Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда
РФ от 6 марта 2001 г.
------------------------------------------------------------------
(извлечение)
Прокурор обратился в суд с заявлением о признании
противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не
подлежащим применению Закона Республики Татарстан от 11 июля 1996
г. N 694 "О внешнеторговой деятельности в Республике Татарстан",
ссылаясь на то, что он противоречит п. "л" ст. 71 Конституции
Российской Федерации, ст. ст. 3 и 8 Федерального закона от 13
октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности" (в ред. от 10 февраля 1999 г.) и ст.
1 Федерального закона от 4 января 1998 г. N 4-ФЗ "О координации
международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской
Федерации".
Верховный суд Республики Татарстан, рассмотрев данное дело в
качестве суда первой инстанции, решением от 11 января 2001 г.
заявление прокурора удовлетворил.
Государственный Совет Республики Татарстан в кассационной
жалобе поставил вопрос об отмене решения по тем основаниям, что
суд неправильно применил нормы материального права и постановил
незаконное решение.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 6
марта 2001 г. оставила жалобу без удовлетворения, указав
следующее.
Верховный суд Республики Татарстан правильно определил
юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу,
что оспариваемый Закон противоречит федеральному законодательству.
Согласно п. "л" ст. 71 Конституции Российской Федерации
внешнеэкономические отношения находятся в ведении Российской
Федерации.
Федеральный закон "О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности" определяет основы государственного
регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее
осуществления российскими и иностранными лицами, права,
обязанности и ответственность органов государственной власти
субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой
деятельности.
В соответствии со ст. 3 этого Закона внешнеторговая
деятельность в Российской Федерации регулируется Конституцией
Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими
федеральными законами и иными правовыми актами Российской
Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами
международного права и международными договорами Российской
Федерации.
В силу ст. 8 данного Закона субъекты Российской Федерации
имеют право в пределах своей компетенции осуществлять
внешнеторговую деятельность на своей территории в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон "О координации международных и
внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" в ст. 1
предусматривает, что субъекты Российской Федерации в пределах
полномочий, предоставленных им Конституцией Российской Федерации,
федеральным законодательством и договорами между органами
государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации о
разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на
осуществление международных и внешнеэкономических связей с
субъектами иностранных федеративных государств, административно -
территориальными образованиями иностранных государств, а также на
участие в деятельности международных организаций в рамках органов,
созданных специально для этой цели. Субъекты Российской Федерации
с согласия Правительства Российской Федерации могут осуществлять
такие связи и с органами государственной власти иностранных
государств.
Между тем Закон Республики Татарстан "О внешнеторговой
деятельности в Республике Татарстан" предоставляет республике
право самостоятельно определять основы внешнеторговой политики и
государственного регулирования внешнеторговой деятельности и
принципы ее осуществления и предусматривает, что внешнеторговая
деятельность является одной из форм внешнеэкономической
деятельности.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что
оспариваемый акт противоречит приведенным выше нормам федерального
законодательства, затрагивает полномочия и прерогативы Российской
Федерации как суверенного государства, поскольку координация
международных и внешнеэкономических связей осуществляется на
федеральном уровне, и обоснованно признал его недействующим, не
подлежащим применению именно на этом основании.
С учетом изложенных обстоятельств Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда РФ решение Верховного суда
Республики Татарстан оставила без изменения, а кассационную жалобу
Государственного Совета Республики Татарстан - без удовлетворения.
|