Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
10.09.2016
USD
64.16
EUR
72.34
CNY
9.61
JPY
0.63
GBP
85.26
TRY
21.66
PLN
16.71
 

РЕШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОВЕТА СНГ ОБ ИНФОРМАЦИИ О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНОГО ГАЗА В КАЧЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА ДЛЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА 2001 2005 ГОДЫ" (ПРИНЯТО В Г. МОСКВЕ 16.12.2005)

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                          ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ
                  СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
          ОБ ИНФОРМАЦИИ О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ
          ПРОГРАММЫ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНОГО ГАЗА В КАЧЕСТВЕ
            МОТОРНОГО ТОПЛИВА ДЛЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
                         НА 2001 - 2005 ГОДЫ"
                                   
                    (Москва, 16 декабря 2005 года)
                                   
       Экономический совет Содружества Независимых Государств
       решил:
       1.  Одобрительно  отнестись  к  Информации  о  ходе  реализации
   Межгосударственной  программы  "Использование  природного  газа   в
   качестве моторного топлива для автотранспортных средств на  2001  -
   2005 годы", подготовленной Межправительственным советом по нефти  и
   газу  совместно  с  Исполнительным комитетом  СНГ  и  рассмотренной
   Комиссией по экономическим вопросам.
       2. Отметить, что в ходе реализации указанной Межгосударственной
   программы выполнен ряд основных мероприятий:
       приняты  Межпарламентской Ассамблеей государств-участников  СНГ
   Модельный  закон  "Об использовании альтернативных видов  моторного
   топлива"  и  Рекомендации  по внесению  изменений  и  дополнений  в
   законодательные акты государства-члена МПА СНГ в связи с  принятием
   Модельного закона "Об использовании альтернативных видов  моторного
   топлива";
       расширены   номенклатура   и  объемы   поставок   газотопливной
   аппаратуры  и  оборудования  для  автомобильных  газонаполнительных
   компрессорных станций (АГНКС) между государствами-участниками СНГ;
       продолжается разработка Генеральной схемы развития сети  АГНКС,
   позволяющей обеспечить сквозной проезд автотранспорта на  природном
   газе  по европейской части государств-участников СНГ до Кавказа,  а
   затем Центральной Азии;
       ведутся  работы  по  унификации  нормативной  документации   по
   технической эксплуатации АГНКС;
       решается   вопрос  о  создании  международного  научно-учебного
   центра  по  подготовке и переподготовке специалистов для работы  на
   АГНКС  и  предприятиях по установке газобаллонного оборудования  на
   автотранспорте.
       Вместе с тем реализация Межгосударственной программы затруднена
   отсутствием   национальных   программ  газификации   автотранспорта
   (кроме  Республики Беларусь), недостаточным финансированием научно-
   исследовательских  и опытно-конструкторских работ  и  формированием
   единой    нормативной   базы,   регламентирующей    требования    к
   сертификации,  постановке  на учет и эксплуатации  газоиспользующей
   техники.
       3. В целях дальнейшего расширения использования природного газа
   в качестве моторного топлива:
       -  Межправительственному совету по нефти и газу  активизировать
   работу  по  выполнению совместных действий государств  Содружества,
   направленных   на  использование  альтернативных  видов   моторного
   топлива,  и  совместно  с их национальными  органами  управления  и
   хозяйствующими    субъектами    ТЭК   подготовить    принципиальные
   предложения  по развитию и стимулированию использования  природного
   газа  в  качестве моторного топлива для автотранспортных средств  в
   период   до   2010  года  и  при  необходимости  внести   указанные
   предложения   на   рассмотрение   Экономического   совета   СНГ   в
   установленном порядке;
       -  создать  в  Москве  Международный  информационный  центр  по
   вопросам   использования  природного  газа  в  качестве   моторного
   топлива МИЦ "Метан Инфо".
       Затраты  на  создание  МИЦ  "Метан Инфо"  несет  Некоммерческое
   партнерство  "Национальная  газомоторная  ассоциация",   Российская
   Федерация.
   
                                                             (Подписи)
   
   
   
   
   
                              ИНФОРМАЦИЯ
            О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
      "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНОГО ГАЗА В КАЧЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА
           ДЛЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА 2001 - 2005 ГОДЫ"
   
       Материал подготовлен Секретариатом Межправительственного совета
   по   нефти   и   газу  совместно  с  Департаментом   межотраслевого
   сотрудничества   Исполнительного   комитета   СНГ   на    основании
   информации,        поступившей       от       государств-участников
   Межгосударственной  программы  "Использование  природного  газа   в
   качестве моторного топлива для автотранспортных средств на  2001  -
   2005  годы"  и  членов Секции по использованию  сжатого  природного
   газа в качестве моторного топлива для автотранспортных средств  при
   Межправительственном  совете по нефти  и  газу  (далее  -  Секция),
   кроме Грузии и Республики Узбекистан.
       По    поручению    правительств    государств-участников    СНГ
   Экономический  совет  Содружества Независимых Государств  16  марта
   2001   года   утвердил  разработанную  в  развитие   Соглашения   о
   сотрудничестве  в области использования сжатого природного  газа  в
   качестве моторного топлива для автотранспортных средств от  26  мая
   1995  года  Межгосударственную программу "Использование  природного
   газа  в качестве моторного топлива для автотранспортных средств  на
   2001 - 2005 годы" (далее - Программа).
       Координация действий по реализации Программы была возложена  на
   Межправительственный  совет  по  нефти  и  газу  и   Исполнительный
   комитет Содружества Независимых Государств.
       Целью Программы является комплексное решение двуединой задачи -
   достижение долгосрочной обеспеченности стран в моторном  топливе  и
   снижение  вредного  воздействия транспорта  на  экологию  стран,  а
   также  снижение  затрат  для  каждого  государства  при  реализации
   национальных программ за счет консолидации средств.
       Ориентировочный  объем  капитальных  вложений  для   реализации
   Программы составлял 1,8 млрд. рублей (65,6 млн. долл. США  в  ценах
   2001  года). При этом бюджетные затраты всех участников должны были
   составить  около 8% (5,2 млн. долл. США), которые предусматривалось
   использовать  только для проведения НИОКР по созданию прогрессивной
   газозаправочной    и    газоиспользующей    техники,     сервисного
   оборудования,   выпуска   согласованной   нормативной   и    другой
   руководящей  документации, необходимой для совместной  эксплуатации
   транспорта на газовом топливе.
       Доля  вклада каждого государства определялась в зависимости  от
   наличия газозаправочных мощностей.
       На  практике  выполнение  Программы осуществлялось  в  условиях
   отсутствия бюджетного финансирования, что не могло не сказаться  на
   реализации   совместных   действий  по   расширению   использования
   экологически  наиболее чистого вида моторного топлива, направленных
   на минимизацию затрат для каждого государства.
       В ходе реализации Программы выполнены следующие мероприятия:
       -  с  учетом  поддержанного  Федеральным  Собранием  Российской
   Федерации  российского  законопроекта "Об использовании  природного
   газа  в  качестве  моторного топлива" и  ранее  принятого  Украиной
   Закона   "Об   альтернативных   топливах"   были   разработаны    и
   Постановлением   Межпарламентской  Ассамблеи  государств-участников
   СНГ  15  ноября  2003  года  N 22-10 приняты  Модельный  закон  "Об
   использовании   альтернативных   видов   моторного    топлива"    и
   Рекомендации  по  внесению изменений и дополнений в законодательные
   акты  государства-члена  МПА  СНГ в связи  с  принятием  Модельного
   закона  "Об использовании альтернативных видов моторного  топлива".
   Данные   документы   были   направлены  в  парламенты   государств-
   участников  Межпарламентской  Ассамблеи  государств-участников  СНГ
   для использования в национальном законодательстве;
       -  проведены 10 заседаний Секции, которые в ряде случаев носили
   информационный   характер.  Только  три   государства   (Республика
   Беларусь,  Российская  Федерация и Украина)  были  представлены  на
   заседаниях  Секции  постоянными  членами.  Другие  государства   на
   каждое   заседание   направляли   новых   представителей   или   не
   участвовали в ее работе;
       - налажены поставки газотопливной аппаратуры и оборудования для
   автомобильных  газонаполнительных  компрессорных  станций   (АГНКС)
   между государствами-участниками СНГ;
       -  согласовано  развитие  сети  АГНКС,  позволяющее  обеспечить
   сквозной  проезд  автотранспорта на природном газе  от  европейской
   части  государств-участников СНГ до Кавказа,  а  затем  Центральной
   Азии;
       -   проведены   консультации  и  оказана  методическая   помощь
   Минэнерго    Беларуси   при   подготовке   национальной   Программы
   использования    газа    в   качестве   моторного    топлива    для
   автотранспортных средств на 2003 - 2005 годы и на  период  до  2010
   года   (Постановление  Правительства  Республики  Беларусь  от   16
   октября 2003 года N 1331);
       -  совместно с Украиной (НАК "Нафтогаз Украины") ведутся работы
   по  унификации нормативной документации по технической эксплуатации
   АГНКС.
       В  дальнейшем  планируется завершение  создания  международного
   научно-учебного центра по подготовке и переподготовке  специалистов
   для  работы  на  АГНКС  и предприятиях по установке  газобаллонного
   оборудования  (ГБО) на автотранспорте, особенно  в  зоне  "Голубого
   коридора".
       По   другим   позициям  раздела  IX  Программы,   определяющего
   конкретных     исполнителей,    из-за    отсутствия     совместного
   финансирования   каждое  государство  решало   задачи   газификации
   транспорта,  развития сети и другие самостоятельно. В частности,  в
   России  продолжались  работы по совершенствованию  газозаправочного
   оборудования,  оборудования для стационарных  и  мобильных  средств
   заправки, корректировке и выпуску нормативных документов,  обучению
   кадров и др.
       В реализации Программы активное участие принимают ОАО "Газпром"
   и  его  дочерние  структуры, которыми выполнены  следующие  позиции
   Программы:
       -  обоснование инвестиций в применении новых образцов техники и
   технологии   (КПГ/СПГ)   для  газификации   транспорта   Российской
   Федерации   и   других   государств-участников   СНГ    в    рамках
   Международной программы "Голубой коридор";
       -   разработана   программа  расширения   сектора   потребления
   природного газа в качестве моторного топлива (промежуточный  отчет)
   в   целях  развития  российского  рынка  газомоторного  топлива   и
   получения  максимального экологического эффекта  за  счет  снижения
   потребления нефтяного топлива;
       - разработаны и прошли испытания на машиноиспытательной станции
   опытные образцы тракторов МТЗ-80/82, Т-150 К и К-701;
       -  разработан опытный образец коммунального трактора МТЗ-80/82,
   работающего на сжиженном природном газе;
       - разработана конструкторская документация и изготовлен опытный
   образец  атмосферного  газового двигателя на  базе  дизеля  ММЗ  Д-
   245.12 для автомобиля ЗИЛ-5301;
       -   разработана  техническая  документация  и  опытные  образцы
   системы  топливоподачи  с  использованием диметилэфира  в  качестве
   запального  топлива  опытного образца газодизельного  двигателя  на
   базе  дизеля  ЯМЗ-236 НЕ, а также газового двигателя с наддувом  на
   базе двигателя КамАЗ-740;
       -  разработан и проходит согласование в установленном порядке в
   Ростехрегулировании   России   национальный   стандарт   Российской
   Федерации  ГОСТ  Р  "Газ  горючий  природный  компримированный  для
   двигателей внутреннего сгорания. Технические условия";
       -    заключен   договор   на   разработку   документа    "Нормы
   технологического проектирования станций для заправки автомобилей  и
   сельскохозяйственной  техники компримированным  природным  газом  и
   жидким топливом".
       Кроме   того,  подготовлены  Временные  нормы  эксплуатационных
   затрат на производство компримированного природного газа (выпуск  -
   2002   год,  новая  редакция  -  2005  год),  а  также  нормативное
   обеспечение разработки АГНКС, ПАГЗ <*> и многотопливных АЗС:
   --------------------------------
       <*>  Газозаправочная техника - автомобильные газонаполнительные
   компрессорные  станции  (АГНКС)  и  передвижные  автогазозаправщики
   (ПАГЗ).
   
       -  предложения по уточнению "Норм проектирования АГНКС,  в  том
   числе  в  составе многотопливных АЗС" (выпуск - 2004 год,  проходят
   согласование надзорных органов);
       -  "Правила технической эксплуатации ПАГЗ с бескомпрессорным  и
   компрессорным   способом  заправки  газобаллонного   оборудования",
   проходят согласование надзорных органов.
       Совместная   работа   государств-участников   СНГ   в   области
   использования   природного  газа  в  качестве   моторного   топлива
   необходима по следующим соображениям.
       В настоящее время в государствах Содружества (Беларусь, Россия,
   Украина)    освоено   производство   практически   всего    спектра
   газозаправочной и газоиспользующей <*> техники. В то  же  время  на
   рынки  государств-участников СНГ с аналогичными типами оборудования
   активно внедряются европейские, латиноамериканские и другие фирмы.
   --------------------------------
       <*>  Газоиспользующая техника - газотопливное оборудование  для
   транспортных  средств и сельскохозяйственной техники; автомобильные
   газовые   баллоны;  стенды  для  переосвидетельствования  баллонов;
   стенды для диагностики и регулировки газотопливной аппаратуры.
   
       Происходящее объясняется тем, что производители из  государств-
   участников  СНГ,  как  правило,  проигрывают  фирмам  из   дальнего
   зарубежья  по  качеству,  а  иногда и по цене  продукции.  Ситуация
   усугубляется  тем,  что  в  государствах  Содружества  нет   единой
   нормативной   базы,  регламентирующей  требования  к  сертификации,
   постановке  на учет и эксплуатации этой продукции. Кроме  того,  на
   цену продукции оказывают существенное влияние таможенные пошлины.
       Межгосударственная программа по использованию природного газа в
   качестве   моторного  топлива  (или  какой-то   другой   совместный
   документ)   должна  определить  пути  и  сроки  решения   вопросов:
   повышения   качества  продукции;  разработки  и   принятия   единых
   нормативных  документов; отмены или снижения таможенных  пошлин  на
   газозаправочную  и  газоиспользующую технику  между  государствами-
   участниками СНГ.
       К  настоящему времени в целях обеспечения реализации  Программы
   государствами Содружества проделана следующая работа.
       Азербайджанская Республика
       Государственной нефтяной компанией сформирована рабочая  группа
   по разработке национальной программы.
       В  настоящее время в Азербайджане действуют три АГНКС мощностью
   15,1  млн. куб. м в год; в стадии строительства находятся  еще  три
   АГНКС  мощностью  20,7 млн. куб. м в год. Однако  степень  загрузки
   действующих АГНКС пока недостаточна.
       Республика Армения
       В  1984  году  была  сдана в эксплуатацию первая  компрессорная
   станция по заправке автотранспорта сжатым природным газом. До  2000
   года построены еще восемь станций.
       Объемы  реализованного  компримированного  природного  газа   в
   республике  непрерывно растут: с 0,65 млн. куб. м в  1991  году  до
   110,5 млн. куб. м в 2004 году, т.е. увеличились в 170 раз.
       Рост  продажи  компримированного природного газа в  перспективе
   сохранится,  так как в Армении продолжаются работы по установке  на
   автомобилях газобаллонных систем, строятся новые АГНКС.  За  восемь
   месяцев  2005  года  со  стороны всех АГНКС республики  реализовано
   90,5 млн. куб. м природного газа.
       Можно  отметить, что использование природного газа  в  качестве
   моторного   топлива  для  автотранспортных  средств  в   Республике
   Армения  увеличивается.  Практически  полностью  на  природный  газ
   перешли  все  городские и междугородные микроавтобусы  и  автобусы,
   такси   и  большая  часть  грузовых  автомобилей.  Из  всего  парка
   автотранспортных   средств   на   использование   природного   газа
   переоборудовано около 16%.
       Разработана   концепция   государственного   регулирования    и
   дальнейшего   стимулирования  использования   природного   газа   в
   качестве  моторного топлива для автотранспортных  средств,  которая
   находится  на  стадии рассмотрения в заинтересованных министерствах
   и ведомствах.
       Наличие широкой и разветвленной сети газонаполнительных станций
   на  территории  Армении создало предпосылки  к  созданию  "Голубого
   коридора".  Благодаря широкой сети АГНКС резко снизились "холостые"
   пробеги автомобилей.
       В  Правительстве Республики обсуждались технические  регламенты
   по  переводу  автотранспортных средств на природный  или  сжиженный
   нефтяной газ и безопасной эксплуатации этих машин.
       Рынок компримированного природного газа Армении характеризуется
   следующими показателями:
       реализация КПГ автомобильному транспорту в 2004 году - 110 млн.
   куб. м;
       парк автомобилей, работающих на КПГ, - около 40,0 тыс. единиц;
       число АГНКС - 77;
       стоимость  моторного  топлива: Аи-95 - 0,72  евро/л,  дизельное
   топливо - 0,52 евро/л, природный газ - 0,24 евро/куб. м.
       Республика Беларусь
       Постановлением Правительства Республики Беларусь от 16  октября
   2003  года  N  1331  утверждена  Программа  использования  газа   в
   качестве моторного топлива для автотранспортных средств на  2003  -
   2005  годы  и на период до 2010 года. За период действия  указанной
   Программы   предлагается  осуществить  перевод  15,8  тыс.   единиц
   автотехники на использование КПГ, ряд других мероприятий  научного,
   технического и организационного характера.
       В  настоящее  время в республике парк автомобилей, использующих
   КПГ,  составляет 5,5 тыс. единиц, действуют 24 АГНКС, 5 передвижных
   автогазозаправщиков.   В   2004   году   через   сеть   АГНКС   ОАО
   "Белтрансгаз"  реализовано 27 млн. куб. м  КПГ,  при  этом  средняя
   загрузка станций составила 22 - 24%.
       В  целях развития сети АГНКС разработаны региональные Программы
   расширения  использования  компримированного  природного   газа   в
   качестве  моторного топлива, которые предусматривают  строительство
   заправочных    пунктов,   открытие   маршрутов   с   использованием
   передвижных   автогазозаправщиков,  реконструкцию  всех   АГНКС   и
   строительство новых.
       Существующим  недостатком, затрудняющим  широкое  использование
   КПГ  в  качестве  моторного  топлива,  является  высокая  стоимость
   газовых баллонов, которые в республике не выпускаются.
       В  целях стимулирования использования газа в качестве моторного
   топлива  цены  на  газовое топливо поддерживаются  на  уровне  ниже
   стоимости  традиционного моторного топлива. Так, отпускная  цена  1
   куб.  м КПГ составляет 0,27 евро при стоимости бензина марки  Аи-95
   - 0,64 евро/л, дизельного топлива - 0,45 евро/л.
       Республика Казахстан
       В целях обеспечения эффективной реализации основных направлений
   и  положений  Концепции  развития газовой  отрасли  до  2015  года,
   одобренной Постановлением Правительства Республики Казахстан от  11
   января  2002  года  N  25,  утверждена Программа  развития  газовой
   отрасли  Республики  Казахстан на 2004 - 2010  годы  (Постановление
   Правительства Республики Казахстан от 18 июня 2004 года N 669).
       В  2002 - 2004 годах в рамках реализации указанной Программы АО
   "КазТрансГаз"  в г. Алматы введена в действие АГНКС  мощностью  500
   куб.   м/ч   (125   заправок  в  сутки),  оснащенная  оборудованием
   итальянской  компании "Nuovo Pignone"; начато строительство  второй
   АГНКС с аналогичными параметрами.
       Рассматривается вопрос об организации автобусного парка на  300
   автобусов,  работающих  на СПГ, а также строительство  еще  четырех
   АГНКС.
       В настоящее время в Казахстане переоборудовано только 17,5 тыс.
   автомобилей, которые потенциально могут потреблять около  30  -  40
   тыс.  т (по отчетам - 23,7 тыс. т) сжиженного и природного газа  (в
   пересчете  на сжиженный газ). Крайняя неравномерность распределения
   по  регионам числа переоборудованных автомобилей свидетельствует  о
   больших   резервах   в   расширении  использования   сжиженного   и
   природного  газа  в  качестве автомобильного  топлива.  Сложившийся
   темп  роста числа переоборудованных автомобилей позволит довести  к
   2010 году потребление сжиженного газа до 200 тыс. т.
       Всемерное    стимулирование    развития    инфраструктуры    по
   использованию  сжиженных  газов  в  качестве  моторного  топлива  с
   учетом   избыточности   этих  ресурсов  для   Казахстана   является
   актуальной  задачей, требующей принятия целевых  мер  по  поддержке
   предприятий,  занимающихся внедрением сжиженного и сжатого  газа  в
   качестве моторного топлива.
       С  учетом  ввода новых мощностей к 2010 году ежегодный  уровень
   выработки  сжиженного  газа в Республике Казахстан  составит  около
   3,2 млн. т, что позволит экспортировать его в объеме до 2,4 млн.  т
   на общую сумму более 200 млн. долл. США.
       Кыргызская Республика
       По данным АО "Кыргызгаз", эксплуатируются четыре АГНКС, которые
   в  настоящее время выработали свой технический ресурс. Кроме  того,
   на  базе  АГНКС-2 с. Пригородного существует участок по  сервисному
   обслуживанию автотранспорта, работающего на сжатом газе.
       Реализация  разработанного Плана мероприятий  по  использованию
   природного  газа  в качестве моторного топлива для автотранспортных
   средств Кыргызской Республики на 2001 - 2005 годы сдерживается  из-
   за отсутствия финансовых средств.
       В  настоящее время АО "Кыргызгаз" намечает развивать сеть АГНКС
   и  центров по сервисному обслуживанию газобаллонного автотранспорта
   путем создания совместных предприятий с российскими партнерами.
       Республика Молдова
       На  данный  момент  в Молдове действуют восемь  АГНКС,  которые
   обслуживают  4,5  тыс. автомобилей, работающих на  компримированном
   природном  газе.  В  2004  году автомобильному  транспорту  Молдовы
   реализовано 14 млн. куб. м газа.
       Соотношение  цен на моторные виды топлива в Республике  Молдова
   может  стимулировать расширение использования  природного  газа  на
   автотранспорте  и  в сельском хозяйстве. Так,  1  л  бензина  Аи-95
   стоит  0,50 евро, 1 л дизельного топлива - 0,43 евро, а  1  куб.  м
   природного газа - 0,18 евро.
       Российская Федерация
       Ведущую  роль  в  реализации мероприятий Программы  играют  ОАО
   "Газпром"  и  его  дочерние  структуры. Существенный  вклад  в  эту
   работу   также   вносят  некоммерческое  партнерство  "Национальная
   газомоторная  ассоциация"  (НГА)  и  Экологический  фонд  им.  В.И.
   Вернадского.   Эти   организации  разработали   российский   раздел
   международного проекта "Голубой коридор".
       Сформировалась система партнерских взаимоотношений с регионами.
   Заключены   соглашения  о  сотрудничестве  в  области   газификации
   транспорта   между   ОАО  "Газпром"  и  69  субъектами   Российской
   Федерации.   ОАО   "Газпром"   в  субъекты   Российской   Федерации
   направлены    проекты   региональных   законов   об   использовании
   природного  газа  в  качестве  моторного  топлива  и  о   некоторых
   налоговых  льготах,  входящих  в компетенцию  субъектов  Российской
   Федерации.  Эти  предложения уже поддержали  Республика  Татарстан,
   Ставропольский  край,  Владимирская,  Волгоградская,   Костромская,
   Пензенская,    Ростовская,   Рязанская,   Самарская,   Саратовская,
   Свердловская и Томская области.
       В  2000  году  в  Томске  был принят  Закон  "Об  использовании
   природного   газа   в   качестве   моторного   топлива",    который
   предусматривает   налоговые   льготы  потребителям   "газомоторки".
   Реализация КПГ в регионе увеличилась за последнее время  более  чем
   в  12  раз (с 1 млн. куб. м в 1999 году до 12,3 млн. куб. м в  2004
   году).
       В   2004   году   ОАО   "Газпром"  совместно  с   региональными
   администрациями    при    участии    представителей    промышленных
   предприятий  и  научных учреждений организовало  и  провело  четыре
   совещания  (в  Казани, Москве, Владимирской области и Томске),  где
   рассматривались  вопросы  перевода  автомобильного   транспорта   и
   сельскохозяйственной техники на природный газ.
       Также  в  2004 году подписаны программы проведения эксперимента
   по  пользованию компримированного и сжиженного природного газа (КПГ
   и  СПГ)  на  железнодорожном транспорте. В ближайшее время  на  газ
   будут  переведены  восемь  магистральных  и  маневровых  тепловозов
   Свердловской   железной   дороги.   Конструируется   локомотив    с
   газотурбинным  двигателем,  работающим  на  природном   газе.   Его
   ходовые испытания должны пройти уже в текущем году.
       Между  ОАО  "Газпром"  и "Росавиакосмос" подписано  соглашение,
   предусматривающее  использование СПГ для  двигателей  самолетов.  В
   Москве  и Санкт-Петербурге проводились опытные испытания теплоходов
   на компримированном природном газе.
       Сельское  хозяйство  потребляет  в  среднем  более  6  млн.   т
   моторного  топлива (700 тыс. тракторов и 500 тыс. грузовиков).  При
   Минсельхозе    России   создана   специальная    рабочая    группа,
   занимающаяся   разработкой   отраслевой   программы   по   переводу
   сельскохозяйственной техники на ГМТ. Опыт хозяйств  Ставропольского
   края  и  Владимирской области свидетельствует, что переход  на  газ
   позволяет сократить затраты на топливо на 30 - 50%.
       Одним    из    эффективных    путей    снижения    затрат    на
   сельскохозяйственную       продукцию        является        перевод
   сельскохозяйственной  техники  на природный  газ.  Предпосылки  для
   этого есть:
       -  в  160 населенных пунктах 59 субъектов России построены  213
   АГНКС  суммарной проектной производительностью 2  млрд.  куб.  м  в
   год;
       -  суммарный  парк  передвижных  автомобильных  газозаправщиков
   (ПАГЗ),  обеспечивающих доставку природного газа непосредственно  к
   потребителю, превысил 50 единиц;
       -  предприятия ОАО "Газпром" работают над сертификацией широкой
   гаммы   оборудования  (технологические  комплексы  по  производству
   сжиженного природного газа; гидроприводные АГНКС; емкости  высокого
   давления; передвижные автогазозаправщики).
       В целях экономии финансовых средств, а также улучшения качества
   газобаллонной  аппаратуры  необходима  организация  в  государствах
   Содружества специализированного заводского изготовления  двигателей
   и  автомобилей, работающих на природном газе, в противном случае на
   российский рынок придет иностранный метановый автомобиль.
       Россия,  бывшая  мировым лидером газификации  автотранспорта  и
   утратившая  свои  позиции,  только сейчас начинает  восстанавливать
   производство  газобаллонных автомобилей (ГБА) в заводских  условиях
   ("КамАЗ", "НефАЗ", "УАЗ").
       Подготовлена    к    серийному    производству    газопоршневая
   электростанция мощностью 100 кВт производства ОАО "Автодизель".
       Сеть  АГНКС продолжает развиваться, хотя темпы роста не велики.
   С  2001  года  в  России  введены в эксплуатацию  только  15  АГНКС
   различной производительности и форм собственности. По расчетам  ООО
   "ВНИИГАЗ", стране немедленно требуются порядка 200 новых АГНКС.
       Согласно  проекту концепции развития российского транспорта  на
   метане  к 2020 году число АГНКС должно увеличится до 1100, более  1
   млн.   автомобилей  будет  переоборудовано  под   заправку   газом.
   Благодаря  сокращению объемов используемых нефтяных  видов  топлива
   выбросы вредных веществ в 2015 году должны снизиться на 750  -  850
   тыс. т, а в 2020 году - уже на 1 - 1,2 млн. т.
       В среднем по России компримированный природный газ стоит на 60%
   дешевле   бензина  Аи-80,  что  должно  способствовать   увеличению
   российского  парка автомобилей, переоборудованных под  газомоторное
   топливо (в настоящее время насчитывается около 45 тыс. единиц).
       Не    получило   должного   развития   сервисное   обслуживание
   газобаллонных        автомобилей       (регулировка,        ремонт,
   переосвидетельствование   и   замена   баллонов,   диагностирование
   газотопливной  системы и пр.). Данная ниша бизнеса  требует  своего
   дальнейшего динамичного развития.
       Крайне   медленно  ведется  работа  по  обновлению  нормативной
   правовой  базы  в  области  использования газовых  видов  моторного
   топлива.
       В   настоящее   время   во  всем  мире  отдается   предпочтение
   многофункциональным,  многотопливным  автозаправочным   комплексам,
   которые  позволяют заправлять автомобили жидким нефтяным  топливом,
   а также сжиженным и сжатым природным газом.
       Практически   все   ведущие  мировые   автомобильные   компании
   приступили  к  серийному выпуску машин, работающих  на  метане.  Их
   число  превысило  4  млн. единиц, причем 1 млн.  таких  автомобилей
   появился  за  два  последних  года.  Многие  страны  мира   приняли
   национальные  программы  перевода  транспорта  на  природный   газ.
   Например, в Европе к 2020 году планируют переоборудовать под  метан
   23,5 млн. автомобилей.
       В России в 2004 году автомобилистами было использовано 173 млн.
   куб.  м газа (метана), в том числе через АГНКС ОАО "Газпром" -  163
   млн. куб. м.
       Однако  дальнейшее  расширение рынка  использования  природного
   газа   в   качестве   моторного  топлива  сдерживается   следующими
   факторами:
       -  высокая цена газового оборудования (в зависимости  от  марки
   автомобиля или трактора она составляет от 25 до 200 тыс. рублей);
       - недостаточное количество АГНКС, которые, как правило, имеются
   только  в  крупных городах. Например, на территории от Новосибирска
   до Тюмени в настоящее время нет ни одной АГНКС.
       Для  перевода автомобильного транспорта на природный газ  нужен
   целый комплекс мер, начиная с налоговых льгот, проработки кредитно-
   финансовых  механизмов,  перестройки  отечественного  автопрома   и
   заканчивая  преодолением консерватизма в мышлении  потребителей.  В
   России  прорабатывается  схема  кредитования  проектов  газификации
   транспорта. Филиал Собинбанка "Среднерусский" уже выдал  более  300
   кредитов   юридическим  и  физическим  лицам  на   приобретение   и
   установку   газобаллонного  оборудования.  Автовладельцам   удастся
   избежать   первоначальных   взносов,  а   погашение   займа   будет
   происходить  за счет экономии в результате внедрения  газомоторного
   топлива.  Сейчас  данная  схема  отрабатывается  в  ряде  субъектов
   России.
       В   феврале  2005  года  в  Государственной  Думе  Федерального
   Собрания  Российской  Федерации прошел  круглый  стол  на  тему  "О
   законодательной   поддержке  использования   альтернативных   видов
   моторного  топлива на транспортных средствах и сельскохозяйственной
   технике".
       На  базе  принятых МПА СНГ Модельного закона "Об  использовании
   альтернативных видов моторного топлива" и Рекомендаций по  внесению
   изменений  и  дополнений  в законодательные акты  государства-члена
   МПА  СНГ  в  связи с принятием Модельного закона "Об  использовании
   альтернативных   видов  моторного  топлива",   подготовленных   при
   участии   Межправительственного  совета  по   нефти   и   газу,   в
   Государственной  Думе  Федерального Собрания  Российской  Федерации
   возобновилась  работа над двумя законопроектами: "Об  использовании
   альтернативных   видов   топлива  на  транспорте"   и   документом,
   предусматривающим внесение поправок в законодательство о налогах  и
   сборах.  Местные  власти  имеют право самостоятельно  предоставлять
   налоговые   льготы   и  потребителям,  и  производителям   газового
   оборудования.  ОАО  "Газпром" рекомендует  администрациям  регионов
   активнее  использовать типовой законопроект, стимулирующий  перевод
   транспорта  на  природный газ. Сегодня уже практически  все  страны
   мира имеют соответствующий пакет документов.
       Участники круглого стола рассмотрели проект Федерального закона
   "Об   использовании  альтернативных  видов  моторного  топлива"   и
   отметили, что:
       1.  Действующее  в настоящее время Постановление  Правительства
   Российской  Федерации от 15 января 1993 года  N  31  "О  неотложных
   мерах  по расширению замещения моторных топлив природным газом"  не
   оказывает влияния на топливный рынок.
       Автопарк   России   (более  34  млн.  единиц)   выбрасывает   с
   отработавшими  газами 14 млн. т вредных веществ в  год  (40%  общих
   промышленных   выбросов   в  атмосферу).  Величина   экологического
   ущерба,  наносимого промышленными выбросами, достигает 2%  валового
   национального    продукта,   при   этом   60%   ущерба    наносится
   автомобильным транспортом.
       2.  В  стране  накоплен опыт использования компримированного  и
   сжиженного  метана на автомобильном, железнодорожном,  воздушном  и
   речном транспорте, а также сельскохозяйственной технике.
       Перевод  на  метан  только  100  тыс.  автомобилей,  по  оценке
   экспертов,  обеспечит  поступление в бюджет  России  по  налогу  на
   прибыль  от  реализации  мероприятий  Программы  около  4,4   млрд.
   рублей,  а предотвращенный экологический ущерб составит примерно  5
   млрд. рублей.
       Соответствующие   разделы  проекта  Закона  "Об   использовании
   альтернативных  видов моторного топлива" будут  включены  в  проект
   Программы "Энергоэффективная экономика", которая уже прошла  первое
   чтение    в    министерствах   и   ведомствах   и    возращена    в
   Минэкономразвития России на доработку.
       ОАО  "Российские  железные  дороги" заказали  макетный  образец
   газотурбовоза мощностью 1 тыс. кВт для КПГ. Разработан также  эскиз
   газотурбовоза мощностью 6,5 тыс. кВт для СПГ.
       В  условиях сокращения разведанных запасов нефти, роста цен  на
   нефтепродукты   при  одновременном  росте  парка   автотранспортных
   средств,  а  также  ухудшения экологической обстановки  активизация
   работ  по  расширению использования альтернативных видов  моторного
   топлива   требует  законодательной  поддержки.  Прежде  всего   это
   касается  завершения  работы над проектом Федерального  закона  "Об
   использовании природного газа в качестве моторного топлива".
       По   мнению   экспертов,  необходимо  инициировать   разработку
   Федеральной     целевой    программы    расширения    использования
   альтернативных видов моторного топлива.
       Одновременно  органам  исполнительной и законодательной  власти
   субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить:
       -  подготовку и принятие законодательных актов, регулирующих  и
   стимулирующих использование альтернативных видов моторного  топлива
   на региональном уровне;
       -  разработку  комплексных региональных программ  использования
   альтернативных видов моторного топлива.
       Назрела необходимость пересмотреть нормативы платы за выбросы в
   атмосферный  воздух  загрязняющих веществ передвижными  источниками
   при   использовании  различных  видов  топлива.  В   пересчете   на
   эквивалентный объем топлива плата за использование 1000  л  бензина
   составляет  96  коп., сжиженного газа - 70 коп., а природного  газа
   (самого чистого топлива с точки зрения экологии) - 1,2 рублей.
       Российский    рынок    компримированного    природного     газа
   характеризуется следующими показателями:
       реализация КПГ автомобильному транспорту в 2004 году - 173 млн.
   куб. м;
       парк автомобилей, работающих на КПГ, - 45 тыс. единиц;
       число АГНКС - 213;
       стоимость  моторного  топлива: Аи-95 - 0,56  евро/л,  дизельное
   топливо - 0,46 евро/л, пропан - 0,27 евро/л, природный газ  -  0,20
   евро/куб. м.
       Республика Таджикистан
       В связи с отсутствием на территории Таджикистана нефтепромыслов
   и  больших нефтеперерабатывающих заводов, а также отдаленностью  от
   производителей   нефтяного   топлива   владельцы   автотранспортных
   средств испытывают дефицит бензинового топлива. Из-за более  низкой
   стоимости   газового  топлива  по  отношению  к  бензиновому   идет
   массовое   переоборудование  автомобилей  для  работы   на   сжатом
   природном газе.
       В Республике Таджикистан ведется разработка технических условий
   на  переоборудование пассажирского транспорта для работы на  сжатом
   природном газе.
       Правительством Республики Таджикистан в 2004 году было  принято
   решение   о   разработке  "Отраслевой  программы   по   обеспечению
   эффективности  эксплуатации  газоносных  месторождений  и  широкому
   использованию природного газа в качестве альтернативного  моторного
   топлива  для  автотранспортных средств в Республике Таджикистан  на
   2004  -  2009  годы", проект которой был разработан Многопрофильным
   научно-техническим   обществом   с  ограниченной   ответственностью
   совместно   с   Министерством  экономики  и   торговли   Республики
   Таджикистан  и  Министерством  энергетики  Республики  Таджикистан.
   Данная Программа в настоящее время находится на стадии доработки.
       Основной целью проекта Программы является:
       -   стимулирование  и  привлечение  инвестиций,   внедрение   и
   эффективное   обеспечение   нерентабельных   и   законсервированных
   газоносных месторождений республики;
       -   обеспечение   улучшения  энергетической   независимости   в
   деятельности автотранспорта;
       - улучшение экологической ситуации в республике;
       -  переработка  природного  газа  и  использование  в  качестве
   топлива  для  автомобильных средств, а также снижение себестоимости
   обслуживания населения и перевозок в стране.
       Рынок    компримированного   природного    газа    Таджикистана
   характеризуется следующими показателями:
       реализация КПГ автомобильному транспорту в 2004 году - 41  млн.
   куб. м;
       парк автомобилей, работающих на КПГ, - 10,6 тыс. единиц;
       число АГНКС - 53;
       стоимость  моторного  топлива: Аи-95 - 0,55  евро/л,  дизельное
   топливо - 0,45 евро/л, природный газ - 0,21 евро/ куб. м.
       Украина
       К  2010 году в Украине предусмотрено довести число автомобилей,
   работающих  на газе, до 55 тыс. против 35 тыс. автомобилей  в  2002
   году.
       В    системе   ДК   "Укртрансгаз"   функционирует   89   АГНКС,
   производственная  мощность которых составляет 685  млн.  куб.  м  в
   год.  Фактическая реализация газа составила в 2004  году  350  млн.
   куб. м, т.е. загрузка АГНКС составила 51%.
       Выполняя   мероприятия   Программы,   отвечающие   национальным
   интересам   Украины,  ДК  "Укртрансгаз"  за  собственные   средства
   построила  и ввела в эксплуатацию АГНКС в г. Шепетовка (АГНКС-250),
   Звенигородка (АГНКС-250), Гайсин (АГНКС-250), Львов (АГНКС-125).
       На   межгосударственной  автомагистрали  Москва  -  Симферополь
   построена   АГНКС  в  г.  Джанкое,  ведется  строительство   в   г.
   Мелитополе.
       В  качестве  обмена  разработками при выполнении  Программы  ДК
   "Укртрансгаз"    в   2004   году   направила   в   ОАО    "Газпром"
   государственный нормативный акт "Правила безопасной эксплуатации  и
   обслуживания оборудования АГНКС".
       В  2005  году ДК "Укртрансгаз" продолжит выполнение  Программы.
   Предусмотрено  строительство трех АГНКС общей  стоимостью  16  млн.
   грн.,  продолжится  также и обмен опытом в  разработке  нормативных
   документов.
       Средства для реализации Программы из бюджета не выделялись.
       В  целях  решения заданий Программы и в соответствии с Решением
   Экономического    совета    СНГ   от    16    марта    2001    года
   Межправительственный совет по нефти и газу на  основе  подписанного
   с ЗАО "НефтеГазТоп" соглашения о сотрудничестве:
       - содействует в подготовке и проведении ежегодных международных
   научно-практических конференций "Сжатый и сжиженный  газ"  (в  2005
   году проведена восьмая конференция);
       -  подготовил  предложения, а также  необходимые  документы  по
   созданию Международного научно-технического центра по подготовке  и
   переподготовке   специалистов,  а  также   повышению   квалификации
   специалистов,  занятых в области газомоторного топлива,  с  выдачей
   международных сертификатов (идут поиски инвесторов);
       -  принимает участие в организации и проведении совместно с ОАО
   "Газпром"  тематической конференции "Опыт и проблемы  использования
   природного  газа в качестве моторного топлива" (ежегодная  выставка
   GASSUF в Сокольниках);
       -   обеспечивает  регулярное  ежегодное  проведение   заседаний
   Секции.
       Причины, сдерживающие реализацию Программы:
       -  недостаточная  государственная поддержка на  законодательном
   уровне  использования природного газа в качестве моторного  топлива
   для АТС и сельхозтехники;
       -   отсутствие  бюджетного  финансирования,  необходимого   для
   выполнения  НИОКР и других заданий как для внутренних нужд,  так  и
   предусмотренных    Программой,    а    также    утвержденных     на
   правительственном  уровне  программ  газификации  автотранспорта  и
   сельхозтехники  на  3  -  5  лет  с  обязательным  участием  в  них
   предприятий   и   организаций  различных   форм   собственности   и
   определением размеров их инвестиций для реализации программ;
       -  отсутствие  на пространстве СНГ одних и тех же требований  к
   проектам  АГЗС,  АГНКС  и  оборудованию для  использования  газа  в
   качестве  моторного  топлива. Надзорные органы каждого  государства
   требуют  сертификат  соответствия  и  разрешение  Гостехнадзора  на
   применение   в   этом  государстве.  Это  не  позволяет   применять
   унифицированные проекты и оборудование одного государства в  другом
   без    достаточно   сложной   процедуры   оформления    необходимой
   документации;
       -    недостаточное   количество   на   местах    подготовленных
   профессиональных    кадров.   В   настоящее    время    необходимых
   специалистов по использованию газа в качестве моторного топлива  не
   готовит  ни  одно учебное заведение государств-участников  СНГ.  Во
   времена  СССР  успешное  строительство  газозаправочных  станций  и
   перевод  автомобилей  на  газовое топливо  определяли  специалисты,
   которых  централизованно для всех республик СССР готовили в учебном
   центре в г. Москве.
       Судя   по  докладам  членов  Секции,  в  государствах  еще   не
   утверждены  на  правительственном уровне, а,  следовательно,  и  не
   реализуются,  национальные  программы  газификации  автотранспорта,
   хотя  в  п.  3 Решения Экономического совета СНГ от 16  марта  2001
   года  были  высказаны рекомендации по их подготовке.  Отсутствие  в
   государствах  национальных программ, обеспеченных  финансированием,
   которые  должны  были бы стать составной частью  Программы,  ставят
   под угрозу возможность реализации ее мероприятий.
       Как  следствие,  многие позиции Программы  не  будут  выполнены
   (совместное    финансирование    НИОКР    по    газотопливному    и
   газозаправочному  оборудованию; создание чисто газового  двигателя,
   облегченных  баллонов  на  рабочее  давление  25  МПа;   вступление
   организаций  государств-участников СНГ  в  российскую  Национальную
   газомоторную    ассоциацию    и    создание    на    этой    основе
   межгосударственного органа с изданием совместного печатного  органа
   и др.).
       Подводя  итоги  реализации  Программы,  следует  отметить,  что
   проблема  газификации  транспорта во многих государствах-участниках
   СНГ не стала приоритетной задачей.
       В целях активизации совместных действий государств Содружества,
   направленных   на  использование  альтернативных  видов   моторного
   топлива представляется необходимым:
       1. Принятие национальных программ газификации автотранспорта  в
   государствах-участниках СНГ.
       2.   Создание   единой   нормативной   базы,   регламентирующей
   требования  к  сертификации,  постановке  на  учет  и  эксплуатации
   газозаправочной  и  газоиспользующей  техники,  включая   пересмотр
   нормативной  платы  за  выбросы в атмосферный  воздух  загрязняющих
   веществ передвижными источниками при использовании различных  видов
   топлива.
       3.  Разработка механизма привлечения инвестиций для  реализации
   Программы.
       4.  Обеспечение  бюджетного  финансирования,  необходимого  для
   выполнения НИОКР.
       5.   Законодательная   поддержка  на  государственном   уровне,
   регулирующая  и  стимулирующая  использование  природного  газа   в
   качестве   моторного  топлива  на  государственном  и  региональном
   уровнях.
       6.  Создание международного учебного центра (МУЦ) по подготовке
   и  переподготовке  специалистов,  а  также  повышению  квалификации
   специалистов,  занятых в области газомоторного топлива,  с  выдачей
   международных сертификатов.
       7. Информирование разработчиков, производителей, потребителей и
   законодателей   о   новых   передовых   технологиях    в    области
   газомоторного топлива.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
10.09.2016
USD
64.16
EUR
72.34
CNY
9.61
JPY
0.63
GBP
85.26
TRY
21.66
PLN
16.71
Разное