Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПРИКАЗ МИНЗДРАВА РФ ОТ 06.08.1999 N 311 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КЛИНИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА "МОДЕЛИ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 8
 
   психопатии.
       Гипермаскулинное поведение  проявляется  преувеличенно мужским
   типом  поведенческих  реакций,  пренебрежением   ко   всем   видам
   "женского" труда,  грубостью,  агрессивностью. В сексуальной жизни
   это находит отражение  в  виде  принуждения  женщины  к  близости,
   имитации злобности,  причинения боли, стремления к ощущению власти
   над партнершей  в  сочетании  с  ее  подчиняемостью.  Гиперролевое
   поведение  у  подростков  может  встречаться  как  компенсаторное,
   связанное со стремлением к самоутверждению в  группе.  Примитивный
   стереотип  сексуального  поведения  у  гипермаскулинных подростков
   сочетается  с  грубым   принуждением   партнерши   к   извращенным
   действиям, отказ  от которых обычно приводит к избиению партнерши.
   Мужчины с гиперролевым поведением крайне тяжело переносят снижение
   сексуальной  функции.  Как  вариант компенсаторного,  гиперролевое
   поведение  может  проявляться  у  транссексуалов,   борющихся   за
   признание своей принадлежности к другому полу.
       Патологическое гипермаскулинное поведение находит отражение  в
   сексуальном садизме у мужчин.
       Гиперфемининное поведение     характеризуется     подчеркнутой
   подчиняемостью,  пассивностью,  готовностью  к  самопожертвованию,
   самоотдаче,   материнским   отношением   ко    всем    окружающим.
   Патологическое   гиперфемининное   поведение   представляет  собой
   мазохистические  тенденции,  которые   проявляются   в   получении
   удовольствия  при  унижении  и физических страданиях,  причиняемых
   партнером.
       Рубрика может  быть  использована  также  в  качестве этапного
   диагноза при наличии жалоб на  чувство  дискомфорта,  связанное  с
   собственным  анатомическим полом,  в то время как установить более
   точно  диагноз  не  представляется  возможным  из-за   объективных
   трудностей (недостаток анамнестических сведений, отсутствие данных
   объективного обследования и т.д.).
       Условия лечения
       Амбулаторное.
       Перечень необходимых обследований
       Диагностика расстройств половой роли производится на основании
   анамнестического,      психопатологического,     психологического,
   сексологического,     генетического     обследования.     Основная
   дифференциальная    диагностика   проводится   между   простым   и
   патологическим гиперролевым поведением.  При патологических формах
   необходимо   выделять   пациентов   с  грубой  психопатологической
   отягощенностью.
       Принципы терапии
       Психотерапия.
       Основной задачей    психотерапевтического   лечения   является
   коррекция  взаимоотношений  в  паре  с  целью   повышения   уровня
   адаптивности партнеров.
       Фармакотерапия у детей и подростков.
       Главный акцент   должен   ставиться  на  лечении  и  коррекции
   сопутствующих психопатологических образований.
       Ожидаемые результаты лечения
       Улучшение психического состояния,  повышение уровня социальной
   адаптации.
       Действия врача, если не достигнут результат
       Повторные курсы психотерапии.

       F65 РАССТРОЙСТВА СЕКСУАЛЬНОГО ПРЕДПОЧТЕНИЯ

       Критериями сексуальной      нормы      являются:     парность,
   гетеросексуальность,  половозрелость   партнеров,   добровольность
   связи,  стремление к обоюдному согласию,  отсутствие физического и
   морального ущерба здоровью партнеров и  других  лиц.  Расстройство
   сексуального  предпочтения  означает  всякое отклонение от нормы в
   сексуальном поведении,  независимо от его проявлений и  характера,
   степени   выраженности  и  этиологических  факторов.  Это  понятие
   включает как расстройства в смысле отклонения от социальных  норм,
   так и от норм медицинских.
       Тяжесть состояния    определяется,    в    первую     очередь,
   дезадаптирующим   влиянием   сексуального  расстройства  на  жизнь
   пациента. Среди расстройств сексуального предпочтения выделяют:
       - парафилические элементы - легкие девиации полового влечения,
   свойственные    нормальной    сексуальности,     играющие     роль
   дополнительных, второстепенных факторов, не являющиеся патологией;
       - парафилические тенденции - деформирующие  либидо  установки,
   проявляющиеся  в  мечтах и фантазиях,  но по тем или иным причинам
   нереализуемые;
       - истинные  парафилии  -  состояния,  при  которых  искаженное
   половое  влечение  частично  или  полностью  замещает   нормальную
   сексуальную жизнь.
       Общими критериями расстройства полового предпочтения  являются
   следующие:
       а) индивидууму    свойственны     периодически     возникающие
   сексуальные  влечения и фантазии,  включающие необычные предметы и
   поступки;
       б) индивидуум  поступает в соответствии с этими влечениями или
   испытывает значительный дистресс из-за них;
       в) это предпочтение наблюдается минимум 6 месяцев.

       F65.0 Фетишизм

       Фетиш (какой  -  нибудь неживой предмет) является самым важным
   источником    сексуальной    стимуляции    или    необходим    для
   удовлетворительной сексуальной реакции.

       F65.1 Фетишистский трансвестизм

       Ношение предметов  туалета  противоположного  пола  или одежды
   противоположного пола  для  восстановления  соответствующей  этому
   полу внешности и ощущения принадлежности к нему.
       Переодевание в одежду противоположного пола связано с  половым
   возбуждением.   При   достижении   оргазма   и  снижении  полового
   возбуждения    возникает    сильное    желание    снять     одежду
   противоположного пола.

       F65.2 Эксгибиционизм

       Периодически возникающая  или  постоянная тенденция неожиданно
   показывать  свои   половые   органы   незнакомым   людям   (обычно
   противоположного   пола),   что   обычно   сопровождается  половым
   возбуждением и мастурбацией.

       F65.3 Вуайеризм

       Периодически возникающая или постоянная тенденция подглядывать
   за  людьми  во  время сексуальных или интимных занятий,  таких как
   переодевание,   что   сочетается   с   половым   возбуждением    и
   мастурбацией.
       Нет желания обнаружить свое присутствие или вступить в половую
   связь с лицом, за которым ведется наблюдение.

       F65.4 Педофилия

       Постоянное или преобладающее предпочтение половой активности с
   ребенком или детьми пубертатного возраста.  При этом  пациенту  по
   меньшей мере 16 лет и он минимум на 5 лет старше ребенка.

       F65.5 Садомазохизм

       Предпочтение половой    активности   в   качестве   реципиента
   (мазохизм) или наоборот (садизм),  или того и другого с включением
   минимум   одного   из   следующих   переживаний:  боли,  унижения,
   установления зависимости.  При этом,  садо-мазохистская активность
   является   основным   источником  стимуляции  или  необходима  для
   полового удовлетворения.

       F65.6 Множественные расстройства сексуального
             предпочтения

       Сочетание у    одного    индивидуума    различных   аномальных
   сексуальных предпочтений.

       F65.8 Другие расстройства сексуального предпочтения

       Разнообразные другие   варианты   полового   предпочтения    и
   активности,  каждое из которых является относительно редким.  Сюда
   относятся  такие  виды  активности  как  совершение   непристойных
   телефонных звонков,  фроттеризм, сексуальные действия с животными,
   использование  удушения  для  усиления  возбуждения,  предпочтение
   партнеров  с  какой-либо  физической  аномалией  или  определенным
   цветом кожи и т.д.
       Критерии диагностики    расстройства   полового   предпочтения
   включают наличие патогномонической  фантазии  и  ее  поведенческой
   разработки.
       Условия лечения
       Амбулаторное.
       Наиболее адекватным следует считать амбулаторное  лечение,  не
   нарушающее привычный ритм жизни больных.
       Стационарное -  при  выраженной  тяжести  состояния,   наличии
   критериев недобровольной госпитализации.
       Перечень необходимых обследований:
       - подробное  анамнестическое  обследование,  по  возможности с
   данными объективного анамнеза,  позволяющего  проследить  динамику
   психосексуального развития;
       - клинико-психопатологическое    обследование,     позволяющее
   выявить наличие или отсутствие психической патологии у пациента;
       - сексологическое обследование;
       - психологическое  обследование  с  применением традиционных и
   специфических методик:
       - при    необходимости    дифференциальной    диагностики    с
   органическими    заболеваниями    головного    мозга    проводится
   нейрофизиологическое обследование (ЭЭГ, РЭГ, М-ЭХО).
       Дифференциальная диагностика  проводится  среди  всей   группы
   расстройств  полового  предпочтения,  она  направлена на выявление
   психопатологической отягощенности     и    социальной    опасности
   пациентов.  Диагностика проводится  в  первую  очередь  с  группой
   эндогенных психических заболеваний (шизофрения,  эпилепсия,  МДП),
   группой  конституциональных  психопатий,  органических   поражений
   головного мозга, умственной отсталостью.
       Лечебно -   реабилитационная   программа   строится  с  учетом
   сочетанной психической патологии, личностных особенностей больных,
   их   социального   положения.   Могут   быть   выделены  следующие
   противопоказания к сексологическому лечению:
       - психические   заболевания,   алкоголизм,  конституциональные
   психопатии, особенно с нарушением социальных связей;
       - интеллектуальная недостаточность;
       - безволие  и  пассивность  пациента,  а  также  личностная  и
   эмоциональная  незрелость  с  нечетким  осознанием своих мотивов и
   побуждений.
       Принципы терапии
       Терапия должна быть комплексной, сочетанной, последовательной.
       Фармакотерапия:
       - психофармакотерапия;
       - общеукрепляющее лечение.
       Психотерапия.
       В методике     комплексной    терапии    выделяют    следующие
   последовательные этапы, каждый из которых решает свою задачу:
       I этап - коррекция эмоционального фона и закрепление установки
   на  лечение.  Важное  место   при   этом   занимает   нормализация
   соматических  функций,  оптимизация режима сна-бодрствования.  При
   астенических явлениях используются препараты  нейрометаболического
   действия,   адаптогены.   Для   коррекции   аффективных  нарушений
   депрессивного   круга   используются   анафранил   (при    наличии
   обсессивных    расстройств),    амитриптилин   и   людиомил   (при
   преобладании тревожных расстройств), транквилизаторы по показанию.
   Психотерапевтическое  лечение  включает рациональную психотерапию,
   внушение  в  гипнозе  и  бодрствующем  состоянии,  самовнушение  с
   использованием модифицированных методик самовнушения.
       II этап - ослабление,  а затем  и  устранение  патологического
   сексуального  влечения  и  связанных  с  ним  переживаний.  Особое
   внимание   уделяется   устранению   тенденций   к   самообвинению,
   формированию чувства уверенности в себе.
       III этап - выработка адекватного эстетического восприятия  лиц
   противоположного  пола,  правильного  этического  отношения к ним.
   Формируются  и  закрепляются  навыки  простого,  естественного   и
   непринужденного общения с лицами противоположного пола,  адаптации
   в их среде.
       IY этап  - формирование и закрепление адекватного эротического
   отношения к лицам противоположного пола.
       Таким образом,    основными   методами   психотерапевтического
   лечения являются внушение с применением гипнотических техник  и  в
   бодрствующем     состоянии,     самовнушение,     модифицированный
   аутотренинг,  рациональная  психотерапия.  Наличие   в   структуре
   расстройства    сексуального    предпочтения   психопатологических
   образований      служит      основанием       для       назначения
   психофармакологического лечения.
       Длительность лечения
       Варьирует в  зависимости от тяжести состояния,  индивидуальных
   особенностей пациента от полугода - года и дольше.
       Ожидаемые результаты лечения
       Улучшение состояния, социальная адаптация пациента.
       Действия врача, если не достигнут результат
       Повторение курса психотерапии.

       F66 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ
           РАССТРОЙСТВА, СВЯЗАННЫЕ С ПОЛОВЫМ
           (ПСИХОСЕКСУАЛЬНЫМ) РАЗВИТИЕМ
           И ОРИЕНТАЦИЕЙ ПО ПОЛУ

       F66.0х Расстройство сексуального созревания (развития)

       Условия лечения
       Амбулаторное.
       Перечень необходимых обследований:
       - исследование половой идентификации (тест  Маховера  (рисунок
   человека), рисунок семьи, MMPI);
       - выявление акцентуации личности (опросник Шмишека, ПДО);
       - выявление     депрессий,     тревоги    (патопсихологическое
   исследование).
       Принципы терапии
       Фармакотерапия:
       - малые дозы транквилизаторов;
       - малые дозы антидепрессантов с седативным действием.
       Психотерапия.
       Ожидаемые результаты лечения
       Улучшение психического состояния и социальной адаптации.
       Действия врача, если не достигнут результат
       Изменение доз    назначенной    терапии,    добавить   "малые"
   нейролептики; повторные курсы психотерапии, семейная терапия.

       F66.1x Эгодистоническая ориентация по полу

       Условия лечения
       Амбулаторное.
       Перечень необходимых обследований:
       - исследование половой идентификации;
       - исследование  особенностей  эмоционально-личностной  сферы и
   межличностного взаимодействия (MMPI, Кеттелл, Лири, "семантический
   дифференциал");
       - дифференциальная  диагностика  с   эндогенным   заболеванием
   (патопсихологическое исследование).
       Принципы терапии
       Психотерапия:
       - индивидуальная;
       - групповая;
       - семейная.
       Ожидаемые результаты лечения см. F66.0x.
       Действия врача, если не достигнут результат
       Продолжение курсов психотерапии и психокоррекции.

       F66.2x Расстройство сексуальных отношений

       Условия лечения
       Амбулаторное
       Перечень необходимых обследований:
       - выявление  аномалий  половой   идентификации,   исследование
   характера сексуального влечения (тест Маховера, sex-тест, MMPI);
       - исследование  эмоционально - личностных    особенностей    и
   особенностей   межличностных   отношений   (MMPI,  Кеттелл,  Лири,
   системный    тест    семьи    (рисунок    семьи,    "семантический
   дифференциал");
       - дифференциальная диагностика с шизофренией.
       Принципы терапии
       Психотерапия.
       Фармакотерапия.
       При выявлении основного заболевания - психофармакотерапия.
       Ожидаемые результаты лечения см. F66.0х.
       Действия врача, если не достигнут результат
       Лечение основного заболевания, повторные курсы психотерапии.

       F68 ДРУГИЕ РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ И
           ПОВЕДЕНИЯ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ

       F68.0 Преувеличение соматической симптоматики
             по психологическим причинам
       F68.1 Умышленное вызывание или симулирование симптомов
             или инвалидности физического или психологического
             характера (поддельное нарушение)
       F68.8 Другие уточненные расстройства личности
             и поведения в зрелом возрасте

       Общая характеристика
       В большинстве  случаев  преувеличение  и  симуляция  симптомов
   проявляется на фоне других личностных расстройств  (истерического,
   эмоционально  неустойчивого,  шизоидного  и  др.). В ряде  случаев
   ложное заболевание имеет адаптивное значение.  Большое значение  в
   их  выявлении  имеет  тщательная  диагностика с использованием,  в
   частности, психологических методов.
       Принципы терапии
       Амбулаторное - основано на ранней диагностике и заключается  в
   регуляции поведения больного.

       F69 РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ
           В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ НЕУТОЧНЕННОЕ

       Общая характеристика
       Рубрика используется  лишь  в  крайнем  случае  при отсутствии
   достаточной  информации,   позволяющей   отнести   заболевание   к
   специфическому расстройству.

       F70-F73 УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

       F70 УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ

       Характеристика состояния
       Затруднения проявляются  главным  образом в процессе школьного
   обучения.
       Ориентировочно IQ  -  60-80  ед.  (по адаптированному детскому
   варианту Векслера)<*>:
       а) неосложненная;
       б) осложненная  (церебрастенический  синдром,  неврозоподобные
   расстройства,          невротические,           психопатоподобные,
   патохарактерологические и  психопатические  расстройства,  речевые
   нарушения, эписиндром и т.д.).
       Условия лечения
       а) специализированные детские сады;
       б) специализированное   обучение    (вспомогательные    школы,
   школа-интернат);
       в) дневной стационар или стационар (при  нарушении  адаптации,
   наличии осложняющей симптоматики или отрицательных микросоциальных
   условий);
       г) амбулаторное наблюдение.
       Перечень необходимых обследований:
       - педиатр (1 раз в год, по показаниям - повторно);
       - психолог, в том числе, количественное определение интеллекта
   - тест Векслера;
       - логопед;
       - окулист;
       - невролог;
       - отоларинголог (1 раз в год, кратность - по показаниям);
       - общие анализы крови и мочи (кратность - по показаниям);
       - ЭЭГ;
       - Эхо,-ЭГ (1 -2 раза в год, чаще - по показаниям).
       Для установления этиологии:
       - составление родословной - обязательно;
       - исключение    наследственного   дефекта   обмена   (ФКУ)   -
   обязательно;
       - цитогенетическое обследование - по показаниям;
       - лабораторное исключение ряда генетических  и  внешнесредовых
   нарушений - по показаниям;
       - аудиограмма;
       - рентгенограмма черепа;
       - компьютерная томография (КТ);
       - ядерно-магнитный резонанс (ЯМР);
       - РЭГ;
       - нейропсихолог;
       - дерматолог;
       - стоматолог.
       --------------------------------
       <*> - приведенные психометрические стандарты уровней  развития
   интеллекта  (IQ)  завышены на 10 ед.,  т.к.  используемый в России
   адаптированный  вариант  методики  Векслера   дает  более  высокие
   показатели  при  аналогичном  уровне  интеллекта,  определяемом по
   клиническим  критериям.   Особенно   это   важно   учитывать   при
   диагностике более  легких степеней умственной отсталости.  Следует
   также отметить,  что уровень IQ  не  может  являться  единственным
   критерием    диагностики    интеллектуального   недоразвития   или
   определения его выраженности.

