Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
10.09.2016
USD
64.16
EUR
72.34
CNY
9.61
JPY
0.63
GBP
85.26
TRY
21.66
PLN
16.71
 

РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ПРЕМЬЕРА И ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЦЕНТРИЗБИРКОМА РФ ОТ 05.06.97 N 580-РП-90-Р О ПОРЯДКЕ СОВМЕСТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ РАБОТ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ И РАЗВЕРТЫВАНИЮ КОМПЛЕКСОВ СРЕДСТВ АВТОМАТИЗАЦИИ УЧАСТКОВЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ В РАЙОНЕ МИТИНО Г. МОСКВЫ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                          ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                                ПРЕМЬЕР

            ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                              РАСПОРЯЖЕНИЕ
                      5 июня 1997 г. N 580-РП-90-р

                  О ПОРЯДКЕ СОВМЕСТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
                 РАБОТ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ И РАЗВЕРТЫВАНИЮ
                    КОМПЛЕКСОВ СРЕДСТВ АВТОМАТИЗАЦИИ
                   УЧАСТКОВЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
                       В РАЙОНЕ МИТИНО Г. МОСКВЫ

      В развитие  постановления  Правительства  Москвы  и Центральной
   избирательной комиссии  Российской Федерации от 18 марта 1997 года
   N 193-52-р "О создании в г.  Москве на базе района Митино опытного
   участка  эксплуатации  комплексов средств автоматизации участковых
   избирательных  комиссий",  в  целях  оснащения  опытного   участка
   программно    -   аппаратными   комплексами   на   базе   сканеров
   избирательных бюллетеней, разработанных предприятиями г. Москвы, и
   проведения  мероприятий  по  информационному сопряжению комплексов
   средств автоматизации участковых избирательных комиссий (КСА  УИК)
   с Государственной автоматизированной системой Российской Федерации
   (ГАС) "Выборы":
      1. Утвердить технический проект оснащения в г.  Москве на  базе
   района Митино  опытного  участка  эксплуатации  комплексов средств
   автоматизации участковых избирательных комиссий (приложение 1).
      2. Утвердить план - график работ по оснащению в  г.  Москве  на
   базе   района  Митино  опытного  участка  эксплуатации  комплексов
   средств   автоматизации    участковых    избирательных    комиссий
   (приложение 2).
      3. Утвердить  смету  затрат  на  оснащение в г.  Москве на базе
   района Митино опытного  участка  эксплуатации  комплексов  средств
   автоматизации участковых избирательных комиссий (приложение 3).
      4. Департаменту  финансов (Коростелев Ю.В.) в счет утвержденных
   в бюджете средств выделить во II  квартале  1997  года  Московской
   городской   избирательной   комиссии  средства  в  соответствии  с
   утвержденной сметой затрат.
      5. Финансовому управлению  Центральной  избирательной  комиссии
   Российской Федерации  (Петронавичус  Т.А.) выделить во II квартале
   1997 года  Федеральному  центру  информатизации  при   Центральной
   избирательной комиссии    Российской    Федерации    средства    в
   соответствии с утвержденной сметой затрат.
      6. Московской  городской  избирательной комиссии и Федеральному
   центру информатизации   при   Центральной  избирательной  комиссии
   Российской  Федерации  в  10-дневный  срок  заключить  договоры  с
   исполнителями на проведение работ и произвести авансирование работ
   в  размере  40  процентов  утвержденной   сметы   затрат.   Оплату
   выполненных работ в объеме сметной стоимости проводить поэтапно, в
   соответствии с утвержденным планом - графиком работ,  фактическими
   затратами и на основании актов приемки работ.
      7. Московской  городской избирательной комиссии (Горбунов В.П.)
   и Федеральному центру информатизации при Центральной избирательной
   комиссии Российской Федерации (Горшков И.С.) обеспечить проведение
   работ по  созданию  опытного  участка  эксплуатации  КСА   УИК   в
   соответствии с   планом   -   графиком   работ   и   использование
   разработанных технологий во  время  проведения  выборов  депутатов
   Московской городской Думы в декабре 1997 года.
      8. Федеральному   центру   информатизации    при    Центральной
   избирательной комиссии   Российской   Федерации   (Горшков   И.С.)
   обеспечить организационно - методическую и  техническую  помощь  в
   информационном сопряжении  опытного участка эксплуатации КСА УИК с
   ГАС "Выборы".
      9. Московской  городской  избирательной  комиссии  совместно  с
   Федеральным центром информатизации при  Центральной  избирательной
   комиссии Российской  Федерации разработать и внести предложения по
   совместному использованию   созданных   объектов   федеральной   и
   муниципальной собственности.
      10. Контроль за выполнением настоящего  распоряжения  возложить
   на заместителя   Премьера  Правительства  Москвы  Петрова  А.В.  и
   заместителя Председателя   Центральной   избирательной    комиссии
   Российской Федерации Фомичева И.П.

