Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
03.10.2017
USD
57.81
EUR
67.91
CNY
8.69
JPY
0.51
GBP
76.98
TRY
16.13
PLN
15.73
 

МОДЕЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС ДЛЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (ОБЩАЯ ЧАСТЬ) (ПРИНЯТ В Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 16.11.2006 ПОСТАНОВЛЕНИЕМ 27-12 НА 27-ОМ ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                                                                Принят
                                         на двадцать седьмом пленарном
                                  заседании Межпарламентской Ассамблеи
                                             государств-участников СНГ
                                                (Постановление N 27-12
                                               от 16 ноября 2006 года)
   
                    МОДЕЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС
      ДЛЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
   
                              (ОБЩАЯ ЧАСТЬ)
   
                РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
                          В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
   
                                 Глава 1
   
                             ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Статья 1. Основные понятия Модельного образовательного кодекса
   
       Модельный   образовательный   кодекс   -   законодательный  акт
   рекомендательного    характера,    содержащий   в   систематическом
   изложении     общие    для    государств-участников    СНГ    нормы
   образовательного права.
       Единое   (общее)   образовательное   пространство   Содружества
   Независимых  Государств  -  пространство, характеризуемое общностью
   принципов    государственной    политики   в   сфере   образования,
   согласованностью    государственных   образовательных   стандартов,
   программ,  уровней  образования,  нормативных  сроков  обучения  на
   каждом  уровне,  положений  и требований по подготовке и аттестации
   научных  и  научно-педагогических  кадров,  равными возможностями и
   свободной  реализацией  прав  граждан  на  получение  образования в
   государственном   и  муниципальном  образовательном  учреждении  на
   территории     государств-участников     СНГ.     Единое    (общее)
   образовательное  пространство  является составной частью духовного,
   культурного   пространства   Содружества   Независимых  Государств,
   базирующегося  на  исторической  общности  живущих  в нем народов и
   устремлении к реализации их общих исторических целей.
       Образование   -  процесс  воспитания  и  обучения  в  интересах
   личности,  общества,  государства,  ориентированный  на сохранение,
   совершенствование  и  передачу  знаний,  трансляцию  культуры новым
   поколениям        в       целях       обеспечения       устойчивого
   социально-экономического  и  духовного развития страны, постоянного
   совершенствования  нравственного,  интеллектуального, эстетического
   и физического состояния личности и общества.
       Система  образования  -  совокупность взаимосвязанных субъектов
   образовательного  права,  осуществляющих свою деятельность в рамках
   действующего  законодательства,  направленная на достижение целей и
   задач  государственной  политики  в  области  образования,  науки и
   культуры государств-участников СНГ.
       Дошкольное  образование  -  образование,  призванное обеспечить
   полноценное   развитие   ребенка   с   учетом   его   возрастных  и
   индивидуальных  особенностей, его подготовку к получению начального
   образования.
       Общее  образование - образование, направленное на решение задач
   формирования  общей культуры личности, адаптации личности к жизни в
   обществе,   создание  основы  для  осознанного  выбора  и  освоения
   профессиональных   образовательных   программ.   Общее  образование
   включает  в  себя  три  ступени:  начальное  общее, основное общее,
   среднее (полное) общее образование.
       Начальное  профессиональное образование - подготовка работников
   квалифицированного  труда  (рабочих,  служащих)  по  всем  основным
   направлениям  общественной  деятельности на базе основного общего и
   среднего общего образования.
       Среднее    профессиональное    образование    -    образование,
   обеспечивающее  приобретение  гражданами  профессиональных  знаний,
   умений,  навыков  на  базе  основного  общего,  среднего  (полного)
   общего или начального профессионального образования.
       Высшее  профессиональное  образование  -  образование,  имеющее
   целью   подготовку  высококвалифицированных  специалистов  по  всем
   группам     специальностей    и    квалификациям,    удовлетворение
   потребностей  личности в углублении и расширении своего образования
   на   базе   среднего   (полного)   общего  образования,  начального
   профессионального     образования,    среднего    профессионального
   образования как на дипломном, так и на последипломном уровнях.
       Послевузовское   профессиональное  образование  -  образование,
   предоставляющее     гражданам    возможность    повышения    уровня
   образования,  научной,  педагогической квалификации на базе высшего
   профессионального образования.
       Дополнительное  профессиональное  образование  -  образование в
   пределах  соответствующих  уровней  профессионального  образования,
   осуществляемое   в   целях   совершенствования  компетентности  или
   повышения уровня квалификации по той или иной профессии.
       Специальное  образование  - процесс обучения и воспитания лиц с
   особенностями    физического   и   (или)   психического   развития,
   осуществляемый  в  специальных  или  обычных  учебных  заведениях и
   включающий  оказание  коррекционной  помощи, социальную адаптацию и
   интеграцию указанных лиц в общество.
       Государственная   политика   в   области   образования   -  это
   направляющая   и  регулирующая  деятельность  государства  в  сфере
   образования,  осуществляемая  им для достижения вполне определенных
   стратегических  целей  и  решения  задач  общегосударственного  или
   глобального   значения.   Она   определяется   на   высшем   уровне
   государственной   власти   и   реализуется   посредством   принятия
   соответствующих  нормативных  документов  правительства, реализации
   положений    общегосударственных    и    международных    программ,
   международных  актов  (договоров, соглашений и т.п.), а также путем
   вовлечения  в процесс реализации государственной политики в области
   образования  всех  заинтересованных  слоев  общества  (учащихся, их
   родителей,  работников  образовательных учреждений, работодателей),
   а    также    средств    массовой    информации,   общественных   и
   профессиональных   ассоциаций,  союзов  и  других  влиятельных  сил
   общества.
       Автономия   учебных   заведений  -  право  самостоятельно,  без
   вмешательства  извне  решать  вопросы подбора и расстановки кадров,
   осуществлять   учебную,  научную,  финансово-хозяйственную  и  иную
   деятельность  в соответствии с законодательством и уставом учебного
   заведения.
       Академическая  свобода  -  право  педагогических  работников на
   свободу   выбора   средств   и   методов   обучения  и  воспитания,
   направлений   и   методов   проведения   научных  и  педагогических
   исследований,   публикацию   результатов   своих   профессиональных
   достижений,  участие в общественных и профессиональных объединениях
   и  т.п.; право обучающегося на выбор уровня и направления (профиля)
   профессионального   образования,  формы  его  получения  и  способа
   участия   в  образовательном  процессе  в  соответствии  со  своими
   способностями   и   потребностями.   Представляемые   академические
   свободы  влекут  за собой академическую ответственность за создание
   оптимальных  условий  для  свободного  поиска истины, ее свободного
   изложения и распространения.
       Уровни   и   ступени   образования   (определены  Международной
   стандартной классификацией образования (МСКО-97) ЮНЕСКО):
       -   уровень   0  -  дошкольное  образование  -  первая  ступень
   организованного   обучения,  программы  которого  ориентированы  на
   обучение  и  развитие  детей  и  направлены  на  подготовку детей к
   школьной среде;
       -  уровень  1  -  начальное образование - первый цикл основного
   образования,   программы  которого  направлены  на  формирование  у
   обучающихся  прочных  основ  знаний  и  навыков  в чтении, письме и
   арифметике,  а  также  на  понимание  других  дисциплин,  таких как
   история, география, естественные науки, искусство и музыка;
       -  уровень  2  -  среднее образование - первая ступень среднего
   образования,  или  второй  цикл основного образования, обязательные
   программы  обучения  которого  охватывают образование, продолжающее
   основные   программы   первого   уровня  на  базе  более  предметно
   ориентированной  модели  с  привлечением  учителей-предметников. На
   этом уровне могут применяться ранние формы специализации;
       -  уровень  3  -  среднее образование - вторая ступень среднего
   образования,  программы  которой требуют эквивалента не менее чем 9
   -  10-летнего  образования с углублением специализации по сравнению
   с  предыдущим  уровнем;  при  этом преподаватели должны иметь более
   высокую   квалификацию.   На   данном  уровне  необходимо  выделить
   программы,   обеспечивающие   доступ   к   уровню   5  (образование
   техническое  и  профессиональное),  к  программам уровня 4, а также
   программы,  не  дающие  доступа  к  дальнейшему  обучению  на более
   высоких  уровнях,  а  готовящие  кадры  непосредственно  для  рынка
   труда;
       -  уровень  4  -  третий  уровень  образования  - новый уровень
   образования,  включающий  программы послесреднего сектора обучения,
   находящиеся  на  границе  среднего  и  послесреднего  образования и
   предназначенные   для   учащихся,   уже   имеющих   полное  среднее
   образование.  По  своему  характеру  данные  программы  могут  быть
   академические  или  профессиональные, ориентированные на подготовку
   к обучению в высших учебных заведениях;
       -  уровень  5  - первая ступень высшего образования - программы
   высшего  образования  с  более  емким  содержанием  по  сравнению с
   уровнями 3 и 4;
       1)  программы МСКО 5A носят в основном теоретический характер и
   предназначены   для   обеспечения   достаточной   квалификации  для
   получения    доступа    к    продвинутым   научно-исследовательским
   программам   и   профессиям   с   высокими  требованиями  к  уровню
   квалификации;
       2)   программы   МСКО  5B  в  целом  имеют  более  практическую
   (техническую) направленность, чем программы 5A;
       -  уровень  6  -  вторая ступень высшего образования (ведущая к
   присвоению  научной  квалификации).  Программы этого уровня высшего
   образования  ведут  к  присвоению  квалификации  в  области научных
   исследований,    рассчитаны    на    специальные   исследования   и
   самостоятельные    исследовательские   работы.   Требуется   защита
   диссертации,     подготовленной    на    основе    самостоятельного
   исследования  и  представляющей собой существенный вклад в развитие
   знаний.
       Кодификация    -   способ   систематизации   образования.   При
   кодификации     пересматриваются    заново    все    имеющиеся    в
   соответствующих   областях   права  нормы,  отменяются  устаревшие,
   вырабатываются     новые     нормы,    восполняются    пробелы    в
   законодательстве,   устраняются   имевшиеся   ранее  расхождения  и
   противоречия  между отдельными нормами, несоответствия конституции.
   В  результате  кодификации  по  отдельным  отраслям  права издаются
   кодексы,    каждый    из    которых    представляет   собой   новый
   законодательный  акт,  заменяющий действовавшие ранее законы и иные
   правовые акты, регулирующие тот же круг отношений.
       Экстернат  -  самостоятельное  изучение  обучающимися дисциплин
   согласно     основной     образовательной     программе     высшего
   профессионального  образования по избранному направлению подготовки
   с последующей аттестацией в высшем учебном заведении.
   
       Статья 2. Задачи законодательства об образовании
   
       Основными    задачами   законодательства   об   образовании   в
   государствах-участниках СНГ являются следующие:
       1)  создание  надежной  правовой  основы  для  реализации всеми
   гражданами  государств-участников  СНГ  их  конституционных прав на
   образование  и  получение  качественного общего и профессионального
   образования,    соответствующего   современному   уровню   развития
   экономики, гражданского демократического общества и государства;
       2)  закрепление  надежных  юридических  гарантий  трудовых прав
   работников  системы  образования, их академических свобод, научного
   и педагогического творчества;
       3)   разработка   правовых   норм,   обеспечивающих  мониторинг
   соблюдения      правительствами      государств-участников      СНГ
   конституционных  положений,  относящихся  к  сфере  образования,  а
   также их обязательств в этой сфере перед личностью и обществом;
       4)  разработка  законодательных  положений, позволяющих органам
   управления   образованием   оперативно  реагировать  на  меняющуюся
   миссию  образования  в  XXI  веке,  глобализацию  и  ее  влияние на
   образование,   требования   новых   международных  актов,  развитие
   информационно-коммуникационных    технологий,   быстро   меняющиеся
   требования рынка труда.
   
       Статья 3. Принципы законодательства об образовании
   
       Принципы  законодательства  об  образовании  определяют  основы
   правового    статуса    работников    образовательных   учреждений,
   организаций  и  содержание метода правового регулирования отношений
   в сфере образования.
       Основными   принципами   законодательства   об   образовании  в
   государствах-участниках СНГ являются:
       1)   общедоступность   образования   на   всех   его   уровнях,
   недопустимость  какой-либо  дискриминации  доступа к образованию по
   признакам  расы,  национальности,  пола, языка и религии, а также в
   силу  каких-либо  экономических  и  иных  социальных  различий  или
   физических и (или) психических нарушений;
       2)  государства-участники СНГ могут устанавливать более высокий
   уровень     обязательного    бесплатного    образования,    включая
   профессиональное образование;
       3)  бесплатность  в  государственных учебных заведениях общего,
   начального   профессионального  и  на  конкурсной  основе  среднего
   профессионального,   высшего  профессионального  образования,  если
   иное не предусмотрено национальным законодательством;
       4) государственная социальная помощь обучающимся;
       5)   свобода   и   плюрализм   в   образовании,  обеспечиваемые
   многообразием    типов    и   видов   образовательных   учреждений,
   организаций и вариативностью образовательных программ;
       6)   автономия   образовательных   учреждений  и  академические
   свободы    педагогических    работников   и   обучающихся.   Органы
   государственной    власти    могут   вмешиваться   в   деятельность
   образовательных  учреждений  и организаций только на основе закона,
   в рамках закона и способами, предусмотренными законом;
       7) светский характер образования;
       8) непрерывность образования;
       9)  ориентация  на  мировые  стандарты,  опыт наиболее развитых
   стран,   программные   документы  ООН  и  ЮНЕСКО,  международные  и
   региональные  конвенции,  декларации,  включая  Болонскую, с учетом
   национальных      интересов,     культуры,     традиций     каждого
   государства-участника СНГ.
   
       Статья   4.   Отношения,   регулируемые   законодательством  об
   образовании
   
       Законодательство  об  образовании  регулирует  отношения  между
   обучающимися,      педагогическими     и     иными     работниками,
   образовательными   учреждениями   с  целью  получения  обучающимися
   общего   или   профессионального   образования   не   ниже  уровня,
   предусмотренного   образовательной   программой  и  подтверждаемого
   документом о соответствующем образовании и (или) квалификации.
   
       Статья  5.  Законодательство  об  образовании  и  нормы  других
   отраслей законодательства
   
       Законодательство  об  образовании  может включать в свой состав
   нормы     других     отраслей    права    (комплексные    институты
   образовательного    законодательства)    -    гражданского   права,
   административного права, трудового права и т.п.
   
       Статья 6. Принципы Модельного образовательного кодекса
   
       Модельный  образовательный кодекс для государств-участников СНГ
   основывается на следующих принципах:
       1)        государственный        суверенитет,       равноправие
   государств-участников  СНГ,  уважение прав человека и международных
   обязательств;
       2)     согласованность     квалификационных    требований    по
   специальностям,  уровней  и ступеней образования, продолжительности
   обучения  на  каждой  из  них,  типов  образовательных  учреждений,
   организаций форм обучения;
       3)  эквивалентность документов об образовании, нормативной базы
   и  механизмов  установления  эквивалентности  и взаимного признания
   документов  государственного  образца  об  общем и профессиональном
   образовании, ученых степенях и ученых званиях;
       4)    демократический    характер    управления   образованием,
   расширение    академических   свобод   и   полномочий   организаций
   образования;
       5) гуманистический и развивающий характер образования.
   
