Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПРИКАЗ ГОССТРОЯ РФ ОТ 29.12.97 N 17-142 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА ТАРИФОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ЖИЛИЩНО КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

              ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                  ПО ЖИЛИЩНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

                                 ПРИКАЗ
                     от 29 декабря 1997 г. N 17-142

                   ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ
               АУДИТА ТАРИФОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОКАЗЫВАЮЩИХ
                     ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

       В соответствии  с  решением  Правительственной   комиссии   по
   реформированию   жилищно - коммунального  хозяйства  в  Российской
   Федерации от 01.12.97,  протокол N 5 (вопрос N 2,  пункт  2),  для
   проведения  аудиторских  проверок (экспертиз) тарифов на жилищно -
   коммунальные услуги с целью повышения  эффективности  деятельности
   энерго- и ресурсоснабжающих предприятий приказываю:
       1. Утвердить прилагаемую  Методику проведения аудита тарифов в
   организациях, оказывающих жилищно - коммунальные услуги.
       2. Управлению реформирования жилищно - коммунального хозяйства
   (Чернышев)  организовать  издание  и систему обеспечения указанной
   Методикой проведения аудита тарифов органов исполнительной  власти
   субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
       3. Контроль за выполнением  настоящего  Приказа  возложить  на
   заместителя председателя Госстроя России А.И. Терещенко.

                                       Министр Российской Федерации -
                                                         Председатель
                                                            Е.В.БАСИН






                                                           Утверждена
                                             Приказом Госстроя России
                                                 от 29.12.97 N 17-142

                                МЕТОДИКА
         ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОГО АУДИТА ТАРИФОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ,
               ОКАЗЫВАЮЩИХ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