                                         Премьер Правительства Москвы
                                                          Ю.М. Лужков

                                             Председатель Центральной
                                               избирательной комиссии
                                                 Российской Федерации
                                                       А.В. Иванченко





                                                         Приложение 1
                                              к распоряжению Премьера
                                                 Правительства Москвы
                                           и Председателя Центральной
                                               избирательной комиссии
                                                 Российской Федерации
                                      от 5 июня 1997 г. N 580-РП-90-р

                                                          СОГЛАСОВАНО

                                             Заместитель Председателя
                                            Центральной избирательной
                                        комиссии Российской Федерации
                                                         И.П. Фомичев

                                                          СОГЛАСОВАНО

                                                 Заместитель Премьера
                                                 Правительства Москвы
                                                          А.В. Петров

                           ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
              ОСНАЩЕНИЯ В Г. МОСКВЕ НА БАЗЕ РАЙОНА МИТИНО
           ОПЫТНОГО УЧАСТКА КОМПЛЕКСАМИ СРЕДСТВ АВТОМАТИЗАЦИИ
                   УЧАСТКОВЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ

                               Аннотация
      В настоящем  техническом  проекте описана система автоматизации
   подготовки и проведения выборов и подсчета результатов голосования
   на уровне избирательных участков.
      Система основана   на    развертывании    комплексов    средств
   автоматизации участковых  избирательных  комиссий,  выполненных на
   базе сканеров избирательных бюллетеней СИБ-97.
      Система обеспечивает    многофункциональное    применение    ее
   компонентов в межвыборный период.

                           1. Общие положения

      Полное наименование системы: Система автоматизации деятельности
   избирательных комиссий на основе сканеров избирательных бюллетеней
   (далее по тексту - Система).
      Настоящий технический   проект    разработан    в    исполнение
   постановления Правительства  Москвы  и  Центральной  избирательной
   комиссии Российской Федерации "Об оснащении в г.  Москве  на  базе
   района Митино  опытного  участка комплексами средств автоматизации
   участковых избирательных  комиссий"  N  193-52-р  от  18.03.97   и
   распоряжения Правительства   Москвы  и  Центральной  избирательной
   комиссии Российской Федерации "Об  изготовлении,  развертывании  и
   проведении опытной  эксплуатации  комплексов средств автоматизации
   участковых избирательных комиссий в районе Митино г. Москвы".
      Головной исполнитель работ:  АО "КРОК" (г.  Москва, Б. Каретный
   пер., д. 22, стр. 1).
      Заказчик:   Московская    городская    избирательная   комиссия
   (г. Москва, ул. Тверская, д. 13).
      Начало работ: апрель 1997 г. Окончание работ: декабрь 1997 г.
      Источник финансирования:  средства   федерального   бюджета   и
   московского городского    бюджета,    выделяемые    соответственно
   Центральной   избирательной   комиссии   Российской   Федерации  и
   Московской городской избирательной комиссии.
      Технический проект  разработан  в  соответствии  с   комплексом
   стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы:
      - ГОСТ     34.201-90.    Информационная    технология.    Виды,
   комплектность    и    обозначение    документов    при    создании
   автоматизированных систем;
      - ГОСТ 34.602-90. Информационная технология. Автоматизированные
   системы. Стадии создания;
      - РД   50-680-88.   Методические  указания.  Автоматизированные
   системы. Основные положения;
      - РД   50-34.698-90.   Методические   указания.  Информационная
   технология. Автоматизированные системы.  Требования  к  содержанию
   документов;
      - ГОСТ 34.003-90. Информационная технология. Автоматизированные
   системы. Термины и определения.
      Проект основан:
      - на   создании   сканеров   избирательных   бюллетеней  (СИБ),
   отвечающих современным требованиям;
      - разработке  комплекса  средств автоматизации (КСА) участковой
   избирательной комиссии (УИК) на базе СИБ;
      - разработке   дополнительного   комплекта  (ДК)  аппаратных  и
   программных средств для  КСА  вышестоящих  избирательных  комиссий
   (ИК) по обеспечению работы КСА УИК;
      - создании  системы  автоматизации  подготовки   и   проведения
   выборов на  уровне  избирательных  участков  (далее  по  тексту  -
   Системы), интегрирующей перечисленные компоненты;
      - обеспечении   возможности   многофункционального   применения
   компонентов Системы  для  нужд   Правительства   Москвы,   местных
   администраций и других государственных служб.
      При разработке проекта использованы  современные  достижения  в
   технологии разработки распределенных информационных систем.

      1.1. Предпосылки создания Системы

      1.1.1. Экономические
      В соответствии  с  Федеральной  целевой программой развития ГАС
   "Выборы" на  1996-2000 гг.  Центральной избирательной комиссией РФ
   ведутся  работы   по   развитию   этой   Системы   в   направлении
   автоматизации  деятельности нижнего уровня избирательной системы -
   участковых избирательных комиссий.

      [Иллюстрация 1. Новый уровень автоматизации избирательного
                      процесса, создаваемый Системой.]

      В целях  повышения   эффективности   вложения   государственных
   средств, повышения  эффективности  использования  ГАС  "Выборы"  и
   снижения затрат  на  ее  развитие  и  эксплуатацию  представляется
   целесообразным обеспечить      многофункциональное      применение
   технических и  программных  средств,  информационных  ресурсов   и
   кадрового потенциала  этой  Системы  в  соответствии с Федеральным
   законом "Об информации, информатизации и защите информации".
      Заранее предусмотренная     возможность    многофункционального
   применения позволит  в  межвыборный  период  использовать  ресурсы
   Системы для  информатизации  и  интеграции  государственных  служб
   начиная с местных (низовых) звеньев.*

       -------------------------------
       * Понятие  "межвыборный   период"   не   означает   прерывания
   функционирования    Системы    на    время   проведения   выборов.
   Автоматизация избирательного  процесса  просто  становится  частью
   функций общей территориальной информационной системы.

      1.1.2. Технические
      В настоящее   время   типовой   комплекс   технических  средств
   информатизации рабочего  места  служащего  включает  компьютер   с
   монитором и клавиатурой, принтер, сканер, модем.
      При разработке системы автоматизации  участковых  избирательных
   комиссий сформирован   и  признан  удовлетворяющим  концепции  ГАС
   "Выборы" идентичный перечень необходимых технических средств.*
      Тем самым   обеспечивается   возможность   многофункционального
   применения ресурсов системы автоматизации участковых избирательных
   комиссий, в особенности удобная для решения задач информатизации и
   интеграции государственных служб на уровне низовых звеньев.
      Кроме того,  в настоящее время  в  России  активно  развивается
   инфраструктура сети   Интернет,  телекоммуникационные  возможности
   которой можно успешно использовать при построении Системы.

      --------------------------------
      * Автоматизация  участковых  избирательных комиссий основана на
   использовании сканеров  избирательных  бюллетеней  (СИБ),  которые
   представляют  собой  не  более чем защищенный групповой корпус,  в
   котором на время голосования  объединяются  стандартные  сканер  и
   компьютер.

      1.1.3. Концептуальные
      Современное состояние        информатизации         государства
   характеризуется    наличием   разрозненных   в   ведомственном   и
   территориальном отношении информационных  системы  (ИС),  которые:
      - дублируют   информацию,  нарушая  тем  самым  ее  целостность
   (достоверность);
      - не обмениваются информацией между собой, нарушая тем самым ее
   полноту,
   и потому малоэффективны.
      На концептуальном  уровне меры по улучшению ситуации очевидны и
   состоят в следующем.
      Первичными объектами   учета   должны   являться  те  сущности,
   управление которыми  составляет  функцию  государственной  власти:
   человек, организация,  земля и природные ресурсы, имущество и т.п.
   Человек   и   другие   сущности  характеризуются  огромным  числом
   параметров.  Каждое заинтересованное ведомство имеет дело с частью
   этих параметров (человек как избиратель, налогоплательщик, больной
   и т.п.), и если ведомство производит информацию о человеке, то эта
   информация   будет   однобокой,  а  сами  информационные  объекты,
   соответствующие одному человеку,  в различных ведомствах не  будут
   связаны между собой.
      Таким образом,  необходимо  обеспечить целостность информации о
   человеке и  других  сущностях.  Задача  решается  путем   введения
   межведомственного стандарта   на   информационное    представление
   сущностей.*  При  этом  ведомственные информационные системы будут
   работать с подмножествами общего  представления  или  обеспечивать
   двустороннее преобразование информации между общим и ведомственным
   представлениями.
      Для обеспечения полноты информации необходимо охватить  низовые
   учреждения, регистрирующие   появление  объекта  в  информационном
   пространстве Системы,  изменения  его   состояния   и   выполнение
   связанных с ним операций.
      Предлагаемая Система   позволит    отработать    информационное
   сопряжение ведомственных  ИС  на  примере  сопряжения задачи учета
   избирателей (возложенной на нижний уровень ГАС "Выборы") с задачей
   учета населения   (возложенной   на   разрабатываемую  Федеральную
   автоматизированную систему учета  лиц,  проживающих  в  Российской
   Федерации и  временно пребывающих на ее территории).  В результате
   последовательной реализации  проекта  может  быть  создана  единая
   региональная, а затем и общегосударственная информационная система
   с уникальными    возможностями,    включающими    межведомственную
   интеграцию и сквозную информатизацию общества.

      --------------------------------
      * Тема отсутствия стандарта (регламента) информационного обмена
   между ведомственными ИС красной нитью проходит,  в  частности,  по
   всем  материалам  конференции  "Информационные ресурсы г.  Москвы"
   (август 1996  г.).  Отсутствие  стандарта  называется  в  качестве
   первой     причины,     сдерживающей    внедрение    общегородской
   информационной системы.