       Статья 7. Цели и задачи Модельного образовательного кодекса
   
       Главной  целью  Модельного  образовательного  кодекса  является
   использование     потенциала    государств-участников    СНГ    для
   удовлетворения   потребности   граждан  в  образовании,  содействие
   формированию   единого   (общего)   образовательного   пространства
   государств-участников СНГ.
       Задачами Модельного образовательного кодекса являются:
       1)     гармонизация    национальных    законодательных    актов
   государств-участников СНГ в области образования;
       2)      содействие      интеграции      систем      образования
   государств-участников СНГ;
       3)    согласование   подходов   к   выработке   государственных
   образовательных  стандартов  и требований к подготовке и аттестации
   научных и научно-педагогических кадров;
       4)   содействие   в   разработке  национальных  образовательных
   кодексов государств-участников СНГ;
       5)    согласование    позиций   государств-участников   СНГ   в
   международных  организациях,  осуществляющих  программы  в  области
   образования,    а    также   подходов   к   реализации   требований
   международных  актов,  прежде  всего Генерального соглашения ВТО по
   торговле   услугами,  включая  образовательные  услуги  (1995  г.),
   Лиссабонской    конвенции    о   признании   квалификаций   высшего
   образования   в   Европейском   регионе   (1997  г.),  Региональной
   конвенции   о   признании   учебных   курсов,   дипломов  о  высшем
   образовании  и  ученых степеней в государствах Азии и Тихого океана
   (1983  г.),  Болонской  декларации  (1999  г.) о создании к 2010 г.
   европейской зоны высшего образования и других.
   
       Статья  8.  Отношения,  регулируемые  Модельным образовательным
   кодексом
   
       1.      Настоящим      Кодексом      регулируются     отношения
   государств-участников СНГ в области образования.
       2.  Положения  Модельного образовательного кодекса используются
   государствами-участниками  СНГ для регулирования отношений в рамках
   их национальных систем образования.
   
       Статья    9.   Модельный   образовательный   кодекс   и   нормы
   международного права
   
       Общепризнанные  принципы  и  нормы международного права в сфере
   образования  являются составной частью национальных законодательств
   государств-участников СНГ в этой области и настоящего Кодекса.
   
       Статья    10.    Основные   цели   и   задачи   образования   в
   государствах-участниках СНГ
   
       1. Основными целями образования являются:
       1)  полноценная  подготовка  подрастающего  поколения к жизни и
   труду;   формирование   у   него   высоких   гражданских   качеств,
   трудолюбия,  уважения к закону, правам и свободам человека, любви к
   Отчизне, семье, рачительного отношения к природе;
       2)  накопление,  сохранение,  приумножение  и  передача  знаний
   обучающимся   для   обеспечения   устойчивого  развития  экономики,
   социальной  сферы, культуры, духовности общества, науки, технологий
   как  в  рамках  одного  государства-участника  СНГ,  так и в рамках
   Содружества в целом;
       3)   увеличение   вклада   в  международное  взаимопонимание  и
   сотрудничество,  торжество  справедливости,  прав и основных свобод
   человека;
       4)    искоренение    коррупции,   неравенства,   препятствующих
   проведению     взаимосогласованной     государственной    политики,
   гарантирующей   справедливость   отношений  между  государствами  и
   народами,  гармоничность  в отношениях между человеком и обществом,
   человеком и природой, человеком и государством;
       5)   воспитание   патриотов  своих  стран,  граждан  правового,
   демократического,   социального   государства,  уважающих  права  и
   свободы  личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих
   национальную  и  религиозную  терпимость,  уважительное отношение к
   языкам, традициям и культуре других народов;
       6)  разностороннее  и  своевременное развитие детей и молодежи,
   их  творческих  способностей, формирование навыков самообразования,
   самореализации личности;
       7)  формирование  у детей и молодежи целостного миропонимания и
   современного  научного  мировоззрения,  привитие им культуры и норм
   межэтнических отношений;
       8)   стимулирование   потребности   и   стремления   граждан  к
   совершенствованию своего образования на протяжении всей жизни.
       2. Основными задачами образования являются:
       1)       подготовка      высокообразованных      граждан      и
   высококвалифицированных       специалистов,       способных       к
   профессиональному  росту  и профессиональной мобильности в условиях
   информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;
       2)   систематическое   обновление  всех  аспектов  образования,
   отражающее  изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и
   технологий;
       3)   обеспечение  доступности  и  непрерывности  образования  в
   течение всей жизни человека;
       4)  формирование  многообразия  типов  и  видов образовательных
   учреждений,  организаций  и вариативности образовательных программ,
   обеспечивающих      индивидуализацию     образования,     личностно
   ориентированное обучение и воспитание;
       5) обеспечение преемственности уровней и ступеней образования;
       6)  создание  программ, реализующих информационные технологии в
   образовании, и развитие дистанционных образовательных технологий;
       7) обеспечение академической мобильности обучающихся;
       8)  обеспечение здорового образа жизни людей, развитие детского
   и юношеского спорта;
       9)  обеспечение  качества  образования на всех его уровнях и во
   всех   типах   учебных   заведений,   соответствующего  современным
   требованиям личности, общества и государства.
   
       Статья   11.   Принципы   государственной  политики  в  области
   образования государств-участников СНГ
   
       Государственная      политика     в     области     образования
   государств-участников СНГ базируется на следующих принципах:
       1)  приоритетность образования на всех уровнях государственного
   управления;
       2)   светский   характер   образования   в   государственных  и
   муниципальных  образовательных  учреждениях и организациях; свобода
   и плюрализм в образовании;
       3)     гуманистический    характер    образования,    приоритет
   общечеловеческих  ценностей,  жизни и здоровья человека, свободного
   развития личности;
       4)  защита и развитие на базе образования национальных культур,
   культурных традиций;
       5)   общедоступность  дошкольного,  основного  общего,  полного
   общего     и    начального    профессионального    образования    в
   государственных  или  муниципальных  образовательных  учреждениях и
   организациях,  на  конкурсной  основе  среднего профессионального и
   высшего   профессионального   образования,   обеспечение   гарантий
   качественного образования для всех;
       6) фундаментальность подготовки обучающихся;
       7)  адекватность  образования,  его соответствие потребностям и
   задачам развития государств-участников СНГ;
       8)      государственно-общественный     характер     управления
   образованием,    автономность    образовательных    учреждений    и
   организаций, развитие академических свобод;
       9)  развитие, укрепление и модернизация материально-технической
   базы    и    социальной    инфраструктуры    системы   образования,
   информатизация всех уровней и ступеней образования;
       10)    равное    отношение    государств-участников    СНГ    к
   государственным  и  негосударственным образовательным учреждениям и
   организациям, составляющим их единую систему образования;
       11)  обеспечение  государствами  Содружества  достойной  оплаты
   труда  и  пенсионного  обеспечения работников системы образования с
   учетом  Рекомендаций  ЮНЕСКО  "О  статусе  преподавательских кадров
   высших   учебных   заведений",  принятых  Генеральной  конференцией
   данной организации 11 ноября 1997 г.;
       12)   развитие   и   укрепление  социального  и  экономического
   партнерства  в  сфере образования, участие в нем органов управления
   образованием     всех     уровней,     общественных    организаций,
   предпринимателей, профсоюзов и т.д.;
       13)  интеграция  систем образования государств-участников СНГ в
   рамках  единого  (общего)  образовательного пространства, повышение
   их  конкурентоспособности,  выход  на мировой рынок образовательных
   услуг;
       14)  соответствие  нормативным  актам  Организации Объединенных
   Наций,  относящимся к образованию, и руководящим документам ЮНЕСКО,
   конвенциям   и   декларациям,   включая  Лиссабонскую  конвенцию  и
   Болонскую  декларацию, и основополагающим документам, относящимся к
   созданию  и развитию единого (общего) образовательного пространства
   государств-участников СНГ.
   
       Статья  12.  Основные  приоритеты  государств-участников  СНГ в
   области образования
   
       К  основным  приоритетам  государств-участников  СНГ  в области
   образования относится достижение следующих целей:
       1) обеспечение стабильного развития систем образования;
       2) повышение образовательного уровня населения;
       3) обеспечение качества образования личности;
       4)  устойчивое  увеличение  численности контингента обучающихся
   как  в  абсолютных,  так  и  в  относительных  величинах настолько,
   насколько     это     позволяет    демографическая    ситуация    в
   государствах-участниках СНГ;
       5)   обеспечение   равного   доступа   к   высшему  и  среднему
   профессиональному  образованию всей молодежи, отвечающей конкурсным
   требованиям  для поступления в образовательные учреждения высшего и
   среднего   профессионального   образования   независимо  от  уровня
   материального обеспечения;
       6)  разработка  мер  по  повышению  социальной  и экономической
   эффективности  инвестиций  людских  и  финансовых  ресурсов в сферу
   образования.
   
       Статья      13.      Правовое      регулирование      отношений
   государств-участников     СНГ    в    рамках    единого    (общего)
   образовательного пространства
   
       Правовую  основу единого (общего) образовательного пространства
   государств-участников СНГ составляют:
       1)  Концепция  формирования  единого  (общего) образовательного
   пространства,      принятая      Советом      глав     правительств
   государств-участников СНГ 17 января 1997 г.;
       2)   Соглашение   о   сотрудничестве  по  формированию  единого
   (общего)   образовательного  пространства  Содружества  Независимых
   Государств,       принятое      Советом      глав      правительств
   государств-участников СНГ 17 января 1997 г.;
       3)  Положение  о Совете по сотрудничеству в области образования
   государств-участников  Содружества Независимых Государств, принятое
   Советом  глав правительств государств-участников СНГ 17 января 1997
   г.;
       4)  Модельный закон "Об образовании", принятый Межпарламентской
   Ассамблеей государств-участников СНГ 3 апреля 1999 г.;
       5)  Модельный закон "О высшем и послевузовском профессиональном
   образовании",       принятый       Межпарламентской      Ассамблеей
   государств-участников СНГ 7 декабря 2002 г.;
       6)  Модельный закон "Об образовании взрослых" (новая редакция),
   принятый  Межпарламентской  Ассамблеей  государств-участников СНГ 7
   декабря 2002 г.;
       7)    двусторонние    и    многосторонние    соглашения   между
   государствами-участниками  СНГ  по  вопросам  образования,  науки и
   культуры;
       8)    Концепция   Модельного   образовательного   кодекса   для
   государств-участников  СНГ,  принятая  Межпарламентской  Ассамблеей
   государств-участников СНГ 9 декабря 2000 г.;
       9)  Модельный  образовательный кодекс для государств-участников
   СНГ.
   
       Статья 14. Язык (языки) обучения
   
       1.   В   целях  обеспечения  академической  и  профессиональной
   мобильности   граждан   государств-участников   СНГ  обеспечивается
   широкое   изучение   в  образовательных  учреждениях,  организациях
   общего  и  профессионального  образования  языков и культур народов
   СНГ,   в  том  числе  посредством  активного  обмена  студентами  и
   преподавателями,  создания  совместных  учебных  заведений, имеющих
   межгосударственный  статус,  открытия  филиалов  учебных  заведений
   одних стран на территории других.
       2.  Языки  обучения  в  каждой  стране определяются законами об
   образовании и (или) законами о языках.
       3.  Для  национальных  групп  создаются  условия  для  изучения
   родного   языка,   а  в  местах  их  компактного  проживания  могут
   создаваться  для  обучения на их языках организации образования или
   подразделения (классы, группы и другое).
       4.   За  русским  языком  сохраняется  исторически  сложившийся
   статус языка межнационального общения.
   
                                 Глава 2
   
              СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
   
       Статья 15. Понятие системы образования и ее элементы
   
       Система  образования  представляет собой совокупность субъектов
   образовательного  права,  осуществляющих свою деятельность в рамках
   действующего  законодательства,  направленную на достижение целей и
   задач  государственной  политики  в  области  образования,  науки и
   культуры  государств-участников  СНГ.  Основными элементами системы
   образования являются:
       1)  государственные образовательные стандарты и образовательные
   программы;
       2)   сеть  образовательных  учреждений,  организаций  различных
   типов,  видов,  уровней,  организационно-правовых форм, реализующих
   образовательные программы различных уровней;
       3)   научные,   конструкторские,   производственные,  лечебные,
   лечебно-профилактические и иные организации;
       4)   обучающиеся  и  воспитанники  образовательных  учреждений,
   организаций;
       5)  педагогические  работники,  иные  работники образовательных
   учреждений, организаций;
       6)     государственные    органы    управления    образованием,
   муниципальные органы управления образованием;
       7) общественные и государственно-общественные объединения.
   
       Статья 16. Общие требования к содержанию образования
   
       Содержание образования должно быть ориентировано:
       1)  на  обеспечение  самоопределения личности, создание условий
   для  ее  самореализации,  адаптации  в обществе и профессионального
   становления;
       2) развитие открытого, демократического общества;
       3) укрепление и совершенствование правового государства.
       Содержание образования должно обеспечивать:
       1)   адекватность  мировому  уровню  общей  и  профессиональной
   культуры общества;
       2)    своевременное   укомплектование   высокообразованными   и
   профессионально   грамотными   кадрами  экономических,  финансовых,
   социальных  и  правовых  структур  общества  и  систем национальной
   безопасности  государства,  государственных органов управления всех
   уровней;
       3)  интеграцию  личности  в  национальную  и  мировую культуру;
   приобщение   к   достижениям   мировой  и  отечественной  культуры;
   изучение   истории,  обычаев  и  традиций  народов  СНГ;  овладение
   государственным   языком,   русским   как  языком  межнационального
   общения, иностранными языками.
       Содержание  образования  должно содействовать взаимопониманию и
   сотрудничеству   между  людьми,  народами  независимо  от  расовой,
   национальной,  этнической, религиозной и социальной принадлежности,
   учитывать   разнообразие  мировоззренческих  подходов,  способность
   реализации   права   обучающихся   на   свободный  выбор  мнений  и
   убеждений.
       Содержание    образования    в    конкретном    образовательном
   учреждении,  организации  определяется  образовательной  программой
   (образовательными           программами),           разрабатываемой
   (разрабатываемыми),   принимаемой   (принимаемыми)   и  реализуемой
   (реализуемыми)   этим   образовательным  учреждением,  организацией
   самостоятельно    на    основе    государственных   образовательных
   стандартов и примерных образовательных программ.
       Задачей  учреждения, организации всех уровней профессионального
   образования   должно   стать   воспитание  хорошо  информированных,
   компетентных  граждан,  способных  к критическому мышлению, анализу
   общественных   проблем,   поиску  решения  проблем,  стоящих  перед
   обществом;  формирование  у обучающихся предпринимательских качеств
   и навыков.
   
       Статья 17. Общие требования к процессу образования
   
       1.   Организация   учебного   и   воспитательного  процессов  в
   образовательном  учреждении,  организации  регламентируется учебным
   планом,   годовым   календарным   учебным  графиком  и  расписанием
   занятий,    разрабатываемыми    и   утверждаемыми   образовательным
   учреждением,   организацией  самостоятельно,  на  основе  примерных
   учебных  планов,  утвержденных  центральным  (федеральным)  органом
   управления образованием.
       2.    Органы    государственной   власти,   органы   управления
   образованием  и  органы  местного  самоуправления не вправе вносить
   изменения  в  течение учебного года в учебный план и учебный график
   гражданского  образовательного  учреждения,  организации  после  их
   утверждения.
       3.  Образовательное  учреждение,  организация  самостоятельны в
   выборе   средств   и  методов  обучения,  воспитания,  контроля  за
   результатами учебной деятельности обучающихся.
       4.   Освоение   образовательных   программ   основного  общего,
   среднего   (полного)   общего   и   всех   видов  профессионального
   образования   завершается   обязательной  итоговой  государственной
   аттестацией   выпускников   и   присуждением   легко  понимаемых  и
   сопоставимых  степеней,  дипломов  и  квалификаций,  как  требуется
   Болонской   декларацией;   для   оценки   освоения  образовательных
   программ  (курсов)  внедряются  зачетные  единицы (кредиты) по типу
   европейской   системы   их  накопления,  что  будет  способствовать
   развитию   мобильности  студентов  и  учащихся.  В  соответствии  с
   Болонской  декларацией  могут  вводиться совместные образовательные
   программы и степени.
       5.   Дисциплина   в   образовательном  учреждении,  организации
   поддерживается   на   основе   уважения  человеческого  достоинства
   обучающихся,    воспитанников,    педагогов.   Применение   методов
   физического  и  психического  насилия  по  отношению к обучающимся,
   воспитанникам не допускается.
   
       Статья     18.    Способы    обеспечения    единого    (общего)
   образовательного пространства государств-участников СНГ
   
       Единое        (общее)        образовательное       пространство
   государств-участников СНГ обеспечивается:
       1)    усилиями    государств-участников    СНГ   по   сближению
   образовательной  политики,  национальных  законодательств в области
   образования,  уровней  образования  и продолжительности обучения на
   каждом  уровне, требованиями к вступительным испытаниям, стандартам
   качества образования;
       2) модельными законодательными актами в сфере образования;
       3)  совместными  научно-исследовательскими  проектами  в  сфере
   образования;
       4)  тесным  сотрудничеством  органов  управления  образованием,
   образовательных   учреждений,   общественных  организаций  в  сфере
   образования;
       5)  возложением  консультативных функций в сфере образования на
   Совет   по   сотрудничеству   в   области   образования  государств
   Содружества;
       6)   развитием   сотрудничества   государств-участников  СНГ  в
   области обеспечения гарантий качества образования.
   
       Статья   19.   Согласованность   уровней,   форм   и   ступеней
   образования   и  продолжительности  обучения  на  каждом  уровне  в
   государствах-участниках СНГ
   
       1.  В  государствах-участниках  СНГ  устанавливаются  следующие
   образовательные уровни образования:
       дошкольное образование,
       начальное общее образование,
       основное общее образование,
       среднее (полное) общее образование,
       начальное профессиональное образование,
       среднее профессиональное образование,
       высшее профессиональное образование,
       послевузовское профессиональное образование.
       Основное  общее образование во всех государствах-участниках СНГ
   является   обязательным.   Каждое  государство-участник  СНГ  может
   устанавливать более высокий уровень обязательного образования.
       2.  Продолжительность  обучения  на каждом уровне образования в
   зависимости  от  социально-экономических  и  национальных условий и
   особенностей может составлять:
       для начального образования - 1 - 4 или 1 - 6 лет;
       для основного общего образования - 5 - 10-е классы;
       для среднего (полного) общего образования - 10 - 12-е классы;
       для начального профессионального образования - 1 - 3 года;
       для среднего профессионального образования - 2 - 4 года;
       для   высшего   профессионального   образования  по  программам
   бакалавриата  -  3 - 4 года, дипломированного специалиста - 5 лет и
   магистратуры - 5 - 6 лет;
       для    послевузовского    профессионального    образования   по
   программам  обучения  в  аспирантуре по дневной форме - 3 года и по
   заочной  форме  - 4 года, в клинической ординатуре по дневной форме
   -  2  года, в магистратуре по медицинским специальностям по дневной
   форме - 2 года на базе высшего медицинского образования;
       для    послевузовского    профессионального    образования   по
   программам обучения в докторантуре - 3 года.
   
       Статья 20. Дошкольное воспитание и образование
   
       1.   Основной   целью   дошкольного  воспитания  и  образования
   является  всесторонняя подготовка ребенка к жизни и школе, развитие
   его творческих способностей.
       2.  Родители обязаны заложить основы физического, нравственного
   и  интеллектуального  развития  личности  ребенка  в раннем детском
   возрасте.   Государство   гарантирует   финансовую  и  материальную
   поддержку родителям в воспитании детей раннего детского возраста.
       3.  Для  воспитания  и  образования детей дошкольного возраста,
   охраны   и  укрепления  их  физического  и  психического  здоровья,
   развития   индивидуальных   способностей  и  необходимой  коррекции
   нарушений  развития  этих  детей  в  помощь  семье  действует  сеть
   дошкольных образовательных учреждений и организаций.
       4.  Дети  с  2  месяцев до 6 (7) лет с согласия родителей могут
   посещать    учреждения,    обеспечивающие   получение   дошкольного
   образования.
       5.   Органы   местного   самоуправления   обязаны  обеспечивать
   потребности  граждан  в  дошкольных  учреждениях  и  организациях и
   оказывать им финансовую и материальную поддержку.
       6.  Органы  местного  самоуправления  организуют и координируют
   методическую,  диагностическую  и  консультативную  помощь  семьям,
   воспитывающим  детей  дошкольного возраста на дому, а также детей с
   необычными возможностями.
       7.  Государство  гарантирует  заботу  о  детях  с физическими и
   умственными  отклонениями,  а  также  о  детях-сиротах  ясельного и
   дошкольного возраста и их воспитание.
   
       Статья 21. Начальное общее образование
   
       1.  Начальное образование охватывает 1 - 4-е или 1 - 6-е классы
   и  организуется  по  дневной  форме  обучения  в  начальных школах,
   которые  могут  функционировать  как  отдельно,  так  и  в  составе
   учебных  заведений  общего  среднего  образования. В зависимости от
   местных   условий   допускается   вариативность   продолжительности
   ступеней основного общего образования (4 + 5, 6 + 3, 3 + 6).
       2.  В  первый класс начальной школы принимаются дети, которым к
   началу  учебного  года  исполнилось  6  -  7  лет.  Посещение школы
   является обязательным при достижении ребенком 7-летнего возраста.
       3.  Прием  в  школу  детей  в  возрасте  6 лет осуществляется с
   согласия  родителей  (или их законных представителей) в зависимости
   от степени развития детей.
       4.  В  системе  начального  образования  могут  функционировать
   классы или группы продленного дня.
   
       Статья 22. Основное общее образование
   
       1.   Основное   общее   образование   является  обязательным  и
   осуществляется  с  5-го по 9-й (или с 6-го по 9-й класс, или с 4-го
   по  9-й класс). Оно обеспечивает развитие умственных способностей и
   наклонностей  учащихся,  а  также  их профессиональную ориентацию и
   подготовку  к  среднему  (полному)  общему  образованию, начальному
   профессиональному и среднему профессиональному образованию.
       2.  На  обучение  по  программам  основного  общего образования
   принимаются все учащиеся, окончившие начальную школу.
       3.    Основное   общее   образование   завершается   выпускными
   экзаменами и выдачей соответствующего свидетельства.
   
       Статья 23. Среднее (полное) общее образование
   
       1.  Среднее  (полное)  образование обеспечивает фундаментальную
   теоретическую    подготовку    и   формирование   общей   культуры,
   необходимой   для   продолжения  в  образовательных  учреждениях  и
   организациях  профессионального  образования. Оно является основным
   звеном  системы  непрерывного  образования  и  имеет целью развитие
   разнообразных  творческих  способностей  личности  через  овладение
   системой  знаний  из  главных сфер жизни, освоение основных навыков
   умственного  и физического труда, формирование эстетического вкуса,
   нравственных  убеждений  в  сочетании с высоким уровнем физического
   развития.
       2. Полное среднее образование завершается итоговой аттестацией.
       3.  В  случае  если  экзамен  по  итогам обучения по программам
   полного  среднего  образования  не  сдан,  может быть разрешена его
   повторная  сдача,  но  не более двух раз в течение последующих трех
   лет.
       4.  Сдавшим  экзамен вручается аттестат зрелости установленного
   образца;  сдавшим  экзамен  на отлично выдается аттестат зрелости с
   отличием.
   
       Статья 24. Начальное профессиональное образование
   
       1.   Начальное   профессиональное   образование   имеет   целью
   подготовку  работников квалифицированного труда (рабочих, служащих)
   по  всем основным направлениям общественно полезной деятельности на
   базе  основного общего образования. Одновременно учащиеся осваивают
   программы среднего (полного) общего образования.
       Применительно      к     отдельным     профессиям     начальное
   профессиональное   образование   может   базироваться   на  среднем
   (полном) общем образовании.
       2.  Начальное  профессиональное образование может быть получено
   в    образовательных    учреждениях   и   организациях   начального
   профессионального  образования,  а  также  в  форме  ученичества  в
   организации,      учреждении,     на     предприятии.     Начальным
   профессиональным  образованием  также  является образование в форме
   индивидуального  обучения  (мастерское  обучение), систему которого
   определяет уполномоченный государственного органа управления.
       3.   Лицам,   успешно   закончившим   обучение   по  программам
   начального     профессионального     образования,     присваивается
   соответствующая  рабочая  квалификация  и  выдается свидетельство о
   начальном профессиональном образовании.
   
       Статья 25. Среднее профессиональное образование
   

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное