Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
25.04.2015
USD
50.25
EUR
54.66
CNY
8.11
JPY
0.42
GBP
76.06
TRY
18.55
PLN
13.65
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 13.12.2006 N 43-Г06-8 ОБ ИЗМЕНЕНИИ РЕШЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 02.10.2006, КОТОРЫМ ПРИЗНАНЫ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ОТДЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "О РАЗМЕЩЕНИИ ОБЪЕКТОВ ИГОРНОГО БИЗНЕСА НА ТЕРРИТОРИИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ" ОТ 28.06.2006 N 33РЗ, И ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ В ЧАСТИ ПРИЗНАНИЯ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 13 декабря 2006 года
   
                                                       Дело N 43-Г06-8
                                                                      
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Пирожкова В.Н.,
       судей                                            Маслова А.М.,
                                                       Калининой Л.А.
   
       рассмотрела  в  открытом судебном заседании дело  по  заявлению
   индивидуального  предпринимателя  Л.  о  признании  противоречащими
   федеральному законодательству и недействующими отдельных  положений
   Закона  Удмуртской  Республики N 33-РЗ от  28  июня  2006  года  "О
   размещении  объектов  игорного  бизнеса  на  территории  Удмуртской
   Республики"   по   кассационной  жалобе   Государственного   Совета
   Удмуртской  Республики  и  кассационному представлению  прокуратуры
   Удмуртской   Республики  на  решение  Верховного  Суда   Удмуртской
   Республики от 2 октября 2006 года.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Маслова  А.М.,  объяснения  представителя  Государственного  Совета
   Удмуртской   Республики   Вавилова   М.Ю.,   поддержавшего   доводы
   кассационной   жалобы,   представителя  Л.   -   Третьякова   В.В.,
   возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы,  заключение
   помощника  Генерального прокурора Российской  Федерации  Гончаровой
   Н.Ю.,  полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия
   по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       пунктами  1, 2, 3 статьи 3 Закона Удмуртской Республики  от  28
   июня  2006 года N 33-РЗ "О размещении объектов игорного бизнеса  на
   территории  Удмуртской Республики" предусмотрен  запрет  размещения
   игорных  заведений  в  Удмуртской Республике в помещениях  площадью
   менее  80  квадратных метров, не имеющих отдельный  вход;  в  жилых
   помещениях,  в жилых домах, а также во встроенных и пристроенных  к
   ним  помещениях;  в  зданиях органов государственной  власти,  иных
   государственных   органов,  органов  местного   самоуправления;   в
   зданиях  детских  садов,  школ, иных образовательных  учреждений  и
   учреждений,   работающих   с  несовершеннолетними,   а   также   на
   расстоянии  ближе  500  метров от указанных учреждений;  в  зданиях
   медицинских  учреждений,  учреждений культуры  и  спорта,  а  также
   организаций,   осуществляющих   культовую   и   иную    религиозную
   деятельность; на рынках, в зданиях предприятий розничной  торговли,
   общественного питания и оказания услуг; в остановочных  павильонах,
   в   зданиях   автовокзалов,  железнодорожных  и  речных   вокзалов,
   аэропортов,  в  подземных  и  надземных  пешеходных  переходах;  на
   улицах  и  в парках городов, поселков и других населенных  пунктов;
   во  временных  сооружениях;  не  допускается  совмещение  в  здании
   отдельно  стоящего игорного заведения кафе, баров и ресторанов  при
   условии,  что  площадь последних составляет более  30%  от  площади
   зала   игровых   автоматов.  Запрещается   использование   игрового
   оборудования  (игровых столов, игровых автоматов, касс букмекерских
   контор, касс тотализаторов) и проведение азартных игр и (или)  пари
   вне   помещений,   в  которых  размещены  соответствующие   объекты
   игорного бизнеса.
       Индивидуальный      предприниматель     Л.,      осуществляющий
   предпринимательскую  деятельность  по  организации   и   содержанию
   тотализаторов  и игорных заведений на основании лицензии  N  004974
   от  15.07.2004, выданной Государственным комитетом РФ по физической
   культуре  и  спорту (свидетельство о регистрации объекта (объектов)
   налогообложения налогом на игорный бизнес от 24 ноября 2005 года  N
   58)  обратился  в Верховный Суд Удмуртской Республики  с  указанным
   заявлением,  в  котором  просил  о  признании  отдельных  положений
   Закона  Удмуртской Республики от 28.06.2006 N 33-РЗ  "О  размещении
   объектов  игорного бизнеса на территории Удмуртской Республики"  не
   действующим со дня его принятия.
       В   обоснование   заявленного   требования   он   указал,   что
   оспариваемые   нормы  Закона  Удмуртской  Республики   противоречат
   федеральным  законам,  поскольку приняты  за  пределами  полномочий
   субъекта  Российской  Федерации;  ущемляют  его  права,   так   как
   устанавливают  дополнительные ограничения  на  размещение  объектов
   игорного  бизнеса на территории Удмуртской Республики по  сравнению
   с  теми,  которые установлены Федеральным законом "О лицензировании
   отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 N 128-ФЗ, Положением  о
   лицензировании   деятельности   по   организации    и    содержанию
   тотализаторов    и   объектов   игорного   бизнеса,   утвержденного
   Постановлением Правительства РФ от 15.07.2002 N 525.
       Ссылался  на  статьи  8 и 34 Конституции РФ,  согласно  которым
   гарантируется  единство  экономического  пространства   и   свобода
   экономической деятельности, право на свободное использование  своих
   способностей  и  имущества  для  предпринимательской  и  иной,   не
   запрещенной  законом деятельности. Эти права могут быть  ограничены
   только  федеральными  законами и только в той  мере,  в  какой  это
   необходимо  в  целях защиты конституционного строя, нравственности,
   здоровья,   прав  и  законных  интересов  других  лиц,  обеспечения
   обороны страны и безопасности государства.
       Решением  Верховного Суда Удмуртской Республики  от  2  октября
   2006    года    заявление   индивидуального   предпринимателя    Л.
   удовлетворено:      признаны      противоречащими      федеральному
   законодательству  и  не действующими со дня  вступления  решения  в
   законную  силу пункты 1, 2, 3 статьи 3 Закона Удмуртской Республики
   N  33-РЗ  от  28  июня  2006 года "О размещении  объектов  игорного
   бизнеса на территории Удмуртской Республики".
       В   кассационной   жалобе  Государственный   Совет   Удмуртской
   Республики  просит  об  отмене указанного решения  Верховного  Суда
   Удмуртской  Республики. Полагает решение незаконным,  вынесенным  с
   нарушением  норм материального права. В кассационном  представлении
   прокуратура Удмуртской Республики также просит об отмене решения  и
   направлении  дела  на  новое  рассмотрение,  ввиду  нарушений  норм
   материального права.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы кассационной  жалобы,
   кассационного  представления,  Судебная  коллегия  по   гражданским
   делам  Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований  к
   отмене решения суда и считает его правильным.
       Согласно  пункту  "б" части 1 статьи 72 Конституции  РФ  защита
   прав  и свобод человека и гражданина находятся в совместном ведении
   Российской Федерации и субъектов РФ.
       В  соответствии  с  частью 2 статьи 253 ГПК РФ  установив,  что
   оспариваемый  нормативный правовой акт или его  часть  противоречит
   федеральному  закону  либо  другому  нормативному  правовому  акту,
   имеющим   большую   юридическую  силу,  суд  признает   нормативный
   правовой  акт  не  действующим полностью или в  части  со  дня  его
   принятия или иного указанного судом времени.
       Согласно  статьям  3 и 5 Федерального закона "О  лицензировании
   отдельных  видов  деятельности" от 08.08.2001 N 128-ФЗ  обеспечение
   единства   экономического  пространства  на  территории  Российской
   Федерации,   установление   единого   порядка   лицензирования   на
   территории    Российской   Федерации,   установление   лицензионных
   требований и условий положениями о лицензировании конкретных  видов
   деятельности    являются    основными   принципами    осуществления
   лицензирования.
       В  целях  обеспечения единства экономического  пространства  на
   территории Российской Федерации Правительство Российской  Федерации
   в  соответствии  с  определенными Президентом Российской  Федерации
   основными  направлениями внутренней политики государства утверждает
   положения   о   лицензировании   конкретных   видов   деятельности,
   определяет     федеральные     органы    исполнительной     власти,
   осуществляющие   лицензирование  конкретных   видов   деятельности,
   устанавливает    виды    деятельности,    лицензирование    которых
   осуществляется органами исполнительной власти субъектов  Российской
   Федерации.
       Перечень  работ  и  услуг  при  осуществлении  деятельности  по
   организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том  числе  с
   использованием  игровых  столов и иного  игрового  оборудования,  в
   помещениях   казино   (деятельность   казино),   деятельности    по
   организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том  числе  с
   использованием игрового оборудования (кроме игровых столов) в  силу
   пункта   2   статьи   17   названного  выше   Федерального   закона
   устанавливается  Положениями  о  лицензировании  конкретных   видов
   деятельности.
       Постановлением Правительства Российской Федерации  от  15  июля
   2002  г.  N  525 утверждено Положение о лицензировании деятельности
   по  организации  и  содержанию тотализаторов и  игорных  заведений,
   подпунктом    "б"   пункта   4   которого   запрещено    размещение
   тотализаторов  и  игорных заведений в жилых помещениях,  в  зданиях
