СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2001 г. N 436-СФ
О ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЯХ "ТОРГОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ОТНОШЕНИЯ РОССИИ С ГОСУДАРСТВАМИ - УЧАСТНИКАМИ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ: СОСТОЯНИЕ,
ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ"
Заслушав информацию Комитета Совета Федерации по делам
Содружества Независимых Государств о парламентских слушаниях
"Торгово - экономические отношения России с государствами -
участниками Содружества Независимых Государств: состояние,
перспективы и правовое обеспечение" и рассмотрев Рекомендации по
результатам указанных парламентских слушаний, Совет Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить выводы и предложения, содержащиеся в Рекомендациях
по результатам парламентских слушаний "Торгово - экономические
отношения России с государствами - участниками Содружества
Независимых Государств: состояние, перспективы и правовое
обеспечение" (прилагаются).
2. Направить указанные Рекомендации Президенту Российской
Федерации, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации, Правительство Российской Федерации, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации,
представителям Российской Федерации в уставных и координационных
органах государств - участников Содружества Независимых
Государств, Евразийского экономического сообщества и Союзного
государства.
3. Опубликовать указанные Рекомендации в "Парламентской
газете".
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
С.М.МИРОНОВ
Приложение
к Постановлению
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
от 26 декабря 2001 г. N 436-СФ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ
"ТОРГОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ
С ГОСУДАРСТВАМИ - УЧАСТНИКАМИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ
ГОСУДАРСТВ: СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ
И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ"
Отправной точкой парламентских слушаний был поиск оптимальных
путей законодательного обеспечения реализации провозглашенной на
государственном уровне приоритетности внешнеэкономических
отношений России с другими государствами - участниками Содружества
Независимых Государств. В ходе состоявшейся дискуссии выявился ряд
моментов, требующих особого внимания. Главным из них является
отсутствие устойчивой тенденции к росту товарооборота России с
другими государствами - участниками Содружества Независимых
Государств. Была показана необоснованность ссылок на увеличение
взаимной торговли с ними в 2000 году на 25 процентов как тенденцию
ее роста, поскольку в течение последних десяти лет произошло
снижение товарооборота в три раза. Россия вряд ли может быть
удовлетворена и сложившейся структурой товарного обмена. По
экспертным оценкам возможности взаимной торговли государств -
участников Содружества Независимых Государств используются в
настоящее время лишь на 35 - 40 процентов.
В торговле России с другими государствами - участниками
Содружества Независимых Государств пока не устранены сложившиеся
ценовые диспропорции по отдельным товарам, в первую очередь при
экспорте минерального топлива. До настоящего времени не завершена
работа по формированию зоны свободной торговли, переходу на
применение единых таможенных тарифов, идентичные нетарифное
регулирование и взимание косвенных налогов при осуществлении
взаимной торговли.
По мнению участников парламентских слушаний, со стороны
органов государственной власти Российской Федерации оказывается
недостаточная помощь субъектам внешней торговли в части
урегулирования платежно - расчетных отношений и протекционистских
мер для поддержки и защиты национального бизнеса. Деятельность в
сфере взаимной торговли соответствующих федеральных органов
исполнительной власти должна быть направлена в первую очередь на
разработку внешнеторговой стратегии в отношении государств -
участников Содружества Независимых Государств, унификацию
законодательства в области ценовой политики, налоговой,
таможенной, банковской, инвестиционной деятельности,
производственной кооперации и специализации.
Некоторыми участниками парламентских слушаний высказывалось
мнение, что во внешней торговле, как и в экономике в целом, пока
используются ресурсы, заложенные в основном в предыдущие
десятилетия. В контексте этого подчеркивалось, что у России,
других государств - участников Содружества Независимых Государств
не осталось времени "на раскачку" для перехода к реальной
интеграции, с помощью которой Содружество Независимых Государств
могло бы создать адекватный противовес другим межгосударственным
объединениям и группировкам. По их мнению, если эти проблемы не
будут решены в ближайшее время, то Россия может упустить шанс
сохранения весомого присутствия российских товаров и услуг на
внутренних рынках государств - участников Содружества Независимых
Государств и рискует лишиться возможности маневра в мировой
хозяйственной системе.
С учетом состоявшегося обмена мнениями участники парламентских
слушаний рекомендуют:
1. Президенту Российской Федерации поручить Правительству
Российской Федерации:
а) исходя из того, что экономическая составляющая становится
все более доминирующей на пространстве Содружества Независимых
Государств, важным фактором достижения стабильного роста и
повышения эффективности национальной экономики, определить с
учетом договоренностей, достигнутых в ноябре 2001 года на
заседаниях советов глав государств и правительств государств -
участников Содружества Независимых Государств, приоритеты в
торгово - экономическом сотрудничестве России с государствами -
участниками Содружества Независимых Государств, обратив особое
внимание на необходимость активизации научно - технологического и
инвестиционного взаимодействия, развития кооперационных связей
российских предприятий и предпринимателей с партнерами из
государств - участников Содружества Независимых Государств,
обеспечения долгосрочного доступа к источникам недостающего
стратегического сырья, рационального использования возможностей
географического положения страны для увеличения транзитных
грузопотоков на европейском и азиатском направлениях;
б) в целях завершения формирования полномасштабного режима
свободной торговли подготовить в первом квартале 2002 года к
представлению на ратификацию Протокол о внесении изменений и
дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли,
подписанный главами государств - участников Содружества
Независимых Государств 2 апреля 1999 года, а также принять меры по
своевременному соблюдению внутригосударственных процедур,
необходимых для вступления в силу двусторонних
межправительственных соглашений о принципах взимания косвенных
налогов при экспорте и импорте товаров между государствами -
участниками Содружества Независимых Государств и изъятиях из
режима свободной торговли.
2. Правительству Российской Федерации поручить:
а) соответствующим федеральным органам исполнительной власти
подготовить с участием научных организаций, ведущих союзов и
ассоциаций товаропроизводителей и предпринимателей и внести в
Правительство Российской Федерации предложения по:
проектам федеральных законов о внесении изменений и дополнений
в действующее законодательство в части, касающейся развития
торгово - экономического сотрудничества России с государствами -
участниками Содружества Независимых Государств, о поэтапном снятии
во взаимной торговле Российской Федерации с государствами -
участниками Содружества Независимых Государств таможенных тарифов
и нетарифных ограничений для внесения их впоследствии в
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
созданию системы экономических стимулов развития
сотрудничества российских товаропроизводителей, предпринимателей,
кредитных и страховых организаций с партнерами из других
государств - участников Содружества Независимых Государств;
выработке условий взаимного погашения задолженности
хозяйствующих субъектов по оплате за поставленные товары и
оказанные услуги, а также по предотвращению накапливания новых
неплатежей;
выявлению заинтересованности органов исполнительной власти и
предпринимателей в приобретении предприятий и объектов
недвижимости (в том числе в долевую собственность) в государствах
- участниках Содружества Независимых Государств, которое
целесообразно было бы осуществить в счет погашения задолженности
этих государств и их хозяйствующих субъектов;
совершенствованию системы контроля (таможенного, транспортного
и экологического) и взимания налогов и сборов с участников внешней
торговли при перемещении их грузов через государственную границу;
б) Министерству промышленности, науки и технологий Российской
Федерации с участием заинтересованных исполнительных органов
государственной власти активизировать работу по созданию и
развитию в государствах - участниках Содружества Независимых
Государств финансово - промышленных групп, совместных научно -
производственных, кредитно - финансовых и страховых объединений и
при необходимости внести предложения Правительству Российской
Федерации по доработке нормативных актов, регулирующих оформление
решений о получении льгот при осуществлении взаимных
кооперированных поставок комплектующих изделий и материалов в
рамках Содружества Независимых Государств;
в) Институту законодательства и сравнительного правоведения
при Правительстве Российской Федерации с привлечением Министерства
экономического развития и торговли Российской Федерации,
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам,
Государственного таможенного комитета Российской Федерации и
других заинтересованных исполнительных органов государственной
власти провести сравнительный анализ национальных законодательств
государств - участников Содружества Независимых Государств по
вопросам применения таможенных процедур, правового регулирования
внешнеэкономической деятельности, налогообложения, валютного,
финансового и пограничного контроля и другим вопросам и
подготовить предложения Правительству Российской Федерации по
внесению изменений и дополнений в действующее законодательство с
учетом предстоящего вступления Российской Федерации во Всемирную
торговую организацию и создания зоны свободной торговли на
пространстве Содружества Независимых Государств;
г) Министерству Российской Федерации по связи и информатизации
по согласованию с исполнительными органами государственной власти
субъектов Российской Федерации определить опорные зоны для
реализации пилотного проекта создания общероссийской сети
информационно - маркетинговых центров в рамках Межгосударственной
программы создания сети информационно - маркетинговых центров для
продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств -
участников Содружества Независимых Государств на период до 2005
года.
3. Представителям Российской Федерации в уставных и
координационных органах Содружества Независимых Государств,
Евразийского экономического сообщества и Союзного государства
инициировать включение в повестки дня заседаний этих органов
вопросов об актуализации договорно - правовой базы экономического
сотрудничества и о доработке механизмов реализации достигнутых
договоренностей с учетом новых реалий, сложившихся в
межгосударственных отношениях, и опыта других интеграционных
группировок.
4. Представителям Совета Федерации в делегациях Федерального
Собрания Российской Федерации в Межпарламентской Ассамблее
государств - участников Содружества Независимых Государств,
Межпарламентской Ассамблее Евразийского экономического сообщества
и Парламентском Собрании Союза Беларуси и России инициировать
разработку проекта программы подготовки приоритетных модельных и
других законодательных актов, регулирующих внешнеэкономическую
деятельность.
5. Российским частям межпарламентских комиссий по
двустороннему сотрудничеству Федерального Собрания Российской
Федерации с парламентами государств - участников Содружества
Независимых Государств подготовить и внести на рассмотрение
указанных комиссий предложения:
а) по сближению и гармонизации национальных законодательств в
области внешнеэкономической деятельности;
б) об оптимизации ратификационного процесса по приоритетным
международным договорам в сфере торгово - экономического
сотрудничества.
6. Органам законодательной и исполнительной власти субъектов
Российской Федерации:
а) эффективнее использовать возможности, предоставляемые
федеральным законодательством и международными договорами,
подписанными в рамках Содружества Независимых Государств, для
расширения горизонтальных связей хозяйствующих субъектов, развития
межрегионального и приграничного сотрудничества;
б) оптимизировать правовое регулирование деятельности
субъектов внешней торговли, постоянно укреплять договорно -
правовую базу межрегионального и приграничного сотрудничества;
в) всемерно содействовать созданию благоприятного
инновационного и инвестиционного климата в субъектах Российской
Федерации, оказывать поддержку в развитии сети информационно -
маркетинговых и лизинговых центров, в создании совместных
предприятий, торговых домов, транспортных компаний, кредитных и
страховых организаций с участием хозяйствующих субъектов из
государств - участников Содружества Независимых Государств.
7. Комитету Совета Федерации по делам Содружества Независимых
Государств совместно с другими комитетами Совета Федерации
рассмотреть вопрос о возможности образования в Совете Федерации
комиссии по координации внешнеэкономического и гуманитарного
сотрудничества субъектов Российской Федерации с государствами -
участниками Содружества Независимых Государств.
|