                           1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       1.1. Настоящая  Методика  разработана  в  целях  регламентации
   проведения  финансового  аудита  тарифов на жилищно - коммунальные
   услуги.  Она может быть использована также в качестве  руководства
   для проведения экспертизы тарифов на жилищно - коммунальные услуги
   специализированными  структурами  субъектов  Федерации  и  органов
   местного самоуправления.
       1.2. Основные понятия, используемые в настоящей Методике:
       Регулируемая деятельность  - деятельность в сфере производства
   товаров, работ и  услуг  жилищно  -  коммунального  назначения,  а
   именно:
       - деятельность  по  производству,  передаче  и   распределению
   электрической и тепловой энергии;
       - деятельность  по   водоснабжению,   водоотведению,   тепло-,
   электро- и газоснабжению населения и других потребителей;
       - деятельность по предоставлению жилищных услуг,  если  данные
   услуги предоставляются не на конкурсной основе.
       Тарифы - система ценовых  ставок,  по  которым  осуществляются
   расчеты за   электрическую   и   тепловую  энергию,  сетевой  газ,
   водоснабжение, водоотведение,   содержание   и   текущий    ремонт
   жилищного фонда и другие жилищные услуги.
       Регулирующие органы  (органы,   осуществляющие   регулирование
   тарифов) -  органы,  в  компетенцию  которых  входит  рассмотрение
   финансово - экономической информации  по  установлению  тарифов  с
   целью дальнейшего  их  утверждения  органами исполнительной власти
   субъектов Федерации    и    органами    местного    самоуправления
   (региональные энергетические   комиссии,   подразделения   местных
   администраций или другие уполномоченные органы).
       Организации, осуществляющие      регулируемую     деятельность
   (организации) - юридические лица независимо  от  организационно  -
   правовой формы,  чьи  товары,  продукция,  работы  и  услуги своей
   стоимостью включаются  в  оплату  жилья  и  коммунальных  услуг  и
   которые представляют расчеты и обоснования по установлению тарифов
   в регулирующие органы.
       Аудит тарифов (аудит) - вид аудиторской услуги,  заключающейся
   в независимой  вневедомственной   финансовой   и   технологической
   экспертизе   факторов,   влияющих   на   формирование   тарифов, и
   финансово - экономической информации, представляемой организациями
   в  целях обоснования тарифов в сфере регулируемой деятельности.
       Аудиторское заключение по обоснованности тарифов  -  документ,
   подготовленный независимой аудиторской организацией (аудитором) по
   результатам аудита.
       1.3. Настоящей Методикой устанавливается рекомендуемый порядок
   проведения финансового аудита тарифов в организациях  -  локальных
   монополистах, производящих    товары,    выполняющих    работы   и
   оказывающих услуги   жилищно   -   коммунального   назначения   (в
   дальнейшем - оказание услуг) по следующим видам деятельности:
       - теплоснабжение,
       - электроснабжение,
       - водоснабжение и водоотведение,
       - жилищные услуги (содержание и ремонт мест общего пользования
   в жилых зданиях,  включая  обслуживание  лифтов  и  вывоз  бытовых
   отходов), если  данные  услуги  предоставляются  не  на конкурсной
   основе.
       1.4. Аудит,  выполняемый в соответствии с настоящей Методикой,
   решает задачи:
       - выявление  непроизводительных  затрат  и внутренних резервов
   предприятий с целью повышения эффективности производства;
       - повышение   ответственности   предприятий  за  экономическое
   обоснование тарифов на оказываемые услуги;
       - повышение объективности  в  принятии  решений  регулирующими
   органами по установлению тарифов на жилищно - коммунальные услуги.
       1.5. Рекомендуемый   настоящей  Методикой  порядок  проведения
   аудита предусматривает его специальное назначение, направленное на
   глубокое изучение финансово - экономической информации,  связанной
   с необходимостью   экономического    обоснования    организациями,
   осуществляющими регулируемую  деятельность  тарифа  на оказываемые
   этими организациями услуги.
       Аудит тарифов     как     аудит    специального    назначения,
   регламентируемый настоящей  Методикой,  не  ставит   своей   целью
   проведение в  отношении организаций полной аудиторской проверки по
   установлению достоверности,  полноты и  соответствия  действующему
   законодательству бухгалтерской   (финансовой)  отчетности,  других
   финансовых обязательств и требований экономических субъектов.
       Специальным назначением  настоящего  аудита  является проверка
   фактической и планируемой себестоимости и  прибыли  как  составных
   частей тарифов на жилищно - коммунальные услуги.
       1.6. Аудит  тарифов  проводится  в   полном   соответствии   с
   аудиторскими стандартами, формулирующими единые базовые требования
   к качеству и  надежности  аудита  и  обеспечивающими  определенный
   уровень гарантии результатов аудита при их соблюдении.
       1.7. Результатом  проведения  аудита   тарифов   должно   быть
   аудиторское заключение  по обоснованности тарифов,  которое должно
   содержать следующую информацию:
       - описание  методов  экспертизы  тарифов  и  оснований  для их
   выбора;
       - оценку  достоверности  финансовой  информации,  принятой  по
   обоснованию расчетной величины тарифов;
       - оценку  обоснованности определения видов и объемов продукции
   (работ, услуг) в натуральном выражении;
       - оценку  обоснованности  общей величины,  структуры и размера
   составляющих потребности   в   финансовых   средствах   по   видам
   регулируемой деятельности на период утверждения тарифов;
       - анализ динамики тарифов с  1992  года,  включая  постатейный
   анализ фактической себестоимости и рентабельности;
       - сведения о динамике цен на приобретаемые ценности;
       - анализ отклонений этих цен от рыночных либо от установленных
   тарифов;
       - анализ норм и нормативов, их полноты, динамики, сравнение со
   среднеотраслевыми показателями,  обоснование  отклонений  от  этих
   показателей;
       - сведения о  соблюдении  предприятием  установленных  норм  и
   нормативов;
       - сведения  о  системе  контроля  за  сохранностью  товарно  -
   материальных ценностей;
       - данные  о   суммах   и   удельном   весе   в   себестоимости
   производственных потерь, их причинах;
       - сведения о доле в  себестоимости  затрат  на  энергоресурсы,
   динамика тарифа за проверяемый период;
       - анализ цен,  объемов и  динамики  расходов  на  приобретение
   услуг сторонних организаций;
       - результаты выборочного контроля полученных  работ  и  услуг,
   основания для выборки, анализ обоснованности расходов;
       - выборочная  оценка  влияния  переоценки   основных   средств
   различными способами на сумму амортизации;
       - данные о степени изношенности основных средств;
       - результаты  проверки  целевого использования амортизационных
   отчислений;
       - результаты выборочной проверки сданных работ по капитальному
   ремонту и другим капитальным вложениям;
       - оценка расчетов стоимости работ,  указанных в сметах; данные
   о выполнении планов по капремонту;
       - результаты проверки целевого использования ремонтного фонда;
       - проекты  планово  -  предупредительных   работ   -   процент
   исполнения, соответствие нормам;
       - расшифровку прочих расходов по текущему ремонту,  оценку  их
   обоснованности;
       - наличие  и  обоснованность  фактов  передачи  во   временное
   пользование либо иного выбытия товарно - материальных ценностей;
       - сведения об обоснованности складских запасов;
       - доля  в  себестоимости  аварийно  - восстановительных работ.
   Причины аварий;
       - расшифровка цеховых и общепроизводственных расходов;
       - анализ   избранной   методики   учета   и    калькулирования
   себестоимости;
       - анализ   применяемых   норм   и   нормативов    потребления:
   особенности этих норм;
       - анализ данных,  на основании которых был рассчитан тариф,  и
   фактических данных за предыдущий год;
       - выводы и  предложения  по  путям  снижения  производственной
   себестоимости по регулируемой деятельности.
       Методы проведения    аудита    устанавливаются    аудиторскими
   организациями (аудиторами)  самостоятельно  таким  образом,  чтобы
   было обеспечено  полное   отражение   в   аудиторском   заключении
   информации, предусмотренной пунктом 1.7 настоящей Методики.
       1.8. Заказчиками  аудита  тарифов   могут   выступать   органы
   исполнительной власти  субъектов  Российской  Федерации  и  органы
   местного самоуправления в рамках их  полномочий  по  регулированию
   тарифов на жилищно - коммунальные услуги.
       1.9. Отбор  аудиторских  организаций  (независимых  аудиторов)
   определяется на конкурсной основе.

         2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВОГО СТАТУСА И УСЛОВИЙ
                       ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

       Анализ    организационно - правового    статуса    организации
   осуществляется путем    проверки   на   наличие   и   соответствие
   требованиям действующего законодательства и нормативно -  правовым
   актам следующих документов:
       - Устав.
       - Договор на пользование имуществом (или договор аренды).
       - Данные  Госстатистики  о  присвоении  кодов  по  выполняемой
   деятельности.
       - Лицензии на право осуществления видов деятельности.
       - Контракт руководителя предприятия с собственником.
       - Организационная структура управления.
       - Распорядительные  документы  органов местного самоуправления
   или других уполномоченных органов, устанавливающие для предприятия
   определенные условия по осуществлению регулируемой деятельности.
       - Учетная политика предприятия.
       Анализ устава  предприятия дает возможность аудитору не только
   ознакомиться с профилем и задачами деятельности предприятия,  но и
   глубже изучить  финансовую  сторону  деятельности,  закрепленную в
   уставе в  виде  таких  экономических   категорий,   как   величина
   уставного капитала, резервный фонд, фонды специального назначения.
       Анализ договора на пользование  имуществом  должен  установить
   условия деятельности    и   порядок   использования   прибыли   от
   выполняемых видов  деятельности  на   переданном   организации   в
   пользование имуществе.
       Анализ кодов выполняемых видов деятельности должен  установить
   необходимое соответствие  возможности  получения в законодательном
   порядке налоговых льгот  и  необходимость  получения  лицензий  на
   осуществление отдельных видов деятельности.
       Анализ лицензий  на  право  осуществления  видов  деятельности
   должен установить  наличие  лицензий  и указанных в них условий по
   осуществлению отдельных  видов  деятельности,  выданных   органами
   местного самоуправления,    охраны    природы,   Госгортехнадзора,
   Госэнергонадзора, Минприроды и др.
       Анализ контракта    руководителя    определяет   установленные
   собственником условия  осуществления  деятельности   руководителем
   предприятия, которые   могут   использоваться   для   оценки  этой
   деятельности и  определения  возможностей  влияния  на  результаты
   деятельности.
       При анализе организационной структуры управления целесообразно
   провести изучение     работы     производственных    подразделений
   предприятия, беседы с персоналом,  не связанным с ведением  учета.
   Все это  позволяет  получить  необходимую информацию,  убедиться в
   наличии и сохранности активов,  иметь  представление  об  условиях
   производства.
       При осмотре   производственных    подразделений    предприятия
   определяется взаимосвязь отдельных его частей,  их территориальное
   расположение, знакомство с особенностями технологического процесса
   производства, планами предприятия и т.п.
       Знание этих особенностей позволит определить:
       - информацию    и   сроки,   необходимые   для   контроля   за
   хозяйственной деятельностью,
       - содержание внутренней отчетности,
       - правильность  выбора  объектов  учета  для   записи   их   в
   соответствующие регистры,
       - формы  документов  и  регистров,  порядок  их   составления,
   обработки и утверждения,
       - порядок документооборота.
       Знание технологии  производства особенно важно при определении
   наиболее рациональных форм и методов учета затрат на  производство
   услуг и   калькулирования   себестоимости  услуг  для  обеспечения
   контроля за соблюдением производственных норм и  норм  потребления
   жилищно - коммунальных услуг.
       Выявляя организационные   и    производственные    особенности
   предприятия, определяются   объем   и   характер  учетной  работы,
   структура бухгалтерии  и  формы  ее  связи  с  отдельными  частями
   предприятия.
       Распорядительные документы регулирующих органов  анализируются
   для определения   условий  деятельности  предприятия   в  периоде,
   предшествующем регулируемому,  и в регулируемом периоде, а также в
   целях установления  порядка проверки расчетов планируемой величины
   тарифа на услуги, представляемых в регулирующий орган.
       В целях   осуществления   предприятиями   регулируемых   видов
   деятельности такими распорядительными документами должны быть:
       - Утвержденные  нормативы  потребления  жилищно - коммунальных
   услуг.
       - Порядок  регулирования  тарифов  на  жилищно  - коммунальные
   услуги.
       - Методические  указания  о  порядке расчета тарифов и размера
   платы за услуги.
       - Система показателей и информационных данных,  представляемых
   для утверждения тарифов.
       - Перечень     норм     и    нормативов,    которыми    должно
   руководствоваться предприятие   при   планировании    материальных
   затрат, трудовых и прочих.
       - Порядок взаимоотношений с бюджетом.
       - Порядок  формирования  договорных отношений в сфере оказания
   жилищно - коммунальных услуг.
       - Другие   документы,   имеющие   отношение   к   регулируемой
   деятельности.
       При анализе    учетной   политики   предприятия   оценивается,
   полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной  политики
   способы ведения бухгалтерского учета.
       При анализе    содержания    всех   анализируемых   документов
   определяются те аспекты деятельности  предприятия,  которые  будут
   иметь отношение к регулируемому виду деятельности в целях решаемых
   аудитом задач.
       Все собранные  в  результате  анализа  сведения   являются   в
   дальнейшем основой  для  квалифицированного  проведения настоящего
   аудита и для решения вопроса о том, привлекать ли для консультаций
   по отдельным   вопросам   тех   или   иных  экспертов  -  юристов,
   специалистов в области  технологии  производства,  специалистов  -
   практиков сферы управления, науки и др.

               3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО -
                       ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

       3.1. Анализ объемов оказываемых услуг
       Основными задачами    анализа    объемов   оказываемых   услуг
   организаций являются:
       - правильная   оценка   итогов   выполнения   производственной
   программы;
       - выявление  положительного  опыта  в  работе,  недостатков  и
   упущений, а  также  их  влияния  на  выполнение   производственной
   программы;
       - изыскание резервов для  улучшения  технико  -  экономических
   показателей, повышения уровня обслуживания потребителей,  снижения
   себестоимости, повышения рентабельности.
       Выводы, полученные в результате данного анализа,  используются
   при проверке  расчетов  производственной   программы   на   период
   действия установленных  тарифов  (регулируемый период).  Настоящий
   анализ осуществляется    на     основе     рассмотрения     данных
   производственной, бухгалтерской  и  статистической  отчетности,  в
   частности, показателей,  отраженных в формах отчетных  калькуляций
   себестоимости, представленных в приложении к Методике.
       Анализ выполнения    объемов    оказываемых    услуг    должен
   осуществляться по двум измерителям:  стоимостному и натуральному с
   учетом специфики производственной деятельности  каждой  конкретной
   организации.
       При проведении анализа выполнения  производственной  программы
   предлагается использовать  метод  сравнительной характеристики,  в
   частности, сравнение отчетных данных с планируемыми  показателями,
   с аналогичными  показателями  за предшествующий период,  выявление
   отклонений, определение факторов, влияющих на эти отклонения.
       Для полноты  и  объективности  выводов  большое значение имеет
   сравнение динамики  изменения  объемов  услуг   по   анализируемой
   организации с     соответствующими     показателями    аналогичных
   организаций в  пределах  одного  муниципального  образования  либо
   ближайших муниципальных образований.
       При анализе выполнения производственной  программы  необходимо
   проанализировать объем   услуг,   оказываемый   отдельным  группам
   потребителей; определить факторы,  влияющие на  его  изменения,  в
   частности, нормативы  потребления  услуг,  структура потребителей,
   тарифы на оказываемые услуги.
       Основным показателем,      характеризующим    производственную
   деятельность организации,       осуществляющей        регулируемую
   деятельность, является   общий   объем  доходов,  образующийся  из
   доходов от реализации по каждому виду услуг основной  деятельности
   организации.
       В результате анализа  показателя  суммы  доходов  от  оказания
   жилищно -  коммунальных  услуг  выясняется  степень его выполнения
   (невыполнения), динамика изменения по сравнению  с  предшествующим
   периодом.
       Для этого показатель дохода,  полученного в отчетном  периоде,
   сопоставляют с  показателем запланированного дохода и аналогичными
   показателями за предшествующий период.
       Факторами, которые  могут  повлиять  на  изменение  показателя
   общей суммы  дохода  от  оказания  услуг,  могут  быть:  изменение
   установленных тарифов,   объемов  оказанных  услуг  в  натуральном
   выражении; изменение   объема   оказанных   услуг    по    группам
   потребителей. В   этой   связи   необходимо  проанализировать  все
   вышеуказанные факторы  хозяйственной   деятельности   организации,
   повлиявшие на результат производственной деятельности.
       При анализе  доходов  целесообразно  сопоставить   фактические
   поступления денежных  средств  на  расчетный  счет  предприятия  с
   запланированными суммами.
       Натуральными измерителями    производственной    программы   в
   организациях, осуществляющих регулируемую деятельность, являются:
       - по содержанию и ремонту жилищного фонда -
       среднеэксплуатируемая общая   площадь   жилищного   фонда    и
   среднеэксплуатируемая площадь   нежилых   помещений  в  квадратных
   метрах;
       - по водопроводу -
       полезный отпуск воды в кубических метрах;
       - по канализации -
       отведение сточной жидкости в кубических метрах;
       - по электроснабжению -
       полезно отпущенная электроэнергия в кВт/ч;
       - по теплоснабжению -
       полезно отпущенная теплоэнергия  на  центральное  отопление  и
   горячее водоснабжение в Гкал.
       При проверке  выполнения  производственной  программы  отпуска
   жилищно -  коммунальных  услуг  в  натуральных измерителях следует
   проследить динамику изменения отпуска услуг за ряд лет,  в течение
   года - поквартально.
       Рекомендуемые формы для проведения анализа объема производимой
   продукции, оказываемых  услуг  приведены  по подотраслям жилищно -
   коммунального хозяйства  в  формах  N  3.1.2  -  3.1.7  настоящего
   раздела Методики.
       При анализе объемов оказываемых  услуг  организациями  следует
   определить количество услуг, собственно производимых организацией,
   а также   покупаемых   у   других   поставщиков   и   передаваемых
   потребителям. Объем  услуг,  оказываемых  населению,  и количество
   жителей, обслуживаемых данной организацией,  позволяют  определить
   фактическую величину  потребления услуг в натуральном выражении на
   1 человека.  Полученные данные следует сопоставить  с  нормативным
   уровнем потребления  жилищно  - коммунальных услуг,  установленным
   решением органов власти субъектов Российской Федерации или органов
   местного самоуправления для данного населенного пункта.
       Сопоставление этих  показателей  позволит  сделать  выводы   о
   соответствии условий   хозяйствования   организации  качественному
   обслуживанию населения. Уровень обеспеченности населения  услугами
   жилищно -  коммунального назначения рекомендуется анализировать по
   форме N 3.1.1.

                                                        Форма N 3.1.1

               УРОВЕНЬ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ УСЛУГАМИ
                   ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

   ----T-------------------------T---------T-------T-------T--------¬
   ¦ N ¦        Виды услуг       ¦ Единица ¦Утверж-¦Факти- ¦Средние ¦
   ¦п/п¦                         ¦измерения¦денные ¦ческий ¦нормати-¦
   ¦   ¦                         ¦         ¦норма- ¦уровень¦вы пот- ¦
   ¦   ¦                         ¦         ¦ тивы  ¦обеспе-¦ребления¦
   ¦   ¦                         ¦         ¦потреб-¦ченнос-¦по Рос- ¦
   ¦   ¦                         ¦         ¦ления  ¦ти ус- ¦сийской ¦
   ¦   ¦                         ¦         ¦       ¦лугами ¦Федера- ¦
   ¦   ¦                         ¦         ¦       ¦  ЖКХ  ¦  ции   ¦
   +---+-------------------------+---------+-------+-------+--------+
   ¦1  ¦Водоснабжение            ¦         ¦       ¦       ¦        ¦
   ¦   ¦в жилых  домах  с  полным¦         ¦       ¦       ¦        ¦
   ¦   ¦благоустройством         ¦куб. м / ¦       ¦       ¦        ¦
   ¦   ¦                         ¦сутки  на+-------+-------+--------+
   ¦   ¦в жилых     домах     без¦человека ¦       ¦       ¦        ¦
   ¦   ¦горячего водоснабжения  с¦         ¦       ¦       ¦        ¦
   ¦   ¦водогрейными колонками   ¦         ¦       ¦       ¦        ¦
   ¦   +-------------------------+---------+-------+-------+--------+
   ¦   ¦в жилых     домах     без¦куб. м / ¦       ¦       ¦        ¦
   ¦   ¦горячего водоснабжения  и¦год    на¦       ¦       ¦        ¦
   ¦   ¦без ванн                 ¦человека ¦       ¦       ¦        ¦
   +---+-------------------------+---------+-------+-------+--------+
   ¦2  ¦Канализация              ¦куб. м / ¦       ¦       ¦        ¦
   ¦   ¦                         ¦год    на¦       ¦       ¦        ¦
   ¦   ¦                         ¦человека ¦       ¦       ¦        ¦
   +---+-------------------------+---------+-------+-------+--------+
   ¦3  ¦Теплоснабжение           ¦         ¦       ¦       ¦        ¦
   ¦   ¦отопление                ¦Г кал /  ¦       ¦       ¦        ¦
   ¦   +-------------------------+год    на+-------+-------+--------+
   ¦   ¦горячее водоснабжение    ¦человека ¦       ¦       ¦        ¦
   +---+-------------------------+---------+-------+-------+--------+
   ¦4  ¦Электроснабжение         ¦         ¦       ¦       ¦        ¦
   ¦   ¦в жилых      домах      с¦         ¦       ¦       ¦        ¦
   ¦   ¦электрическими плитами   ¦кВт.ч /  ¦       ¦       ¦        ¦
   ¦   +-------------------------+год    на+-------+-------+--------+
   ¦   ¦в прочих жилых домах     ¦человека ¦       ¦       ¦        ¦
   L---+-------------------------+---------+-------+-------+---------

                           Жилищное хозяйство

       Основными показателями,     обусловливающими     хозяйственную
   деятельность организаций жилищного хозяйства, являются:
       - среднеэксплуатируемая общая площадь жилищного фонда,
       - среднеэксплуатируемая площадь нежилых помещений  (квадратные
   метры),
       - объем работ  по  содержанию  и  ремонту  жилищного  фонда  в
   соответствии с   договором   на  проведение  подрядных  работ  или
   Правилами технической эксплуатации при его отсутствии.
       Эти показатели      предопределяют     затраты     организаций
   жилищного хозяйства по основному виду деятельности.
       Среднеэксплуатируемая общая     площадь     жилищного    фонда
   представляет собой среднегодовой размер общей площади жилых  домов
   и жилых помещений в других строениях.
       Под площадью нежилых помещений  понимается  площадь  торговых,
   складских, конторских,  производственных  и  культурно  -  бытовых
   помещений, включая  расположенную в  них  площадь  вспомогательных
   помещений (вестибюли, коридоры, лестничные клетки и др.).
       Анализ хозяйственной   деятельности   организаций    жилищного
   хозяйства следует  начинать  с анализа указанных выше показателей,
   анализ изменения этих показателей по сравнению с отчетными данными
   за предшествующий    период,   а   также   определения   категорий
   обслуживаемого жилищного фонда.
       В   случае   невыполнения  запланированного  объема  работ  на
   объектах жилищного фонда,  предусмотренных договором подряда,  или
   при его отсутствии, Правилами технической эксплуатации, необходимо
   определить причины невыполнения плана.
       Работы, выполняемые  на  платной  основе  (по  перечню платных
   услуг для населения),  не  включаются  в  анализ  производственной
   программы организации.
       Анализ доходной части  проводится  по  суммам  поступлений  от
   населения за  содержание  и  ремонт жилищного фонда от юридических
   лиц за эксплуатационные расходы по содержанию  и  ремонту  нежилых
   помещений, бюджетных ассигнований.
       Так как  населением  оплачивается  только  часть   затрат   по
   содержанию и    ремонту    жилищного    фонда,    то    необходимо
   проанализировать поступление ассигнований из бюджета  на  покрытие
   разницы между установленным тарифом на 1 кв. м общей площади жилья
   и тарифом,  установленным   для   населения,   а   также   целевое
   использование этих средств.

                                                        Форма N 3.1.2

                 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИЙ
                          ЖИЛИЩНОГО ХОЗЯЙСТВА

   ----T--------------------T-------T-------T---------T-------------¬
   ¦ N ¦    Показатели      ¦Ед. из-¦Отчет  ¦ Отчетный¦   Отчет в   ¦
   ¦п/п¦                    ¦мерения¦за пре-¦   год   ¦  процентах  ¦
   ¦   ¦                    ¦       ¦дыдущий+----T----+----T--------+
   ¦   ¦                    ¦       ¦период ¦план¦факт¦ к  ¦к отчету¦
   ¦   ¦                    ¦       ¦       ¦    ¦    ¦пла-¦за пре- ¦
   ¦   ¦                    ¦       ¦       ¦    ¦    ¦ ну ¦дыдущий ¦
   ¦   ¦                    ¦       ¦       ¦    ¦    ¦    ¦ период ¦
   +---+--------------------+-------+-------+----+----+----+--------+
   ¦1  ¦Среднеэксплуатируе- ¦ тыс.  ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦мая общая    площадь¦ кв. м ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦жилищного фонда,    ¦       ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦в т.ч.:             ¦       ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦ подлежащая ремонту ¦       ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦  текущему          ¦       ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦  капитальному      ¦       ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   +---+--------------------+-------+-------+----+----+----+--------+
   ¦2  ¦Среднеэксплуатируе- ¦ тыс.  ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦мая площадь  нежилых¦ кв. м ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦помещений           ¦       ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   +---+--------------------+-------+-------+----+----+----+--------+
   ¦3  ¦Общая сумма дохода -¦  млн. ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦всего               ¦  руб. ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦в т.ч.:             ¦       ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦  оплата населением,¦       ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦  ассигнования    из¦       ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦  бюджета,          ¦       ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦  другие поступления¦       ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   +---+--------------------+-------+-------+----+----+----+--------+
   ¦4  ¦Объем работ       по¦  млн. ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦жилищному фонду,    ¦  руб. ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦в т.ч.:             ¦       ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦  содержание,       ¦       ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦  текущий ремонт,   ¦       ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦  капитальный ремонт¦       ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   +---+--------------------+-------+-------+----+----+----+--------+
   ¦5  ¦Экономически        ¦  руб. ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦обоснованный   тариф¦       ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦на содержание      и¦       ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦эксплуатацию 1 кв. м¦       ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦общей площади,      ¦       ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦в т.ч. для населения¦       ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   L---+--------------------+-------+-------+----+----+----+---------

                 Организации санитарной очистки городов

       Организации санитарной  очистки  городов осуществляют комплекс
   работ по очистке  городской  территории,  сбору,  транспортировке,
   обезвреживанию отбросов.  В их задачу входит вывоз бытового мусора
   и нечистот,  накапливаемых  в жилых и общественных зданиях, уборка
   улиц и площадей от мусора.
       Очистка домовладений от бытового мусора и  нечистот  входит  в
   перечень жилищных  услуг  и осуществляется по планово - регулярной
   системе, по графикам.
       Графики вывоза  бытовых отбросов разрабатываются в зависимости
   от количества мусора,  которое,  в свою очередь,  зависит от числа
   проживающих в  данном  домовладении  и  суточной  нормы накопления
   мусора и нечистот.
       Нормы  накопления   бытовых  отходов определяются в расчете на
   1 человека в год или на 1 кв.  м  общей  жилой  площади  в  год  и
   зависят    от   уровня   благоустройства   жилищного   фонда,   от
   климатических условий.
       Производственная программа  предприятий  по санитарной очистке
   устанавливается в  натуральных  измерителях  -  кубических  метрах
   вывезенного мусора и нечистот.
       Оценка выполнения  расчетных  объемов  по  санитарной  очистке
   производится путем  сопоставления расчетных и отчетных показателей
   количества вывезенного мусора и нечистот.
       Анализ выполнения   производственной  программы  рекомендуется
   осуществлять в сопоставлении с данными предшествующего года.
       Далее при  анализе результатов деятельности хозяйства по видам
   перевозок следует выделить,  за счет каких  факторов  имело  место
   отклонение от  запланированных объемов.  Для этого рассматриваются
   данные о наличии транспортных средств и степени их использования.
       Анализ технико  -  эксплуатационных  показателей использования
   спецмашин, выполнения          производственной          программы
   осуществляется отдельно  по  вывозу мусора мусоровозами и отдельно
   по вывозу нечистот ассенизационными машинами.
       Основными факторами,  влияющими  на  выполнение  (изменение по
   отношению к предыдущему  периоду)  производственной  программы  по
   вывозу как мусора,  так  и  нечистот,  в  предприятиях  санитарной
   очистки является изменение следующих показателей:
       - среднеинвентарного числа машин;
       - машино - дней  в  работе  (коэффициент  использования  парка
   машин);
       - продолжительности машино - дня работы (сменность);
       - среднего расстояния вывоза  мусора  (нечистот)  до  мест  их
   обезвреживания;
       - затрат времени на 1 ездку (число ездок с грузом);
       - средней грузоподъемности машины;
       - время простоя машин в ремонте по технической неисправности.
       Для выяснения причин невыполнения плана перевозок или снижения
   данных отчетного периода по сравнению  с  предшествующим  периодом
   следует определить:  среднюю  производительность (выработку) одной
   машины и выявить факторы,  влияющие на  ее  снижение  (коэффициент
   использования парка  машин);  время  простоя машин под погрузкой и
   разгрузкой (нерациональность    графиков    заезда    мусоровозов,
   ассенизационных машин в домовладения); среднее время на одну ездку
   (увеличение расстояния    вывоза    отбросов    в    места      их
   обезвреживания); использование емкости (тоннажа) машин.
       При выявлении причин снижения коэффициента использования парка
   машин следует  обратить  внимание  на  простои машин в техническом
   обслуживании, ремонте,  из-за  отсутствия  резины  и  др.  Причины
   отклонения от  норм  времени  на  погрузку  и разгрузку зависят от
   оборудования машин погрузочно -  разгрузочными  механизмами  и  их
   исправности, системы  сбора  мусора  в  домовладениях,  количества
   заездов в домовладения.
       Средняя норма времени на погрузку и разгрузку определяется как
   средневзвешенная величина,  исходя   из   количества   заездов   в
   домовладения и графиков заездов.
       Необходимо сопоставить утвержденную норму накопления  отбросов
   с действительными объемами отбросов,  приходящихся на 1 человека в
   год или на 1 кв. м общей жилой площади.
       Анализируя выполнение  производственной  программы  по  вывозу
   мусора в  целом,  также  необходимо  проанализировать   выполнение
   программы по  уборке  непосредственно домовладений,  то есть вывоз
   мусора от  населения,  от   организаций   социально   -   бытового
   назначения (школы,    детские    сады,   больницы)   и   различных
   предприятий; сопоставить  эти  данные  с  отчетными   показателями
   предшествующего периода;   определить  своевременность  заездов  в
   домовладения в   соответствии    с    установленными    графиками,
   соответствие санитарного    состояния   домовладений   требованиям
   санэпидстанции.

                                                        Форма N 3.1.7

           ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРИЯТИЙ САНИТАРНОЙ
                      УБОРКИ ГОРОДА (ВЫВОЗ МУСОРА)

   ----T--------------------T-------T-------T---------T-------------¬
   ¦ N ¦    Показатели      ¦Ед. из-¦Отчет  ¦ Отчетный¦   Отчет в   ¦
   ¦п/п¦                    ¦мерения¦за пре-¦   год   ¦  процентах  ¦
   ¦   ¦                    ¦       ¦дыдущий+----T----+----T--------+
   ¦   ¦                    ¦       ¦  год  ¦план¦факт¦ к  ¦к отчету¦
   ¦   ¦                    ¦       ¦       ¦    ¦    ¦пла-¦        ¦
   ¦   ¦                    ¦       ¦       ¦    ¦    ¦ ну ¦        ¦
   +---+--------------------+-------+-------+----+----+----+--------+
   ¦1  ¦Среднеквартальное   ¦ед.    ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦число машин         ¦       ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   +---+--------------------+-------+-------+----+----+----+--------+
   ¦2  ¦Машино - дни <*>    ¦маши-  ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦  в хозяйстве       ¦но -   ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦  в работе          ¦дни    ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   +---+--------------------+-------+-------+----+----+----+--------+
   ¦3  ¦Коэффициент         ¦%      ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦использования  парка¦       ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦машин <*>           ¦       ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   +---+--------------------+-------+-------+----+----+----+--------+
   ¦4  ¦Число ездок с грузом¦ед.    ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦за период <*>       ¦       ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   +---+--------------------+-------+-------+----+----+----+--------+
   ¦5  ¦Средняя             ¦куб. м ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦производительность  ¦       ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦машины              ¦       ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   +---+--------------------+-------+-------+----+----+----+--------+
   ¦6  ¦Вывоз отходов     за¦тыс.   ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦период - всего      ¦куб. м ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   +---+--------------------+-------+-------+----+----+----+--------+
   ¦6.1¦в т.ч. мусора       ¦тыс.   ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦       нечистот     ¦куб. м ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   +---+--------------------+-------+-------+----+----+----+--------+
   ¦6.2¦в т.ч. от населения,¦тыс.   ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦       от           ¦куб. м ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦       предприятий и¦       ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦       организаций  ¦       ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   +---+--------------------+-------+-------+----+----+----+--------+
   ¦7  ¦Доход от  реализации¦млн.   ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦услуг - всего       ¦руб.   ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   +---+--------------------+-------+-------+----+----+----+--------+
   ¦7.1¦в т.ч. от     вывоза¦млн.   ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦       мусора,      ¦руб.   ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦       от     вывоза¦       ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦       нечистот     ¦       ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   +---+--------------------+-------+-------+----+----+----+--------+
   ¦7.2¦в т.ч. от населения,¦млн.   ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦       от           ¦руб.   ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦       предприятий и¦       ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦       организаций  ¦       ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   +---+--------------------+-------+-------+----+----+----+--------+
   ¦8  ¦Установленный тариф ¦руб.   ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦за 1 куб. м мусора  ¦       ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦в т.ч. для населе-  ¦       ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦ния,                ¦       ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦за 1 куб. м нечистот¦       ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   ¦   ¦в т.ч. для населения¦       ¦       ¦    ¦    ¦    ¦        ¦
   L---+--------------------+-------+-------+----+----+----+---------

       --------------------------------
       <*> По маркам мусоровозных и ассенизационных машин.

                Водопроводно - канализационное хозяйство

       Назначением предприятий   водопроводно   -    канализационного
   хозяйства является   централизованное   водоснабжение   населенных
   пунктов, а также отвод от потребителей и очистка сточных вод.
       Производственная    программа    организации    водопроводно -
   канализационного хозяйства     определяется      водопотреблением,
   рассчитанным на   плановый   период.   Водопотребление   населения
   определяется по нормам расхода воды в расчете на 1 жителя в  сутки
   дифференцированно, в   зависимости   от   степени  благоустройства
   жилищного фонда.
       Поднятая вода   частично   расходуется  на  собственные  нужды
   организации, теряется в трубопроводах (утечки)  или  не  полностью
   учитывается водомерами    и    не    оплачивается   потребителями.
   Производственная программа организаций может  предусматривать  как
   расход воды на питьевые, так и на технические нужды.
       Для выполнения производственной программы  организация  должна
   располагать необходимой  мощностью,  характеризующейся количеством
   воды стандартного качества,  которое организация способна подать с
   необходимым напором в сутки.
       В некоторых организациях, кроме подъема воды из водоисточников
   собственными насосными   станциями,   часть   воды   поступает  от
   водопроводов других организаций.
       Количество воды,  пропущенной через очистные сооружения, равно
   сумме количества поднятой воды и количества полученной со  стороны
   неочищенной воды за вычетом воды, отпущенной на технические нужды.
       Анализ выполнения производственной программы по  водоснабжению
   следует начинать  с  сопоставления объема показателей с данными за
   соответствующий период    за    предыдущий    год.    Одновременно
   определяется доля   воды,   забранной  из  собственных  источников
   водоснабжения и полученной со стороны.
       Потери и неучтенный расход воды определяются как разница между
   количеством, поданным  в  сеть,  и   полезным   отпуском.   Потери
   определяются в  абсолютном  размере  и  в процентах к общей подаче
   воды в сеть.  Определяется,  произошло ли снижение  (рост)  потерь
   воды или  их  величина  осталась  на  уровне предшествующего года.
   Снижение потерь  и  неучтенного  расхода  воды   является   важным
   источником увеличения  объема реализации.  В этой связи необходимо
   выделить, какие мероприятия осуществлялись по  снижению  потерь  в
   сетях и  неучтенного расхода,  а именно - мероприятия по повышению
   качества ремонта сети  и  водопроводных  устройств,  по  установке
   приборов    учета,    профилактической    проверке    контрольно -
   измерительных приборов,  их  своевременному  ремонту   и   замене,
   недопущению и   быстрейшей  ликвидации  аварий  и  т.д. Необходимо
   исчислить потери, которые несет организация из-за утечек.
       Количество воды,  используемой  на  собственные нужды,  должно
   быть обосновано соответствующими расчетами,  исходя из  принятой в
   организации технологии очистки воды.
       Для анализа выполнения производственной программы имеет важное
   значение показатель  "Пропущено  воды  через очистные сооружения".
   Этот показатель характеризуется удельным весом  воды,  пропущенной
   через очистные  сооружения,  в  общем  количестве  поданной воды в
   сеть. Снижение  этого  показателя  против  показателя  предыдущего
   периода свидетельствует     о    невыполнении    мероприятий    по
   совершенствованию технологии обработки воды.  Одновременно следует
   выяснить, не  являются ли очистные сооружения в водопроводе "узким
   местом" организации.  С этой  же  целью  устанавливают  по  данным
   лабораторного анализа  соответствие  отпускаемой потребителям воды
   установленному стандарту.
       В этом случае,  если очистные сооружения лимитируют дальнейшее
   увеличение подачи воды, то необходимо проанализировать принимаемые
   меры по    расширению   очистных   сооружений,   внедрению   более
   интенсивных способов очистки воды.
       Анализ использования   производственной  мощности  водопровода
   осуществляется путем  сопоставления  показателей:   среднесуточной
   подачи воды в сеть и пропускной способности основных водопроводных
   сооружений. Среднесуточная подача воды является частным от деления
   количества поданной воды в сеть на число дней в отчетном периоде.
       Сравнивая эти данные за текущий  и  предшествующий  периоды  с
   производственной мощностью  насосных  станций и мощностью очистных
   сооружений, можно сделать  вывод  о  стабильности,  повышении  или
   снижении использования мощности водопроводных сооружений.
       Превышение в   использовании   мощности   водопровода    может
   осуществляться за  счет  использования имеющихся резервов насосов,
   либо - интенсификации работы оборудования и отдельных сооружений.
       Важной частью   экономического  анализа  является  определение
   коэффициента использования производственной мощности водопровода в
   целом. Он  определяется  отношением  количества фактической подачи
   воды в сутки к установленной  проектной  мощности  подачи  воды  в
   сутки. Резерв  мощности водопровода может использоваться при вводе
   дополнительного жилищного   фонда   в   эксплуатацию   или  других
   объектов -  потребителей.  Однако  при  этом  следует  сопоставить
   наличие дополнительных мощностей с имеющимися резервами, например,
   с дополнительными мощностями  очистных  сооружений,  с  пропускной
   способностью фильтров. Изучение использования мощности водопровода
   должно быть дополнено анализом данных о протяженности водопроводов
   и  уличной  сети,  потерях  воды  в авариях,  данными о количестве
   аварий.
       Анализ выполнения производственной программы  канализационного
   хозяйства проводится в том же порядке, как и по водопроводу.
       На объем   оказываемых   услуг   организаций   водопроводно  -
   канализационного хозяйства  в  стоимостном  выражении  влияют  два
   показателя -  объем  услуг  в  натуральных   измерителях и  размер
   тарифов.
       В этой связи необходимо проанализировать  влияние  обоих  этих
   факторов на  сумму дохода,  а также определить влияние структурных
   сдвигов, а   именно   изменение   объема  потребляемой   продукции

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное