ФЕДЕРАЛЬНА„1¤7СЛУЖБА ПО НАДЗОР„1¤7„1¤7СФЕР„1¤7ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ „1¤7БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
9 феврал„1¤72005 „1¤7
N 0100/904-05-32
„1¤7СОВЕРШЕНСТВОВАНИ„1¤7КОНТРОЛЯ ПО ФОРМ„1¤71-ДО„1¤7
Одни„1¤7 из основных направлени„1¤7 „1¤7 област„1¤7 обеспечени„1¤7
радиационной безопасности населени„1¤7 „1¤7„1¤7ет„1¤7 изучение
закономерности формирован„1¤7 до„1¤7 облучени„1¤7 персонал„1¤7 пр„1¤7
осуществлени„1¤7 рабо„1¤7„1¤7источникам„1¤7ионизирующег„1¤7излучени„1¤7 оценка
вл„1¤7ни„1¤7 этих до„1¤7 на показатели здоров„1¤7 „1¤7 определени„1¤7
оптимизированных ме„1¤7 защиты человека от вредного вл„1¤7ни„1¤7
ионизирующег„1¤7излучени„1¤7
„1¤7 наст„1¤7ще„1¤7 врем„1¤7 надзор за дозами облучени„1¤7 персонал„1¤7
работающег„1¤7 „1¤7 источникам„1¤7ионизирующег„1¤7излучени„1¤7 проводит„1¤7 „1¤7
соответствии „1¤7 Федеральны„1¤7 законо„1¤7„1¤7"Радиационной безопасности
населени„1¤7, НР„1¤799 „1¤7ОСПОРБ-99.
Отчетным„1¤7 годовыми формам„1¤7 федерального государственного
статистическог„1¤7 наблюден„1¤7 за индивидуальным„1¤7 дозами облучени„1¤7
гражда„1¤7„1¤7„1¤7ют„1¤7 форм„1¤7
N 1-ДО„1¤7 - "Сведен„1¤7 „1¤7доза„1¤7облучени„1¤7 ли„1¤7 из персонал„1¤7 „1¤7
услови„1¤7 нормальной эксплуатации техногенны„1¤7 источников
ионизирующег„1¤7излучени„1¤7 „1¤7
N 2-ДО„1¤7 - "Сведен„1¤7 „1¤7доза„1¤7облучени„1¤7 ли„1¤7 из персонал„1¤7 „1¤7
услови„1¤7 радиационной аварии ил„1¤7 планируемого повышенног„1¤7
облучени„1¤7 „1¤7 такж„1¤7 ли„1¤7 из населени„1¤7 подвергшегос„1¤7 аварийному
облучени„1¤7, которы„1¤7утверждены постановлением Госкомстат„1¤7 России
от 07.09.99 N 84 "Об утверждени„1¤7 годовы„1¤7 форм федерального
государственного статистическог„1¤7 наблюден„1¤7 за индивидуальным„1¤7
дозами облучени„1¤7гражда„1¤7.
Федеральна„1¤7 служба по надзор„1¤7„1¤7сфер„1¤7защиты прав потребителей
„1¤7 благополуч„1¤7 человека провел„1¤7 анализ сроков поступлени„1¤7 „1¤7
качества материал„1¤7 по форм„1¤7 Федерального государственного
статистическог„1¤7наблюден„1¤7 1-ДО„1¤7„1¤7сообщает.
„1¤7 соответствии „1¤7приказам„1¤7Минздрав„1¤7России: от 31.07.2000 N
298, утвердивши„1¤7 "Положени„1¤7об ЕСКИ„1¤7, от 01.11.2002 N 333 "„1¤7
создании федеральны„1¤7 банков данных" за 2000-2004 годы проведен„1¤7
работа по созданию ЕСКИ„1¤7„1¤7част„1¤7контро„1¤7 „1¤7учет„1¤7 до„1¤7 облучени„1¤7
персонал„1¤7 организаци„1¤7 работающих „1¤7 источникам„1¤7 ионизирующег„1¤7
излучени„1¤7 Обеспече„1¤7сбор данных от организаци„1¤7 поступлени„1¤7 их „1¤7
ЦГСЭ„1¤7 „1¤7 субъекта„1¤7Российской Федераци„1¤7 дальнейшее поступлени„1¤7 „1¤7
Федеральны„1¤7 банк данных на базе Федерального ЦГСЭ„1¤7 передача,
обработк„1¤7 „1¤7 анализ данных „1¤7НИ„1¤7радиационной гигиен„1¤7 „1¤7 обратное
поступлени„1¤7 верифицированной, обработанной „1¤7 проанализированной
информации „1¤7Федеральны„1¤7банк данных дл„1¤7ее пост„1¤7нног„1¤7хранен„1¤7 „1¤7
использовани„1¤7
Те„1¤7 самы„1¤7 организова„1¤7учет до„1¤7облучени„1¤7персонал„1¤7 объектов,
нахо„1¤7щихс„1¤7 по„1¤7 надзором территориальны„1¤7 управлений Федерально„1¤7
службы по надзор„1¤7„1¤7сфер„1¤7защиты прав потребителей „1¤7благополуч„1¤7
человека, „1¤7государственно„1¤7систем„1¤7контро„1¤7 „1¤7учет„1¤7до„1¤7облучени„1¤7
населени„1¤7
Разработан„1¤7 „1¤7 пост„1¤7нн„1¤7совершенствует„1¤7 единое программно„1¤7
обеспечени„1¤7 которо„1¤7 позволит автоматизировать процес„1¤7 сбор„1¤7 „1¤7
передачи информации. „1¤7наст„1¤7ще„1¤7врем„1¤7нова„1¤7 программ„1¤7 по учет„1¤7
до„1¤7 облучени„1¤7 персонал„1¤7 апробированн„1¤7 „1¤7 центра„1¤7
госсанэпиднадзор„1¤7 проходит аттестацию.
„1¤7 2004 году наметилось существенное повышени„1¤7 качества
информации, поступающе„1¤7 „1¤7 Федеральны„1¤7 банк данных. Налажена
оперативна„1¤7 св„1¤7„1¤7 межд„1¤7 федеральны„1¤7 банком „1¤7 ЦГСЭ„1¤7 субъекто„1¤7
Российской Федераци„1¤7 фактически выполн„1¤7щими функци„1¤7региональных
банков данных. „1¤7стадии завершен„1¤7 находитс„1¤7формирование единог„1¤7
перечн„1¤7 организаци„1¤7 работающих „1¤7 источникам„1¤7 ионизирующих
излучени„1¤7 вход„1¤7их „1¤7ЕСКИ„1¤7
По итогам анализ„1¤7 материалов, поступивши„1¤7 „1¤7 банк данных,
подготовлены таблиц„1¤7 до„1¤7 облучени„1¤7 „1¤7 количественног„1¤7 состав„1¤7
персонал„1¤7 которы„1¤7 опубликованы „1¤7 справочниках до„1¤7 облучени„1¤7
населени„1¤7 за 2002 „1¤72003 годы „1¤7направлены во вс„1¤7территориальны„1¤7
управлен„1¤7 Федерально„1¤7 службы по надзор„1¤7 „1¤7 сфер„1¤7 защиты прав
потребителей „1¤7благополуч„1¤7 человека.
Обща„1¤7 численност„1¤7персонал„1¤7на поднадзорных Федерально„1¤7службе
объектах составил„1¤7 „1¤7 2004 году 229427 челове„1¤7 из ни„1¤7
непосредственн„1¤7 работают „1¤7источникам„1¤7 (категори„1¤7 „1¤7 - 159774
человека, ещ„1¤7 69653 человека отно„1¤7тс„1¤7 „1¤7 категори„1¤7 „1¤7
Индивидуальн„1¤7 годова„1¤7эффективна„1¤7доза облучени„1¤7персонал„1¤7 группы
„1¤7 „1¤7 2003 году „1¤7средне„1¤7составил„1¤71,8 мЗ„1¤7 персонал„1¤7группы „1¤7 -
0,3 мЗ„1¤7 всег„1¤7персонал„1¤71,35 мЗ„1¤7 Сред„1¤7„1¤7индивидуальн„1¤7 годова„1¤7
эффективна„1¤7 доза техногенного облучени„1¤7населени„1¤7 проживающего „1¤7
зона„1¤7 наблюден„1¤7 (2 мл„1¤7 740 ты„1¤7„1¤7челове„1¤7, „1¤72003 году составил„1¤7
0,02 мЗ„1¤7
„1¤7 2003 году по данным ЕСКИ„1¤7 зарегистрировано 43 случ„1¤7
превышен„1¤7 норматив„1¤7 индивидуальных годовы„1¤7 эффективны„1¤7 до„1¤7
облучени„1¤7персонал„1¤7(20 мЗ„1¤7.
Вместе „1¤7 те„1¤7 опыт работы по сбор„1¤7информации „1¤7 формированию
федерального банк„1¤7данных за прошедши„1¤7годы показывает, чт„1¤7 100%
сбор информации пока не обеспече„1¤7 „1¤72004 году семь из 89 регионов
Российской Федераци„1¤7 (Республика Тыва, Чеченска„1¤7 Республика,
Волгоградска„1¤7 област„1¤7 Агинский Бу„1¤7тски„1¤7 автономный окру„1¤7
Ко„1¤7кски„1¤7 автономный окру„1¤7 Ненецкий автономный окру„1¤7 Усть-
Ордынски„1¤7 Бу„1¤7тски„1¤7автономный окру„1¤7 не представил„1¤7информацию „1¤7
федеральны„1¤7банк данных.
Характерными ошибками, встречающими„1¤7 пр„1¤7анализ„1¤7 информации,
предоставл„1¤7мо„1¤7 регионам„1¤7 „1¤7 формах отчетности 1-ДО„1¤7 „1¤7„1¤7ют„1¤7
неправильное указание номера государственного пенсионног„1¤7
страховани„1¤7 „1¤7 номера ОКПО организаци„1¤7 Отсутствие указанны„1¤7
сведений не позвол„1¤7„1¤7 на региональном „1¤7 федерально„1¤7 уровне
идентифицировать ли„1¤7 из персонал„1¤7 их персональные дозы „1¤7
обеспечить контроль динамики годовы„1¤7 до„1¤7 дл„1¤7 ли„1¤7 „1¤7 которы„1¤7
годовы„1¤7 предел„1¤7 до„1¤7 были превышен„1¤7ил„1¤7 близки „1¤7 предел„1¤7 Не
удаетс„1¤7 такж„1¤7 сформировать единый банк организаци„1¤7 Упом„1¤7утые
ошибки недопустим„1¤7 их наличи„1¤7чаще всег„1¤7св„1¤7ан„1¤7 „1¤7 отсутствие„1¤7
входного контро„1¤7 со сторон„1¤7территориальны„1¤7органо„1¤7 Федерально„1¤7
службы.
Важнейше„1¤7задаче„1¤7„1¤7работе территориальны„1¤7управлений „1¤7„1¤7ет„1¤7
вы„1¤7лени„1¤7 наиболее облучаемых ли„1¤7 из персонал„1¤7 „1¤7 обеспечени„1¤7
надежног„1¤7 контро„1¤7 достоверност„1¤7 информации, поступающе„1¤7 „1¤7
региональные банк„1¤7 данных. Только „1¤718 субъекта„1¤7 РФ количество
персонал„1¤7 превышае„1¤71000 челове„1¤7 „1¤7остальны„1¤7- 71 территории эт„1¤7
количество состав„1¤7ет „1¤7средне„1¤7500-700 челове„1¤7
Дл„1¤7 системного контро„1¤7 за дозами облучени„1¤7персонал„1¤7 следуе„1¤7
имет„1¤7 ка„1¤7список организаци„1¤7 гд„1¤7работает персонал группы „1¤7 та„1¤7
„1¤7 поименны„1¤7 список персонал„1¤7(по каждой организаци„1¤7, работающег„1¤7
„1¤7 источникам„1¤7 ионизирующег„1¤7 излучени„1¤7 „1¤7 ежегодно (только)
корректировать ег„1¤7
Учет до„1¤7позвол„1¤7„1¤7
- прослеживать „1¤7динамике годовы„1¤7дозы облучени„1¤7
- контролировать накопленны„1¤7дозы облучени„1¤7персонал„1¤7
- своевременно опреде„1¤7ть предпр„1¤7ти„1¤7 не представивши„1¤7годовы„1¤7
отчетные форм„1¤71-ДО„1¤7„1¤72-ДО„1¤7
Пр„1¤7анализ„1¤7поступивши„1¤7материалов необходимо обращать внимание
не только на превышение нормативны„1¤7 значений до„1¤7 облучени„1¤7
персонал„1¤7 но „1¤7на динамику их изменени„1¤7(особенно возрастани„1¤7 по
сравнени„1¤7„1¤7предыдущим„1¤7показате„1¤7ми „1¤7контрольными уров„1¤7ми.
Медицински„1¤7 предпр„1¤7ти„1¤7следуе„1¤7выделить „1¤7 отдельны„1¤7 список,
та„1¤7 ка„1¤7 большинств„1¤7 персонал„1¤7 не охваченног„1¤7 индивидуальным
дозиметрически„1¤7 контроле„1¤7 (ИД„1¤7, эт„1¤7 работник„1¤7 медицински„1¤7
учреждений. Следуе„1¤7 разделит„1¤7список медицински„1¤7 учреждений по
вида„1¤7 де„1¤7ельности: рентгеновски„1¤7 источник„1¤7 радиоизотопн„1¤7
диагностик„1¤7 лучева„1¤7терапи„1¤7 ускорители.
Аналитически„1¤7материал„1¤7не реже че„1¤71 ра„1¤7„1¤7го„1¤7направ„1¤7ют„1¤7 „1¤7
органы управлен„1¤7 здравоохранением субъекта Российской Федераци„1¤7 „1¤7
конкретным„1¤7 предложени„1¤7„1¤7 по минимизаци„1¤7 до„1¤7 облучени„1¤7
медицинского персонал„1¤7
Кром„1¤7 этог„1¤7на региональном уровне необходимо имет„1¤7 следующу„1¤7
ежегодно обновл„1¤7му„1¤7информацию:
- перечень предпр„1¤7ти„1¤7 "освобожденны„1¤7 от ведени„1¤7 ИД„1¤7
персонал„1¤7 „1¤7указание„1¤7причин„1¤7 „1¤7че„1¤7должна быть внесен„1¤7запись „1¤7
действующе„1¤7 санитарн„1¤7эпидемиологическое заключение на прав„1¤7
работы „1¤7НИ„1¤7
- перечень предпр„1¤7ти„1¤7 не представивши„1¤7отчеты по формам 1-2-
ДО„1¤7 за каждый го„1¤7 „1¤7 указание„1¤7 причин („1¤7 течени„1¤7 года пр„1¤7
обследовании предпр„1¤7ти„1¤7 ил„1¤7по официальны„1¤7 запросам необходимо
вы„1¤7нить причин„1¤7 отсутств„1¤7 отчета, этот факт должен быть учте„1¤7
пр„1¤7 дальнейшей надзорно„1¤7 работе „1¤7 объектом „1¤7 ег„1¤7 плановом
обследовании);
- заполненны„1¤7форм„1¤71-ДО„1¤7по каждом„1¤7предпр„1¤7ти„1¤7(„1¤7 поименны„1¤7
списко„1¤7 сотруднико„1¤7 каждог„1¤7 предпр„1¤7ти„1¤7 на основе приказов
администраци„1¤7 предпр„1¤7ти„1¤7, данные которо„1¤7 контролируют„1¤7
(выборочн„1¤7 пр„1¤7осуществлени„1¤7плановог„1¤7надзор„1¤7„1¤7должны совпадат„1¤7
„1¤7результатами протоколов проведен„1¤7 ИД„1¤7
Пр„1¤7 невыполнении сроков представлени„1¤7отчетных форм следуе„1¤7
примен„1¤7„1¤7 меры административног„1¤7 характер„1¤7 „1¤7 руководите„1¤7„1¤7
организаци„1¤7 использующих РЖ„1¤7 вплоть до приостановлени„1¤7 действ„1¤7
лицензии на прав„1¤7работы „1¤7ними.
Ежегодно „1¤71-2 квартала„1¤7года, следующего за отчетным, „1¤7 такж„1¤7
пр„1¤7 выдаче ил„1¤7продлени„1¤7санитарн„1¤7эпидемиологических заключений
на прав„1¤7 работы „1¤7источникам„1¤7ионизирующег„1¤7излучени„1¤7 проводит„1¤7
анализ полученных ране„1¤7до„1¤7облучени„1¤7персонал„1¤7
Пр„1¤7 аналитическо„1¤7 сравнени„1¤7 до„1¤7 облучени„1¤7 персонал„1¤7 „1¤7
предыдущим„1¤7(годовыми) данным„1¤7необходимо анализироват„1¤7вопрос„1¤7
- непревышение установленны„1¤7нормативов;
- тенденци„1¤7 „1¤7увеличению уров„1¤7 до„1¤7облучени„1¤7персонал„1¤7 - „1¤7
тако„1¤7 случае следуе„1¤7установить причин„1¤7 не дожида„1¤7„1¤7 превышен„1¤7
нормативов, „1¤7 разработат„1¤7меропр„1¤7ти„1¤7по сохранению достигнутого
(экономически целесообразног„1¤7 уров„1¤7 до„1¤7облучени„1¤7пр„1¤7 конкретной
технологическо„1¤7операции, виде рабо„1¤7
Следуе„1¤7 проводит„1¤7сравнительну„1¤7оценку до„1¤7облучени„1¤7персонал„1¤7
„1¤7 организаци„1¤7, использующих одинаковые технологии „1¤7 методы
исследован„1¤7.
Федеральна„1¤7 служба по надзор„1¤7„1¤7сфер„1¤7защиты прав потребителей
„1¤7 благополуч„1¤7 человека обращает внимание территориальны„1¤7
управлений на качество представ„1¤7емой информации, ее полнот„1¤7 „1¤7
достоверност„1¤7 чт„1¤7 „1¤7„1¤7ет„1¤7 залого„1¤7 подготовки достоверны„1¤7
статистических отчето„1¤7„1¤7цело„1¤7по Российской Федераци„1¤7
„1¤7 цель„1¤7 устранен„1¤7 отмеченных недостатко„1¤7 территориальны„1¤7
управлен„1¤7„1¤7Федерально„1¤7службы „1¤72005 году необходимо:
1). Обеспечить контроль за:
- срокам„1¤7 представлени„1¤7 информации по форм„1¤7 1-ДО„1¤7 от
организаци„1¤7 (до 1 апре„1¤7 2005 года) „1¤7срокам„1¤7 ее поступлени„1¤7 „1¤7
Федеральны„1¤7банк данных (до 1 ма„1¤72005 года);
- качество„1¤7 „1¤7 полнотой заполнен„1¤7 форм 1-ДО„1¤7 достоверностью
информации, содержащей„1¤7 „1¤7формах 1-ДО„1¤7организаци„1¤7
2). Обратить особое внимание на информацию „1¤7лица„1¤7из персонал„1¤7
„1¤7 наибольшим„1¤7 дозами облучени„1¤7 „1¤7 динамике за нескольк„1¤7 ле„1¤7
наличи„1¤7 персональных номеро„1¤7 государственного пенсионног„1¤7
страховани„1¤7„1¤7номера ОКПО организаци„1¤7
3). Организовать „1¤7 провести аналитическу„1¤7 работу по доза„1¤7
облучени„1¤7 персонал„1¤7„1¤7направлением результато„1¤7„1¤7 заинтересованные
органы исполнительной власти „1¤7организаци„1¤7во втором квартале 2005
года.
Одновременно направ„1¤7ем аналитически„1¤7 данные по каждом„1¤7 из
субъекто„1¤7 Российской Федераци„1¤7за 2003-2004 годы, подготовленные
Федеральны„1¤7 банком данных совместн„1¤7„1¤7НИ„1¤7 радиационной гигиен„1¤7
<*>
-----------------------------------
<*> Не приводит„1¤7.
Заместител„1¤7руководите„1¤7
„1¤7„1¤7ГУЛЬЧЕНК„1¤7
|