      1.2. Назначение и цели создания Системы

      1.2.1. Назначение
      По классификации [3] разрабатываемая Система относится к классу
   "АС обработки и передачи информации (АСОИ)".
      Система предназначена для автоматизации подготовки и проведения
   выборов и  подсчета  результатов  голосования   в   участковых   и
   вышестоящих избирательных  комиссиях,  а  также для информатизации
   Правительства Москвы,    местных    администраций     и     других
   государственных служб.*
      Объектами информатизации являются:
      - участковые избирательные комиссии района Митино;
      - вышестоящие избирательные комиссии района Митино  (ТИК,  ОИК,
   МГИК, ЦИК);
      - низовые звенья государственных служб района Митино.**

      --------------------------------
      * В рамках данного этапа работ охватываются  частично  с  целью
   демонстрации  обеспечения  возможности  использования  компонентов
   Системы в  межвыборный  период  для  информатизации  Правительства
   Москвы, местных администраций и других государственных служб.
      ** На первом этапе охватываются частично.

      1.2.2. Цели
      Создание Системы позволит достигнуть следующие цели:
      Общие
      - повышение качества управления;
      - повышение  уровня   информатизации   общества   в   целом   и
   государственных служб в частности;
      - повышение полноты, достоверности и доступности информации;
      - сокращение  сроков и непроизводительных затрат при выполнении
   работ, связанных со сбором, обработкой и передачей информации;
      - горизонтальная интеграция различных государственных служб;
      - укрепление правопорядка.*
      В избирательной сфере:
      - улучшение информационного обеспечения избирательных органов;
      - сокращение затрат по подготовке и проведению выборов;
      - оперативная корректировка списков избирателей;
      - повышение точности и достоверности итогов голосования;
      - сокращение времени получения итогов голосования;
      - мониторинг явки избирателей в реальном времени;
      - улучшение явки избирателей на избирательные участки.
      Критерием оценки   достижения   поставленных   целей   является
   выполнение объектами  информатизации  возложенных  на  них задач в
   заданные сроки.

      --------------------------------
      * В  частности,  путем  выявления  скрываемой  налогооблагаемой
   базы.

                 2. Экономическая эффективность Системы

      При создании  и  дальнейшем  развитии  Системы  будут  получены
   следующие преимущества, имеющие прямой или косвенный экономический
   эффект.

      2.1. Общая

      Повышение охвата  населения  и   организаций   государственными
   программами и полноты исполнения таких программ, как:
      - проведение выборов и референдумов;
      - сбор   налоговых  и  неналоговых  платежей  (арендной  платы,
   коммунальных платежей и т.п.);
      - повышение     правовой     грамотности    и,    тем    самым,
   законопослушности населения;
      - охрана правопорядка;
      - исполнение воинской обязанности;
      - обеспечение   проведения   эвакуационных   и  мобилизационных
   мероприятий;
      - диспансеризация населения;
      - борьба с эпидемическими заболеваниями.
      Сокращение объемов   работ   и   непроизводительных   затрат  в
   следующих сферах:
      - ведение  баз данных общего пользования (учет населения,  учет
   коммерческих организаций и лиц,  ведущих  индивидуальную  трудовую
   деятельность, учет  жилого  и  нежилого фондов зданий и помещений,
   нормативно - правовая информация и т.п.);
      - информационно - поисковые работы, проводимые государственными
   службами в ходе своей деятельности;
      - документооборот   и  делопроизводство  (обмен  документами  в
   электронном виде,   автоматизация   хранения,   учета   и   поиска
   документов, перевод  бумажных  документов  в электронный вид путем
   сканирования, распознавание   и    автоматизированная    обработка
   информации бумажных документов и типовых бланков);
      - работа   с   обращениями   населения    и    организаций    в
   государственные органы;
      - проведение социологических и демографических исследований.
      Сокращение ущерба  в  случае  экстремальных  ситуаций  за  счет
   следующих мер:
      - обеспечение   возможности   или   повышение  оперативности  и
   живучести коммуникации между различными государственными  службами
   на низовом уровне,  минуя центральный аппарат в условиях нарушения
   связи.
      Получение дополнительных    доходов    и    повышение    уровня
   информатизации общества за счет предоставления следующих услуг:
      - предоставление доступа к информации Системы и информационно -
   поисковых услуг заинтересованным коммерческим организациям;
      - предоставление информационных услуг населению и организациям,
   не располагающим соответствующими техническими  возможностями,  по
   месту жительства/нахождения  (при  этом  может предоставляться как
   собственная информация  Системы,  так  и  получаемая   от   других
   информационных систем,   а   также   услуги   электронной   почты,
   факсимильной связи и т.п.);
      - передача  информации  фирмам  -  провайдерам  услуг доступа в
   Интернет  для  предоставления  информационных  услуг  населению  и
   организациям через глобальную сеть;
      - инициативная  публикация  в   Системе   частными   лицами   и
   организациями желаемых сведений о себе и своей деятельности.
      Сокращение сроков  и  затрат  по  созданию  Системы   за   счет
   следующих мер:
      - использование имеющейся инфраструктуры системы ГАС "Выборы";
      - совместное   использование   имеющейся  и  вновь  создаваемой
   инфраструктуры ГАС "Выборы" для информатизации не только выборных,
   но и других государственных задач;
      - использование прогрессивной технологии  простого  устойчивого
   программного   обеспечения   с   удаленным   сопровождением  через
   телекоммуникационную сеть.*
      Сокращение затрат   на  внедрение,  сопровождение,  развитие  и
   эксплуатацию Системы за  счет  использования  новых  технологий  и
   архитектурных решений, а  именно:
      - централизация не только  информации,  но  и  приложений,  что
   кардинально снижает  затраты на создание,  эксплуатацию и развитие
   Системы;
      - устранение   необходимости  оснащения  специализированным  ПО
   каждого рабочего места, подключенного к Системе;
      - упрощение   службы   технической   поддержки   (модернизация,
   устранение ошибок осуществляются  централизованно  и  одновременно
   для всех пользователей);
      - снятие  нагрузки  с  системных  администраторов  организаций,
   расширение числа обслуживаемых ими подсистем.

      --------------------------------
      * Что  включает  диагностику   и   устранение   неисправностей,
   развитие и обновление, техническую поддержку пользователей.

      2.2. В избирательной сфере

      Повышение участия населения в выборах, референдумах и опросах.
      Сокращение реально необходимого срока  деятельности  участковых
   избирательных комиссий за счет следующих мер:
      - автоматизация  и  сокращение  сроков  выполнения   работ   по
   подготовке и проведению выборов;
      - мониторинг  явки  избирателей  на  избирательные  участки   в
   реальном времени;
      - ускорение формирования результатов голосования.

                           3. Функции Системы

      Система предназначена для информатизации следующих организаций:
      - участковые избирательные комиссии района Митино;
      - вышестоящие  избирательные комиссии района Митино (ТИК,  ОИК,
   МГИК, ЦИК);
      - низовые звенья государственных служб района Митино.*

      --------------------------------
      * На первом этапе охватываются частично.

      3.1. Общие

      Система в соответствии с ее техническим оснащением и  в  случае
   ее  последовательного  развития будет способна выполнять следующие
   общие функции:
      - сбор, хранение, обработка и передача информации в электронном
   виде, ведение фактографических и документальных баз данных;
      - контроль прав доступа к информации;
      - предоставление    информации    по    запросам,    выполнение
   информационно - поисковых функций;
      - исполнение функций местных информационных центров;
      - контроль  выполнения  различных  обязанностей   населения   и
   организаций перед государством и его службами;
      - информационное   обеспечение    управления    кризисными    и
   чрезвычайными ситуациями;
      - прием,  учет и обработка обращений населения и организаций  в
   государственные органы;
      - электронные документооборот и делопроизводство  (с  возможным
   развитием до   единой   общегосударственной  системы  электронного
   документооборота и делопроизводства);
      - автоматизированная    обработка    бланков    (документов   с
   фиксированной смысловой   и    геометрической    структурой),    в
   частности, избирательных    бюллетеней,    налоговых   деклараций,
   таможенных деклараций,  счетов за  коммунальные  услуги,  штрафных
   квитанций, других платежных документов, различных видов отчетности
   и т.п.
      Все указанные  функции  обмена информацией могут быть доступны,
   при наличии соответствующих прав,  в  глобальном  масштабе  (через
   коммуникационную сеть Интернет) вне зависимости от ведомственной и
   территориальной   принадлежности   поставщиков   и    потребителей
   информации.

      3.2. В избирательной сфере

      В избирательной  сфере  Система  должна   выполнять   следующие
   основные функции:
      - регистрация (учет) избирателей;
      - подготовка данных о выборах и референдумах (текстов и макетов
   избирательных бюллетеней,   списков    кандидатов    и    вопросов
   референдумов, протоколов избирательных комиссий и т.п.);
      - передача  данных  о  проводимых  выборах  от  ИК,  проводящей
   выборы, во все подчиненные ИК и в УИК в электронном виде;
      - контроль готовности УИК к проведению выборов;
      - автоматическая     обработка     избирательных     бюллетеней
   непосредственно в ходе голосования;
      - передача  данных  о  явке  избирателей  в  вышестоящие  ИК  в
   электронном виде в реальном времени;
      - автоматическое формирование итоговых протоколов;
      - автоматизированный логический контроль итогов непосредственно
   на избирательном участке;
      - передача   итогов  голосования  в  ТИК  и  вышестоящие  ИК  в
   электронном виде;
      - подведение итогов голосования для последующего  представления
   и анализа;
      - отображение  информации   о   явке   избирателей   и   итогах
   голосования (графическое представление);
      - сбор и обработка  статистической  информации  по  результатам
   голосования и ее графическое представление;
      - обработка  данных  о  явке   избирателей   для   последующего
   представления и анализа;
      - контроль целостности и защита данных от  несанкционированного
   доступа;
      - решение различных задач информатизации в межвыборный период.

