МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 августа 2001 г. N 18/7828-АЕ
О РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 27 АПРЕЛЯ 2000 Г. N 379
В целях реализации положений Федерального закона "О
гражданской обороне" и Постановления Правительства Российской
Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и
использовании в целях гражданской обороны запасов материально -
технических, продовольственных, медицинских и иных средств"
направляю Методические рекомендации по определению номенклатуры и
объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов
материально - технических, продовольственных, медицинских и иных
средств, накапливаемых органами и учреждениями Министерства
юстиции Российской Федерации.
Прошу довести Методические рекомендации до подведомственных
учреждений и руководствоваться ими при создании вышеперечисленных
запасов.
Сведения о запасах материально - технических,
продовольственных, медицинских и иных средств представить в
качестве самостоятельного раздела в ежегодном докладе о состоянии
гражданской обороны в отдел мобилизационной подготовки и
гражданской обороны Минюста России.
Заместитель Министра
А.ЕЛИЗАРОВ
Утверждаю
Заместитель
Министра юстиции
Российской Федерации
А.ЕЛИЗАРОВ
27 июля 2001 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НОМЕНКЛАТУРЫ И ОБЪЕМОВ
СОЗДАВАЕМЫХ В ЦЕЛЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ЗАПАСОВ
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКИХ, ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ,
МЕДИЦИНСКИХ И ИНЫХ СРЕДСТВ, НАКАПЛИВАЕМЫХ
ОРГАНАМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в
соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне",
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля
2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях
гражданской обороны запасов материально - технических,
продовольственных, медицинских и иных средств", "Методическими
рекомендациями по определению номенклатуры и объемов создаваемых в
целях гражданской обороны запасов материально - технических,
продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых
федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления и организациями", согласованными
Минэкономразвития России и Росрезервом и утвержденными МЧС России
28 декабря 2000 г., с целью обеспечения единого методического
подхода органов и учреждений Министерства юстиции Российской
Федерации (далее - Министерство) к разработке документов,
определяющих запасы материально - технических, продовольственных,
медицинских и иных средств (далее - запасы).
1.2. Запасы создаются для обеспечения защиты работников
органов и учреждений, спецконтингента уголовно - исполнительной
системы (далее - УИС) Министерства от опасностей, возникающих при
ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для
оснащения гражданских организаций гражданской обороны (далее -
формирования гражданской обороны) при проведении аварийно -
спасательных и других неотложных работ в военное время.
1.3. Номенклатура и объемы определяются:
а) для обеспечения формирований гражданской обороны - исходя
из их организационно - штатных структур и норм оснащения,
установленных Методическими указаниями по созданию гражданских
организаций гражданской обороны в органах и учреждениях
Министерства юстиции Российской Федерации, и потребности
обеспечения их действий в соответствии с планом гражданской
обороны органа, учреждения;
б) для обеспечения защиты работников органов и учреждений,
спецконтингента УИС Министерства - исходя из прогнозируемых
условий жизнедеятельности в военное время и характера опасностей,
возникающих при ведении военных действий или вследствие этих
действий.
1.4. Запасы создаются заблаговременно в мирное время и
хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по
обеспечению их сохранности. Складские помещения, используемые для
хранения запасов, должны удовлетворять соответствующим требованиям
нормативной технической документации (стандартам, техническим
условиям и т.д.).
1.5. Организационно - методическое руководство и контроль за
накоплением, хранением и использованием запасов осуществляют
Минюст России и МЧС России.
1.6. Финансирование создания запасов осуществляется за счет
соответствующих источников содержания органов, учреждений и
предприятий Минюста России.
1.7. Правовыми основами организации создания запасов являются
Федеральные законы от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской
обороне" и от 29 декабря 1999 г. N 79-ФЗ "О государственном
материальном резерве", Постановления Правительства Российской
Федерации от 14 апреля 1994 г. N 330-15 "О мерах по накоплению и
использованию имущества гражданской обороны", от 28 августа 1994
г. N 989 "О порядке финансирования мероприятий по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, в
строительстве и на транспорте", от 10 ноября 1996 г. N 1340 "О
порядке создания и использовании резервов материальных ресурсов
для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера", от 10 июня 1999 г. N 620 "О гражданских организациях
гражданской обороны", от 16 марта 2000 г. N 227 "О возмещении
расходов на подготовку и проведение мероприятий гражданской
обороны", от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и
использовании в целях гражданской обороны запасов материально -
технических, продовольственных, медицинских и иных средств" и
издаваемые на их основе директивные документы Минюста России и МЧС
России.
2. Порядок определения номенклатуры запасов
материально - технических, продовольственных,
медицинских и иных средств, создаваемых
в целях гражданской обороны
2.1. Номенклатура запасов материальных средств в целях
гражданской обороны определяется создающими их органами,
учреждениями, исходя из:
- возможного характера военных действий на территории
Российской Федерации, величины вероятного ущерба объектом
экономики и инфраструктуры, природных, экономических и иных
особенностей территорий, условий размещения органа, учреждения
Министерства и других исходных данных, принятых для разработки
плана гражданской обороны;
- потребности в обеспечении защиты работников органов и
учреждений, спецконтингента УИС Министерства, материальных
ценностей, сельскохозяйственных растений, животных,
продовольствия, водоисточников от современных средств поражения.
2.2. Номенклатура средств для защиты работников органов и
учреждений, спецконтингента УИС Министерства должна определяться с
учетом прогнозируемых факторов поражения и включать:
а) в районах ожидаемого затопления - индивидуальные
спасательные средства (спасательные жилеты, спасательные круги),
лодки и другие средства согласно Приложению N 1;
б) в районах биологического заражения - объекты банно -
прачечного хозяйства, подвижные дезинфекционно - душевые
установки, оборудование и средства для химического, физического и
(или) механического способов дезинфекции, выделяемых
территориальными санитарно - эпидемиологическими станциями, и
другие средства согласно Приложению N 2;
в) в районах радиационного заражения - индивидуальные средства
защиты, приборы радиационной разведки и средства химического,
физического и механического способов дезактивации и другие
средства согласно Приложению N 2;
г) в районах ожидаемого химического заражения - индивидуальные
средства защиты дыхательных путей, индивидуальные
противохимические пакеты, запасы дегазационных средств и другие
средства согласно Приложению N 2;
д) в районах ожидаемых пожаров - запасы противопожарных
средств, емкости для запасов воды, запасы других противопожарных
средств согласно Приложению N 3.
2.3. Номенклатура коллективных средств защиты работников
органов и учреждений, спецконтингента УИС Министерства должна
включать средства оборудования (укомплектования) защитных
сооружений, в том числе быстровозводимых убежищ и простейших
укрытий (строительные материалы, комплектующее оборудование,
аптечки, индивидуальные медицинские пакеты, запасы медикаментов и
воды).
2.4. Для медицинского обеспечения работников органов и
учреждений, спецконтингента УИС Министерства должно использоваться
имеющееся в органе, учреждении медицинское и санитарно -
хозяйственное имущество.
2.5. Для эвакуируемых работников органов и учреждений
Министерства и членов их семей должно предусматриваться выделение
транспортных средств и создание запасов средств индивидуальной
защиты. Вещи и другие предметы первой необходимости эвакуируемые
работники и члены их семей берут с собой из имеющихся в домашнем
хозяйстве или приобретают в пунктах торговли, организуемых
органами местного самоуправления в загородной зоне.
2.6. Определение конкретной номенклатуры материальных средств
в целях гражданской обороны осуществляют органы и учреждения
Министерства с учетом местных условий и специфики своей
деятельности с информированием об этом соответствующих
подразделений, специально уполномоченных на решение задач в
области гражданской обороны.
3. Порядок определения объемов накопления
запасов материально - технических, продовольственных,
медицинских и иных средств, создаваемых
в целях гражданской обороны
3.1. Порядок определения объемов накопления запасов
материальных средств (материально - технических,
продовольственных, медицинских и иных) для обеспечения
потребностей формирований гражданской обороны приведен в
пункте 1.3 настоящих Методических рекомендаций.
3.2. При определении в целях гражданской обороны запасов
материальных ресурсов учитываются объемы средств, накопленных для
ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера.
3.3. Материально - технические средства для строительства
защитных сооружений, в том числе быстровозводимых убежищ, не
накапливаются, а их поставка обеспечивается в соответствии с
планами мероприятий гражданской обороны, утвержденными в составе
мобилизационных планов экономики.
3.4. Органы и учреждения Министерства на основе принятого при
разработке плана мероприятий по гражданской обороне варианта
возможного развития обстановки в военное время прогнозируют и
рассчитывают количество работников органов и учреждений,
спецконтингента УИС Министерства, которые могут быть подвергнуты
опасностям, возникающим при военных действиях или вследствие этих
действий, и для которых необходима та или иная защита и (или) вид
обеспечения. При этом должен учитываться и планируемый к
передислокации в данное учреждение спецконтингент УИС из другого
учреждения.
3.5. При расчетах потребных объемов материальных средств для
работников органов и учреждений, спецконтингента УИС Министерства
необходимо учитывать устанавливаемые органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации нормы (нормативы) разовой
выдачи (обеспечения) их получателям, количество получателей и
количество выдач за планируемый срок обеспечения (снабжения).
3.6. Органы и учреждения Министерства определяют потребности в
основных видах специальной техники и имущества, поставки которых
централизованно планирует МЧС России, в том числе в средствах
индивидуальной защиты (фильтрующие и изолирующие противогазы,
защитные костюмы, плащи, чулки, перчатки, фильтры - поглотители и
др.), в дозиметрической аппаратуре (радиометры - рентгенметры,
комплекты индивидуальных дозиметров и др.), средствах и приборах
химической разведки, средствах связи и оповещения, индивидуальных
средствах медицинской защиты, представляют заявки в органы ГО и ЧС
субъектов Российской Федерации и формируют запасы этих средств в
соответствии с полученными разнарядками.
4. Возмещение расходов на подготовку и проведение
мероприятий по гражданской обороне
В соответствии с Постановлением Правительства Российской
Федерации от 16 марта 2000 г. N 227 "О возмещении расходов на
подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне":
4.1. Расходы, понесенные органами и учреждениями Министерства
на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне,
возмещаются (финансируются):
а) при включении этих мероприятий в состав государственного
оборонного заказа - за счет средств, предусмотренных на эти цели в
федеральном бюджете;
б) мероприятий, осуществляемых по заказу федеральных органов
исполнительной власти, - этими органами в соответствии с условиями
заключенных договоров (контрактов) за счет предусмотренных им и на
эти цели средств федерального бюджета и внебюджетных средств.
4.2. Расходы, понесенные органами и учреждениями Министерства
на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне,
возмещение которых не предусмотрено в пункте 4.1 настоящих
Рекомендаций, финансируются:
а) бюджетными органами и учреждениями - в соответствии с
утвержденными в установленном порядке сметами доходов и расходов
этих учреждений;
б) органами и учреждениями (за исключением бюджетных) в
размерах, согласованных с соответствующими органами,
осуществляющими управление гражданской обороной, - путем отнесения
указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).
Отдел мобилизационной
подготовки и гражданской
обороны Минюста России
Приложение 1
РЕКОМЕНДУЕМАЯ НОМЕНКЛАТУРА
ЗАПАСОВ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКОВ И СПЕЦКОНТИНГЕНТА
УИС В РАЙОНАХ ЗАТОПЛЕНИЯ
----T---------------------------------------T---------T-----------
| N | Наименование материальных средств | Единица |Количество|
|п/п| |измерения|(норматив)|
+---+---------------------------------------+---------+----------+
|1 |Лодки десантные типа НЛ-8, ДЛ-10 | | |
|2 |Надувные плоты десантные | | |
|3 |Надувные лодки | | |
|4 |Шлюпки спасательные | | |
|5 |Понтоны | | |
|6 |Моторы лодочные подвесные | | |
|7 |Легкое водолазное снаряжение типа ИТ-1,| | |
| |ИПСА | | |
|8 |Дыхательные аппараты типа АВХ, АИР | | |
|9 |Запасные баллоны к дыхательным аппара- | | |
| |там | | |
|10 |Пакеты перевязочные медицинские | | |
|11 |Аптечки индивидуальные | | |
|12 |Сумки санитарные | | |
|13 |Носилки санитарные | | |
|14 |Спасательные жилеты | | |
|15 |Спасательные круги | | |
|16 |Спасательные веревки | | |
L---+---------------------------------------+---------+-----------
Приложение 2
РЕКОМЕНДУЕМАЯ НОМЕНКЛАТУРА
ЗАПАСОВ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКОВ И СПЕЦКОНТИНГЕНТА
УИС В РАЙОНАХ БИОЛОГИЧЕСКОГО, РАДИАЦИОННОГО
И ХИМИЧЕСКОГО ЗАРАЖЕНИЯ
----T---------------------------------------T---------T-----------
| N | Наименование материальных средств | Единица |Количество|
|п/п| |измерения|(норматив)|
+---+---------------------------------------+---------+----------+
|1 |Противогазы фильтрующие типа ПМК | | |
|2 |Дополнительные патроны типа ДПГ-3 к | | |
| |фильтрующим противогазам | | |
|3 |Комплект дополнительных патронов КДП | | |
|4 |Респираторы универсальные типа | | |
| |РПГ-61-Г, РПГ-67-А, РУ-60-МГ, РУ-МА | | |
|5 |Респираторы типа Р-2 | | |
|6 |Респираторы типа ШБ-1 ("Лепесток") | | |
|7 |Изолирующие противогазы ИП-4м | | |
|8 |Патроны регенеративные | | |
|9 |Плащи защитные ОП-1 | | |
|10 |Чулки защитные | | |
|11 |Перчатки защитные | | |
|12 |Костюмы защитные Л-1 | | |
|13 |Защитные комплекты типа "КИХ" | | |
|14 |Комплекты для защиты от воздействия | | |
| |вредных факторов пожара и СДЯВ типа | | |
| |"Ч-20" | | |
|15 |Изолирующие комплекты с вентилирующим | | |
| |подкостюмным пространством | | |
|16 |Приборы радиационной разведки типа | | |
| |ДП-5В, ИМД-1Р, ИМД-2, ИМД-5 | | |
|17 |Общевойсковые измерители дозы ИД-1 | | |
|18 |Измерители дозы ИД-02 | | |
|19 |Комплекты термолюминисцентных дозимет- | | |
| |ров типа КДТ-02-03 | | |
|20 |Измерители типа ИМД-12, РУБ-ОТП4 | | |
|21 |Спектрометры ионной подвижности "СИП" | | |
|22 |Приборы химической разведки ВПХР, | | |
| |"Пчелка" | | |
|23 |Запасные комплекты пополнения ЗКР-ВПХР | | |
|24 |Полевые химические лаборатории типа | | |
| |ПХЛ-54-М, МПХЛ | | |
|25 |Приборы химической разведки типа ПГО-11| | |
|26 |Универсальные приборы газового контроля| | |
| |типа УПКГ | | |
|27 |Индикаторные трубки ИТ-С2 | | |
|28 |Индикаторные трубки ИТ-Г1 | | |
|29 |Индикаторные трубки ИТ-2Т | | |
|30 |Дезактивирующий порошок СФ-2У | | |
|31 |Гипохлорид кальция НГК или ДТС-ГК | | |
L---+---------------------------------------+---------+-----------
Приложение 3
РЕКОМЕНДУЕМАЯ НОМЕНКЛАТУРА
ЗАПАСОВ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКОВ И СПЕЦКОНТИНГЕНТА
УИС В РАЙОНАХ ОЖИДАЕМЫХ ПОЖАРОВ
----T---------------------------------------T---------T-----------
| N | Наименование материальных средств | Единица |Количество|
|п/п| |измерения|(норматив)|
+---+---------------------------------------+---------+----------+
|1 |Насосы пожарные НШН-600 | | |
|2 |Пожарные мотопомпы | | |
|3 |Рукава пожарные | | |
|4 |Огнетушители | | |
|5 |Ломы обыкновенные | | |
|6 |Механизмы тяговые монтажные | | |
|7 |Лебедки ручные типа ТЛ-5 | | |
|8 |Лопаты саперные | | |
|9 |Лебедки рычажные | | |
|10 |Домкраты реечные типа ДР-8 | | |
|11 |Топоры плотницкие | | |
|12 |Киркомотыги тяжелые | | |
|13 |Каски защитные с ударопрочным щитком | | |
|14 |Противогазы фильтрующие типа ПМК | | |
|15 |Дополнительные патроны типа ДПГ-3 к | | |
| |фильтрующим противогазам | | |
|16 |Комплекты дополнительных патронов КДП | | |
|17 |Респираторы универсальные типа | | |
| |РПГ-61-Г, РПГ-67-А, РУ-60-МГ, РУ-МА | | |
|18 |Респираторы типа Р-2 | | |
|19 |Респираторы типа ШБ-1 ("Лепесток") | | |
|20 |Изолирующие противогазы ИП-4м | | |
|21 |Патроны регенеративные | | |
|22 |Плащи защитные ОП-1 | | |
|23 |Чулки защитные | | |
|24 |Перчатки защитные | | |
|25 |Костюмы защитные Л-1 | | |
|26 |Защитные комплекты типа "КИХ" | | |
|27 |Комплекты для защиты от воздействия | | |
| |вредных факторов пожара и СДЯВ типа | | |
| |"Ч-20" | | |
L---+---------------------------------------+---------+-----------
|