Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
08.06.2017
USD
56.59
EUR
63.72
CNY
8.33
JPY
0.52
GBP
72.96
TRY
16.08
PLN
15.2
 

ПРИКАЗ МИНЗДРАВА РФ ОТ 21.06.93 N 146 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ВИДОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ, ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, ВХОДЯЩИХ В БАЗОВУЮ ПРОГРАММУ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КОНТИНГЕНТОВ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1993 ГОД

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1
  УТРАТИЛ СИЛУ
  ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ от 09.10.98 №302/87


           МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                 ПРИКАЗ
   
                            21 июня 1993 г.
   
                                 N 146
   
                ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ВИДОВ МЕДИЦИНСКОЙ
           ПОМОЩИ, ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ, ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИХ
        МЕРОПРИЯТИЙ, ВХОДЯЩИХ В БАЗОВУЮ ПРОГРАММУ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
            МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КОНТИНГЕНТОВ
               НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1993 ГОД
   
       В   соответствии   с   Постановлением   Совета   Министров   -
   Правительства Российской Федерации от 23.01.92 N 41  "О  мерах  по
   выполнению  Закона  РСФСР  "О  медицинском  страховании  граждан в
   РСФСР" и Указом Президента Российской Федерации от 27.03.93  N 405
   "О  неотложных  мерах  по  стабилизации   уровня  жизни  населения
   Российской Федерации в 1993 году"
       1. Утверждаю:
       - перечень   видов   медицинской   помощи,   профилактических,
   лечебно-диагностических мероприятий,  входящих в Базовую программу
   обязательного  медицинского  страхования  различных   контингентов
   населения  Российской  Федерации  на  1993  год  (в  дальнейшем  -
   Перечень) (Приложение N 1);
       - методические   рекомендации  по  экономическому  обоснованию
   Перечня видов  медицинской  помощи,  профилактических  и лечебно -
   диагностических мероприятий  и  их  объемов,  входящих  в  Базовую
   программу   обязательного   медицинского   страхования   различных
   контингентов населения Российской Федерации (Приложение N 2).
       2. Приказываю:
       руководителям органов  управления  здравоохранением  на основе
   настоящих  Перечня  и  Методических  рекомендаций  разработать   и
   утвердить   в   органах   исполнительной   власти  территориальные
   программы обязательного медицинского страхования.
   
                                              Министр здравоохранения
                                                 Российской Федерации
                                                           Э.А.НЕЧАЕВ
   
   
   
   
   
   
                                                       Приложение N 1
                                               к приказу Министерства
                                                      здравоохранения
                                                 Российской Федерации
                                             от 21 июня 1993 г. N 146
   
                                ПЕРЕЧЕНЬ
               ВИДОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ
          И ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ И ИХ ОБЪЕМОВ,
        ВХОДЯЩИХ В БАЗОВУЮ ПРОГРАММУ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
              СТРАХОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КОНТИНГЕНТОВ НАСЕЛЕНИЯ
                    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1993 ГОД
   
       Перечень   видов   медицинской   помощи,   профилактических  и
   лечебно-диагностических мероприятий   и  их  объемов,  входящих  в
   Базовую программу обязательного медицинского страхования различных
   контингентов    населения   Российской   Федерации   на  1993  год
   (в дальнейшем - Перечень)  построен   в   соответствии  с  Законом
   "О медицинском   страховании   граждан  в  Российской  Федерации",
   Постановлением Правительства России от 23.01.92 N 41 "О  мерах  по
   выполнению  Закона "О медицинском страховании граждан в Российской
   Федерации" и Указом Президента Российской Федерации  от  27  марта
   1993  г.  N  405  "О неотложных мерах по стабилизации уровня жизни
   населения Российской Федерации в 1993 году".
       В 1993   году  всем  гражданам  Российской  Федерации  (детям,
   подросткам,  трудоспособному населению,  пенсионерам и  инвалидам)
   обеспечивается   медицинская   помощь  в  объеме,  соответствующем
   настоящему Перечню.
       Финансирование целевых    программ,    утвержденных   органами
   исполнительной власти,  в первую очередь связанных с профилактикой
   и    лечением    социально   опасных   заболеваний,   деятельности
   лепрозориев,  трахоматозных  диспансеров,  центров  по  борьбе  со
   СПИДом,  домов ребенка,  детских санаториев, молочных кухонь, бюро
   медицинской     статистики,     бюро     судебно-медицинской     и
   патологоанатомической  экспертизы,  центров экстренной медицинской
   помощи,  станций,  отделений,  кабинетов переливания крови,  баз и
   складов специального медицинского снабжения осуществляется за счет
   средств государственной и муниципальной систем здравоохранения.
       Как  правило,    финансирование     медицинских    учреждений,
   оказывающих помощь при социально опасных заболеваниях (психиатрия,
   фтизиатрия,   венерология,  наркология),  осуществляется  за  счет
   средств государственной и муниципальной систем здравоохранения.
       Перечень включает  в  себя минимальный объем медицинских услуг
   по 29 медицинским специальностям,  реализуемых на всей  территории
   Российской  Федерации  в  соответствии  с договорами обязательного
   медицинского страхования. Он предусматривает:
       а) необходимую  диагностическую,  лечебную  и  консультативную
   медицинскую   помощь   всем   категориям   больных  (с  острыми  и
   хроническими заболеваниями);
       б) проведение  профилактической  работы  (включая  вакцинацию)
   среди декретированных контингентов населения;
       в) диспансеризацию и реабилитацию больных,  перенесших тяжелые
   заболевания   и   нуждающихся  в  этом  виде   медицинской  помощи
   (III группа диспансерного учета, инвалиды).
       Гражданам Российской Федерации обеспечивается:
       1. Скорая и неотложная медицинская помощь при:
       1.1. Внезапных состояниях  и  заболеваниях,  угрожающих  жизни
   больного;
       1.2. Несчастных случаях, отравлениях и травмах;
       1.3. Родах и острых состояниях в период беременности;
       1.4. Острых тяжелых заболеваниях;
       1.5. Острых  состояниях больного,  угрожающих жизни и здоровью
   окружающих.
       2. Первичная   медико-социальная  помощь  (все  виды,  включая
   доврачебную  помощь  и  помощь  на  дому  больным,   инвалидам   и
   престарелым).
       3. Диагностика,   лечение   и   профилактика   заболеваний   в
   амбулаторно-поликлинических    условиях    (включая   консультации
   специалистов,  прививки,  профилактические  мероприятия  детям   и
   подросткам   до   18   лет,   периодические   медицинские  осмотры
   декретированных контингентов,  дородовой и послеродовой  патронаж,
   контрацепция, прерывание беременности в ранние сроки (миниаборты).
       4. Восстановительное   лечение,  реабилитация  и  динамическое
   наблюдение  детей  и  подростков,  инвалидов,  участников  Великой
   Отечественной  войны и приравненных к ним лиц,  участников войны в
   Афганистане,   участников   ликвидации   аварии  на  Чернобыльской
   АЭС <*>.
       --------------------------------
       <*> - Cредства на эти цели могут также поступать  в  ТФОМС  из
   целевых  и  благотворительных  фондов,  добровольных пожертвований
   граждан, спонсоров и др.
   
       5. Стационарная медицинская помощь:
       - больным  с  острыми  и обострениями хронических заболеваний,
   нуждающимся  в  госпитальном   режиме,   интенсивной   терапии   и
   круглосуточном наблюдении;
       - при травмах, отравлениях, ожогах;
       - при   инфекционных   заболеваниях,   требующих   изоляции  в
   стационарах разного типа;
       - при патологии беременности, родах и абортах по медицинским и
   немедицинским (социальным) показаниям;
       - плановая  госпитализация  с целью проведения диагностических
   исследований и лечения, требующих стационарного режима.
       Перечисленные выше виды медицинской помощи  осуществляются  по
   29  специальностям   (Приложение   1)   и   практически  полностью
   охватывают нужды практического здравоохранения.
       Порядок финансирования  страховыми  медицинскими организациями
   ЛПУ   устанавливается   территориальными   фондами   обязательного
   медицинского      страхования      (ТФОМС)      за     исключением
   кардиохирургических  операций  особой  сложности  и  операций   по
   пересадке  органов и тканей (Приложение 2),  оплата которых должна
   производиться из средств республиканского  бюджета  (Постановление
   Правительства РФ N 41 от 23.01.92).
       В Перечень включена также медицинская помощь,  оказываемая при
   хронической профпатологии. Объемы помощи учтены по специальностям,
   обычно  соответствующим  профилю  этой  патологии:  пульмонология,
   фтизиатрия,   аллергология,   дермато-венерология,  офтальмология,
   общая терапия, гематология, ЛОР и неврология и др.
       Оплата медицинской  помощи  по случаям острых профессиональных
   отравлений  и  заболеваний   должна   взиматься   с   предприятий,
   организаций     и     учреждений,     допустивших    возникновение
   профессионального отравления, заболевания.
   
   
   
   
   
   
                                                         Приложение 1
                                                            к Перечню
   
                             СПЕЦИАЛЬНОСТИ,
                 ПО КОТОРЫМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ МЕДИЦИНСКАЯ
           ПОМОЩЬ В РАМКАХ "ПЕРЕЧНЯ ВИДОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ,
        ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ И ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ И
         ИХ ОБЪЕМОВ, ВХОДЯЩИХ В БАЗОВУЮ ПРОГРАММУ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
            МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КОНТИНГЕНТОВ
                  НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" <*>
   
       1. Кардиология
       2. Ревматология
       3. Гастроэнтерология
       4. Пульмонология
       5. Эндокринология (терапевтическая и хирургическая)
       6. Нефрология   (терапевтическая,   включая    гемодиализ,   и
   хирургическая)
       7. Гематология
       8. Аллергология
       9. Педиатрия общесоматическая
       10. Общая терапия
       11. Инфекционные болезни
       12. Неонатология
       13. Травматология
       14. Ортопедия
       15. Урология
       16. Нейрохирургия
       17. Ожоговая травма
       18. Стоматология
       19. Торакальная хирургия
       20. Проктология
       21. Кардиохирургия <*>
       22. Сосудистая хирургия <*>
       23. Общая хирургия
       24. Онкология
       25. Акушерство и гинекология
       26. Отоларингология
       27. Офтальмология
       28. Неврология
       29. Дерматология
       --------------------------------
       <*> -  Кроме  трансплантологии  и  видов  помощи  указанных  в
   Приложении 2.
   
