Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
16.08.2016
USD
64.21
EUR
71.73
CNY
9.67
JPY
0.64
GBP
82.94
TRY
21.72
PLN
16.8
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 18.05.2005 ПО ДЕЛУ N 78-Г05-15 ОБ ИЗМЕНЕНИИ РЕШЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 17.02.2005

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>

 
                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                     от 18 мая 2005 г. N 78-Г05-15
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской     Федерации     в    составе     председательствующего
   Г.В.Манохиной, судей В.Н.Пирожкова и В.П.Меркулова
       рассмотрела  в  открытом судебном заседании дело  по  заявлению
   Соболева В.И. о признании недействующим абз. 9 ст. 11 Закона Санкт-
   Петербурга  N  589-79  от 24.11.2004 "О мерах социальной  поддержки
   отдельных  категорий  граждан в Санкт-Петербурге"  по  кассационным
   жалобам  Губернатора и Законодательного Собрания  Санкт-Петербурга,
   на  решение Санкт-Петербургского городского суда от 17 февраля 2005
   года.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Меркулова    В.П.,   объяснения   представителей   Губернатора    и
   Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга  Курочкиной   Е.О.   и
   Асташенко  Е.О., поддержавших доводы кассационных жалоб, заключение
   помощника  Генерального прокурора Российской  Федерации  Гончаровой
   Н.Ю.  об  оставлении решения суда без изменения, Судебная  коллегия
   по   гражданским   делам   Верховного  Суда  Российской   Федерации
   установила:
   
       Соболев   В.П   обратился  в  суд  с  заявлением  о   признании
   недействующим положения статьи 11 Закона Санкт-Петербурга "О  мерах
   социальной   поддержки  отдельных  категорий   граждан   в   Санкт-
   Петербурге",  в  соответствии с которой (в редакции  Закона  Санкт-
   Петербурга   от   16.12.2004  N  684-86)  предусмотрено   в   целях
   реализации настоящего Закона Санкт-Петербурга с 1 января 2005  года
   внести изменение в пункт 1 статьи 21 Закона Санкт-Петербурга от  29
   июня  2000  г. N 334-33 "О государственной службе Санкт-Петербурга,
   лицах,  замещающих  государственные должности  Санкт-Петербурга,  и
   государственных  служащих Санкт-Петербурга" и  в  статью  1  Закона
   Санкт-Петербурга  от  15  сентября 2004 г.  N  447-64  "О  внесении
   изменения в Закон Санкт-Петербурга "О государственной службе Санкт-
   Петербурга,  лицах,  замещающих  государственные  должности  Санкт-
   Петербурга,  и государственных служащих Санкт-Петербурга",  заменив
   цифры   "600"   цифрами  "500".  Уменьшение,  которому  подверглась
   расчетная  единица,  являющаяся базовой для исчисления  должностных
   окладов  государственных  служащих  Санкт-Петербурга,  противоречит
   пункту   1   статьи  11  Международного  пакта  об   экономических,
   социальных и культурных правах от 19.12.1966 и статьям  130  и  134
   Трудового  кодекса  РФ,  поскольку  повлекло  уменьшение  денежного
   содержания заявителя.
       Решением  Санкт-Петербургского городского суда  от  17  февраля
   2005  года  постановлено:  заявление Соболева  Владимира  Ивановича
   удовлетворить.
       Признать  недействующим  с 1 января  2005  года  абзац  девятый
   статьи  11 Закона Санкт-Петербурга N 589-79 от 24 ноября 2004  года
   "О  мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-
   Петербурге"  (в  редакции Закона Санкт-Петербурга от  16.12.2004  N
   684-86 и Закона Санкт-Петербурга от 20.01.2005 N 8-8).
       В кассационных жалобах ставится вопрос об отмене решения суда с
   принятием  нового,  которым  отказать в  удовлетворении  заявления,
   ввиду  того,  что  то суд неправильно применил материальный  закон,
   допустил  существенные  нарушения норм процессуального  права,  дал
   неправильную оценку доводам заявления.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы  кассационных  жалоб,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации приходит к следующему.
       Анализ   ст.   2,   15  Конституции  Российской   Федерации   в
   совокупности  с  положениями п. 1 ст. 11  Международного  пакта  об
   экономических,  социальных  и  культурных  правах  от   19.12.1966,
   ратифицированного СССР 18.09.1973, свидетельствует  о  том,  что  в
   Российской  Федерации признается и гарантируется  не  только  право
   каждого  человека на достаточный жизненный уровень, но и  право  на
   непрерывное улучшение условий жизни, обеспечиваемое государством  в
   пределах имеющихся ресурсов.
       В  соответствии с п. 1 ст. 21 Закона Санкт-Петербурга N  334-33
   от  10.07.2000  "О государственной службе Санкт-Петербурга,  лицах,
   замещающих    государственные   должности    Санкт-Петербурга,    и
   государственных  служащих  Санкт-Петербурга",  в  редакции   Закона
   Санкт-Петербурга  от 23.09.2003 N 541-72 и Закона  Санкт-Петербурга
   от   24.11.2004  N  589-79,  за  базовую  единицу  для   исчисления
   должностного  оклада  лица,  замещающего государственную  должность
   Санкт-Петербурга,   государственного   служащего   Санкт-Петербурга
   принимается   расчетная  единица,  равная  500  рублям   (далее   -
   расчетная единица). Расчетная единица подлежит изменению в связи  с
   изменением   величины  прожиточного  минимума  на  душу  населения.
   Изменение  расчетной  единицы осуществляется ежегодно  до  принятия
   закона  Санкт-Петербурга  о бюджете Санкт-Петербурга  на  очередной
   финансовый  год. Размер расчетной единицы не может  быть  уменьшен.
   Изменение  размера расчетной единицы осуществляется путем  внесения
   изменений в настоящий Закон Санкт-Петербурга.
       Судом  установлено, что с 13.06.2003 размер  расчетной  единицы
   для  исчисления должностных окладов государственных служащих Санкт-
   Петербурга  был  установлен в 450 рублей (Закон Санкт-Петербурга  N
   282-26   от  29.05.2003  "О  внесении  изменений  в  Закон   Санкт-
   Петербурга   "О   внесении  изменений  в  законы  Санкт-Петербурга,
   регулирующие   оплату   труда   лиц,   замещающих   государственные
   должности   Санкт-Петербурга,   государственных   служащих   Санкт-
   Петербурга  и  лиц,  замещающих муниципальные  должности  в  Санкт-
   Петербурге").
       В  соответствии со ст. 1 Закона Санкт-Петербурга  N  447-64  от
   17.09.2004  "О  внесении  изменения  в  Закон  Санкт-Петербурга  "О
   государственной   службе   Санкт-Петербурга,   лицах,    замещающих
   государственные   должности  Санкт-Петербурга,  и   государственных
   служащих Санкт-Петербурга" размер расчетной единицы был повышен  до
   600 рублей.
       С  29.09.2004  при  исчислении должностных  окладов  работников
   исполнительных   органов  государственной  власти  Санкт-Петербурга
   применялась  расчетная  единица, равная 600  рублям  за  счет  и  в
   пределах  средств,  предусмотренных  Законом  Санкт-Петербурга   от
   19.11.2003  N  676-101  "О бюджете Санкт-Петербурга  на  2004  год"
   (распоряжением N 119-рп от 08.10.2004).
       Оспариваемое  положение  Закона Санкт-Петербурга  N  589-79  от
   24.11.2004  предусматривает изменение размера расчетной  единицы  с
   01.01.2005 до 500 рублей.
       Законом  Санкт-Петербурга от 07.07.2004 N  385-53  "О  внесении
   изменений  и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О бюджете  Санкт-
   Петербурга на 2004 год" объем доходов бюджета Санкт-Петербурга  был
   увеличен с 81988,3 млн рублей до 87179,1 млн рублей.
       Общий  объем расходов бюджета Санкт-Петербурга на 2004 год  был
   увеличен  по  текущим расходам с 65161,3 млн рублей до 68053,2  млн
   рублей,  в  том  числе  расходы  на  государственное  управление  и
   местное   самоуправление   по  направлению   "текущее   содержание"
   увеличились  с  3720060,4  тыс. рублей  до  3858934,6  тыс.  рублей
   (приложение   2   к  Закону  Санкт-Петербурга  "О  бюджете   Санкт-
   Петербурга на 2004 год").
       При  таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод  о  том,
   что  внесение без какого-либо экономического обоснования  изменений
   в  ранее  принятые  законы Санкт-Петербурга, регулирующие  правовое
   положение  государственных служащих, ухудшает положение  последних,
   а потому оспариваемая норма подлежит отмене.
       Решение  вопросов финансирования выплат, производимых отдельным
   категориям  граждан в порядке социальной защиты, за  счет  снижения
   размера   денежного  содержания  государственных  служащих   нельзя
   признать   соответствующим  содержанию  ч.  3  ст.  17  Конституции
   Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и  свобод
   человека  и  гражданина не должно нарушать права и  свободы  других
   лиц.
       Доводы  кассационных  жалоб об отмене  решения  суда  в  полном
   объеме являются несостоятельными.
       Ссылка  на  то,  что  нормы статей 130 и 134 Трудового  кодекса
   Российской  Федерации  не  применяются к  отношениям,  связанным  с
   государственной гражданской службой, нельзя признать обоснованной.
       В  силу  ч.  1  ст.  71 Федерального закона "О  государственной
   гражданской  службе Российской Федерации" данный Федеральный  закон
   вступает  в силу по истечении шести месяцев со дня его официального
   опубликования, за исключением части 2 статьи 17 и статей 50,  51  и
   55 Закона.
       Согласно  ч.  4  ст. 71 Федерального закона "О  государственной
   гражданской службе Российской Федерации" порядок вступления в  силу
   статьи  50  данного  Федерального закона  в  отношении  гражданских
   служащих  субъектов  Российской Федерации определяется  законами  и
   иными    нормативными   правовыми   актами   субъектов   Российской
   Федерации.
       С  учетом того, что в Санкт-Петербурге отсутствуют закон и иные
   нормативные   правовые  акты,  которыми  бы   определялся   порядок
   вступления  в силу статьи 50 Федерального закона "О государственной
   гражданской   службе  Российской  Федерации",  то   непосредственно
   действуют   нормы  ст.  130  и  134  Трудового  кодекса  Российской
   Федерации, которые применены судом.
       Доводы  о  том,  что размер расчетной единицы с  01.01.2004  по
   01.01.2005  увеличился,  причем больше,  чем  увеличилась  величина
   прожиточного    минимума    в    Санкт-Петербурге,     не     может
   свидетельствовать  о  том,  что имеет место  непрерывное  улучшение
   жизни государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга.
       Судом  на основании объективных доказательств установлено,  что
   введение   в   действие  оспариваемого  положения   Закона   Санкт-
   Петербурга привело к снижению ранее достигнутого жизненного  уровня
   жизни  государственных  служащих  и  не  сопровождалось  каким-либо
   экономическим обоснованием.
       Нормы  ст.  83  Бюджетного  кодекса  Российской  Федерации   не
   препятствуют  финансированию дополнительных  расходов  бюджетов,  а
   положения   ст.   65   Бюджетного  кодекса   Российской   Федерации
   предусматривают,  что  при  формировании  расходов  бюджета  должны
   учитываться   расходные   обязательства,  установленные   законами,
   действующими  к моменту утверждения бюджета. Установленный  Законом
   Санкт-Петербурга от 17.09.2004 N 447-64 размер расчетной единицы  в
   600   рублей  в  соответствии  с  вышеназванными  нормами  подлежал
   обязательному учету при формировании расходной части бюджета Санкт-
   Петербурга на 2005 год.
       При  таких  обстоятельствах у суда  не  имелось  оснований  для
   применения  норм, установленных ст. 33 и п. 3 и 5 ст. 83 Бюджетного
   кодекса  Российской Федерации при разрешении настоящего  заявления,
   допускающим  снижение заработной платы государственным  гражданским
   служащим при определенных обстоятельствах.
       Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос  в
   кассационных жалобах, судебная коллегия не усматривает.
       Вместе   с  тем,  решение  суда  подлежит  изменению  в   части
   установления  срока  утраты  силы  абз.  9  ст.  11  Закона  Санкт-
   Петербурга  N  589-79  от 24.11.2004 "О мерах социальной  поддержки
   отдельных   категорий  граждан  в  Санкт-Петербурге"  по  следующим
   основаниям.
       Постановления  и  определения Конституционного Суда  Российской
   Федерации  от 16.06.1998 N 19-П, от 11.04.2000 N 6-П, от 10.12.2002
   N   283-О  и  от  08.02.2001  N  15-О,  которые  в  силу  статьи  6
   Федерального   конституционного  закона  "О  Конституционном   Суде
   Российской  Федерации"  обязательны на всей  территории  Российской
   Федерации  для  всех  представительных, исполнительных  и  судебных
   органов  государственной  власти, органов местного  самоуправления,
   предприятий,  учреждений, организаций, должностных лиц,  граждан  и
   их   объединений,  содержат  правовую  позицию,  согласно   которой
   решение суда общей юрисдикции о несоответствии федеральному  закону
   закона  субъекта Российской Федерации по своей природе не  означает
   отмену  последнего самим судом, тем более не лишает его юридической
   силы с момента издания либо момента применения.
       Правом  признания  нормативного акта или его  части  утратившим
   силу  обладает только тот орган, который принимал указанный акт.  В
   данном  случае указанным правом, в соответствии с пунктом 2  статьи
   9  Федерального  закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих  принципах
   организации  законодательных  (представительных)  и  исполнительных
   органов  государственной  власти субъектов  Российской  Федерации",
   обладает только Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.
       При   таких   обстоятельствах  решение  суда  первой  инстанции
   вступает  в законную силу по правилам ч. 1 ст. 209 ГПК РФ  -  после
   рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
       С  учетом изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная
   коллегия  по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   определила:
   
       решение Санкт-Петербургского городского суда от 17 февраля 2005
   года  в  части утраты силы абз. 9 ст. 11 Закона Санкт-Петербурга  N
   589-79  от  24.11.2004  "О  мерах  социальной  поддержки  отдельных
   категорий    граждан   в   Санкт-Петербурге"   изменить,    признав
   недействующей  названную норму со дня вступления в силу  настоящего
   решения. В остальной части это решение оставить без изменения.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
16.08.2016
USD
64.21
EUR
71.73
CNY
9.67
JPY
0.64
GBP
82.94
TRY
21.72
PLN
16.8
Разное