                    4. Основные технические решения

      В данном   разделе  рассматриваются  отличительные  технические
   решения, которые предлагается реализовать  при  создании  Системы.
   Анализ и  выбор  решений  проводился  в соответствии с нормативным
   документом [3],  где  формулируются  основные  принципы   создания
   автоматизированных систем, а именно:
      - системности  -  связи   между   элементами   Системы   должны
   обеспечивать ее  цельность  и  возможность  интеграции  с  другими
   системами;
      - открытости - Система должна создаваться с учетом пополнения и
   обновления ее функций без нарушения функционирования;
      - совместимости  - должны быть реализованы (использованы) такие
   интерфейсы обмена информацией, которые позволяют взаимодействовать
   с другими системами;
      - стандартизации  -  должны   применяться   стандартизированные
   проектные решения и компоненты;
      - эффективности - достижение  рационального  соотношения  между
   затратами на создание Системы и эффектом ее применения.
      Подробный состав  и  структура  всех  компонентов  приведены  в
   разделе 5.    Предлагаемые    архитектурные    решения   позволяют
   эксплуатировать на рабочих местах пользователей только стандартное
   ПО, которое  или уже предустановлено на компьютерах,  или способно
   автоматически      устанавливаться       (обновляться)       через
   телекоммуникационную  сеть.  Такой  подход  позволяет  существенно
   повысить эффективность Системы.
      Система разрабатывается   на   основе   современных  технологий
   построения территориально  распределенных  информационных  систем,
   передовых программных и аппаратных платформ.

      4.1. Концепция обработки информации

      Система основана на концепции доступа к данным и приложениям  с
   помощью "универсального клиента" через  телекоммуникационную  сеть
   Интернет.  Специализированное  программное  обеспечение  Системы и
   данные располагаются  на  выделенном  узле  обработки  информации,
   доступ к которому осуществляется по телекоммуникационной сети.

      --------------------------------
      * Так    называемого    броузера    информационных    ресурсов,
   стандартного средства просмотра и модификации информации.

      Суть концепции    -   в   использовании   на   рабочих   местах
   пользователей только стандартного  программного  обеспечения  и  в
   меньшей  степени  компонентов,  которые  могут  автоматически (без
   вмешательства пользователя) устанавливаться  и  обновляться  через
   телекоммуникационную сеть. Программная реализация прикладных задач
   (функциональные комплексы  задач)  устанавливается  на  выделенных
   узлах обработки информации, а не на рабочих местах пользователей.
      Таким образом,  как информация, так и приложения хранятся не на
   рабочих местах  пользователей,  а  на  выделенных  узлах обработки
   информации, имеющих гораздо более  высокую  надежность  и  степень
   защиты от несанкционированного доступа.
      Типичный цикл  функционирования  Системы   при   информатизации
   выборного процесса состоит из следующих этапов:
      - планирование и подготовка данных  для  проведения  выборов  и
   референдумов;
      - проведение голосования;
      - автоматизированное подведение итогов голосования;
      - отображение и распространение итогов голосования;
      - статистический  анализ  итогов  голосования  для последующего
   планирования.
      Параллельно функционированию    Системы    при   информатизации
   выборного процесса  идет  постоянное  использование  Системы   для
   информатизации городских служб:
      - регистрация новой информации (по населению, избирателям);
      - модификация, обработка и использование информации.
      Важным преимуществом    является    совместное    использование
   технических средств  как для проведения голосования (в составе КСА
   УИК), так и в межвыборный период.
      Систему можно   рассматривать    как   совокупность   различных
   категорий участников,  взаимодействующих  между  собой  по   четко
   оговоренным правилам.   Выделим   следующие  категории  участников
   Системы:
      - узлы обработки информации (УОИ);
      - пользователи Системы;
      - информационные сервисы;
      - специальные рабочие места;
      - общая телекоммуникационная сеть (Интернет).
      Рассмотрим подробнее каждую категорию участников.