   
   
   
   
   
                                                         Приложение 2
                                                            к Перечню
   
                 ДОРОГОСТОЯЩИЕ ВИДЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ,
             ПОДЛЕЖАЩИЕ ФИНАНСИРОВАНИЮ ИЗ РЕСПУБЛИКАНСКОГО
                      БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                Трансплантация органов и тканей человека
   
       1. Трансплантация почки
       2. Трансплантация сердца
       3. Трансплантация легкого
       4. Трансплантация комплекса сердце - легкое
       5. Трансплантация печени
       6. Трансплантация поджелудочной  железы  (изолированно  или  в
   блоке с почкой)
       7. Трансплантация   костного   мозга   (алло-   и   аутогенный
   трансплантат)
       8. Трансплантация   "Аллопланта"   (трансплантат   из   тканей
   человека).
   
                             Кардиохирургия
   
       1. Оперативные  вмешательства  на  сердце  и крупных сосудах с
   использованием АИК
       2. Оперативные   вмешательства   на   сердце   и   сосудах   у
   новорожденных и детей раннего возраста (до 3-х лет)
       3. Имплантация    электрокардиостимуляторов    и    деструкция
   дополнительных проводящих путей.
       Органы  управления  Республик  в  составе   Федерации,  краев,
   областей,   городов   Москвы   и  Санкт-Петербурга  самостоятельно
   определяют перечень и порядок финансирования  дорогостоящих  видов
   медицинской помощи,  включенных в Перечень,  но не поименованных в
   Приложении  N 2  (либо  из муниципального бюджета здравоохранения,
   либо из ТФОМС через систему медицинского страхования) <*>.
       --------------------------------
       <*> - Оплата других видов  дорогостоящей  медицинской  помощи,
   указанных  в  письме  министра  здравоохранения России от 31 марта
   1993 года производится из республиканского бюджета РФ лишь  в  том
   случае,  если  больной житель России находился на госпитализации в
   медицинском   учреждении   федерального   подчинения.   Оплата   с
   территорий за этих пациентов не взимается.
   
       Это положение распространяется также и  на  порядок  и  объемы
   финансирования   социально   значимых   видов  медицинской  помощи
   (психиатрию, фтизиатрию, наркологию, венерологию, СПИД и др.).
   
   
   
   
   
   
                                                         Приложение 3
                                                            к Перечню
   
                          МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ,
           НЕ ВХОДЯЩИЕ В "ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ,
        ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ И ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ И
         ИХ ОБЪЕМОВ, ВХОДЯЩИХ В БАЗОВУЮ ПРОГРАММУ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
            МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КОНТИНГЕНТОВ
                    НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
   
       1. Косметологические услуги
       2. Гомеопатическое лечение
       3. Нетрадиционные методы лечения
       4. Зубное  протезирование  (за  исключением  лиц,  которым оно
   предусмотрено  специальным   решением   органов   государственного
   управления)
       5. Медицинские услуги, осуществляемые по желанию граждан
       6. Профосмотры за  исключением  пункта  3  Приложения  N  1  к
   настоящему Приказу
       7. Кератомия без медицинских показаний
       8. Судебно-медицинская экспертиза в порядке личной  инициативы
   граждан
       9. Санаторно-курортное лечение  (за  исключением  контингентов
   больных санаториев системы Минздрава России)
       10. Анонимная   диагностика   и   лечение   (за    исключением
   обследований на СПИД)
       11. Медикаментозное  обеспечение  амбулаторных   больных   (за
   исключением категорий больных и социальных групп населения, льготы
   которым определяются действующим законодательством)
       12. Услуги центров здоровья
       13. Обучение приемам  реанимации  и  другим  видам  экстренной
   помощи
       14. Медицинское     обеспечение     спортивных     состязаний,
   оздоровительных,   трудовых   лагерей   и  массовых  культурных  и
   общественных мероприятий
       15. Бытовые  и  сервисные  услуги   повышенной   комфортности,
   предоставляемые медицинскими учреждениями.
       Оплата необходимых   медикаментов   и   изделий   медицинского
   назначения  в  стационаре  и  при  оказании  скорой  и  неотложной
   медицинской  помощи  осуществляется  за  счет страховых взносов по
   обязательному   медицинскому   страхованию,   а   в  амбулаторно -
   поликлинических учреждениях - за счет личных средств граждан.
       Льготы  при  оказании  медицинской   и   лекарственной  помощи
   отдельным    контингентам   населения   определяются   действующим
   законодательством.
       Контроль за качеством, объемами, сроками и соблюдением условий
   оказания медицинской  помощи  в  рамках  территориальных  программ
   обязательного  медицинского  страхования  осуществляется страховой
   медицинской  организацией,   а   также   соответствующим   органом
   управления здравоохранением.
   
