, постановление суда
апелляционной инстанции от 25.10.2005 Арбитражного суда Иркутской
области по делу N А19-14259/05-44-40 и постановление Федерального
арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.01.2006 по тому
же делу оставить без изменения.
Заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по
крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-
Ордынскому Бурятскому автономному округу о пересмотре указанных
судебных актов в порядке надзора оставить без удовлетворения.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ
|