МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 июня 2006 г. N АФ-157/02
О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
Минобрнауки России направляет Методические рекомендации по
определению нормативов бюджетного финансирования основных
общеобразовательных программ (далее - Методические рекомендации).
В Методических рекомендациях представлена модель расчета
базовых нормативов бюджетного финансирования основных
общеобразовательных программ, реализуемых в общеобразовательных
учреждениях, - подушевой норматив в образовании.
Предлагаемые Методические рекомендации рассмотрены Минфином
России, прошли апробацию в пилотных регионах и рекомендуются к
использованию при разработке региональных систем нормативного
финансирования в образовании.
А.А.ФУРСЕНКО
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НОРМАТИВОВ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Вводный раздел
Определение нормативов бюджетного финансирования основных
общеобразовательных программ, реализуемых в образовательных
учреждениях, является одним из этапов реализации нормативного
подушевого финансирования в общем образовании. Применение
нормативов бюджетного финансирования создает возможность
объективного и "прозрачного" способа распределения финансовых
ресурсов по общеобразовательным учреждениям. При формализованном
способе (по формуле) распределения бюджетных средств
общеобразовательные учреждения ставятся в равные финансовые
условия, зависящие, прежде всего, от числа обучающихся.
В методических рекомендациях представлена модель расчета
базовых нормативов бюджетного финансирования основных
общеобразовательных программ, реализуемых в общеобразовательных
учреждениях, - подушевой норматив в образовании.
Методические рекомендации предлагают расчет показателей
подушевого финансирования основных общеобразовательных программ
трех ступеней общего образования. Учет различий в стоимости
указанных программ осуществляется при помощи коэффициентов
удорожания (поправочных коэффициентов).
Расчет норматива расходов на реализацию государственного
образовательного стандарта общего образования (основных
общеобразовательных программ) не производится при планировании
расходов и финансировании малокомплектных сельских школ и
рассматриваемых в качестве таковых, если иное не предусмотрено
местным законодательным актом <*>.
--------------------------------
<*> В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г.,
ст. 16 (21) N 122-ФЗ.
При разработке методических рекомендаций учтены следующие
нормативные правовые и организационно-методические документы:
Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г.
N 3266-1 (в редакции Федерального закона от 16 марта 2006 г. N 42-
ФЗ),
Бюджетный кодекс Российской Федерации (в редакции Федерального
закона от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ),
Федеральный закон "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6
октября 1999 г. N 184-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31
декабря 2005 г. N 199-ФЗ),
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-
ФЗ (в редакции Федерального закона от 15 февраля 2006 г. N 24-ФЗ),
Постановление Правительства Российской Федерации "Об
утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении"
от 19 марта 2001 г. N 196 (в редакции Постановления Правительства
Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 854),
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта
2004 г. N 1312 "Об утверждении Федерального Базисного учебного
плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих программы общего образования",
письмо Министерства образования Российской Федерации и
Министерства финансов Российской Федерации от 18 сентября 2003 г.
N 20-51-2839/20-01 "О реализации Федерального закона от 7 июля
2003 г. N 123-ФЗ" (Методические рекомендации по предоставлению
субвенций местным бюджетам на финансирование образовательных
учреждений в части реализации ими государственного стандарта
общего образования).
1. Порядок расчета норматива расходов
на реализацию государственного образовательного
стандарта общего образования
1.1. В расходы на реализацию государственного образовательного
стандарта общего образования (основных общеобразовательных
программ) в соответствии с законодательством Российской Федерации
включаются текущие расходы на оплату труда (тарифная и надтарифная
части заработной платы педагогического, административного, учебно-
вспомогательного и обслуживающего персонала муниципальных
общеобразовательных учреждений, начисления на заработную плату), а
также расходы муниципальных общеобразовательных учреждений на
частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно
связанных с образовательным процессом: расходы на приобретение
наглядных пособий, технических средств обучения, расходных
материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы (кроме
коммунальных расходов).
1.2. Норматив расходов на реализацию государственного
образовательного стандарта общего образования в расчете на одного
обучающегося определяется на основе:
стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги;
нормативного соотношения ставок заработной платы педагогических
работников и ставок заработной платы административно-
управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего
персонала;
нормативного соотношения тарифного фонда и фонда надбавок и
доплат;
расходов на обеспечение образовательного процесса (расходы на
приобретение наглядных пособий, технических средств обучения,
расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные
расходы);
коэффициентов удорожания стоимости педагогической услуги;
норм регионального законодательства дополнительно к нормам
федерального законодательства.
1.3. Расчет стандартной (базовой) стоимости педагогической
услуги осуществляется на обучающегося по основным
общеобразовательным программам, по ступеням общего образования <*>
(в соответствии с количеством часов в Базисном учебном плане
общеобразовательных учреждений Российской Федерации (далее - БУП),
а также коэффициентов удорожания стоимости педагогической услуги,
исходя из следующих показателей:
--------------------------------
<*> 1 ступень общего образования: 1 - 4 классы, начальное общее
образование, 2 ступень общего образования: 5 - 9 классы, основное
общее образование, 3 ступень общего образования: 10 - 11 классы,
среднее (полное) общее образование.
количество обучающихся в классе - 25 человек в городских
общеобразовательных учреждениях и 14 в сельских
общеобразовательных учреждениях;
количество часов по общеобразовательной программе при 6-дневной
рабочей неделе;
ставка заработной платы по региональной тарифной системе в
соответствии со средневзвешенным разрядом педагогических
работников по данному муниципальному образованию <*>.
--------------------------------
<*> До введения региональных тарифных систем основой могут быть
ставки ЕТС. При введении региональных систем оплаты труда расчет
может осуществляться на основе региональных систем оплаты труда и
учитывать ставки заработной платы по среднему разряду оплаты
труда, установленные региональным законодательством.
1.4. Доля расходов на оплату труда административно-
управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего
персонала устанавливается в размере 25% от общего фонда оплаты
труда (далее - ФОТ) учреждения. Для предотвращения возможных
социальных рисков на адаптационный период устанавливается доля
расходов на оплату труда АУП, учебно-вспомогательного и
обслуживающего персонала в размере 30% от ФОТ учреждения.
1.5. Надтарифный ФОТ (фонд надбавок и доплат) составляет 25%
ФОТ по каждому общеобразовательному учреждению.
1.6. Нормативы расходов на реализацию государственного
образовательного стандарта общего образования в расчете на одного
обучающегося для каждого муниципального образования исчисляются по
формуле:
sn sn
R = З + Р ;
i i учеб.
где:
sn
З - расходы по заработной плате в i-том муниципальном
i
образовании на реализацию государственного образовательного
стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося
по видам классов (s) и по ступеням общего образования (n).
Р - расходы на обеспечение образовательного процесса в
учебн.
расчете на одного обучающегося.
sn
З определяется по формуле:
i
a
- x b x 1.262 x 1.02 x 1.33 x 12
sn d
З = -------------------------------- x 1.43 x w x c x R;
i m
где:
a - количество часов по БУП;
d - число часов за ставку заработной платы. Для первой ступени
общего образования - 20 часов, для второй и третьей ступеней
общего образования - 18 часов;
b - ставка заработной платы, соответствующая средневзвешенному
разряду по ЕТС <*> по i-тому муниципальному образованию;
--------------------------------
<*> При введении региональных тарифных систем ЕТС заменяется на
РТС (региональная тарифная система).
1,262 - коэффициент отчислений по единому социальному налогу;
1,02 - коэффициент увеличения фонда оплаты труда, связанного с
повышением стажа (общего или педагогического), квалификационной
категории и т.п.;
1,33 - коэффициент увеличения ФОТ на величину доплат и
надбавок;
12 - количество месяцев в году;
m - нормативная наполняемость классов;
1,33 - коэффициент увеличения ФОТ на административно-
управленческий персонал, учебно-вспомогательный и обслуживающий
персонал (на период адаптации применяется коэффициент 1,43);
w - коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги в
зависимости от различных факторов, представленных в таблице N 1
(Приложении 1);
c - коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги по
видам классов, представленные в таблице N 2 (Приложение 1);
R - региональный коэффициент удорожания, отражающий введенные
регионом дополнительные ставки заработной платы и региональные
надбавки/доплаты.
1.7. Расходы на обеспечение образовательного процесса Р
учебн.
определяются на каждого обучающегося по ступеням общего
образования, в процентном отношении к общему размеру норматива
расходов, в соответствии со сложившимися расходами при ежегодном
постепенном увеличении доли этих расходов.
1.8. При определении значения коэффициентов рекомендуется
учитывать следующее:
месторасположение общеобразовательного учреждения (городские и
сельские районы);
количество классов в общеобразовательном учреждении;
реализация программ дополнительного образования;
предоставление образования детям с ограниченными возможностями
здоровья;
реализация основных общеобразовательных программ повышенного
уровня и направленности (углубленное изучение отдельных
предметов).
Коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги
учитывают:
разную стоимость услуги на разных ступенях общего образования
(разная стоимость обучения связана с разным количеством часов по
БУП) общеобразовательных учреждений Российской Федерации (таблица
N 3 Приложения 1);
повышенную стоимость от деления классов на группы при изучении
отдельных предметов, наличия групп продленного дня и программ
дополнительного образования (таблица N 1 Приложения 1);
повышенную стоимость образовательной услуги для обучающихся
специальных (коррекционных) классов, гимназических (лицейских)
классов (таблица N 2 Приложения 1).
Пример расчета норматива по ступеням общего образования для
городских общеобразовательных учреждений приведен в Приложении 2.
1.9. Региональные коэффициенты могут вводиться для недопущения
снижения финансирования образовательных учреждений и ухудшения
условий предоставления образовательной услуги.
2. Порядок расчета объема субвенций
2.1. Размер субвенций муниципальным бюджетам на реализацию
основных общеобразовательных программ в образовательных
учреждениях муниципальных образований определяется, исходя из
численности учащихся, расчетных нормативов по ступеням общего
образования и с учетом коэффициентов удорожания.
2.2. При расчете субвенции используется прогнозируемая на
соответствующий финансовый год среднегодовая численность
обучающихся по ступеням общего образования и видам классов.
2.3. Расчет осуществляется по следующей формуле:
3 o o 3 g g 3 k k
S = SUM (R x H ) + SUM (R x H ) + SUM (R x H ) ;
i n=1 i i n n=1 i i n n=1 i i n
где:
S - объем субвенции для i-го муниципального бюджета на
i
реализацию основных общеобразовательных программ;
o g k
R , R , R - нормативы расходов на реализацию основных
i i i
общеобразовательных программ в расчете на одного обучающегося
соответственно в обычных, гимназических (лицейских), специальных
(коррекционных) классах;
o g k
Н , Н , Н - прогнозируемая на соответствующий финансовый год
i i i
среднегодовая численность обучающихся соответственно в обычных,
гимназических (лицейских), специальных (коррекционных) классах в
общеобразовательных учреждениях на территории i-го
муниципального образования;
n - ступени общего образования.
3. Методы обязательной адаптации при переходе
к формированию бюджетов на нормативной основе
3.1. Расчет субвенций осуществляется не на среднегодовую
численность, а на численность "условных обучающихся". Расчет числа
"условных обучающихся" осуществляется по формуле:
нормативная наполняемость
Усл. Обучающиеся = факт. число обучающихся x -------------------------.
фактическая наполняемость
"Условный обучающийся" позволяет учитывать не только
фактическое число обучающихся в муниципальном образовании, но и
особенности муниципального образования, в первую очередь меньшую,
чем нормативная, наполняемость классов. В связи с возможной
различной наполняемостью по ступеням общего образования в рамках
одного муниципального образования расчет числа "условных
обучающихся" рекомендуется производить по каждой ступени.
3.2. Осуществляется выравнивание (сглаживание) рассчитанных
объемов субвенций по каждому муниципальному образованию в пределах
допустимых отклонений от расходов, определенных традиционным путем
(базы расходов или фактических расходов предыдущего года).
Процесс "сглаживания" объема субвенций предполагает:
сравнение расчетного ФОТ с проектным ФОТ по всем муниципальным
образованиям;
выявление отклонений, анализ причин;
определение диапазона отклонений расчетного ФОТ от проектного
для "мягкого" перехода от финансирования сети общеобразовательных
учреждений к финансированию образовательной услуги.
Выравнивание, "сглаживание" объемов субвенций по каждому
муниципальному образованию может осуществляться определением
величины отклонения по каждому муниципальному образованию и поиску
диапазона допустимых отклонений.
Приложение N 1
к методическим рекомендациям
РАСЧЕТНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ
Таблица N 1
Коэффициенты удорожания в зависимости от различных факторов
----------------T------------------------------------------------¬
¦ ¦Удорожание в зависимости от различных факторов ¦
¦ +---------T-----------T---------------T----------+
¦ ¦ от ¦от наличия ¦ от наличия ¦ общее ¦
¦ ¦ деления ¦ групп ¦ программ ¦удорожание¦
¦ ¦ классов ¦продленного¦дополнительного¦ по ¦
¦ ¦на группы¦ дня ¦ образования ¦ ступеням ¦
¦ ¦ К1 ¦ К2 ¦ К3 ¦ К1 x К2 x¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ К3 ¦
+---------------+---------+-----------+---------------+----------+
¦начальное общее¦ 1,04 ¦ 1,4 ¦ 1,03 ¦ 1,50 ¦
¦образование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+---------+-----------+---------------+----------+
¦основное общее ¦ 1,12 ¦ 1 ¦ 1,03 ¦ 1,15 ¦
¦образование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+---------+-----------+---------------+----------+
¦среднее(полное)¦ 1,22 ¦ 1 ¦ 1,03 ¦ 1,26 ¦
¦общее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦образование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------+---------+-----------+---------------+-----------
(25 час. + 1 час.)
начальное общее образование 1,04 = ------------------;
25 час.
(34 + 4)
основное общее образование 1,12 = --------;
34
(36 + 8)
среднее (полное) общее образование 1,22 = --------.
36
Таблица N 2
Коэффициенты удорожания по видам классов
---------------------------------T------------¬
¦Общеобразовательные ¦ 1 ¦
+--------------------------------+------------+
¦Гимназические/лицейские ¦ 1,15 ¦
+--------------------------------+------------+
¦Специальные (коррекционные) ¦ 1,2 ¦
L--------------------------------+-------------
Таблица N 3
Коэффициенты удорожания по ступеням общего образования
-------------------------------------T-----------T---------------¬
¦ ¦Часы по БУП¦ Коэффициенты ¦
¦ ¦ ¦ удорожания ¦
+------------------------------------+-----------+---------------+
¦начальное общее образование ¦ 25 ¦ 1 ¦
+------------------------------------+-----------+---------------+
¦основное общее образование ¦ 34 ¦ 1,36 ¦
+------------------------------------+-----------+---------------+
¦среднее (полное) общее образование ¦ 36 ¦ 1,44 ¦
L------------------------------------+-----------+----------------
начальное общее образование 1 = (25 часов)
(34 часа)
основное общее образование 1,36 = ---------
25 час.
(36 час.)
среднее (полное) общее образование 1,44 = ---------
25 час.
Приложение N 2
к Методическим рекомендациям
ПРИМЕР РАСЧЕТА НОРМАТИВА ПО ТИПАМ КЛАССОВ И СТУПЕНЯМ
ДЛЯ ГОРОДСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
-----------------------------------------------------------------¬
¦ Общеобразовательные классы ¦
+-----------T----------------------------------------------------+
¦1 ступень ¦{[(25 часов / 20 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33¦
¦общего ¦ x 1,02 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x 1,5 ¦
¦образования¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------------+
¦2 ступень ¦{[(34 часа / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33 ¦
¦общего ¦ x 1,02 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x 1,15 ¦
¦образования¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------------+
¦3 ступень ¦{[(36 часов / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33¦
¦общего ¦ x 1,02 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x 1,26 ¦
¦образования¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------------+
¦ Гимназические и лицейские классы ¦
+-----------T----------------------------------------------------+
¦1 ступень ¦{[(25 часов / 20 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33¦
¦общего ¦ x 1,02 x 1,15 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x ¦
¦образования¦ 1,5 ¦
+-----------+----------------------------------------------------+
¦2 ступень ¦{[(34 часа / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33 ¦
¦общего ¦ x 1,02 x 1,15 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x ¦
¦образования¦ 1,15 ¦
+-----------+----------------------------------------------------+
¦3 ступень ¦{[(36 часов / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33¦
¦общего ¦ x 1,02 x 1,15 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x ¦
¦образования¦ 1,26 ¦
+-----------+----------------------------------------------------+
¦ Специальные (коррекционные) классы ¦
+-----------T----------------------------------------------------+
¦1 ступень ¦{[(25 часов / 20 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33¦
¦общего ¦x 1,02 x 1,2 x 12 месяцев] / 9 человек} x 1,43 x 1,5¦
¦образования¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------------+
¦2 ступень ¦{[(34 часа / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33 ¦
¦общего ¦ x 1,02 x 1,2 x 12 месяцев] / 9 человек} x 1,43 x ¦
¦образования¦ 1,15 ¦
L-----------+-----------------------------------------------------
Заместитель
директора Департамента
экономики и финансов
Г.А.МАМЕД-ЗАДЕ
|