      4.1.1. Общая телекоммуникационная сеть (Интернет)
      Сегодня распространенным решением при  создании  распределенных
   ведомственных информационных     систем     является    построение
   собственной телекоммуникационной сети.
      Указанное решение имеет следующие преимущества:
      - достаточно   высокая   степень   защищенности    данных    от
   несанкционированного доступа извне (что,  однако,  достигается при
   полной изоляции  сети  от  других  телекоммуникационных  систем  и
   обеспечении невозможности физического подключения к каналам связи,
   а также никак не связано с  защитой  данных  от  недобросовестного
   внутреннего пользователя).
      Указанное решение имеет следующие недостатки:
      - чрезвычайно  высокие  начальные  затраты на прокладку каналов
   связи, приобретение  оборудования,  организацию  хостов   (узловых
   коммуникационных серверов) и т.п.;
      - большой срок реализации проекта;
      - необходимость  постоянной  поддержки и высокие затраты на нее
   (подобные сети  необходимо  администрировать  с  привлечением   на
   постоянной основе высококвалифицированного технического персонала,
   постоянно обновлять   устаревающее    сетевое    и    компьютерное
   оборудование и программное обеспечение, каналы связи);
      - относительно  низкая  надежность  (отсутствие   многократного
   резервирования каналов связи);
      - данное  решение  не тиражируемо в масштабе страны (его можно,
   например,  значительными усилиями реализовать в рамках Москвы,  но
   это будет не более чем демонстрация).
      В связи   с  большим  количеством  недостатков  такого  решения
   предлагается следующая альтернатива.
      Согласно принципу   максимального   использования   стандартных
   компонентов, а  также исходя из критериев удобства и экономичности
   в настоящее время разумное решение по  организации  сети  передачи
   данных    -    это   использование   существующей   высокоразвитой
   телекоммуникационной сети Интернет.
      Решение на базе Интернет имеет следующие преимущества:
      - низкие  затраты  и  короткий  срок реализации проекта за счет
   использования готовой инфраструктуры;
      - отсутствие  необходимости поддержки и развития инфраструктуры
   (выполняется крупными специализированными сервис - провайдерами);
      - высочайшая  надежность (многократное резервирование каналов и
   узлов, обслуживание высококвалифицированным персоналом);
      - постоянно наращиваемая пропускная способность;
      - расширяемость,  реальная   возможность   включения   в   сеть
   организаций низовых звеньев (в частности, участковых избирательных
   комиссий).*
      Решение на базе Интернет имеет следующие недостатки:  требуются
   специальные решения по защите информации  от  несанкционированного
   доступа (НСД) извне.
      Однако львиная  доля  информации не является секретной.** Кроме
   того,  в  настоящее  время  есть  адекватные  решения  по   защите
   информации  в  Интернет  (подробнее - раздел 4.7),  подтверждаемые
   следующими фактами:
      - использование сети Интернет за рубежом такими ведомствами и в
   таких сферах, как армия, банки, электронная торговля;
      - создание стандартных решений по защите информации в Интернет,
   таких как протоколы  с  обеспечением  безопасности  типа  SHTTP  и
   S/MIME,  системы шифрования данных типа DES,  средства электронной
   подписи,   различные   аппаратные   и   программные    брандмауэры
   (межсетевые экраны) и т.п.;
      - высокая  заинтересованность  в  использовании Интернет такими
   мощными российскими структурами, как банки.

      --------------------------------
      * Разумеется,  без выделения для них постоянных IP - адресов, а
   на основе SMTP - адресов.
      ** Проведенные  по  заказу  Московского  комитета  по  науке  и
   технологиям (АО "МКНТ") исследования ("Аналитическая информация по
   внедрению компьютерных технологий  в  сферу  управления  городским
   хозяйством") показали,  что информация в большинстве ведомственных
   информационных систем  носит  служебный  характер  и  не  является
   секретной.

      В настоящее время более 50% компаний, входящих в список Fortune
   1000, используют сети Интернет (Интранет);  остальные планируют их
   установку  в  ближайшие   полгода.  В   Интернет   работает  около
   500 банков. Информационные системы на основе Интернет используются
   такими крупными организациями и компаниями, как:
      - AT&T;,   MasterCard,   Chase   Manhattan   Bank,  Wells Fargo,
   CitiCorp - система кредитных карт в масштабе страны;
      - American Express,  Charles Schwab & Co, Fidelity Investments,
   CheckFree, EDS - онлайновое банковское обслуживание;
      - Bankers  Trust,  7-й  по  величине  банк  США  -   финансовые
   транзакции;
      - Торговая палата США,  Unibex,  IBM,  Dun & Bradstreet и др. -
   обеспечение мелкого и среднего бизнеса;
      - NASA,  Boeing,   McDonnelDouglas   -   объединенная   система
   разработки Darwin;
      - Columbia HCA Healthcare Corp. - объединение 347 больниц;
      - J.C.  Penney Co, сеть магазинов в США - управление торговлей,
   30000 рабочих мест;
      - 3М - маркетинг;
      - DEC - анкетирование и голосование;
      - McLean,   крупнейший   оптовый  поставщик  товаров  в  США  -
   управление торговлей;
      - Amgen,  биотехнологии,  оборот  2  млрд.  дол.  -  управление
   документами;
      - General  Electric  Medical  Systems  -  передача  томограмм и
   цифровых рентгенограмм;
      - Sandia   National   Labs   -   научно   -   исследовательская
   деятельность;
      - Гарвардский    университет    -   практически   все   стороны
   деятельности.
      Процесс появления  сертифицированной  для  применения  в России
   системы защиты  информации  в  Интернет  быстро   развивается.   В
   частности, уже     имеется    сертифицированный    гостехкомиссией
   брандмауэр "Пандора",  адаптированный  российской фирмой "Релком -
   Альфа".  О намерении применять  эту  систему  заявили  большинство
   российских   провайдеров   услуг   Интернет:  "Релком",  "Фактор",
   "Роснет",   "Global  One".  На  сертификации  находятся еще  около
   10 других средств защиты информации в Интернет.
      Интернет представляет  собой  совокупность  большого количества
   сетей передачи     информации     (коммерческих,      федеральных,
   корпоративных, ведомственных и  т.п.),  логически  объединенных  в
   одну  общую  Сеть.  Суть  Интернет  -  в использовании стандартных
   открытых  протоколов  для  обмена   информацией,   что   позволяет
   различным   сетям   функционировать   как   единое  целое  и  дает
   возможность новым сетям стать частью Интернет.*
      Существующая инфраструктура  Интернет  обеспечивает  реализацию
   различных видов    обмена    данными:    интерактивный    просмотр
   гипертекстовых документов   (протокол   НТТР),   передачу   файлов
   произвольного объема    (протокол    FTP),    обмен   электронными
   сообщениями (протокол SMTP), глобальный поиск информации (протокол
   Gopher) и многих других.**

      --------------------------------
      * Все существующие в нашей стране сети (РОПАК,  РОСНЕТ,  АТЛАС,
   различные   ведомственные   сети)   постепенно  становятся  частью
   Интернет,  реализуя  поддержку  принятых  в  последней  протоколов
   обмена данными.
      ** За счет открытости Интернет этот  список  может  пополняться
   любым  другим  протоколом  уровня  приложения,  работающим  поверх
   транспортного протокола ТСР/IP и предоставляющим требуемый сервис.
   В  настоящее  время  набор  таких  сервисов постоянно пополняется,
   делая работу в Интернет все более и более продуктивной.

      Важно, что    существующее    стандартное    ПО    поддерживает
   перечисленные стандарты,    давая    возможность   разрабатываемым
   информационным системам       пользоваться        вышеприведенными
   возможностями  в готовом виде.  Другим важным для Системы фактором
   является практически 100-процентная надежность Интернет  как  сети
   передачи   информации,   обеспеченная  многократным  дублированием
   физических каналов передачи данных.
      При использовании     инфраструктуры     Интернет      отпадает
   необходимость в    построении   частных   телекоммуникационных   и
   информационных сетей и средств передачи информации (типа  ДИОНИС),
   что является трудоемким и дорогостоящим  процессом  и  не  дает  в
   итоге  той  степени  надежности при передаче данных,  которую дает
   Интернет.

      4.1.2. Узлы обработки информации
      Это специализированные      подразделения,       обеспечивающие
   функционирование Системы  (т.е.   не   являющиеся   пользователями
   Системы). Их основная роль - обеспечение надежного, эффективного и
   постоянного хранения информации  и  доступа  к  ней  пользователей
   Системы.  Техническое  оснащение - высокого уровня.  Обслуживающий
   персонал - высококвалифицированный.
      На УОИ функционирует как специализированное  ПО,  разработанное
   для решения  различных  задач  информатизации  (в  избирательной и
   других сферах),   так   и   высоконадежное    общесистемное    ПО,
   обеспечивающее хранение и доступ к данным.
      Подробное описание структуры и функционирования  УОИ,  перечень
   необходимого технического    оборудования,   программных   средств
   приведены в разделе 5.3.
      При развитии   Системы   может   выявиться   необходимость    в
   организации нескольких УОИ.  Сеть УОИ строится по территориальному
   (не  ведомственному)  признаку,   что   обеспечивает   стандартное
   представление  и доступность информации.  УОИ должны размещаться в
   крупных  региональных   центрах.   Каждый   УОИ   подключается   к
   телекоммуникационной сети    по   выделенному   каналу   и   может
   обслуживать несколько    тысяч    пользователей     одновременно.*
   Соответственно, каждый УОИ имеет уникальный Интернет - адрес.**
      Программно -    техническое    оснащение    УОИ   функционирует
   круглосуточно. Для обеспечения надежности  применяются  технологии
   кластеризации, горячего   и  холодного  дублирования.  Применяемые
   специализированные аппаратные   средства   обеспечивают    гораздо
   большую надежность хранения и обработки информации, чем аппаратные
   средства на рабочих местах пользователей.

      --------------------------------
      * Описание телекоммуникационной компоненты с перечислением всех
   возможных методов подключения к сети приведено в разделе 6.
      ** URL (universal resource location)  -  унифицированный  адрес
   информационного ресурса в Сети.

      4.1.3. Информационный сервис
      Информационный сервис  -  это реализация в виде ПО набора задач
   проблемной области   (функций,    операций,    режимов    работы),
   составляющий законченную    подсистему.    Например,    подсистема
   автоматизации выборного процесса ("Выборы"),  управления  людскими
   ресурсами ("Население") и т.п.  Информационные сервисы исполняются
   на    УОИ,   причем   последние   могут   представлять   несколько
   информационных сервисов одновременно.
      В рамках    информационного    сервиса    формируются    группы
   пользователей со своими массивами информации и правами доступа.
      Любая заинтересованная   организация   может   подключиться   к
   необходимому ей информационному сервису, например, выборному, если
   ей будут  выделены  соответствующие  права  доступа.   Для   этого

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное