МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИ„1¤7РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ„1¤7
ПИСЬМО
от 12 март„1¤72003 „1¤7 N 28-51-181/16
„1¤7ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫ„1¤7УЧРЕЖДЕНИЙ
„1¤7 последне„1¤7де„1¤7тилети„1¤7усиливаетс„1¤7интере„1¤7„1¤7истори„1¤7 родног„1¤7
кр„1¤7, активн„1¤7разрабатываютс„1¤7„1¤7реализуютс„1¤7региональные „1¤7местны„1¤7
краеведчески„1¤7 программ„1¤7 Эт„1¤7находи„1¤7свое отражени„1¤7„1¤7 организаци„1¤7
различны„1¤7видо„1¤7краеведческо„1¤7образовательно„1¤7де„1¤7ельности: работе
факультативо„1¤7 кружко„1¤7 поисковы„1¤7от„1¤7до„1¤7 груп„1¤7 клубов „1¤7 других
объединени„1¤7 „1¤7 учрежден„1¤7„1¤7 образовани„1¤7 активном участи„1¤7 „1¤7
программ„1¤7 туристск„1¤7краеведческого движен„1¤7 обучающихс„1¤7Российской
Федераци„1¤7 "Отечеств„1¤7, „1¤7 систем„1¤7 всероссийски„1¤7 массовых
меропр„1¤7ти„1¤7туристск„1¤7краеведческо„1¤7направленности.
Участник„1¤7движен„1¤7 "Отечеств„1¤7 - школьник„1¤7„1¤7педагоги совершаю„1¤7
экскурси„1¤7 походы „1¤7 экспедиции по родном„1¤7 краю, местам ратной
слав„1¤7 веду„1¤7 описание па„1¤7тников истори„1¤7 культуры „1¤7 природ„1¤7
оказываю„1¤7 посильну„1¤7 помощь „1¤7 их сохранении „1¤7 реставрационны„1¤7
работа„1¤7 собирают свидетельств„1¤7 „1¤7 событи„1¤7 местно„1¤7 истори„1¤7 „1¤7
лю„1¤7„1¤7 „1¤7 ни„1¤7 участвовавши„1¤7 поддерживают св„1¤7„1¤7 „1¤7 ними;
пропагандируют материал„1¤7 поисково-исследовательско„1¤7 работы „1¤7
печати, на ради„1¤7„1¤7телевидени„1¤7
Закономерным итогом краеведческо„1¤7де„1¤7ельности учащих„1¤7 нередк„1¤7
становит„1¤7 создание музеев, выставок, экспозиций по истори„1¤7
культуре „1¤7природ„1¤7родног„1¤7кр„1¤7, своего учрежден„1¤7 образовани„1¤7
„1¤7 наст„1¤7ще„1¤7 врем„1¤7 „1¤7 школах, учрежден„1¤7„1¤7 дополнительног„1¤7
образовани„1¤7дете„1¤7„1¤7Российской Федераци„1¤7насчитываетс„1¤7 окол„1¤7 5000
музеев, „1¤7то„1¤7числ„1¤7
- исторических - 2060;
- военно-исторических - 1390;
- комплексны„1¤7краеведчески„1¤7- 1060.
Приведенны„1¤7данные касают„1¤7 только паспортизированных музеев „1¤7
не учитываю„1¤7разнообразны„1¤7формирован„1¤7 музейног„1¤7типа - выставки,
уголки, экспозиции.
„1¤7 школьных музе„1¤7 провод„1¤7„1¤7 встреч„1¤7 „1¤7 местными жите„1¤7ми,
земл„1¤7ам„1¤7 - ветеранами войн„1¤7 „1¤7 труд„1¤7 Вооруженны„1¤7 си„1¤7
организуют„1¤7 тематические экскурси„1¤7 урок„1¤7 мужества, выставки,
урок„1¤7 классные часы, вечера, дискусси„1¤7„1¤7др.
На базе музеев образовательны„1¤7учреждений успешн„1¤7 действую„1¤7
многочисленные детски„1¤7 объединени„1¤7по интереса„1¤7 кружки, клуб„1¤7
секции „1¤7др.
Ка„1¤7правил„1¤7 вокруг музе„1¤7формируетс„1¤7детски„1¤7„1¤7взрослый акти„1¤7
создаютс„1¤7 органы самоуправлен„1¤7 - сове„1¤7музе„1¤7 сове„1¤7 содейств„1¤7
ил„1¤7 попечительский сове„1¤7 секции, рабочи„1¤7 группы. Пр„1¤7 этом
развиваетс„1¤7 сотрудничество музеев образовательны„1¤7 учреждений „1¤7
государственными музе„1¤7„1¤7 архивами, библиотеками, другим„1¤7 научными
учрежден„1¤7ми „1¤7 общественным„1¤7 организаци„1¤7„1¤7 „1¤7 первую очеред„1¤7
отделени„1¤7„1¤7 Всероссийского общества охраны па„1¤7тников истори„1¤7 „1¤7
культуры, Российског„1¤7фонд„1¤7культуры „1¤7др. „1¤7помощь„1¤7 специалистов
актуализируетс„1¤7 тематика „1¤7содержание поисково-собирательской „1¤7
исследовательско„1¤7 работы „1¤7 музе„1¤7, фонд„1¤7 школьных музеев
пополн„1¤7тс„1¤7 новыми материалам„1¤7 отражающим„1¤7 малоизученны„1¤7 ил„1¤7
забыты„1¤7 страницы региональной „1¤7 местно„1¤7 истори„1¤7 Музе„1¤7
образовательны„1¤7 учреждений такж„1¤7 имею„1¤7 большо„1¤7 значение дл„1¤7
реализации региональног„1¤7компонента „1¤7образовани„1¤7
Вместе „1¤7те„1¤7многие музе„1¤7образовательны„1¤7учреждений продолжают
испытывать серьезны„1¤7 трудност„1¤7 организационно-методическог„1¤7 „1¤7
материальног„1¤7 обеспечени„1¤7 Вопрос„1¤7 эффективного использовани„1¤7
потенциала музеев „1¤7учебно-воспитательном процессе образовательны„1¤7
учреждений ещ„1¤7 не стал„1¤7 предмето„1¤7 пристального вниман„1¤7 „1¤7
осмыслен„1¤7 „1¤7 педагогических коллектива„1¤7 методических служба„1¤7
органо„1¤7 управлен„1¤7 образованием. Работа педагого„1¤7 - энтузиасто„1¤7
музейног„1¤7 дела не всегда находи„1¤7должно„1¤7внимание „1¤7 поддержк„1¤7 со
сторон„1¤7администраци„1¤7образовательны„1¤7учреждений, педагого„1¤7 Слаб„1¤7
используют„1¤7 возможност„1¤7 применен„1¤7 должностей педагога
дополнительног„1¤7 образовани„1¤7 педагога-организатора дл„1¤7
материальног„1¤7 стимулирован„1¤7 руководителе„1¤7музеев образовательны„1¤7
учреждений. Не везд„1¤7 удаетс„1¤7наладить полноценну„1¤7 подготовку „1¤7
повышени„1¤7 квалификации кадров руководителе„1¤7музеев образовательны„1¤7
учреждений, обеспечени„1¤7сохранност„1¤7„1¤7учет„1¤7собранны„1¤7материалов.
Минобразование России рассматривае„1¤7 музе„1¤7 образовательны„1¤7
учреждений ка„1¤7 эффективно„1¤7 средство духовн„1¤7нравственног„1¤7
патриотическог„1¤7 „1¤7 гражданского воспитан„1¤7 дете„1¤7 „1¤7 молодежи,
рекомендуе„1¤7 образовательны„1¤7 учрежден„1¤7„1¤7 органа„1¤7 управлен„1¤7
образованием всех уровне„1¤7 удел„1¤7„1¤7 внимание педагогическим „1¤7
па„1¤7тникоохранительным аспектам организаци„1¤7 „1¤7 функционирован„1¤7
музеев „1¤7 образовательны„1¤7 учрежден„1¤7„1¤7 осуществ„1¤7ть необходимо„1¤7
взаимодействие „1¤7 органами „1¤7учрежден„1¤7ми культуры, местными „1¤7
государственными архивами, отделени„1¤7„1¤7 Всероссийского общества
охраны па„1¤7тников истори„1¤7 „1¤7 культуры. Необходимо изыскивать
возможност„1¤7 оплаты работы руководителе„1¤7 детски„1¤7 объединени„1¤7 на
базе школьных музеев, поощрени„1¤7 администраци„1¤7 педагогических
коллективо„1¤7 образовательны„1¤7учреждений, эффективно работающих „1¤7
данной област„1¤7
„1¤7цель„1¤7совершенствовани„1¤7де„1¤7ельности музеев „1¤7образовательны„1¤7
учрежден„1¤7„1¤7 обеспечени„1¤7методической помощи „1¤7 их организаци„1¤7 „1¤7
работе следуе„1¤7 руководствоватьс„1¤7Примерны„1¤7 положением „1¤7 музе„1¤7
образовательного учрежден„1¤7 (школьном музе„1¤7, которо„1¤7 може„1¤7 быть
использовано дл„1¤7 разработки такж„1¤7положени„1¤7 уставо„1¤7 „1¤7 других
локальны„1¤7 акто„1¤7 образовательны„1¤7 учреждений по вопросам
функционирован„1¤7 „1¤7ни„1¤7музеев, экспозиций, выставок.
Заместител„1¤7министра
„1¤7„1¤7ЧЕПУРНЫХ
Приложение
„1¤7письму Минобразован„1¤7 России
от 12.03.2003 N 28-51-181/16
ПРИМЕРНО„1¤7ПОЛОЖЕНИ„1¤7
„1¤7МУЗЕ„1¤7ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ШКОЛЬНОМ МУЗЕ„1¤7
1. Общи„1¤7положени„1¤7
1.1. Школьный музе„1¤7 (дале„1¤7- музе„1¤7 - обобщающее название
музеев, „1¤7„1¤7ющих„1¤7 структурными подразделени„1¤7„1¤7 образовательны„1¤7
учреждений Российской Федераци„1¤7 независимо от их форм„1¤7
собственност„1¤7 действующи„1¤7 на основани„1¤7 Закона Российской
Федераци„1¤7 "Об образовани„1¤7, „1¤7„1¤7част„1¤7учет„1¤7„1¤7хранен„1¤7 фондов -
Федерального закона "„1¤7 Музейном фонд„1¤7 Российской Федераци„1¤7 „1¤7
музе„1¤7 Российской Федераци„1¤7.
1.2. Музе„1¤7организует„1¤7 „1¤7це„1¤7„1¤7воспитан„1¤7, обучен„1¤7, развит„1¤7
„1¤7социализации обучающихс„1¤7
1.3. Профил„1¤7 „1¤7 функци„1¤7 музе„1¤7 опреде„1¤7ют„1¤7 задачами
образовательного учрежден„1¤7.
2. Основные по„1¤7ти„1¤7
2.1. Профил„1¤7 музе„1¤7 - специализаци„1¤7 музейног„1¤7 собран„1¤7 „1¤7
де„1¤7ельности музе„1¤7 обусловленна„1¤7 ег„1¤7 св„1¤7ью „1¤7 конкретной
профильной дисциплино„1¤7 областью наук„1¤7ил„1¤7искусств„1¤7
2.2. Музейный предме„1¤7 - па„1¤7тник материальной ил„1¤7 духовной
культуры, объект природ„1¤7 поступивши„1¤7„1¤7музе„1¤7„1¤7зафиксированны„1¤7 „1¤7
инвентарно„1¤7книг„1¤7
2.3. Музейное собрание - научно организованн„1¤7 совокупность
музейных предмето„1¤7„1¤7научно-вспомогательны„1¤7материалов.
2.4. Комплектование музейных фондов - де„1¤7ельность музе„1¤7 по
вы„1¤7лени„1¤7 сбор„1¤7 учет„1¤7„1¤7научному описанию музейных предмето„1¤7
2.5. Инвентарна„1¤7 книг„1¤7 - основной документ учет„1¤7 музейных
предмето„1¤7
2.6. Экспозиц„1¤7 - выставленные на обозрени„1¤7 „1¤7 определенной
систем„1¤7музейные предметы (экспонат„1¤7.
3. Организаци„1¤7„1¤7де„1¤7ельность музе„1¤7
3.1. Организаци„1¤7музе„1¤7„1¤7образовательно„1¤7учреждении „1¤7„1¤7ет„1¤7,
ка„1¤7 правил„1¤7 результато„1¤7краеведческо„1¤7 туристской, экскурсионно„1¤7
работы обучающихс„1¤7 „1¤7 педагого„1¤7 Создаетс„1¤7 музе„1¤7 по инициативе
педагого„1¤7 обучающихс„1¤7 родителе„1¤7 общественности.
3.2. Учредителе„1¤7музе„1¤7„1¤7„1¤7ет„1¤7 образовательно„1¤7учреждение, „1¤7
которо„1¤7 организует„1¤7 музе„1¤7 Учредительны„1¤7 документом музе„1¤7
„1¤7„1¤7ет„1¤7 приказ „1¤7 ег„1¤7 организаци„1¤7 издаваемый руководителе„1¤7
образовательного учрежден„1¤7, „1¤7которо„1¤7находитс„1¤7музе„1¤7
3.3. Де„1¤7ельность музе„1¤7регламентирует„1¤7 уставо„1¤7(положением),
утверждаемым руководителе„1¤7данног„1¤7образовательного учрежден„1¤7.
3.4. Об„1¤7ательные услови„1¤7дл„1¤7создан„1¤7 музе„1¤7
- музейный акти„1¤7из числ„1¤7обучающихс„1¤7„1¤7педагого„1¤7
- собранны„1¤7„1¤7зарегистрированные „1¤7инвентарно„1¤7книг„1¤7 музейные
предметы;
- помещени„1¤7 „1¤7 оборудование дл„1¤7 хранен„1¤7 „1¤7 экспонирован„1¤7
музейных предмето„1¤7
- музейн„1¤7 экспозиц„1¤7;
- уста„1¤7 (положени„1¤7 музе„1¤7 утвержденный руководителе„1¤7
образовательного учрежден„1¤7.
3.5. Учет „1¤7регистраци„1¤7музеев осуществ„1¤7ют„1¤7 „1¤7соответствии „1¤7
действующими правилам„1¤7
4. Функци„1¤7музе„1¤7
4.1. Основным„1¤7функци„1¤7„1¤7музе„1¤7„1¤7„1¤7ют„1¤7:
- документирование истори„1¤7 культуры „1¤7природ„1¤7 родног„1¤7 кр„1¤7,
России путе„1¤7 вы„1¤7лени„1¤7 сбор„1¤7 изучен„1¤7 „1¤7 хранен„1¤7 музейных
предмето„1¤7
- осуществлени„1¤7 музейным„1¤7 средствами де„1¤7ельности по
воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихс„1¤7
- организаци„1¤7 культурн„1¤7просветительской, методической,
информационной „1¤7иной де„1¤7ельности, разрешенно„1¤7законо„1¤7
- развитие детского самоуправлен„1¤7.
5. Учет „1¤7обеспечени„1¤7сохранност„1¤7фондов музе„1¤7
5.1. Учет музейных предмето„1¤7собран„1¤7 музе„1¤7 осуществ„1¤7ет„1¤7
раздельн„1¤7по основном„1¤7„1¤7научно-вспомогательному фондам:
- учет музейных предмето„1¤7основног„1¤7фонд„1¤7(подлинны„1¤7па„1¤7тников
материальной „1¤7духовной культуры, объектов природ„1¤7 осуществ„1¤7ет„1¤7
„1¤7инвентарно„1¤7книг„1¤7музе„1¤7
- учет научно-вспомогательны„1¤7 материалов (копи„1¤7 макето„1¤7
диаграмм „1¤7 „1¤7„1¤7) осуществ„1¤7ет„1¤7 „1¤7 книг„1¤7 учет„1¤7 научно-
вспомогательного фонд„1¤7
5.2. Ответственност„1¤7 за сохранност„1¤7 фондов музе„1¤7 несе„1¤7
руководитель образовательного учрежден„1¤7.
5.3. Хранение „1¤7 музе„1¤7 взрывоопасны„1¤7 радиоактивны„1¤7 „1¤7 иных
предмето„1¤7 угрожающих жизн„1¤7„1¤7безопасности люде„1¤7 категорическ„1¤7
запрещаетс„1¤7
5.4. Хранение огнестрельного „1¤7холодног„1¤7оруж„1¤7, предмето„1¤7 из
драгоценны„1¤7 металлов „1¤7 камней осуществ„1¤7ет„1¤7 „1¤7 соответствии „1¤7
действующи„1¤7законодательство„1¤7
5.5. Предметы, сохранност„1¤7которы„1¤7не може„1¤7 быть обеспечена
музеем, должны быть переданы на хранение „1¤7 ближайши„1¤7 ил„1¤7
профильный музе„1¤7 архи„1¤7
6. Руководств„1¤7де„1¤7ельность„1¤7музе„1¤7
6.1. Обще„1¤7 руководств„1¤7 де„1¤7ельность„1¤7 музе„1¤7 осуществ„1¤7ет
руководитель образовательного учрежден„1¤7.
6.2. Непосредственное руководств„1¤7практической де„1¤7ельность„1¤7
музе„1¤7 осуществ„1¤7ет руководитель музе„1¤7 назначаемы„1¤7 приказом по
образовательному учреждению.
6.3. Текущу„1¤7работу музе„1¤7осуществ„1¤7ет сове„1¤7музе„1¤7
6.4. „1¤7це„1¤7„1¤7оказан„1¤7 помощи музе„1¤7може„1¤7быть организова„1¤7сове„1¤7
содейств„1¤7 ил„1¤7попечительский сове„1¤7
7. Реорганизаци„1¤7(ликвидац„1¤7) музе„1¤7
Вопрос „1¤7реорганизаци„1¤7(ликвидации) музе„1¤7 „1¤7такж„1¤7„1¤7судьбе ег„1¤7
коллекци„1¤7 решает„1¤7 учредителе„1¤7 по согласованию „1¤7 вышест„1¤7щи„1¤7
органо„1¤7управлен„1¤7 образованием.
|