Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

РУКОВОДСТВО ПО ВЕДЕНИЮ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА В ЗОНАХ РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОТ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС (НА ПЕРИОД 1997 2000 ГГ.) (УТВ. ПРИКАЗОМ РОСЛЕСХОЗА ОТ 31.03.97 N 40)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                                                           Утверждено
                                          Приказом Федеральной службы
                                             лесного хозяйства России
                                                     от 31.03.97 N 40

                              РУКОВОДСТВО
          ПО ВЕДЕНИЮ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА В ЗОНАХ РАДИОАКТИВНОГО
               ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОТ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС
                      (НА ПЕРИОД 1997 - 2000 ГГ.)

       Руководство предназначено для специалистов лесного  хозяйства,
   работающих в условиях радиоактивного загрязнения.
       Данное Руководство  разработано  с   целью   совершенствования
   ведения  лесного  хозяйства  на  землях  лесного  фонда Российской
   Федерации,  загрязненных радионуклидами  в  результате  аварии  на
   Чернобыльской  АЭС,  регламентации использования лесных ресурсов и
   обеспечения безопасных условий труда работников лесного хозяйства.
       Руководство одобрено на заседании секции радиационной экологии
   леса и применения средств химии в лесном хозяйстве НТС  Рослесхоза
   18.12.96  и  утверждено  Приказом  руководителя Федеральной службы
   лесного хозяйства России от 31.03.97 N 40.
       Авторский коллектив:
       И.И. Марадудин,  А.В.  Панфилов,  Т.В.  Русина,  В.А.  Шубин -
   Федеральная служба лесного хозяйства России
       А.В. Богачев,  В.К.  Безуглов,  С.И. Душа - Гудым, А.М. Жуков,
   Н.П.  Мишуков,  К.Д. Мухамедшин, В.П. Сидоров, А.И. Чилимов - ВНИИ
   химизации лесного хозяйства;
       Ф.А. Тихомиров, А.И. Щеглов - МГУ им. А.И. Ломоносова.

                                ВВЕДЕНИЕ

       Вследствие аварии    на    Чернобыльской   АЭС   в   1986   г.
   радиоактивному загрязнению  различной  степени  подверглась  часть
   территории   19  субъектов  Российской  Федерации.  После  распада
   короткоживущих  изотопов   и   включения   основных   долгоживущих
   дозообразователей   цезия-137   и   стронция-90   в  биологический
   круговорот веществ  радиационная  обстановка  в  лесах  изменяется
   крайне  медленно,  так  как самоочищение происходит только за счет
   радиоактивного распада, продолжающегося многие десятилетия. В этот
   период  леса прочно удерживают выпавшие радионуклиды,  препятствуя
   выносу их за пределы загрязненных территорий,  выполняя тем  самым
   функцию  защиты окружающих ландшафтов от вторичного радиоактивного
   загрязнения.
       В то  же  время  загрязненный  лесной фонд является источником
   радиационной опасности при его неконтролируемом использовании. Это
   обусловлено  тем,  что  в  лесах  с  плотностью  загрязнения почвы
   цезием-137 более 1 Ки/кв.  км мощность экспозиционной дозы гамма -
   излучения  выше  по  сравнению с естественным радиационным фоном и
   повышено содержание радионуклидов  в  лесной  растительности.  Эти
   радиационные   факторы   способствуют   дополнительному  облучению
   населения при пользовании  лесным  фондом  и  особенно  работников
   лесного хозяйства.
       Поэтому в  целях  обеспечения  радиационной  и   экологической
   безопасности  пользования  лесным  фондом и снижения доз облучения
   населения на территории зон радиоактивного загрязнения  проводится
   комплекс  организационно  - технических и лесоводственных защитных
   мероприятий.  Он  включает:   организацию   службы   радиационного
   контроля   на   всех   уровнях   управления   лесным   хозяйством;
   обследование плотности  радиоактивного  загрязнения  почвы  земель
   лесного   фонда   с   составлением   поквартальных  карт  -  схем,
   утверждаемых на государственном уровне;  контроль  за  содержанием
   радионуклидов  в  лесной  растительности;  применение  радиационно
   безопасных способов и технологий при  пользовании  лесным  фондом,
   лесовосстановлении,  охране  и защите леса,  а также осуществление
   мер радиационной безопасности.
       Непременное условие  научно обоснованного устойчивого развития
   лесного  хозяйства  в  условиях   радиоактивного   загрязнения   -
   подготовка и повышение квалификации специалистов лесного хозяйства
   и развитие научных исследований в области лесной радиоэкологии.
       За время,   прошедшее   после  аварии  на  Чернобыльской  АЭС,
   накоплен значительный  практический  опыт  организации  и  ведения
   лесного хозяйства в зонах радиоактивного загрязнения.  В последние
   годы   по   результатам   научных   исследований    и    обобщения
   производственного   опыта   разработаны   оригинальные  нормативы,
   методические и регламентирующие документы по  вопросам  прикладной
   радиоэкологии  леса,  организована  служба радиационного контроля,
   проведено поквартальное  радиационное  обследование  почвы  земель
   лесного  фонда  в  15 субъектах Российской Федерации,  сформирован
   банк данных о содержании радионуклидов в  лесных  ресурсах.  Кроме
   того, приняты новые законодательные и нормативные акты по вопросам
   радиационной   безопасности.   Эти   документы,   дополняющие    и
   корректирующие  основные положения рекомендаций по ведению лесного
   хозяйства  на  территории   Российской   Федерации,   подвергшейся
   радиоактивному загрязнению  в  результате  аварии на Чернобыльской
   АЭС,  на период 1992 - 1995 гг.,  разработаны в 1993 - 1995 гг.  и
   изданы   ограниченным   тиражом,   что   создает  трудности  в  их
   использовании.  В связи  с  окончанием  срока  действия  указанных
   рекомендаций   и  необходимостью  их  корректировки  и  дополнения
   вводится  Руководство  по  ведению  лесного  хозяйства   в   зонах
   радиоактивного  загрязнения  от  аварии  на  Чернобыльской АЭС (на
   период 1997 - 2000 гг.).
       Настоящее Руководство    учитывает    современные   знания   и
   практический опыт лесоводов России,  Украины и Беларуси в  области
   прикладной  радиоэкологии леса [21...24].  Оно определяет основные
   положения   организационно   -   технических   и   технологических
   мероприятий  по  радиационно безопасному ведению лесного хозяйства
   на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению при аварии
   на Чернобыльской АЭС.

                                РАЗДЕЛ 1

            ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ РАДИОАКТИВНОГО
                    ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА ЛЕСНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ

       Среди факторов  техногенного  воздействия  на окружающую среду
   особое   место   занимает   радиационный   фактор,   экологическая
   значимость  которого  постоянно возрастает в связи с расширяющимся
   использованием атомной энергии.
       Радиация отличается    постоянством   воздействия   на   живые
   организмы,  причем существенное  влияние  на  компоненты  биосферы
   оказывает   способность   радиоактивных   веществ   к  миграции  и
   накоплению в различных элементах окружающей  среды,  в  результате
   чего живые организмы оказываются под действием не только внешнего,
   но и внутреннего облучения.
       Различают естественный     радиационный    фон,    техногенный
   повышенный  радиационный  фон  и  загрязнение   окружающей   среды
   антропогенными   радионуклидами   искусственного  происхождения  в
   результате радиационных аварий.
       Естественный радиационный    фон    обусловлен     космическим
   излучением     и    естественными    радиоактивными    веществами,
   распределенными на поверхности и  в  недрах  земли,  в  атмосфере,
   растениях и организме всех живых существ, населяющих нашу планету.
   По  оценкам  МКРЗ,  усредненная  по   земному   шару   эффективная
   эквивалентная  доза внешнего облучения,  обусловленная космическим
   излучением (0,32 мЗв) и естественными радионуклидами  (0,35  мЗв),
   для  регионов  с  нормальным  радиационным  фоном  равна  0,67 мЗв
   (67 мбэр) в год.  Мощность экспозиционной дозы гамма -  излучения,
   измеренная   на  открытой  местности,  в  этом  случае  составляет
   8...14 мкР/ч.
       Эквивалентная доза    внутреннего    облучения,    формируемая
   естественными  радионуклидами (калием-40,  полонием-210,  радием и
   продуктами его распада), составляет 0,33 мЗв (33 мбэр) в год.
       Таким образом,   эффективная   доза   внешнего  и  внутреннего
   облучения   людей,    обусловленная    собственно    естественными
   источниками радиации, равна 1 мЗв (100 мбэр) в год.
       Техногенный повышенный    радиационный   фон   формируется   в
   результате   изменения   человеком   распределения    естественных
   источников радиации. Дополнительное облучение обусловлено выбросом
   естественных  радионуклидов  при   сжигании   каменного   угля   и
   природного  газа,  от  радона  222 и 220 при пребывании человека в
   помещении,  при  использовании  фосфорных  удобрений,  полетах  на
   самолете,  пользовании  радоновыми источниками и т.п.  Эффективная
   доза дополнительного облучения от этих источников - 160...165 мбэр
   в год [1].
       Наряду с естественными,  человек подвергается  дополнительному
   облучению  за  счет  антропогенных источников.  Наибольший вклад в
   дозу дают рентгенодиагностические медицинские  процедуры  -  около
   140  мбэр  в  год.  Вклад  глобальных  выпадений  от антропогенных
   источников составляет 1...2% от естественного фона. Следовательно,
   эффективная  доза,  обусловленная  естественными,  техногенными  и
   антропогенными    источниками,    составляет     4,0...4,5     мЗв
   (400...450 мбэр)   в  год.  Эта  доза  признается  безвредной  для
   здоровья человека.
       С учетом  техногенного  фона  нормальным  радиационным   фоном
   считается   уровень   10...20   мкР/ч.   Содержание   цезия-137  и
   стронция-90  -  наиболее   биологически   значимых   антропогенных
   радионуклидов искусственного происхождения - в поверхностных слоях
   почвы на территории Европейской части России до 1986 г. составляло
   0,8...4,0 кБк/кв. м (0,02...0,10 Ки/кв. км).
       Радиоактивное загрязнение окружающей  среды  при  радиационной
   аварии   общего   типа  характеризуется  превышением  уровней  доз
   облучения населения и природной среды,  создаваемых естественным и
   техногенным   радиационным   фоном.  Повышенные  уровни  облучения
   вызывают   негативные   изменения   жизненного   состояния   живых
   организмов,   а   также   качественные   изменения   состояния   и
   продуктивности экосистем [2].
       На степень   радиационного   поражения   организмов  в  лесном
   биогеоценозе влияют следующие факторы:  величина поглощенной дозы,
   видовая радиочувствительность, возрастная стадия роста и развития,
   тип лесорастительных и погодных условий и др.
       Колебания радиочувствительности    отдельных    представителей
   растительного    покрова    достигают    500     раз.     Наиболее
   радиочувствительный - древесный ярус, особенно хвойные породы.
       В зависимости от величины поглощенной дозы  радиобиологические
   эффекты   у   древесных   растений   могут  быть  различными.  При
   поглощенной дозе 80...100 Гр и более происходит  полное  отмирание
   надземных  органов  хвойных  пород.  Воздействие  поглощенной дозы
   2000...5000  рад   характеризуется   частичным   усыханием   хвои,
   отсутствием или снижением прироста, морфологическими нарушениями в
   хвое и побегах;  полностью подавляется репродуктивная способность.
   При облучении в дозе 70...100 рад наблюдается временная стимуляция
   роста хвои и побегов.
       Лиственные древесные    растения    в    5...10    раз   более
   радиоустойчивы, чем  хвойные.  Полная  гибель   лиственных   пород
   происходит при поглощенной дозе 500...800 Гр. При поглощенной дозе
   5000...10000 рад наблюдаются сокращение прироста, пожелтение части
   листьев,    образование    аномальных    репродуктивных   органов,
   морфологические  изменения  молодых  побегов,  снижение  всхожести
   семян [3].
       Травянистые растения   и   большинство    кустарников    более
   радиоустойчивы по сравнению с древесными растениями.  В частности,
   травянистые растения в среднем в 10 раз устойчивее древесных.
       Низшие растения   (мхи,  лишайники,  водоросли)  исключительно
   устойчивы к облучению:  угнетение их жизнедеятельности наблюдается
   при дозах в десятки, а нередко и в сотни кР.
       Наиболее устойчивым  компонентом  биогеоценозов  к   облучению
   является почвенная микрофлора.  При дозах,  губительных для высших
   растений  и  животных,  почвенная  микрофлора,  как  правило,   не
   страдает.
       Кроме внешнего  загрязнения,  все  компоненты  лесного  ценоза
   подвергаются также внутреннему  загрязнению  за  счет  поступления
   радионуклидов в растения из почвы.  В организм животных и человека
   радионуклиды поступают по пищевым цепям.  В этой связи обращает на
   себя  внимание  высокая  способность  древесно  -  кустарниковых и
   травянистых растений к накоплению долгоживущих продуктов  деления,
   что вызывает необходимость нормирования содержания радионуклидов в
   лесных ресурсах.  Следует отметить,  что радиационное нормирование
   лесных   ресурсов,   как   исходного   сырья,  позволяет  получать
   радиационно безопасную продукцию на всех этапах ее переработки.
       Большая емкость     поглощения      радионуклидов      лесными
   биогеоценозами  и  включение их в биологический круговорот веществ
   превращают лес в мощный биогеохимический барьер на  пути  миграции
   радионуклидов.  Значительная  часть радионуклидов при выпадении из
   атмосферы    в    составе    твердых    аэрозолей    задерживается
   преимущественно  в  кронах  деревьев.  После  этого  начинается их
   вертикальная и горизонтальная миграция,  на первом  этапе  которой
   важными  агентами  являются  атмосферные  осадки  и ветер.  Осадки
   перемещают радионуклиды из верхней части кроны в нижние, а затем и
   под  полог  леса.  Ветер  переносит  радионуклиды  из  крон  одних
   деревьев  в  другие,  под  полог  насаждений  и   на   прилегающие
   территории,  причем наиболее интенсивно в начальный,  относительно
   короткий период, особенно при отсутствии дождей.
       Важную роль  в перемещении радионуклидов под полог леса играют
   процессы биологической миграции:  опадение листьев,  хвои,  мелких
   ветвей  и  других загрязненных частей деревьев. В результате такой
   миграции  в  лиственных  лесах  уже  через  год  после   выпадения
   продуктов  деления  доля  их в кронах снижается в несколько раз и,
   соответственно, возрастает загрязнение лесной подстилки и почвы. В
   хвойных лесах самоочищение крон происходит в 3...4 раза медленнее.
   По  истечении  этого  наиболее  опасного   периода   радиоактивные
   вещества  перемещаются  в  лесную  подстилку  и почву,  где прочно
   фиксируются [4].
       С течением   времени  почва  становится  длительным  постоянно
   действующим  источником  поступления  радионуклидов  в   продукцию
   лесного  хозяйства за счет поступления радионуклидов в растения по
   корневому пути.  Этот процесс  становится  главным  в  загрязнении
   древесины,  а  с  растительностью  радионуклиды  попадают  в  корм
   животных и пищу человека.  Уровень  опасности  загрязнения  лесных
   земель  определяется  не  только  количеством радионуклидов,  но и
   составом смеси  радиоизотопов  в  почве,  так  как  их  физико   -
   химические   свойства  являются  основным  фактором,  определяющим
   поведение радионуклидов в почве,  их  биологическую  активность  в
   системе  "почва  -  растение"  а  также  способность к миграции по
   пищевым цепочкам.
       Особую биологическую   опасность   представляют   долгоживущие
   радионуклиды,  в частности,  цезий-137 и  стронций-90,  являющиеся
   химическими   аналогами   калия   и   кальция   соответственно   и
   отличающиеся высокой биологической активностью и подвижностью.
       Цезий-137, попадая на надземные части древесно - кустарниковой
   растительности,  довольно быстро переходит в древесину, в то время
   как поступление стронция-90 внекорневым путем  идет  в  десятки  и
   сотни раз медленнее.  Зато стронций-90 является наиболее подвижным
   и легко поступающим из почвы в древесные растения радионуклидом. В
   то  же  время  цезий-137  сильнее  сорбируется  почвой  и потому в
   относительно меньших количествах переходит в древесные растения.
       Эти радионуклиды характеризуются относительно высоким  выходом
   при   реакции   деления,   длительным   (около  30  лет)  периодом
   полураспада,  высокими  коэффициентами  перехода  в   растения   и
   интенсивным  включением  в  биологические  процессы.  Поэтому меры
   радиационной безопасности и особенности ведения лесного  хозяйства
   на загрязненных территориях рассчитываются по этим радионуклидам в
   зависимости от их вклада в общую дозу облучения. Так, в результате
   аварии  на Чернобыльской АЭС основным дозообразующим радионуклидом
   в загрязненных лесах оказался цезий-137.
       В накоплении    радионуклидов    разными   группами   растений
   отмечаются видовые и другие таксономические  различия.  Наибольшей
   способностью концентрировать их характеризуются мхи и лишайники. В
   некоторых видах грибов концентрация цезия-137 может быть такой  же
   высокой,  как  в  лишайниках  и  мхах.  По  сравнению  с  грибами,
   коэффициент  перехода  радионуклидов  из  почвы  в  лесные   ягоды
   значительно ниже.
       По уровню содержания радионуклидов в древесине при  одинаковой
   плотности   загрязнения  почвы  и  в  одинаковых  лесорастительных
   условиях  основные  лесообразующие  породы  образуют,  в   порядке
   убывания,   следующий   условный   ряд:   мягколиственные  породы,
   твердолиственные породы,  хвойные породы. Накопление радионуклидов
   древесным  ярусом  происходит  интенсивнее  в  молодняках,  чем  в
   средневозрастных,  приспевающих и  спелых  древостоях,  а  деревья
   лучшего  класса  роста накапливают цезий-137 больше и интенсивнее,
   чем угнетенные и отстающие в росте.  В гидроморфных условиях  этот
   процесс происходит гораздо интенсивнее по сравнению с автоморфными
   условиями местопроизрастания.  У всех древесных  пород  наибольшее
   удельное   содержание   радионуклидов  отмечается  в  вегетативных
   органах (листья или хвоя и побеги),  а наименьшее -  в  древесине.
   Уровень   содержания   радионуклидов   в  коре  также  многократно
   превышает  их   удельную   активность   в   древесине.   Указанные
   закономерности  имеют  важное  значение  при  организации  ведения
   лесного хозяйства на загрязненной радионуклидами территории [5].
       Естественный путь  самоочищения загрязненных лесных территорий
   заключается   лишь    в    радиоактивном    распаде    задержанных
   радионуклидов.  Риск  от  повторного  поступления радионуклидов из
   облесенных  территорий,  которое  могло   бы   вызвать   вторичное
   загрязнение не покрытых лесом участков,  минимален, за исключением
   ситуаций, связанных с лесными пожарами.
       По характеру   воздействия   радиоактивных  выбросов  на  леса
   выделяется  2  периода.  Начало  первого  периода  характеризуется
   аэральным   (внекорневым)   первичным  радиоактивным  загрязнением
   надземной части лесной  растительности.  В  это  время  происходит
   наибольшее  прямое  острое  радиационное  поражение ассимилирующих
   органов и почек.  При этом большой вклад в дозовую нагрузку вносят
   короткоживущие радионуклиды.
       Радиационное поражение древесных  растений  в  зависимости  от
   поглощенной   дозы   выражается  в  отмирании  надземных  органов,
   морфологических изменениях хвои,  листьев,  побегов,  в  нарушении
   белкового и липидного обменов в ассимилирующих органах и т.п.
       После распада короткоживущих радионуклидов в течение 2...3 лет
   отмечается  нормализация  ростовых процессов у частично пораженных
   растений.  Долгоживущие радионуклиды переходят в почву и поступают
   в растения по корневому пути.  Это время оценивается как окончание
   первого острого периода и стабилизация радиационной обстановки.
       Второй - поставарийный период, растягивающийся на десятилетия,
   характеризуется     загрязнением     территории      долгоживущими
   радионуклидами,  прежде всего цезием-137 и стронцием-90.  Основным
   фактором, определяющим уровень загрязнения лесной продукции в этот
   период,   является    корневое    поступление    радионуклидов   в
   растительность.

                                РАЗДЕЛ 2

                    ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕР
                   В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ НА ТЕРРИТОРИЯХ,
                ПОДВЕРГШИХСЯ РАДИОАКТИВНОМУ ЗАГРЯЗНЕНИЮ

       Основными факторами, ограничивающими ведение лесного хозяйства
   на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению при аварии
   на  Чернобыльской  АЭС,  являются:  мощность  экспозиционной  дозы
   гамма - излучения и содержание  радионуклидов  в  почве  и  лесных
   ресурсах,   превышающее   уровни,   создаваемые   естественным   и
   техногенным фоном.  Эти радиационные  факторы  обусловливают  риск
   дополнительного  внешнего и внутреннего облучения профессиональных
   работников и населения при проведении лесохозяйственных  и  других
   работ,  а  также  при неконтролируемом использовании разнообразной
   продукции леса бытового, пищевого и промышленного назначения.
       Поэтому в   лесном   хозяйстве  на  территориях,  подвергшихся
   радиоактивному      загрязнению,      осуществляется      комплекс
   организационно -  технических,  лесоводственно  - технологических,
   санитарно - гигиенических защитных  мероприятий,  направленных  на
   максимально  возможное  снижение  дозовых  нагрузок  на работников
   лесного хозяйства и население, проживающее в этих районах.
       К наиболее важным защитным мерам относятся:
       организация системы радиационного контроля на всех видах работ
   в лесном фонде,  мониторинга за уровнем радиоактивного загрязнения
   лесных  ресурсов   и   периодического   наземного   поквартального
   радиационного  обследования  земель  лесного  фонда с составлением
   карт - схем радиационной обстановки;
       дифференциация систем     и     технологических    регламентов
   лесопользования,  лесовосстановления и  лесоразведения,  охраны  и
   защиты  леса,  а  также мероприятий по радиационной безопасности в
   зависимости  от  уровней  мощности   дозы   гамма   -   излучения,
   радиоактивного загрязнения почвы и лесных ресурсов;
       соблюдение правил,  норм и нормативов в  области  радиационной
   безопасности;
       сокращение времени продолжительности работы  и  пребывания  на
   загрязненной территории;
       сокращение числа  облучаемых  лиц  (затрат  труда)   за   счет
   применения малолюдных технологий и максимальной механизации работ;
       применение средств   индивидуальной   защиты  и  экранирование
   гамма - излучения  специальными  устройствами,  кабинами  машин  и
   механизмов;
       пересмотр и совершенствование технологических операций с целью
   исключения малозначимых для конечного результата этапов или замена
   части операций на менее трудоемкие;
       временная приостановка пользования лесным фондом на участках с
   высокими уровнями радиоактивного загрязнения;
       ограничение и полный запрет пребывания населения в лесу;
       регулирование сроков  выполнения  работ  в загрязненном лесном
   фонде.
       Важным элементом   защитных   мер  является  развитие  научных
   исследований в области лесной радиоэкологии, организация повышения
   квалификации  специалистов  лесного хозяйства и обучения рабочих в
   области радиационной безопасности, санитарии и гигиены труда.
       С учетом  принципов оптимизации и обоснования в соответствии с
   Федеральным законом Российской Федерации "О внесении  изменений  и
   дополнений  в  Закон  Российской  Федерации  "О  социальной защите
   граждан,  подвергшихся воздействию радиации вследствие  катастрофы
   на Чернобыльской АЭС" [6] вся территория Европейской части России,
   подвергшаяся радиоактивному загрязнению  в  результате  аварии  на
   ЧАЭС,  подразделяется на 4 зоны:  зона отчуждения, зона отселения,
   зона проживания с правом на отселение и зона проживания с льготным
   социально - экономическим статусом.
       Границы этих зон и перечень населенных пунктов,  находящихся в
   них,  устанавливаются  в  зависимости  от  изменения  радиационной
   обстановки  и  с  учетом  других  факторов    и   пересматриваются
   Правительством Российской Федерации не реже  чем 1 раз в 5 лет.
       Зона отчуждения   (именовавшаяся   в   1986   -    1987    гг.
   30-километровой  зоной,  а  с  1988 г.  до 15 мая 1991 г.  - зоной
   отселения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС,  а  также  часть
   территорий   Российской   Федерации,  загрязненных  радиоактивными
   веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,  из которых
   в  соответствии  с  Нормами  радиационной  безопасности  в  1986 и
   1987 гг. было эвакуировано население.
       В зоне   отчуждения   на   территории   Российской   Федерации
   запрещается  постоянное   проживание   населения,   ограничивается
   хозяйственная  деятельность  и природопользование.  Перечень видов
   хозяйственной   деятельности,    порядок    ее    организации    и
   природопользования  для данной зоны устанавливаются Правительством
   Российской Федерации.
       Зона отселения  -  часть  территории  Российской  Федерации за
   пределами зоны отчуждения,  на которой плотность загрязнения  почв
   цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 - свыше
   3 Ки/кв. км, или плутонием-239, -240 - свыше 0,1 Ки/кв. км.
       На территориях зоны отселения,  где плотность загрязнения почв
   цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв.  км,  а также на территориях
   этой зоны,  где среднегодовая эффективная доза облучения населения
   от радиоактивных выпадений может  превысить  5,0  мЗв  (0,5  бэр),
   население  подлежит обязательному отселению.  Переселение людей на
   указанные  территории  этой  зоны   вплоть   до   снижения   риска
   радиационного   вреда   до   установленного   приемлемого   уровня
   запрещается.  На остальной территории  зоны   отселения  граждане,
   принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют
   право на получение компенсаций и  льгот,  установленных  настоящим
   Законом.
       С учетом  ландшафтных  и   геохимических   особенностей   почв
   территорий,  подвергшихся  радиоактивному  загрязнению  вследствие
   чернобыльской  катастрофы,  в  том  числе  наличия  территорий   с
   почвами,  способствующими высокой степени миграции радионуклидов в
   растения,  законодательством Российской Федерации к указанной зоне
   могут  быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями
   радиоактивного загрязнения.
       В зоне   отселения   обеспечивают   обязательный   медицинский
   контроль за состоянием здоровья населения и осуществляют  защитные
   мероприятия,  направленные  на  снижение  уровня облучения,  о чем
   жителей извещают через средства массовой информации.
       Режим проживания    жителей    в   зоне   отселения,   порядок
   хозяйственного   использования   ее   территории   устанавливаются
   Правительством Российской Федерации.
       Зона проживания с  правом  на  отселение  -  часть  территории
   Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения
   с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5  до  15  Ки/кв.  км.
   Граждане,  проживающие в этой зоне,  где среднегодовая эффективная
   доза облучения превышает 1,0 мЗв (0,1 бэр),  и принявшие решение о
   выезде  на  другое  место  жительства,  имеют  право  на получение
   компенсаций и льгот, установленных настоящим Законом.
       С учетом   ландшафтных   и   геохимических  особенностей  почв
   территорий,  подвергшихся  радиоактивному  загрязнению  вследствие
   чернобыльской   катастрофы,  в  том  числе  наличия  территорий  с
   почвами,  способствующими высокой степени миграции радионуклидов в
   растения,  законодательством Российской Федерации к указанной зоне
   могут быть отнесены отдельные территории с более низкими  уровнями
   радиоактивного загрязнения.
       Дополнительные критерии по определению границ зоны  проживания
   с  правом  на  отселение  в  зависимости  от степени радиоактивной
   загрязненности   ее   территории   другими    (кроме    цезия-137)
   долгоживущими   радионуклидами   устанавливаются    Правительством
   Российской Федерации.
       В зоне   проживания   с   правом   на  отселение  обеспечивают
   обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения
   и  осуществляют  защитные  мероприятия,  направленные  на снижение
   уровня облучения,  о чем жителей извещают через средства  массовой
   информации.
       Режим проживания  в  указанной  зоне,  порядок   добровольного
   отселения  из  нее  жителей,  осуществления  хозяйственной  и иной
   деятельности, проведения мероприятий по охране здоровья и снижению
   риска   заболеваемости  населения  устанавливаются  Правительством
   Российской Федерации.
       Зона проживания   с   льготным   социально   -   экономическим
   статусом - часть территории Российской Федерации за пределами зоны
   отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение
   с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от  1  до
   5 Ки/кв.  км.  В  указанной  зоне  среднегодовая  эффективная доза
   облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).
       Дополнительные критерии  по  определению  границ  этой  зоны в
   зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее  территории
   другими    (кроме    цезия-137)    долгоживущими    радионуклидами
   устанавливаются Правительством Российской Федерации.
       В данной   зоне,   помимо  осуществления  комплекса  контрмер,
   включающего   медицинские   мероприятия    по    радиационной    и
   радиоэкологической защите, создается  хозяйственно - экологическая
   структура,  обеспечивающая улучшение качества жизни населения выше
   среднего    уровня,   компенсирующая   отрицательное   воздействие
   психоэмоциональной нагрузки, связанной с чернобыльской катастрофой
   и применением контрмер.
       В соответствии с Федеральным законом Российской  Федерации  "О
   радиационной   безопасности   населения"  и  Нормами  радиационной
   безопасности (НРБ-96)  комплекс  защитных  мер,  осуществляемых  в
   лесном  хозяйстве,  базируется  на  основных принципах обеспечения
   радиационной безопасности, в том числе на принципах оптимизации  и
   обоснования [7].
       Принцип оптимизации  заключается  в  поддержании  на  возможно
   низком  и  достаточном  уровне с учетом экономических и социальных
   факторов среднегодовых эффективных эквивалентных доз  облучения  и
   числа облучаемых лиц при ведении лесного хозяйства и использовании
   продукции леса.  В соответствии с Федеральным  законом  Российской
   Федерации  "О  внесении  изменений и дополнений в Закон Российской
   Федерации "О социальной защите граждан,  подвергшихся  воздействию
   радиации  вследствие  катастрофы  на Чернобыльской АЭС" достижение
   этих целей осуществляется непревышением средней  эффективной  дозы
   облучения  населения 5 мЗв (0,5 бэр) в год и максимально возможным
   экономически и  социально  оправданным  снижением  этой  дозы   до
   1,0 мЗв (0,1 бэр) в год.
       Принцип обоснования применительно к защитным  мерам  в  лесном
   хозяйстве   состоит  в  обосновании  социальной,  лесоводственной,
   экономической и  зкологической  целесообразности  ведения  лесного
   хозяйства и в запрещении в зонах отчуждения и отселения всех видов
   работ  по  лесопользованию  и  лесовосстановлению,   при   которых
   существует  риск превышения для человека среднегодовой эффективной
   дозы 5,0 мЗв (0,5 бэр).
       Деление земель    лесного   фонда   на   зоны   радиоактивного
   загрязнения  проводится  также  в  соответствии   со   статьей   7
   указанного Закона. В каждой зоне вводятся различные ограничения на
   ведение лесного хозяйства.
       Основание для  отнесения  земель  лесного фонда к той или иной
   зоне - поквартальное радиационное обследование  лесов  в  пределах
   изолиний,    выделенных    на   картах   радиационной   обстановки
   Росгидрометом Российской Федерации.  Карты  -  схемы  радиационной
   обстановки  в лесном фонде,  находящемся в ведении Рослесхоза,  по
   каждому   субъекту   Российской   Федерации    рассматривают    на
   Межведомственной  комиссии по радиационному мониторингу окружающей
   природной  среды   и  по  ее  рекомендации  утверждаются  приказом
   руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России.

                                РАЗДЕЛ 3

                         РАДИАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ

       Особенности ведения    лесного   хозяйства   на   территориях,
   подвергшихся радиоактивному загрязнению,  определяются  плотностью
   загрязнения    почвы    радиоактивными    веществами,    мощностью
   экспозиционной  дозы  гамма  -  излучения  и  уровнями  содержания
   радионуклидов в лесных ресурсах и лесной продукции.
       В лесных экосистемах,  загрязненных радионуклидами, до момента
   достижения  ими  равновесного  состояния   происходят   постоянные
   изменения  содержания  радиоизотопов  в  почве  и  растительности,
   обусловленные не только радиоактивным распадом, но и процессами их
   миграции.  При  этом  процессы  миграции и поступления цезия-137 и
   стронция-90 в лесную растительность,  как указывалось в разделе  1
   настоящего Руководства,  находятся в сложной зависимости от многих
   факторов.
       Поэтому для  установления   радиационно   безопасного   режима
   ведения  лесного  хозяйства  в  загрязненных  радионуклидами лесах
   необходимо  знать  плотность  радиоактивного  загрязнения   почвы,
   содержание  радионуклидов в лесных ресурсах и лесной продукции,  а
   также мощность экспозиционной дозы в местах проведения работ.
       Для решения  этой  задачи  и  обеспечения   соблюдения   всеми
   лесопользователями   установленного   режима   пользования  лесным
   фондом,  правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны
   и  защиты лесов в условиях радиоактивного загрязнения после аварии
   на Чернобыльской АЭС в государственных органах  управления  лесным
   хозяйством создана служба радиационного контроля. Одна из основных
   задач  этой  службы  -   обеспечение   радиационной   безопасности
   работников   лесного   хозяйства  на  загрязненных  радионуклидами
   территориях.

        3.1. Организация и осуществление радиационного контроля

       На территориях,  подвергшихся  радиоактивному  загрязнению   в
   результате  радиационных  аварий  и  испытаний ядерного оружия,  в
   системе  государственных  органов  управления  лесным   хозяйством
   России  организован  контроль за радиационной обстановкой в лесном
   фонде и соблюдением правил ведения лесного  хозяйства  в  условиях
   радиоактивного  загрязнения.  Радиационный контроль осуществляется
   на   основании   законов   Российской   Федерации,   постановлений
   Государственной  Думы Российской Федерации,  указов и распоряжений
   Президента  России,  постановлений  и  распоряжений  Правительства
   Российской Федерации,     межведомственных    нормативных    актов
   Российской Федерации,  указаний и  нормативных  актов  Федеральной
   службы  лесного хозяйства России,  а также решений и постановлений
   территориальных органов исполнительной власти.
       Специалисты службы  радиационного  контроля  входят  в  состав
   государственной   лесной    охраны    Российской    Федерации    и
   обеспечиваются   форменным   обмундированием.   Задачи,   функции,
   структура и организация службы  радиационного  контроля  в  лесном
   хозяйстве  установлены  в соответствии с Положением о радиационном
   контроле  в  системе  государственных  органов  управления  лесным
   хозяйством  России.  Задачами радиационного контроля на территории
   лесного фонда России,  подвергшейся радиоактивному загрязнению при
   аварии на Чернобыльской АЭС, являются:
       организация и обеспечение соблюдения всеми  лесопользователями
   специально установленного режима пользования лесным фондом, правил
   ведения лесного хозяйства,  воспроизводства, охраны и защиты лесов
   в условиях радиоактивного загрязнения;
       получение информации о  состоянии  радиационной  обстановки  в
   лесном фонде, уровнях содержания радионуклидов в лесных ресурсах и
   лесной    продукции,    уровнях     радиоактивного     загрязнения
   лесохозяйственной техники,  транспортных средств, производственных
   и бытовых помещений и среднегодовых  эффективных  дозах  облучения
   работников  лесного  хозяйства,  а также подготовка информации для
   государственных органов управления лесным хозяйством.
       Ведомственная служба    радиационного    контроля    выполняет
   следующие функции:
       контролирует соблюдение  режима  ведения  лесного  хозяйства в
   зонах радиоактивного загрязнения, осуществляет текущий контроль за
   радиационной  обстановкой  в лесном фонде на стационарных участках
   (лесной радиационный мониторинг);
       организует и  проводит периодическое радиационное обследование
   земель лесного фонда с  составлением  карт  плотности  загрязнения
   почвы радионуклидами;
       проводит текущий    контроль    за    уровнями     загрязнения
   радионуклидами    лесных   ресурсов   и   лесной   продукции   при
   осуществлении лесных пользований;
       организует и  контролирует проведение защитных мероприятий при
   пользовании лесным фондом, воспроизводстве, охране и защите леса;
       оценивает (учитывает) среднегодовые эффективные дозы облучения
   работников лесного хозяйства;
       взаимодействует с     федеральными     и      территориальными
   исполнительными   и   законодательными   органами,   общественными
   организациями и средствами массовой информации;
       готовит и    передает   информацию   государственным   органам
   управления лесным хозяйством для использования при планировании  и
   осуществлении пользования лесным фондом, воспроизводства, охраны и
   защиты леса.
       Объектами радиационного контроля являются:
       лесной фонд;
       деятельность пользователей лесом;
       условия труда работников лесного хозяйства;
       лесные ресурсы и лесная продукция.
       Радиационному контролю подлежат:
       соблюдение установленных   регламентов  и  правил  пользования
   лесным фондом, лесовосстановления, охраны и защиты леса в условиях
   радиоактивного загрязнения;
       плотность радиоактивного загрязнения почвы;
       содержание радионуклидов  в  компонентах  лесных  экосистем  и
   лесной продукции;
       мощность экспозиционной   дозы  гамма  -  излучения  в  местах
   проведения работ.
       На территории,  загрязненной  радионуклидами вследствие аварии
   на  Чернобыльской  АЭС,  контролируемыми  радионуклидами  являются
   цезий-137   (Сs-137)  и  стронций-90  (Sr-90).  Стронций-90  имеет
   практическое значение только в  некоторых  областях,  в  частности
   Брянской и Калужской.
       Ведомственная служба  радиационного  контроля  организована  в
   государственных  органах управления лесным хозяйством всех уровней
   и на территории,  загрязненной радионуклидами вследствие аварии на
   Чернобыльской   АЭС,   функционирует  в  15  субъектах  Российской
   Федерации.
       В государственных  органах  управления  лесным хозяйством всех
   уровней за  организацию  и  осуществление  радиационного  контроля
   отвечают   их   руководители.   Они   имеют   право   пресекать  в
   установленном порядке нарушения регламентов производства  работ  в
   лесном фонде и пользования лесным фондом.  Контроль за выполнением
   защитных мероприятий осуществляют  специалисты,  ответственные  за
   проведение  работ  по  использованию,  воспроизводству,  охране  и
   защите лесного фонда.
       Руководящим федеральным  органом  по  радиационному контролю в
   системе  государственных  органов  управления  лесным   хозяйством
   России является Комиссия по ликвидации последствий чернобыльской и
   других радиационных катастроф Федеральной службы лесного хозяйства
   России.
       Непосредственную работу   по   радиационному    контролю    на
   федеральном  уровне  осуществляет отдел радиационной экологии леса
   Федеральной службы лесного хозяйства России.
       Федеральный орган   управления  лесным  хозяйством  Российской
   Федерации осуществляет:
       организацию и  методическое  руководство ведомственной службой
   радиационного контроля;
       контроль деятельности  органов  управления лесным хозяйством в
   субъектах Российской Федерации и пользователей  лесным  фондом  по
   соблюдению  правил  и  регламентов  выполнения  работ  в  условиях
   радиоактивного загрязнения;
       анализ информации,   получаемой   от  государственных  органов
   управления лесным  хозяйством  республик  в  субъектах  Российской
   Федерации, научных и проектных организаций;
       взаимодействие с исполнительными и  законодательными  органами
   Российской Федерации и ее субъектов, общественными организациями и
   средствами массовой информации.
       При осуществлении   радиационного   контроля   государственные
   органы  управления  лесным  хозяйством  в   субъектах   Российской
   Федерации:
       организуют и обеспечивают проведение радиационного контроля  в
   лесхозах    и    лесничествах    при    реализации    всех   видов
   лесохозяйственной деятельности и пользования лесом;
       осуществляют взаимодействие  с  федеральным органом управления
   лесным хозяйством Российской Федерации,  территориальными органами
   федеральных  министерств и ведомств,  общественными организациями,
   территориальными исполнительными  и  законодательными  органами  и
   средствами массовой информации;
       составляют и обеспечивают  выполнение  местных  нормативных  и
   регламентирующих   документов   по  ведению  лесного  хозяйства  в
   условиях радиоактивного загрязнения;
       организуют и  контролируют проведение защитных мероприятий при
   пользовании лесным фондом, воспроизводстве, охране и защите леса;
       вносят предложения     по    корректировке    нормативных    и
   регламентирующих  документов  по  ведению  лесного   хозяйства   в
   условиях  радиоактивного  загрязнении,  находящихся  в компетенции
   федерального органа управления лесным хозяйством;
       организуют проведение     индивидуального     дозиметрического
   контроля годовых эффективных  доз  внешнего  облучения  работников
   лесного хозяйства;
       организуют и проводят периодическое радиационное  обследование
   земель  лесного  фонда  и  составление  карт плотности загрязнения
   почвы радионуклидами;
       организуют и проводят текущий контроль радиационной обстановки
   в лесном фонде на стационарных участках;
       организуют и    проводят   текущий   контроль   загрязненности
   радионуклидами   лесных   ресурсов   и   лесной   продукции    при
   осуществлении пользований лесным фондом;
       готовят и  передают  федеральному  органу  управления   лесным
   хозяйством   Российской   Федерации   информацию   о  радиационной
   обстановке в лесном фонде,  годовых  эффективных  дозах  облучения
   работников лесного хозяйства, защитных мероприятиях.
       При осуществлении радиационного  контроля  лесхозы  выполняют:
       организацию и    обеспечение    радиационного    контроля   на
   закрепленной   территории    при    осуществлении    всех    видов
   лесохозяйственной деятельности и пользования лесом;
       взаимодействие с    общественными    организациями,    местной
   администрацией и средствами массовой информации;
       внесение предложений  по  корректировке  местных   нормативных
   регламентирующих   документов   по  ведению  лесного  хозяйства  в
   условиях радиоактивного загрязнения;
       организацию и  контроль  проведения  защитных  мероприятий при
   осуществлении лесохозяйственной деятельности в лесничествах;
       отбор проб   почвы  и  дозиметрию  при  участии  в  проведении
   периодического радиационного обследования земель лесного фонда;
       отбор проб  компонентов  лесных экосистем,  а также дозиметрию
   при текущем радиационном контроле радиационной обстановки в лесном
   фонде на стационарных участках;
       организацию и  проведение  текущего  контроля   загрязненности
   радионуклидами    лесных   ресурсов   и   лесной   продукции   при
   осуществлении  лесных   пользований   (радиационное   обследование
   участков,   отводимых   под   рубки   главного   и  промежуточного
   пользования,  для заготовки  второстепенных  лесных  материалов  и
   побочные лесные пользования);
       подготовку и  передачу  государственным   органам   управления
   лесным  хозяйством  в  субъектах Российской Федерации информации о
   радиационной обстановке в лесном фонде,  среднегодовых эффективных
   дозах   облучении   работников   лесного   хозяйства   и  защитных
   мероприятиях.
       При осуществлении радиационного контроля лесничества:
       осуществляют радиационный контроль на закрепленной  территории
   при  выполнении  всех  видов лесохозяйственных работ и пользовании
   лесом;
       организуют выполнение  защитных  мероприятий  при производстве
   всех видов работ;
       участвуют в  отборе  проб  почвы  и  дозиметрии при проведении
   периодического радиационного обследования земель лесного фонда;
       участвуют в  отборе  проб  компонентов  лесных  экосистем  при
   проведении текущего  контроля  радиационной  обстановки  в  лесном
   фонде на стационарных участках;
       измеряют мощность экспозиционной  дозы  гамма  -  излучения  и
   отбирают пробы лесной растительности при радиационном обследовании
   участков,  отводимых   под   рубки   главного   и   промежуточного
   пользования, заготовку второстепенных лесных материалов и побочное
   пользование  лесом   для   последующего   определения   содержания
   радионуклидов  в  лесных  ресурсах и лесной продукции лабораторией
   радиационного контроля;
       готовят и   передают   в  лесхозы  информацию  о  радиационной
   обстановке в лесном  фонде,  а  также  годовых  эффективных  дозах
   облучения работников лесного хозяйства.
       Для выполнения специальных функций  радиационного  контроля  в
   государственных  органах  управления лесным хозяйством в субъектах
   Российской    Федерации    организованы    отделы    (лаборатории)
   радиационного  контроля  или  назначены  специально уполномоченные
   лица (инженеры - радиологи).
       Деятельность отделов   (лабораторий)   радиационного  контроля
   осуществляется в соответствии с Положением об отделе (лаборатории)
   радиационного   контроля   в   системе   государственных   органов
   управления лесным хозяйством России [8]. На них возлагается:
       организация и    проведение    периодического    радиационного
   обследования земель лесного фонда  и  составление  карт  плотности
   радиоактивного загрязнения почвы радионуклидами;
       организация и  проведение   текущего   контроля   радиационной
   обстановки в лесном фонде на стационарных участках;
       организация и  проведение  текущего  контроля   загрязненности
   радионуклидами    лесных   ресурсов   и   лесной   продукции   при
   осуществлении пользований лесным фондом (радиационное обследование
   участков,   отводимых   под   рубки   главного   и  промежуточного
   пользования,  заготовку второстепенных лесных материалов и  лесные
   побочные пользования);
       создание региональных и местных банков данных по  радиационной
   обстановке  в  лесном  фонде,  годовым эффективным дозам облучения
   работников лесного хозяйства;
       подготовка и   передача  информации,  получаемой  при  решении
   основных задач,  федеральному органу управления лесным  хозяйством
   Российской Федерации;
       организация индивидуального  дозиметрического   контроля   доз
   внешнего облучения работников лесного хозяйства;
       организация технической  учебы  инженерно  -   технических   и
   рабочих кадров по вопросам радиационного контроля;
       осуществление взаимодействия с местными  органами  федеральных
   министерств   и   ведомств,   территориальными  исполнительными  и
   законодательными   органами,   общественными    организациями    и
   средствами массовой информации;
       регулярное информирование о состоянии радиационной  обстановки
   в  лесном  фонде коллективов подразделений государственных органов
   управления лесным  хозяйством  в  субъектах  Российской  Федерации
   средств массовой информации, общественных организаций и населения;
       внесение предложений   по    корректировке    нормативных    и
   регламентирующих   документов   по  ведению  лесного  хозяйства  в
   условиях радиоактивного  загрязнения,  находящихся  в  компетенции

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное