Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
30.09.2017
USD
58.02
EUR
68.45
CNY
8.74
JPY
0.52
GBP
77.85
TRY
16.33
PLN
15.89
 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 11.10.2006 N ВКПИ06-68 ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ПОДПУНКТА "А" ПУНКТА 5, ПУНКТОВ 18, 19 И 21 ПРАВИЛ ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЖИЛИЩНЫХ СЕРТИФИКАТОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ "ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЛЬЕМ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН, УСТАНОВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                   от 11 октября 2006 г. N ВКПИ06-68
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего - судьи
       Верховного Суда Российской Федерации
       полковника юстиции                              Королева Л.А.,
       при секретаре - капитане юстиции                Старкове Д.М.,
       с участием заявителя                                       К.,
       заместителя начальника отдела
       Главной военной прокуратуры
       полковника юстиции                           Расторгуева В.В.,
       представителей заинтересованного лица -
       Правительства Российской Федерации
       главного специалиста-эксперта
       юридического Управления
       административной и правовой работы
       Федерального агентства по строительству
       и жилищно-коммунальному хозяйству              Каширских Н.В.,
       заместителя начальника юридического отдела
       Административно-правового департамента
       Министерства регионального развития
       Российской Федерации                        Кожевниковой Т.Я.,
   
       рассмотрев  в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   заявлению К. о признании подпункта "а" пункта 5, пунктов 18,  19  и
   21   Правил   выпуска   и   реализации   государственных   жилищных
   сертификатов   в   рамках   реализации   подпрограммы   "Выполнение
   государственных   обязательств  по  обеспечению  жильем   категорий
   граждан,  установленных федеральным законодательством"  федеральной
   целевой  программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее -  Правила),
   утвержденных  Постановлением Правительства Российской Федерации  от
   21   марта  2006  года  N  153  "О  некоторых  вопросах  реализации
   подпрограммы    "Выполнение   государственных    обязательств    по
   обеспечению  жильем  категорий граждан,  установленных  федеральным
   законодательством" федеральной целевой программы "Жилище"  на  2002
   -  2010  годы" (далее - Постановление Правительства РФ от 21  марта
   2006  года  N  153), частично недействующими и не  соответствующими
   статьям 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации,
   
                              установил:
   
       К.  обратился в Верховный Суд Российской Федерации с  указанным
   заявлением.
       Обосновывая   свои   требования,   заявитель   указывает,   что
   оспариваемые им нормы Постановления Правительства РФ  от  21  марта
   2006  года N 153 в части, обязывающей граждан, уволенных с  военной
   службы  и  состоящих  на  учете в органах местного  самоуправления,
   обращаться  в федеральные органы исполнительной власти с заявлением
   о    выдаче    сертификатов;    наделяющей    федеральные    органы
   исполнительной   власти  правами  выдачи  сертификатов   гражданам,
   уволенным с военной службы; организации работы по проверке  органов
   местного  самоуправления; уведомления граждан о принятом решении  в
   порядке,  установленном органом исполнительной власти, противоречат
   статьям  12  и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации,  так  как
   эти  нормы  Федерального закона не относят  к  компетенции  органов
   государственной  власти  Российской  Федерации  и   к   компетенции
   органов  государственной  власти субъекта  Российской  Федерации  в
   области  жилищных  отношений составление  "списков  очередников  на
   получение жилых помещений", а соответственно граждане, уволенные  в
   запас  с  военной службы, не могут и не должны состоять на учете  в
   органах   федеральной  исполнительной  власти,  так  как  основания
   увольнения,  указанные в подпункте "а" пункта 5  Правил,  допускали
   постановку  только  в  общую очередь лиц, нуждавшихся  в  получении
   жилья.
       К.  в судебном заседании свои требования полностью поддержал  и
   дополнил,  что оспариваемые им нормы Правил не соответствуют  также
   и   пункту   2   статьи   15   Федерального   закона   "О   статусе
   военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ.
       Представители заинтересованного лица - Правительства Российской
   Федерации  Каширских  Н.В. и Кожевникова Т.Я. требования  заявителя
   не  признали и просили отказать в их удовлетворении. При  этом  они
   поддержали возражения на заявление К.
       Выслушав  объяснения заявителя К., представителей Правительства
   Российской  Федерации Каширских Н.В., Кожевниковой Т.Я., исследовав
   материалы дела и заслушав заключение заместителя начальника  отдела
   Главной  военной  прокуратуры полковника юстиции Расторгуева  В.В.,
   полагавшего  необходимым отказать заявителю  в  удовлетворении  его
   требований,  Верховный Суд Российской Федерации  находит  заявление
   К.не   подлежащим  удовлетворению,  поскольку  по  настоящему  делу
   обстоятельств,  с  наличием  которых  закон  связывает  возможность
   признания  части  нормативного  правового  акта  недействующим,  не
   имеется.
       В  силу  части 3 статьи 40 Конституции РФ определенным в законе
   категориям  граждан,  нуждающимся  в  жилище,  оно  предоставляется
   бесплатно  или за доступную плату из государственных, муниципальных
   и  других  жилищных фондов в соответствии с установленными  законом
   нормами.
       Законодательством   Российской  Федерации  предусмотрено,   что
   определенные   категории  граждан  могут  улучшить  свои   жилищные
   условия  не  только  путем получения жилья по договору  социального
   найма,  но  и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение,
   право  на получение которых удостоверяется государственным жилищным
   сертификатом.
       Пунктом  1 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября
   1997  года  N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения  жильем
   военнослужащих  и некоторых других категорий граждан",  в  редакции
   от  22  июля  2002  года N 770, в целях обеспечения предусмотренных
   законодательством   Российской   Федерации   социальных    гарантий
   военнослужащих  и  некоторых  других  категорий  граждан   в   ходе
   проведения  военной  реформы установлено, что  приоритетной  формой
   бюджетного  финансирования  расходов  на  обеспечение  жильем   для
   постоянного  проживания  военнослужащих,  подлежащих  увольнению  с
   военной  службы,  граждан,  уволенных  с  военной  службы,  которые
   нуждаются  в  улучшении  жилищных условий по нормам,  установленным
   федеральными   законами  и  иными  нормативными  правовыми   актами
   Российской  Федерации, является выпуск и погашение  государственных
   жилищных сертификатов.
       Пунктом   3  этого  Указа  Правительству  Российской  Федерации
   поручено  утвердить  порядок  выдачи  и  погашения  государственных
   жилищных   сертификатов,  выдаваемых  военнослужащим  и   некоторым
   другим категориям граждан.
       В соответствии со статьей 115 Конституции Российской Федерации,
   статьями  13  и  23  Федерального  конституционного  закона  от  17
   декабря  1997  года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской  Федерации"
   Правительство  Российской Федерации на основании  и  во  исполнение
   Конституции  Российской Федерации, федеральных законов, нормативных
   указов  Президента  Российской  Федерации  издает  постановления  и
   распоряжения,  обеспечивает  их исполнение,  формирует  федеральные
   целевые программы и обеспечивает их реализацию.
       Правительство Российской Федерации в целях комплексного решения
   проблемы   перехода  к  устойчивому  функционированию  и   развитию
   жилищной  сферы,  обеспечивающих  доступность  жилья  для  граждан,
   безопасные   и   комфортные  условия  проживания   в   нем,   своим
   Постановлением   от  17  сентября  2001  года   N   675   утвердило
   федеральную  целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы  (далее
   -   ФЦП   "Жилище"  на  2002  -  2010  годы),  в  которую  включена
   федеральная    целевая    программа    "Государственные    жилищные
   сертификаты" (далее - ФЦП "ГЖС").
       В  2006  году  мероприятия  ФЦП "ГЖС" включены  в  подпрограмму
   "Выполнение  государственных  обязательств  по  обеспечению  жильем
   категорий  граждан,  установленных  федеральным  законодательством"
   ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
       В  рамках  указанной конституционной нормы,  в  соответствии  с
   вышеназванными   нормативно-правовыми   актами   и   на   основании
   предоставленных  полномочий Правительство  Российской  Федерации  в
   целях    реализации   подпрограммы   "Выполнение    государственных
   обязательств    по    обеспечению   жильем    категорий    граждан,
   установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище"  на  2002
   -  2010  годы  21  марта  2006 года приняло  Постановление  N  153,
   которым  утвердило  оспариваемые К. Правила  выпуска  и  реализации
   государственных жилищных сертификатов.
       Постановление  Правительства РФ от 21 марта  2006  года  N  153
   официально     опубликовано     в     установленном     действующим
   законодательством  порядке в "Собрании законодательства  Российской
   Федерации"  -  27 марта 2006 года (N 13, ст. 1405),  в  "Российской
   газете" - 5 апреля 2006 года (N 69).
       Таким    образом,   оспариваемое   К.   Постановление   принято
   уполномоченным   на   то   органом  -   Правительством   Российской
   Федерации,   в   пределах  его  компетенции  и  в  соответствии   с
   требованиями  части  3  статьи 15 Конституции Российской  Федерации
   официально опубликовано для всеобщего сведения.
       Вопреки   доводам  заявителя  К.,  оснований  утверждать,   что
   оспариваемые им положения норм подпункта "а" пункта 5, пунктов  18,
   19  и  21  Правил  противоречат статьям 12 и 13  Жилищного  кодекса
   Российской  Федерации,  пункту 2 статьи 15 Федерального  закона  "О
   статусе  военнослужащих"  и  нарушают какие-либо  права  и  свободы
   военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в  том  числе
   и его, не имеется.
       Статьей  4  Жилищного  кодекса Российской Федерации  установлен
   исключительный    перечень   отношений,    регулируемых    жилищным
   законодательством. Обеспечение военнослужащих и  лиц,  уволенных  с
   военной  службы,  государственным  жилищным  сертификатом  к  этому
   перечню  не  относится.  Не предусматривал правовых  оснований  для
   обеспечения  граждан  жильем посредством  жилищных  сертификатов  и
   Жилищный кодекс РСФСР.
       Из   содержания   оспариваемого   Постановления   Правительства
   Российской  Федерации  от 21 марта 2006 года  N  153  следует,  что
   утвержденные  им  Правила входят в состав подпрограммы  "Выполнение
   государственных   обязательств  по  обеспечению  жильем   категорий
   граждан,  установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище"
   на  2002  -  2010  годы, утвержденной Постановлением  Правительства
   Российской  Федерации  от  17 сентября  2001  г.  N  675  (далее  -
   Подпрограмма),   и  регулируют  особый  вид  правоотношений   между
   государством   и  военнослужащими,  гражданами,  связанный   не   с
   предоставлением  жилья  в  натуре, как это  предусмотрено  жилищным
   законодательством,  а  с предоставлением субсидии  на  приобретение
   жилья,  право  на  получение которой удостоверяется государственным
   жилищным сертификатом.
       Об  этом  прямо  указано в пункте 2 Правил,  согласно  которому
   предоставление субсидии является финансовой поддержкой  государства
   в целях приобретения жилого помещения.
       Статьями   12  и  13  Жилищного  кодекса  Российской  Федерации
   решаются   вопросы   распределения   компетенции   между   органами
   государственной    власти   Российской   Федерации    и    органами
   государственной  власти  субъекта Российской  Федерации  в  области
   жилищных  отношений. Причем, как следует из пункта 18 статьи  12  и
   пункта   9   статьи   13,  перечень  этих  вопросов   не   является
   исчерпывающим.
       Положения  оспариваемых К. норм Правил  каким-либо  образом  не
   противоречат  перечисленным в названных статьях  Жилищного  кодекса
   полномочиям указанных органов.
       Правительство  Российской Федерации с  учетом  в  том  числе  и
   положений    статьи    15   Федерального    закона    "О    статусе
   военнослужащих",  приняв  Постановление N 153,  расширило  перечень
   категорий  военнослужащих и граждан, имеющих  право  на  участие  в
   Подпрограмме: это военнослужащие, подлежащие увольнению  с  военной
   службы    по   истечении   срока   контракта   или   по    семейным
   обстоятельствам,  указанным в подпункте  "в"  пункта  3  статьи  51
   Федерального  закона "О воинской обязанности и  военной  службе,  и
   граждане,  уволенные  с  военной службы по этим  основаниям,  общая
   продолжительность  военной службы которых в календарном  исчислении
   составляет  20  лет и более, и состоящие в списках  очередников  на
   получение   жилых   помещений  (улучшение   жилищных   условий)   в
   федеральном  органе исполнительной власти (абзац  4  подпункта  "а"
   пункта 5 Правил).
       Оспаривание действий соответствующих должностных лиц, которыми,
   по    мнению   К.,   были   нарушены   его   права   на   получение
   государственного жилищного сертификата, не относится к  подсудности
   Верховного  Суда Российской Федерации и рассматривается  в  порядке
   главы    25   Гражданского   процессуального   кодекса   Российской
   Федерации.
       В   соответствии   с   частью   2   статьи   254   Гражданского
   процессуального   кодекса   Российской   Федерации   заявление   об
   оспаривании  таких  решений, действий должностных  лиц  может  быть
   подано  гражданином  в  суд по месту его жительства  или  по  месту
   нахождения должностного лица, действия которого оспариваются. К.  с
   указанным заявлением может обратиться в районный суд как  по  месту
   нахождения должностного лица, так и по месту своего жительства.
       С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что поскольку
   оспариваемые К. положения подпункта "а" пункта 5, пунктов 18, 19  и
   21  Правил,  утвержденных  Постановлением Правительства  Российской
   Федерации  от  21 марта 2006 года N 153, соответствуют  нормативным
   правовым  актам, имеющим большую юридическую силу,  и  не  нарушают
   права  и  охраняемые  законом интересы  военнослужащих  и  граждан,
   уволенных  с военной службы, это Постановление принято  в  пределах
   компетенции   Правительства  Российской  Федерации   и   официально
   опубликовано  для  всеобщего сведения,  заявление  К.  не  подлежит
   удовлетворению.
       Руководствуясь  статьями  194 -  198  и  частью  1  статьи  253
   Гражданского   процессуального   кодекса   Российской    Федерации,
   Верховный Суд Российской Федерации
   
                                решил:
   
       К.    в   удовлетворении   заявления   о   признании   частично
   недействующими подпункта "а" пункта 5, пунктов 18, 19 и  21  Правил
   выпуска  и  реализации  государственных  жилищных  сертификатов   в
   рамках    реализации   подпрограммы   "Выполнение   государственных
   обязательств    по    обеспечению   жильем    категорий    граждан,
   установленных  федеральным законодательством"  федеральной  целевой
   программы    "Жилище"   на   2002   -   2010   годы,   утвержденных
   Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта  2006
   года   N   153   "О  некоторых  вопросах  реализации   подпрограммы
   "Выполнение  государственных  обязательств  по  обеспечению  жильем
   категорий  граждан,  установленных  федеральным  законодательством"
   федеральной  целевой  программы "Жилище"  на  2002  -  2010  годы",
   отказать.
       Решение   может   быть   обжаловано  в  Кассационную   коллегию
   Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со  дня  его
   вынесения.
   
                                                  Председательствующий
                                                           Л.А.КОРОЛЕВ
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
30.09.2017
USD
58.02
EUR
68.45
CNY
8.74
JPY
0.52
GBP
77.85
TRY
16.33
PLN
15.89
Разное