КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июля 2004 г. N 212-О
ПО ХОДАТАЙСТВУ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
ОБ ОФИЦИАЛЬНОМ РАЗЪЯСНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО
СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 12 АПРЕЛЯ 2002 ГОДА ПО ДЕЛУ
О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЕЙ 13 И 14
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего О.С. Хохряковой, судей М.В. Баглая, Ю.М.
Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, С.М.
Казанцева, М.И. Клеандрова, Н.В. Селезнева,
заслушав в заседании палаты заключение судьи М.В. Баглая,
проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
предварительное изучение ходатайства Тюменской областной Думы,
установил:
1. В Постановлении от 12 апреля 2002 года по делу о проверке
конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона "Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации признал
положения пунктов 1, 2 и 3 статьи 13 и пунктов 1, 2 и 4 статьи 14
названного Федерального закона не соответствующими Конституции
Российской Федерации в той мере, в какой ими устанавливался запрет
на привлечение депутата к уголовной и административной
ответственности, налагаемой в судебном порядке, и на осуществление
обусловленных этим мер уголовно-процессуального и административно-
процессуального характера без согласия законодательного
(представительного) органа государственной власти субъекта
Российской Федерации. Исключив, таким образом, возможность
освобождения депутатов от уголовной и административной
ответственности, налагаемой в судебном порядке, Конституционный
Суд Российской Федерации вместе с тем признал право федерального
законодателя устанавливать особые условия привлечения этих лиц к
ответственности и указал на его обязанность согласовать положения
различных законодательных актов по данному вопросу, в том числе с
учетом введения в действие с 1 июля 2002 года Уголовно-
процессуального кодекса Российской Федерации, закрепившего в
качестве условия возбуждения уголовного дела в отношении депутата
законодательного (представительного) органа государственной власти
субъекта Российской Федерации или привлечения его к
ответственности получение по ходатайству прокурора субъекта
Российской Федерации заключения коллегии, состоящей из трех судей
верховного суда республики, краевого или областного суда, суда
федерального значения, суда автономной области и суда автономного
округа, о наличии в действиях депутата признаков преступления.
Тюменская областная Дума, обращаясь в Конституционный Суд
Российской Федерации с ходатайством об официальном разъяснении
данного Постановления, просит ответить на вопрос, суд какого
именно субъекта Российской Федерации - по месту деятельности
законодательного (представительного) органа, в состав которого
входит соответствующий депутат, или по месту осуществления
производства по уголовному делу - управомочен давать заключение о
наличии в действиях депутата признаков преступления и,
соответственно, прокурор какого субъекта Российской Федерации
вправе вносить представление о подготовке такого заключения.
2. По смыслу статьи 83 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации", официальное
разъяснение принятого Конституционным Судом Российской Федерации
постановления дается только в рамках его предмета и не может
содержать решение по новым вопросам, связанным с проверкой
конституционности иных норм, а также с толкованием законов или
иных нормативных актов, которое может осуществляться в процессе их
применения судами общей юрисдикции.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от
12 апреля 2002 года оценивалась конституционность отдельных норм
Федерального закона "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации", в которых
отсутствовали положения, связывающие возбуждение уголовного дела в
отношении депутата законодательного (представительного) органа
государственной власти субъекта Российской Федерации или
привлечения такого депутата в качестве обвиняемого с
необходимостью получения заключения коллегии судей о наличии в его
действиях признаков преступления.
Соответствующие положения впервые были включены только в
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, который
вводился в действие с 1 июля 2002 года, не был и не мог быть
предметом проверки в рассмотренном Конституционным Судом
Российской Федерации деле и упоминался в Постановлении лишь как
свидетельство одного из возможных и реально существующих вариантов
законодательного решения вопроса об особых условиях осуществления
уголовного преследования в отношении депутата законодательного
(представительного) органа государственной власти субъекта
Российской Федерации.
Указав на то, что в Уголовно-процессуальном кодексе Российской
Федерации установлен иной, нежели в Федеральном законе "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации", порядок привлечения депутата в качестве обвиняемого,
Конституционный Суд Российской Федерации этот порядок
непосредственно не анализировал и не оценивал его с точки зрения
соответствия Конституции Российской Федерации.
В такой ситуации ответ на поставленный Тюменской областной
Думой вопрос явно выходил бы за рамки предмета Постановления
Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2002 года,
в связи с чем ходатайство Тюменской областной Думы не подлежит
удовлетворению.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью первой статьи 79
и статьей 83 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд
Российской Федерации
определил:
1. Поскольку для разрешения поставленных Тюменской областной
Думой вопросов не требуется дача Конституционным Судом Российской
Федерации официального разъяснения Постановления Конституционного
Суда Российской Федерации от 12 апреля 2002 года по делу о
проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального
закона "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации", производство по данному
ходатайству прекратить.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данному ходатайству окончательно и обжалованию не подлежит.
Председательствующий -
Судья Конституционного Суда
Российской Федерации
О.С.ХОХРЯКОВА
|