ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 ноября 2006 года
Дело N 83-Г06-19
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Соловьева В.Н.,
судей Макарова Г.В.,
Хаменкова В.Б.
рассмотрела в судебном заседании от 15 ноября 2006 г.
гражданское дело по заявлению И. о признании противоречащим
федеральному законодательству и недействующим Закона Брянской
области от 8 ноября 2005 г. N 76-3 " О размещении объектов
игорного бизнеса на территории Брянской области" по кассационной
жалобе Брянской областной Думы на решение Брянского областного
суда от 24 августа 2006 г., которым заявление И. удовлетворено в
полном объеме.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В.
Макарова, объяснения И. и его представителя Шпиньковой Г.Д.,
заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Селяниной Н.Я.,
полагавшей решение суда первой инстанции подлежащим отмене в
части, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
установила:
27 октября 2005 г. Брянской областной Думой был принят
вышеуказанный Закон. Закон подписан губернатором Брянской области
8 ноября 2005 г. и опубликован в газете "Брянский рабочий" 11
ноября 2005 г.
Статья 1 данного Закона области предусматривает, что настоящий
Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях
защиты прав и свобод человека и гражданина определяет порядок
размещения объектов игорного бизнеса на территории Брянской
области. Пункт 1 статьи 2 предусматривает, что субъекты,
осуществляющие деятельность по организации и содержанию
тотализаторов и игорных заведений, согласовывают размещение
объектов игорного бизнеса с органами местного самоуправления
муниципальных образований, на территории которых расположены
объекты игорного бизнеса, в соответствии с действующим
законодательством. Пункт 2 ст. 2 устанавливает, что игорные
заведения не могут быть размещены в жилых помещениях, на рынках, в
зданиях вокзалов, в учреждениях культуры, в зданиях действующих
общеобразовательных и медицинских учреждений, в зданиях и
помещениях организаций, осуществляющих культовую и иную
религиозную деятельность, а также в зонах, определенных пунктом 1
статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Пункт 3
ст. 2 определяет, что органы местного самоуправления
руководствуются положениями настоящей статьи также при выделении
земельных участков хозяйствующим субъектам, осуществляющим
деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных
заведений, для размещения объектов игорного бизнеса. Статья 3
предусматривает, что размещение объектов игорного бизнеса подлежит
приведению в соответствие с положениями настоящего Закона в
течение одного года со дня вступления в силу настоящего Закона.
Согласно статьи 4 настоящий Закон вступает в силу по истечении 10
дней со дня официального опубликования.
И., являясь индивидуальным предпринимателем, осуществляющим на
территории Брянской области деятельность по организации и
содержанию тотализаторов и игорных заведений на основании выданной
в установленном порядке лицензии, обратился в суд с указанным выше
заявлением, ссылаясь на то, что нормы оспариваемого им Закона
противоречат ст. ст. 1, 2, 3, 49, 421 ГК РФ; ст. ст. 4, 5, 7 ФЗ "О
лицензировании отдельных видов деятельности"; ст. 7 Закона РСФСР
"О конкуренции и ограничения монополистической деятельности на
товарных рынках"; ст. 26.1 ФЗ "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов РФ"; пп. "б" п. 4 Положения о
лицензировании деятельности по организации и содержанию
тотализаторов и игорных заведений, утвержденного Постановлением
Правительства РФ от 15 июля 2002 г. N 525.
По делу постановлено указанное выше решение Брянского
областного суда.
В кассационной жалобе Брянской областной Думы ставится вопрос
об отмене решения суда по мотиву допущенных судом нарушений норм
материального и процессуального права.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия приходит к следующему.
Признавая недействующими оспариваемые заявителем положения ст.
2 областного Закона, суд обосновано исходил из того, что
отсутствие специального федерального закона, регулирующего
деятельность по организации и проведению азартных игр и пари, не
означает, что вопросы размещения объектов игорных заведений
федеральным законодательством не разрешены.
Так, в соответствии со статьями 3 и 5 Федерального закона "О
лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 N 128-
ФЗ обеспечение единства экономического пространства на территории
Российской Федерации, установление единого порядка лицензирования
на территории Российской Федерации, установление лицензионных
требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов
деятельности являются основными принципами осуществления
лицензирования.
В целях обеспечения единства экономического пространства на
территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации
в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации
основными направлениями внутренней политики государства утверждает
положения о лицензировании конкретных видов деятельности,
определяет федеральные органы исполнительной власти,
осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности,
устанавливает виды деятельности, лицензирование которых
осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
Перечень работ и услуг при осуществлении деятельности по
организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с
использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в
помещениях казино (деятельность казино), деятельности по
организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе, с
использованием игрового оборудования (кроме игровых столов) в силу
пункта 2 статьи 17 названного выше Федерального закона
устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов
деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля
2002 г. N 525 утверждено Положение о лицензировании деятельности
по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений,
подпунктом "б" пункта 4 которого запрещено размещение
тотализаторов и игорных заведений в жилых помещениях, в зданиях
действующих образовательных и медицинских учреждений, а также в
зданиях и помещениях организаций, осуществляющих культовую и иную
религиозную деятельность. Иных запретов на размещение
тотализаторов и игорных заведений данное Положение не содержит.
При разрешении федеральным законодательством вопроса размещения
объектов игорного бизнеса суд сделал правильный вывод о том, что
субъект Российской Федерации, не наделенный федеральным законом,
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации правом
регулировать отношения в сфере лицензирования данного вида
деятельности, не вправе принимать закон о запрете осуществления
этой деятельности лицами, имеющими федеральную лицензию, в местах,
не запрещенных федеральным законодательством.
С учетом изложенного, довод кассационной жалобы о том, что
Положение о лицензировании деятельности по организации и
содержанию тотализаторов и игорных заведений, утвержденное
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2002
г. N 525, не содержит норм, устанавливающих, что перечень
требований и условий для осуществления деятельности по организации
и содержанию тотализаторов и игорных заведений является закрытым,
а следовательно, субъекты Российской Федерации вправе установить
дополнительные требования к размещению объектов игорного бизнеса в
границах своих территорий в целях защиты прав и свобод человека и
гражданина, правопорядка, общественной безопасности, является
несостоятельным и не может служить основанием к отмене судебного
решения в части п. 2 ст. 2 относительно слов "..., на рынках, в
зданиях вокзалов, в учреждениях культуры, ...
общеобразовательных...(учреждений)...".
Поскольку ст. 3 оспариваемого Закона и указанные выше
положения, предусмотренные в п. 2 ст. 2 областного Закона,
взаимосвязаны между собой, она также правильно признана
недействующей.
В то же время, признание судом противоречащим федеральному
законодательству, недействующим и не подлежащим применению п. 2
ст. 2 в части слов "...в жилых помещениях, в зданиях действующих
медицинских учреждений, а также в зданиях и помещениях
организаций, осуществляющих культовую и иную религиозную
деятельность" нельзя признать правильным, так как запрет на
размещение тотализаторов и игорных заведений в этих местах
предусмотрен федеральным законодательством.
При этом, необходимо иметь в виду, что Постановлением
Правительства РФ запрещается размещение тотализаторов и игорных
заведений в зданиях действующих образовательных учреждений, а в
Законе области указано об общеобразовательных учреждениях, что
указывает на более узкий круг образовательных учреждений.
Что касается решения суда о признании недействующими ст. 1, п.
1 и п. 3 ст. 2, ст. 4 оспариваемого Закона, то и в этой части оно
подлежит отмене.
Не соглашаясь с выводом суда о признании недействующим пункта 1
ст. 2 Закона Брянской области, Судебная коллегия исходит из того,
что согласование размещения объектов игорного бизнеса с
уполномоченным органом исполнительной власти, осуществление
которого предписано в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации не
может рассматриваться как противоречащее федеральному закону.
Указанное согласование означает, что после получения лицензии,
проверку выполнения установленных федеральными законами, настоящим
Законом и иными Законами Брянской области требований при
размещении объекта игорного бизнеса в том помещении, в котором
организация или индивидуальный предприниматель предполагают
разместить указанный объект, осуществляет орган исполнительной
власти. При этом Судебная коллегия полагает, что разрешение на
осуществление игровой деятельности в местах, не запрещенных
Положением о лицензировании, не носит безусловного характера.
Судебная коллегия допускает, что при согласовании мест размещения
объектов игорного бизнеса с уполномоченным органом исполнительной
власти либо органами местного самоуправления возможно обнаружение
таких обстоятельств, которые могут исключать осуществление данного
вида деятельности и в тех местах, где ее осуществление не
запрещено. Таковыми могут быть, например, обстоятельства,
создающие угрозу жизни, здоровью и нравственности граждан, их и
организаций, имуществу, а также другие обстоятельства, нарушающие
права и свободы граждан и организаций. В таких случаях лицо,
которому созданы препятствия в осуществлении лицензионной
деятельности, вправе разрешить спор в установленном законом
порядке. При отмеченном выше нет оснований считать, что
согласование размещения объектов игорного бизнеса в местах, не
запрещенных Положением о лицензировании, относится к вопросу
лицензирования данного вида деятельности, а потому противоречит
федеральному законодательству, регулирующему этот вид
правоотношений. Вывод суда в этой части основан на неверном
толковании норм материального права.
П. 3 ст. 2 оспариваемого Закона области указывает лишь на то,
что при выделении земельных участков хозяйствующим субъектам,
осуществляющим деятельность по организации и содержанию игорных
заведений для тотализаторов и игорных заведений, для размещения
объектов игорного бизнеса органы местного самоуправления должны
руководствоваться требованиями статьи 2 этого Закона. Эта норма
является отсылочной. Отдельные нормы ст. 2 данного Закона (п. 2
ст. 2) признаны Судебной коллегией противоречащими федеральному
законодательству. Следовательно, пункт 3 ст. 2, с учетом
изложенного, федеральному законодательству не противоречит.
Поскольку отдельные положения оспариваемого Закона области не
противоречат федеральному законодательству, отсутствуют основания
для признания противоречащими федеральному законодательству его
ст. ст. 1 и 4, определяющих цель принятия данного закона и порядок
вступления данного закона в силу соответственно.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 360 и 361 ГПК РФ,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
определила:
решение Брянского областного суда от 24 августа 2006 г. в части
признания противоречащими федеральному законодательству,
недействующими и не подлежащим применению со дня вступления
решения суда в законную силу статьи 1; пункта 1, пункта 2 в части
слов "в жилых помещениях, в зданиях действующих медицинских
учреждений, в зданиях и помещениях организаций, осуществляющих
культовую и иную религиозную деятельность", пункта 3 статьи 2;
статьи 4 Закона Брянской области от 8 ноября 2005 года N 76-3 "О
размещении объектов игорного бизнеса на территории Брянской
области" отменить. Принять в этой части новое решение, которым И.
в удовлетворении заявления отказать.
В остальной части решение Брянского областного суда от 24
августа 2006 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу
Брянской областной Думы без удовлетворения.
Председательствующий
В.Н.СОЛОВЬЕВ
Судьи
Г.В.МАКАРОВ
В.Б.ХАМЕНКОВ
|