   
   
   
   
   
                                                       Приложение N 2
                                               к приказу Министерства
                                                      здравоохранения
                                                 Российской Федерации
                                                    от 21.06.93 N 146
   
                       МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
              ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ ПЕРЕЧНЯ ВИДОВ
            МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ И ЛЕЧЕБНО -
           ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ И ИХ ОБЪЕМОВ, ВХОДЯЩИХ
             В БАЗОВУЮ ПРОГРАММУ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
              СТРАХОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КОНТИНГЕНТОВ НАСЕЛЕНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       Методические рекомендации   по   экономическому    обоснованию
   перечня  видов  медицинской  помощи,  профилактических и лечебно -
   диагностических мероприятий  и  их  объемов,  входящих  в  Базовую
   программу   обязательного   медицинского   страхования   различных
   контингентов  населения  Российской   Федерации   подготовлены   в
   научно-исследовательском    институте   НПО   "Медсоцэкономинформ"
   Минздрава России (генеральный директор - профессор Ю.М. Комаров).
       Автор  методических  рекомендаций  зав.  отделом   социально -
   экономических проблем регионального  планирования  здравоохранения
   Н.А. Кравченко.
       Методические рекомендации  и  материалы  к  ним  обсуждены  на
   Всероссийском   совещании   руководителей    органов    управления
   здравоохранением   республик   в   составе  Российской  Федерации,
   автономных  образований,  краев,  областей,   городов   Москвы   и
   Санкт-Петербурга 15 сентября 1992 года (Москва,  Минздрав РФ) и на
   инструктивном совещании Комитета по охране  здоровья,  социальному
   обеспечению  и  физической  культуре  Верховного  Совета  России -
   15 - 16 апреля 1993 года (Москва, Дом Советов России).
   
   НПО "МЕДСОЦЭКОНОМИНФОРМ"
   127254, Москва, Добролюбова, 11
   Тел: 218-90-98 Телетайп: 113603 ПЛАТА   Телефоны исполнителей:
   Телефакс: (095) 219-38-40               979-92-31
   Internet: komarov&mastak.msk.su;         979-92-40
   
                              ПРЕДИСЛОВИЕ
   
       Одной из ключевых проблем здравоохранения при переходе к рынку
   является  способность  государства  к обеспечению конституционного
   права личности на охрану его здоровья и получение  гарантированной
   медицинской помощи в нужном объеме и качестве.
       Острота проблемы   усиливается   в   связи    с    углублением
   экономического   кризиса   и   острым  дефицитом  государственного
   бюджета, нарастанием негативных тенденций в здоровьи нации.
       Именно сейчас,  когда  страна  находится  на  пороге  введения
   обязательного медицинского страхования, важно осознать особенности
   рынка   медицинских   услуг   и   его   отличия   от  стандартного
   конкурентного рынка.
       Специфика функционирования  рынка  медицинских услуг состоит в
   том, что он не саморегулируется по законам рыночной экономики. Это
   связано  прежде всего с тем,  что предметом регулирования являются
   общественные блага, а не товаропроизводство.
       Значительное место   имеют  внешние  эффекты  и  необходимость
   обеспечения,  так называемых  заслуженных  благ  т.е.  услуг,  чья
   ценность    для    общества    превышает   оценку,   даваемую   им
   индивидуальными потребителями  (профилактика,  вакцинация,  ранняя
   диагностика и др.).
       Главное же состоит в  том,  что  рынок  медицинских  услуг  не
   соответствует стандарту свободного конкурентного рынка.
       Так, стандартный рынок характеризуется:
       а) наличием хорошо информированных покупателей;
       б) множеством производителей и продавцов товаров;
       в) свободным  доступом  на  рынок  новых  продавцов,  ранее не
   действовавших на рынке;
       г) однородностью товаров и т.д.
       В отличие  о  этого  на  рынке  медицинских  услуг  существует
   проблема  асимметрии  информации  у  производителя  и  потребителя
   медицинских услуг.  Имеет  место  вполне  "естественная  монополия
   продавца" (медработника),  как  на   знание   состояния   здоровья
   пациента  (покупателя),  так  и  на  формы  и  методы медицинского
   обеспечения.
       Особенно   это    проявляется      в      области     оказания
   высококвалифицированной помощи и в сельской местности, где имеется
   единственное  медицинское  учреждение.  Все это ограничивает число
   продавцов на рынке.
       Кроме того,  во всем мире имеется законодательное  ограничение
   доступа  на  рынок  медицинских услуг.  Для чего требуется наличие
   специального  образования,  лицензии  или  сертификата  на   право
   заниматься медицинской практикой и др.
       И, наконец, следует отметить неоднородность медицинских услуг,
   потребляемых  конкретными  индивидуумами.  Вот  далеко  не  полный
   перечень   основных   отличий  медицинского  рынка  от  свободного
   конкурентного рынка.
       Важно также подчеркнуть,  что эффективно функционирующий рынок
   не  может  устранить неравенства в доходах,  следствием чего может
   стать   социально   нежелательная    (дискриминационная)    модель
   распределения медицинских услуг.
       В силу всех этих особенностей свободный рыночный механизм дает
   сбои, так как не в состоянии удовлетворить общественные требования
   доступности,   универсальности   и    социальной    справедливости
   медицинской   помощи,   что  делает  вмешательство  государства  в
   финансирование   и   регулирование   рынка    медицинских    услуг
   обязательным.
       Учитывая нестандартность  рынка  медицинских  услуг  требуется
   постоянное  сопоставление  прогнозов  поискового  и   нормативного
   характера.
       И как это  не  кажется  парадоксальным  на  первый  взгляд,  в
   условиях   децентрализации  и  демократизации  общества  именно  в
   здравоохранении   необходимо   повысить   уровень    планирования,
   программирования  и  управления   на   единой  научно-обоснованной
   методологической основе.
       Хозяйственный механизм современного  общества  должен  создать
   такую   модель  функционирования  и  развития  здравоохранения,  в
   которой   органично   сочетались   бы    экономические    интересы
   государства,  отрасли  и  потребности  отдельно взятого человека -
   личности.
       Для этого предстоит соединить два казалось  бы  противоречивых
   начала - план  или  программу (регулирующую деятельность центра) и
   рынок (совокупность автоматических регуляторов,  подсистему прямых
   и  обратных  связей между производителем услуг и потребителем их).
   Сбои заложены в каждом из них.  Однако без этих двух  составляющих
   хозяйственный механизм отрасли не может существовать.
       Известно, что  конкурентный  механизм  рынка и закон стоимости
   обеспечивают поддержание основных народнохозяйственных  пропорций.
   Они  стимулируют  производителей,  гарантируют  научно-технический
   прогресс,  задают критерии эффективности производства,  "вымывают"
   неэффективные  звенья,  санируют экономику отрасли,  но все это не
   снимает важности  и  централизованного  компонента  хозяйственного
   механизма.
       Централизованное, научно-обоснованное регулирование в масштабе
   отрасли и всего народного хозяйства определяет  те "правила игры",
   которым должны подчиняться все участники хозяйственного процесса в
   интересах эволюции и  прогресса  общества.  Именно  этот  механизм
   позволяет   на  определенный  период  устанавливать  приоритеты  и
   выводить стратегически важные отрасли из-под  жестких  ограничений
   рынка,  стимулировать  производителей  и потребителей этих услуг и
   подводить  под  них  экономическую  базу  для   реализации   целей
   общества.
       В контексте вышеизложенного  Базовая  программа  обязательного
   медицинского  страхования граждан Российской Федерации на 1993 год
   представляет собой те "правила игры",  которым должны  подчиниться
   все  субъекты  медицинского страхования,  так как она представляет
   собой   потребительскую   корзину   медицинских   услуг,   которые
   государство гарантирует обеспечить всему населению за счет средств
   бюджета и законодательно установленного тарифа страхового взноса в
   процентах  (%)  по отношению к начисленной оплате труда в народном
   хозяйстве.
       Очевидно и  то,  что   колебания   потребности   населения   в
   медицинской  помощи,  равно  как и возможностей ее удовлетворения,
   значительны  в  различных  регионах  страны.   Поэтому   требуется
   адаптация  республиканских показателей,  указанных в Программе,  к
   местным  (региональным)  особенностям  потребности   населения   в
   медицинской помощи.
       Приводимые ниже Методические  рекомендации  по  экономическому
   обоснованию  перечня видов медицинской помощи,  профилактических и
   лечебно-диагностических  мероприятий  и  их  объемов,  входящих  в
   Базовую программу обязательного медицинского страхования различных
   контингентов населения Российской Федерации,  разработанные в  НПО
   "Медсоцэкономинформ"  (автор  Н.А.  Кравченко)  явятся пособием по
   обоснованию территориальных  программ  обязательного  медицинского
   страхования и значительно облегчат данную работу в регионах.
   
                                                 Заместитель Министра
                                                   здравоохранения РФ
                                                       В.И.СТАРОДУБОВ
   
   
                       МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
              ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ ПЕРЕЧНЯ ВИДОВ
            МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ И ЛЕЧЕБНО -
           ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ И ИХ ОБЪЕМОВ, ВХОДЯЩИХ
             В БАЗОВУЮ ПРОГРАММУ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
              СТРАХОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КОНТИНГЕНТОВ НАСЕЛЕНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       Перечень  видов  и объемов  медицинской  помощи,   входящих  в
   Базовую   программу  обязательного  медицинского  страхования  - в
   дальнейшем   Перечень  построен  в полном  соответствии  с Законом
   Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в РСФСР" и
   Постановлением  Правительства России от 23.01.92 г.  N 41 "О мерах
   по выполнению Закона "О медицинском страховании граждан в РСФСР".
       Требуемые объемы  медицинской  помощи   гражданам   России   и
   необходимые для этого ассигнования определялись на основе изучения
   закономерностей  потребления   медицинских   услуг   в   различных
   возрастно-половых  группах населения в связи с уровнем и динамикой
   заболеваемости населения России за последние 3 года.
       Принцип построения    Перечня,    включенного    в   программу
   обязательного    медицинского   страхования   -   территориальный,
   основанный   на  нормативно-балансовом  методе  расчета  требуемых
   ресурсов  при  традиционно  сложившейся   технологии   организации
   медицинской помощи.
       Системный, территориальный подход  позволяет  рассматривать  в
   комплексе  весь объем необходимой медицинской помощи населению,  а
   сеть  ЛПУ  территорий   как   единый   функционирующий   организм,
   призванный  обеспечить  максимальную доступность и своевременность
   оказания медицинской помощи.
       Экономическое обоснование Перечня представляет собой  научно -
   обоснованные  пропорции  объемов   амбулаторно-поликлинической   и
   стационарной  помощи  по 29 медицинским специальностям и требуемых
   для их реализации ресурсов (больничных коек,  врачей и  финансовых
   средств).
       По  догоспитальному,   амбулаторно-поликлиническому    разделу
   Перечень предусматривает:
       первичную медико-социальную помощь,  диагностику и  лечение  в
   амбулаторных  условиях  (включая доврачебную,  неотложную и скорую
   медицинскую помощь),  осуществление  мероприятий  по  профилактике
   заболеваний населения из расчета в среднем:
       - 8.9 посещения к врачам (и врачами на дому) на одного  жителя
   в год,
       - 8.5 посещений на одного ребенка до 14 лет;
       - 9   посещений   на   одного  жителя  старше  трудоспособного
   (пенсионного) возраста;
       - 8.9  -  на  одного взрослого жителя трудоспособного возраста
   (при достаточном поступлении взносов от работодателей, в противном
   случае  этот  уровень  может  составить  ___  посещения  в год,  а
   посещений  ___  будут   обеспечиваться   за   счет   добровольного
   страхования или платных услуг).
       По стационарному   разделу   медицинской   помощи    населению
   гарантируется госпитализация больных:
       - с   острыми   заболеваниями   и   обострением    хронических
   заболеваний;
       - с травмами, ожогами, отравлениями;
       - с инфекционными и онкологическими заболеваниями;
       - при беременности и родах;
       - при абортах по медицинским и социальным показаниям,  а также
   плановой госпитализации нуждающихся в обследовании и лечении.
       Объем стационарной помощи составит:
       - 230.0 госпитализации в среднем на 1000 жителей в  стационары
   всех типов,  включая ведомственные, стационары дневного пребывания
   при больницах и поликлиниках, "стационары на дому", а также в дома
   сестринского ухода.
       При этом  расчетная  потребность  в  коечном   фонде   больниц
   составит  97.06  койки  на  10  тыс.  жителей,  а с учетом коек по
   медико-социальному уходу - 109.44.
       Перечень   ориентирован    на    значительную   интенсификацию
   использования  материальной  базы  и  оптимизацию  структуры  сети
   больниц  и  поликлиник,  как  по  профилям  коек,  так и по типам,
   учреждений.
       Сокращена кратность   ранее   декларировавшихся   диспансерных
   посещений и частота повторных посещений и т.д.
       Сопоставление показателей    Базовой   программы   с   данными
   фактической  статистики  показывает   значительные   резервы   для
   повышения фондовооруженности и  фондоемкости  труда  медперсонала,
   как за счет сокращения числа коек и врачебных должностей, так и за
   счет  оптимизации  структуры  сети   и   кадров   ЛПУ.   Предстоит
   структурная более технологичная и более дорогостоящая перестройка.
       Расчетные  данные  представлены  в  Приложении  N 1  к  данным
   Методическим  рекомендациям в виде сложной комбинационной таблицы,
   в  которой  все  показатели  требуемых  объемов  внебольничной   и
   стационарной медицинской помощи по контингентам населения, а также
   необходимые для этого ресурсы сведены к конкретной специальности в
   виде  относительных  показателей  (на  1000  соответствующего  (по
   возрасту) населения и в среднем на 10  тыс.  жителей,  а  также  в
   абсолютных данных (стоимость медицинской помощи в рублях).
       При экономическом обосновании Базовой программы  обязательного
   медицинского     страхования    учтены    оптимальные    параметры
   распределения  коечного  фонда  на  различных   уровнях   иерархии
   оказания  медицинской  помощи,  структура  коечного  фонда,  число
   больных,  пролеченных  на  одной  койке   и   другие   показатели,
   послужившие основой для разработки.
       Предусмотренные Перечнем показатели объемов медицинской помощи
   являются средними,  расчетными по территории России и не  являются
   нормой обслуживания конкретного пациента.
       Они используются  как   рычаги   государственного   управления
   средствами  по оказанию медицинской помощи.  Кроме того они служат
   ориентиром для соблюдения принципа общественной целесообразности и
   общественной  солидарности  при  медицинском страховании различных
   групп населения. При этом отдельный пациент не должен быть ущемлен
   и должен получить тот объем помощи, который соответствует диагнозу
   и тяжести его заболевания.
       Расчет стоимости  Базовой  программы  основывался  на изучении
   потребности в объемах медицинской помощи  и  расходах  на  единицу
   медицинских  услуг  с  последующей  индексацией расходов в связи с
   ростом цен (инфляцией)  и  принятыми  государственными  актами  по
   упорядочению оплаты труда в здравоохранении.
       В соответствии со статьей 24 Закона о медицинском  страховании
   граждан  России были также учтены возможные затраты на организацию
   страхового дела в  стране  и  минимальный  уровень  рентабельности
   медицинских услуг.
       Финансовое обеспечение   гарантируемых   объемов   медицинской
   помощи (в ценах на конец 1992 года) составляло по:
       1. Внебольничной   медицинской   помощи   (включая   скорую  и
   неотложную помощь) всего - 625,14 млрд. руб.
       1.1. Стоимость одного посещения врача - 469 руб.
       1.2. Расходы  на  одного  жителя  в  год - 4214.6 руб.,  в том
   числе из  них:  3858.5 руб. - на 1-го мужчину  и  4516.8 руб. - на
   1-ну женщину.
       2. Стационарной медицинской помощи всего - 727.33  млрд.  руб.
   (сеть больниц всех уровней), в том числе:
       2.1. Стоимость содержания одной койки в год - 450 тыс. руб.
       2.2. Стоимость    госпитализации     одного     больного     -
   19.86 тыс. руб.
       2.3. Расходы на одного жителя в год - 4903.6 руб.,  из них: на
   1-го мужчину - 4814.4 руб. и на 1-ну женщину - 4982.5 руб.
       Общая  стоимость  Перечня  на  декабрь  1992 года   с   учетом
   содержания   коек   по    медико-социальному    уходу    составила
   1352.47 млрд. руб. или 9118,2 руб. на одного жителя в год.
       По  состоянию  на  1 июня  1993  года  коэффициент  удорожания
   стоимости  медицинских  услуг по отрасли составил 3,2412.  Поэтому
   полученные на конец 1992  года  расчетные  стоимостные  показатели
   (графы   10,   11,   12)   необходимо  проиндексировать  с  учетом
   инфляционной поправки на 1 июня 1993 года -
                            inf
                           k     равной 3,2412
   
       Для определения  потребности в финансовых средствах конкретной
   территории нами предлагается следующий алгоритм расчетов:
                              i...n
                        F  = F     , где
                         t    t
      F    -  сумма требуемых финансовых средств для обеспечения
       t      обязательного медицинского страхования жителей
              конкретной территории, (автономии, области, края).
       i...n
      F       - необходимые финансовые средства по конкретной
       t        медицинской службе - специальности.
                      i...n
      В свою очередь F       рассчитывается по следующей формуле:
                      t
   
   
           i...n           i...            i...
          F      = SUM [((N     / 1000) x C    ) +
           t               v               v
   
            i...             i...           r    inf
         ((N     / 10000) x C    )] x P  x k  x k   ,             (1)
            b                b         t
   
            i...
      где  N      - число посещений на 1000 населения;
            v
       i...
      N      - число коек данного (i) профиля, принятые по
       b       соответствующей территориальной программе;
   
       i...    i...
      C     и C     - соответственно стоимость 1-го посещения и
       v       b      1-ой койки по конкретному (i) профилю
                      медицинской специальности;
   
      P  - численность населения территории;
       t
   
       r
      k  -  коэффициент региональности (повышение оплаты труда за
            работу на Севере, в пустыне, в тропиках);
   
       inf
      k    - инфляционная поправка (учитывается в тех случаях, если
             это не вошло в показатели стоимости услуг C  и C  по
                                                        v    b
             соответствующим графам).
   
       Проследим алгоритм  этого  расчета  на  примере  кардиологии -
   1 строка Приложения N 1.
       Итак, по  состоянию  на  декабрь  1992  года  стоимость   1-го
   посещения в поликлинику (включая и вызовы скорой помощи составляла
   507  руб.,  а  суммарная  (включая  накладные  расходы)  стоимость
   содержания одной койки в год - 481 тыс. руб., коэффициент инфляции
   на 01.06.93 составил 3,2412 (по сравнению с декабрем  1992  года).
   Подставив эти данные в формулу (1) получим:
   
     F = 125 / 1000 x 507 + 2,96 / 10000 x 481000 x 148, 3 млн., чел.
         x 3,2412 = 98.92 млрд. руб.
   
       Аналогично ведутся  расчеты  по  всем  специальностям и данные
   суммируются.
       Для получения региональных (территориальных) подушевых взносов
   на  1-го   застрахованного   необходимо   учитывать   различия   в
   возрастно-половом   составе  населения  территорий  и  особенности
   потребления  медицинских  услуг  в  различных  возрастных  группах
   населения.
       В НПО "Медсоцэкономинформ" нами разработана автоматизированная
   система    "Индекс",    позволяющая    получить    поло-возрастные
   коэффициенты стоимости медицинской помощи,  как  суммарно,  так  и
   раздельно  для  внебольничной  и  стационарной медицинской помощи.
   С помощью   этой   системы   получены   следующие  поло-возрастные
   коэффициенты  страховых  взносов   на   обязательное   медицинское
   страхование граждан России в 1993 году (табл. 1).
   
   
                                                            Таблица 1
   
          ПОЛО-ВОЗРАСТНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ
                УСЛУГ НАСЕЛЕНИЯ (АВТОР - Н.А. КРАВЧЕНКО)
   
   ----------------------------------T------------------------------¬
   ¦                                 ¦ Коэффициенты потребления     ¦
   ¦                                 ¦      медицинских услуг       ¦
   ¦       Группы населения          +------------------------------+
   ¦                                 ¦         в том числе          ¦
   ¦                                 +---------T---------T----------+
   ¦                                 ¦ мужчины ¦ женщины ¦  всего   ¦
   +---------------------------------+---------+---------+----------¦
   ¦               1                 ¦    2    ¦     3   ¦    4     ¦
   +---------------------------------+---------+---------+----------+
   ¦Моложе трудоспособного 0 - 2 года¦  1,504  ¦  1,268  ¦   1,383  ¦
   ¦возраста               3 - 15    ¦  0,691  ¦  0,595  ¦   0,641  ¦
   ¦                                 ¦         ¦         ¦          ¦
   ¦Трудоспособного        16 - 54   ¦    *    ¦  1,045  ¦     *    ¦
   ¦возраста               16 - 59   ¦  0,987  ¦    *    ¦   1,014  ¦
   ¦                                 ¦         ¦         ¦          ¦
   ¦Старше трудоспособного 55 жен.   ¦         ¦         ¦          ¦
   ¦возраста               60 муж.   ¦  1,465  ¦  1,145  ¦   1,235  ¦
   ¦                       и старше  ¦         ¦         ¦          ¦
   +---------------------------------+---------+---------+----------+
   ¦ Все население                   ¦  1,00   ¦  1,00   ¦  1,00    ¦
   L---------------------------------+---------+---------+-----------
       С учетом  индексации  стоимости  Базовой программы на 01.06.93
   подушевой  норматив  взносов   на   1-го  жителя  в  год  составит
   29553.9  руб.  в  том  числе:  28110.6  руб.  -  на 1-го мужчину и
   30533.4 - на  1-ну  женщину.  Поло-возрастные  показатели  взносов
   можно  получить  путем  умножения  этих  данных на соответствующие
   "коэффициенты потребления (табл. 1).
       Расчет дифференцированного  по территориям страхового взноса с
   учетом  коэффициента  стоимости  медицинских  услуг  в  конкретных
   возрастно-половых  группах населения (табл. 1) может быть проведен
   по следующей формуле:
                          i     i
             SUM (В    x K   x N  )
       рег         баз    пв    пв
      В    = ----------------------, где
       жит               N
   
           рег
          В    - средний взнос на одного жителя региона (территории)
           жит
   
          В    - базовый взнос по "Программе"
           баз
   
           i
          k   - коэффициент стоимости медицинских услуг в данной
           пв   возрастно-половой группе
   
           i
          N    - численность населения данного (i) пола и возраста
           пв
   
          N - общая численность населения территории.
                                                                 рег
       Последующая коррекция, полученного регионального взноса (В   )
                                                                 жит
   может  быть  проведена   путем   умножения   на    соответствующие
                                    r
   коэффициенты:  региональности  (k   )    в   связи    с   тяжелыми
                                    рег
                                                                 inf
   климато-географическими условиями  и  инфляционной поправкой k   ,
   аналогично, как это проводилось по формуле (1).
       Специальным разделом территориальных Программ следует  считать
   условия оказания медицинской помощи.
       Эти условия касаются прежде всего:
       - возможности    свободного    выбора   учреждения   и   врача
   (наименование,  тип   учреждения,   специальность   врача,   адрес
   учреждения);
       - предельного времени ожидания плановой госпитализации, приема
   специалиста;
       - условий госпитализации (число коек в палате, комфорт);

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное