Вопрос: Заместитель генерального директора организации,
исполнявший на момент проведения проверки обязанности генерального
директора, как должностное лицо привлечен к административной
ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ за нарушение
правил розничной продажи алкогольной продукции, выразившееся в
реализации алкогольной продукции при отсутствии информационного
стенда в наглядном для покупателей месте.
Вправе ли инспекция привлечь заместителя генерального директора
организации к ответственности за данное правонарушение, если она
не соблюла порядок производства по делу об административном
правонарушении?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 4 мая 2006 г. N 09-24/36760
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.95 N
171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в
области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции запрещается нарушение установленных
законом правил продажи алкогольной продукции.
В пункте 3 статьи 26 Закона N 171-ФЗ определено, что
юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие
требования закона, несут ответственность согласно законодательству
РФ.
Постановлением Правительства РФ от 19.08.96 N 987 утверждены
Правила продажи алкогольной продукции, которые регулируют
отношения, возникающие между продавцом и покупателем при продаже
алкогольной продукции. Указанные Правила утратили силу в связи с
принятием постановления Правительства РФ от 08.02.2006 N 80. В
настоящее время применяются Правила, утвержденные постановлением
Правительства РФ от 19.01.98 N 55 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил продажа алкогольной продукции
осуществляется при наличии лицензии, выданной в порядке,
установленном законодательством РФ. Продавец обязан представить
покупателю соответствующую информацию с указанием номера лицензии,
срока ее действия и органа, выдавшего ее. Эта информация должна
размещаться в удобных для ознакомления местах.
Правила в наглядной и доступной форме доводятся до сведения
покупателей (п. 4 Правил).
На основании пункта 6 Правил продавец обязан своевременно в
наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя
необходимую и достоверную информацию о товаре и его изготовителе,
обеспечивающую возможность правильного выбора алкогольной
продукции.
Информация в обязательном порядке должна содержать на русском
языке следующие сведения:
- наименование и цену алкогольной продукции;
- данные, подтверждающие проведение сертификации алкогольной
продукции;
- наименование производителя (юридический адрес) и страну
происхождения алкогольной продукции;
- государственные стандарты, требованиям которых алкогольная
продукция должна соответствовать;
- объем алкогольной продукции в потребительской таре;
- наименование основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат
алкогольной продукции;
- содержание в алкогольной продукции вредных для здоровья
веществ (по сравнению с обязательными требованиями государственных
стандартов);
- противопоказания к применению алкогольной продукции;
- дату изготовления и срок годности.
Кроме того, продавец также обязан иметь оформленную в порядке,
установленном Правительством РФ, копию справки к товарно-
транспортной накладной или копию справки к грузовой таможенной
декларации в отношении импортной алкогольной продукции и
представлять ее по требованию покупателя.
Согласно пункту 9 Правил не допускается продажа алкогольной
продукции:
1) без подтверждения легальности ее производства и оборота (при
отсутствии справки к товарно-транспортной накладной или справки к
грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной
продукции или их заверенных в установленном порядке копий, марки
акцизного сбора или специальной марки либо при наличии поддельных
марок в отношении алкогольной продукции с содержанием этилового
спирта более 9%);
2) без информации о проведении обязательной сертификации и не
маркированной знаком соответствия;
3) некачественной и опасной для здоровья людей (не
соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарных
правил и гигиенических нормативов);
4) имеющей явные признаки недоброкачественности; не
соответствующей конкретному виду и наименованию алкогольной
продукции; с неустановленными сроками годности для продукции, на
которую должен быть установлен срок годности, или с истекшим
сроком годности, упаковка, тара и маркировка которой не
соответствуют требованиям государственных стандартов;
5) с содержанием этилового спирта более 18% объема готовой
продукции в полистироловой таре, жестяных банках и упаковках типа
"тетрапак";
6) иностранного производства, маркированной товарными знаками
российских изготовителей, без наличия у импортера соответствующей
лицензии на использование товарного знака российских
изготовителей;
7) лицам, не достигшим возраста 18 лет;
8) в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических
учреждениях и на прилегающих к ним территориях.
Данные пункты Правил не содержат указаний об установлении
информационного стенда, о чем указано в протоколе.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое
к административной ответственности, не может быть подвергнуто
административному наказанию и мерам обеспечения производства по
делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и
в порядке, установленном законом.
На основании статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном
правонарушении выяснению подлежат в том числе наличие события
административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные
действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта
Российской Федерации предусмотрена административная
ответственность; виновность лица в совершении административного
правонарушения.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу
об административном правонарушении являются любые фактические
данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в
производстве которых находится дело, устанавливают наличие или
отсутствие события административного правонарушения, виновность
лица, привлекаемого к административной ответственности, а также
иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения
дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном
правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ,
объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по
делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего,
свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также
показаниями специальных технических средств, вещественными
доказательствами.
Согласно части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об
административном правонарушении указываются в том числе место,
время совершения и событие административного правонарушения.
Из представленных материалов следует, что в протоколе об
административном правонарушении не указано событие
административного правонарушения, а именно - в чем конкретно
выразилось нарушение Правил продажи алкогольной продукции.
Кроме того, в соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 29.10 КоАП
РФ в постановлении по делу об административном правонарушении
должны быть указаны в том числе обстоятельства, установленные при
рассмотрении дела, а также мотивированное решение по делу.
Однако в данном случае в постановлении о привлечении
заместителя генерального директора организации к административной
ответственности не изложены обстоятельства, установленные при
рассмотрении дела, и мотивированное решение по делу.
Следовательно, из постановления не ясно, в чем именно выразилось
нарушение Правил продажи алкогольной продукции.
Указанные нарушения носят существенный характер и не позволили
всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, привлечение к административной ответственности
заместителя генерального директора организации за нарушение правил
продажи алкогольной продукции в соответствии с частью 3 статьи
14.16 КоАП РФ неправомерно.
Руководитель Управления
советник налоговой службы I ранга
Н.В. Синикова
|