ПРОКУРАТУРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОТЕСТ
от 29 мая 2001 г. N 7/4-21-01
НА ПОДПУНКТ 12.4.1 ПУНКТА 12 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 09.04.97 N 29/9 "О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ
РОЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СЕЛЬСКОГО
НАСЕЛЕНИЯ ТОВАРАМИ И УСЛУГАМИ"
Прокуратурой Московской области проведена проверка
постановления Правительства Московской области от 09.04.97 N 29/9
"О мерах по повышению роли потребительской кооперации в
обеспечении сельского населения товарами и услугами" на
соответствие действующему законодательству.
Подпунктом 12.4.1 пункта 12 постановления главам районов и
городов Московской области предложено в 3-месячный срок
пересмотреть дислокацию объектов мелкорозничной торговой сети,
вещевых рынков, имея в виду недопущение дублирования торговли;
размещение киосков, палаток, лотков и других объектов
мелкорозничной сети на расстоянии не менее 200 метров от
стационарных предприятий торговли.
Указанная норма дает право главам районов и городов Московской
области вводить ограничения, связанные с хозяйственной
деятельностью субъектов, что противоречит действующему
федеральному законодательству.
В соответствии с подпунктом "ж" статьи 71 Конституции
Российской Федерации установление правовых основ единого рынка
находится в исключительном ведении Российской Федерации.
В Российской Федерации гарантируются единство экономического
пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых
средств, поддержка конкуренции, свобода экономической
деятельности. Каждый имеет право на свободное использование своих
способностей и имущества для предпринимательской и иной не
запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается
экономическая деятельность, направленная на монополизацию и
недобросовестную конкуренцию. На территории Российской Федерации
не допускается установление каких-либо препятствий для свободного
перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения
перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с
федеральным законом, если это необходимо для обеспечения
безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и
культурных ценностей (п. 1 ст. 8, ст. 34, ст. 74 Конституции
Российской Федерации).
Аналогичная норма прописана в п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса
Российской Федерации. Юридическое лицо может быть ограничено в
правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом (ст. 49
Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках" предписано:
федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органам местного
самоуправления запрещается принимать акты или совершать действия,
которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов...
Федеральными законами не установлены ограничения, прописанные в
подпункте 12.4.1 пункта 12 постановления Правительства Московской
области от 09.04.97 N 29/9.
Кроме этого, согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в
Российской Федерации признается и гарантируется местное
самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий
самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему
органов государственной власти.
Местное самоуправление в Российской Федерации -
...самостоятельная и под свою ответственность деятельность
населения по решению непосредственно или через органы местного
самоуправления вопросов местного значения (п. 1 ст. 2 Федерального
закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации").
Согласно ст. 3.1 Федерального закона "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут
ответственность за нарушение Конституции Российской Федерации,
федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также
обеспечивают соответствие Конституции Российской Федерации,
федеральным конституционным законам и федеральным законам
принимаемых (принятых) ими конституций и законов республик,
уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев,
областей, городов федерального значения, автономной области,
автономных округов и осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона "Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" правовые акты высшего должностного лица субъекта
Российской Федерации, противоречащие Конституции Российской
Федерации, федеральным законам, подлежат опротестованию
соответствующим прокурором или его заместителем в установленном
законом порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 21, 23
Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"
предлагаю:
1. Рассмотреть настоящий протест и исключить подпункт 12.4.1
пункта 12 постановления Правительства Московской области от
09.04.97 N 29/9 "О мерах по повышению роли потребительской
кооперации в обеспечении сельского населения товарами и услугами".
2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в
десятидневный срок.
3. О результатах рассмотрения протеста прошу незамедлительно
сообщить в прокуратуру Московской области в письменном виде.
Прокурор Московской области
государственный советник юстиции
2 класса
Э.Г. Денисов
|