   действующих  образовательных и медицинских учреждений,  а  также  в
   зданиях и помещениях организаций, осуществляющих культовую  и  иную
   религиозную    деятельность.   Иных    запретов    на    размещение
   тотализаторов и игорных заведений данное Положение не содержит.
       Таким  образом,  суд пришел к правильному  выводу  о  том,  что
   вопрос    размещения   объектов   игорного   бизнеса    федеральным
   законодательством  разрешен,  и субъект  Российской  Федерации,  не
   наделенный   федеральным  законом,  иными  нормативными   правовыми
   актами  Российской Федерации правом регулировать отношения в  сфере
   лицензирования  данного вида деятельности, не мог принять  закон  о
   запрете    осуществления   этой   деятельности   лицами,   имеющими
   федеральную   лицензию,   в  местах,  не  запрещенных   федеральным
   законодательством.
       В   соответствии   со  статьей  4  Положения  о  лицензировании
   деятельности  по организации и содержанию тотализаторов  и  игорных
   заведений  урегулированные его подпунктом  "б"  вопросы  размещения
   объектов   игорного   бизнеса  фактически  являются   лицензионными
   требованиями   и   условиями  при  осуществлении  деятельности   по
   организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений.
       Статьей  3  оспариваемого Закона Удмуртской Республики  введены
   иные  лицензионные  требования и условия  для  размещения  объектов
   игорного бизнеса.
       Довод  кассационной жалобы Государственного  Совета  Удмуртской
   Республики о том, что оспариваемым Законом лишь установлен  порядок
   размещения  объектов  игорного бизнеса, и не  затрагивает  вопросов
   лицензирования на законе не основан.
       При   этом   не   рассматривается  как  нарушение   Конституции
   Российской  Федерации  и установленного ею разграничения  предметов
   ведения  и  полномочий Российской Федерации и субъектов  Российской
   Федерации  воспроизведение в законах субъектов Российской Федерации
   общих  терминов,  понятий,  определений и формулировок  федеральных
   законов  и лишь в том случае, если такие законы приняты по предмету
   совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, в связи  с
   чем  частичное  воспроизведение нормы, установленной Постановлением
   Правительства  Российской Федерации от 15 июля 2002  г.  N  525  не
   является    нарушением    компетенции    законодателя    Удмуртской
   Республики.
       При  таких обстоятельствах те нормы, которые выходят за пределы
   полномочий    субъекта    Российской    Федерации,    установленных
   Постановлением  Правительства РФ от  15  июля  2002  г.  N  525  "О
   лицензировании   деятельности   по   организации    и    содержанию
   тотализаторов  и игорных заведений" и иных приведенных  нормативных
   правовых  актов  и  были  введены оспариваемым  Законом  Удмуртской
   Республики  и  оставлены  в силе решением суда  подлежат  признанию
   недействующими. В остальной части решение подлежит  оставлению  без
   изменения.
       Руководствуясь  ст.  361  Гражданского процессуального  кодекса
   Российской  Федерации,  Судебная  коллегия  по  гражданским   делам
   Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 2 октября 2006
   года    в   части   удовлетворения   заявления   Л.   о   признании
   недействующими отдельных положений Закона Удмуртской  Республики  N
   33-РЗ  от 28 июня 2006 года "О размещении объектов игорного бизнеса
   на   территории   Удмуртской  Республики"  изменить:   отказать   в
   удовлетворении    заявления   Л.   о   признании    противоречащими
   федеральному  законодательству и недействующими  пунктов  1,  2,  3
   статьи 3 Закона Удмуртской Республики N 33-РЗ от 28 июня 2006  года
   "О  размещении  объектов игорного бизнеса на территории  Удмуртской
   Республики" в части слов "в жилых помещениях" в подпункте 1  пункта
   2  статьи  3; "образовательных учреждений" в подпункте 3  пункта  2
   статьи   3;   "организаций,   осуществляющих   культовую   и   иную
   религиозную  деятельность" в подпункте 4 пункта 2 статьи  3  Закона
   Удмуртской  Республики N 33-РЗ от 28 июня 2006 года  "О  размещении
   объектов  игорного бизнеса на территории Удмуртской Республики".  В
   остальной части решение Верховного Суда Удмуртской Республики от  2
   октября 2006 года оставить без изменения.
                                                                      
                                                  Председательствующий
                                                          В.Н.ПИРОЖКОВ
                                                                      
                                                                 Судьи
                                                            А.М.МАСЛОВ
                                                          Л.А.КАЛИНИНА
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
25.04.2015
USD
50.25
EUR
54.66
CNY
8.11
JPY
0.42
GBP
76.06
TRY
18.55
PLN
13.65
Разное