       Принципы терапии
       Основная роль  в  коррекции  умственной отсталости принадлежит
   психолого-педагогическому процессу.  Ребенок  своевременно  должен
   получать   образование   по   программе,   доступной   его  уровню
   интеллекта.  Большое значение имеет выявление и развитие у детей с
   умственной    отсталостью    сохранных   (или   более   сохранных)
   способностей:  у  одних  -  физической  ловкости,   у   других   -
   музыкальности, у третьих - склонности к рисованию и т.д.
       Необходима семейная психотерапия с объяснением родителям  всех
   особенностей  ребенка,  с  обязательным указанием на положительные
   черты его личности, нуждающиеся в развитии. Постоянным должен быть
   контакт врача и психолога с педагогами.
       При выявлении  специфической  нозологической  формы  обменного
   характера,  приводящей к умственной отсталости (ФКУ,  гипотиреоз),
   лечение должно  быть  строго  специфическим  в  специализированном
   учреждении    -   с   учетом   медико-генетической   консультации,
   консультации с эндокринологом.  Медикаментозное  лечение  во  всех
   остальных  случаях  направлено,  в  первую  очередь,  на повышение
   предпосылок интеллекта и  на  осложняющую  симптоматику,  а  также
   должно  быть  связано с характером и патогенезом нарушений.  Выбор
   терапии   (препарат,   его   дозировка,   длительность    лечения)
   производится  в  соответствии  со  структурой психопатологического
   синдрома,  возрастом,  соматическим   состоянием,   индивидуальной
   переносимостью    препаратов    (препараты   нейрометаболического,
   дегидратирующего,  цереброваскулярного действия,  транквилизаторы,
   "малые" нейролептики,     противосудорожные,     антидепрессивные,
   обшеукрепляющие средства).
       Длительность лечения
       Лечение психотерапевтическое; комплексное, курсами - 2 месяца,
   с периодичностью 2-3 раза в год.
       а) амбулаторное наблюдение до  достижения  стойкой  социальной
   адаптации;
       б) пребывание в дневном стационаре  (стационаре)  -  1-2  мес.
   (при наличии осложняющей симптоматики);
       в) наблюдение  и  лечение  обучающихся  в   специализированной
   школе-интернате  и  находящихся  в  специализированном  дошкольном
   учреждении должно проводиться детскими психиатрами этих учреждений
   - в течение всего срока пребывания ребенка в учреждении.
       Ожидаемые результаты лечения
       Достаточно успешная  адаптация  ребенка  в  условиях  семьи  и
   специализированного     учреждения,      редукция      осложняющей
   психопатологической симптоматики.

       F71 УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ УМЕРЕННАЯ

       Характеристика состояния
       Нарушения адаптации проявляются уже в  дошкольном  возрасте  и
   сохраняются  практически  в  течение  всей  жизни.  Ориентировочно
   1Q=45-59 ед. (по адаптированному детскому варианту Векслера):
       а) неосложненная;
       б) осложненная.
       Условия лечения:
       а) специализированные дошкольные учреждения;
       б) в  большинстве случаев доступно специализированное обучение
   во вспомогательной школе;
       в) в  более  тяжелых  случаях  - пребывание в обучаемой группе
   системы социального обеспечения;
       г) стационар  или  дневной  стационар (при нарушении адаптации
   при   наличии   осложняющей   симптоматики    или    отрицательных
   микросоциальных условий);
       д) амбулаторное наблюдение.
       Перечень необходимых обследований:
       - педиатр (1 раз в год, по показаниям повторно);
       - психолог (1-3 раза в год);
       - логопед (1-3 раза в год);
       - окулист (1 -2 раза в год, кратность - по показаниям);
       - невролог (1 раз в год, кратность - по показаниям);
       - отоларинголог (1 раз в год, кратность - по показаниям);
       - общие анализы крови и мочи (кратность - по показаниям);
       - ЭЭГ;
       - Эхо-ЭГ (1 -2 раза в год, чаще - по показаниям).
       По показаниям:
       - аудиограмма;
       - рентгенограмма черепа;
       - КТ;
       - ЯМР;
       - РЭГ;
       - нейропсихолог;
       - дерматолог;
       - стоматолог.
       Вспомогательные исследования для установления этиологии:
       - составление родословной - обязательно;
       - исключение   наследственного   дефекта   обмена   (ФКУ)    -
   обязательно;
       - цитогенетическое обследование - практически во всех случаях,
   за   исключением   нозологически   самостоятельных,  этиологически
   известных форм (болезнь Дауна, ФКУ, гипотиреоз, мукополисахаридозы
   и др.).
       Принципы терапии
       При выявлении специфической нозологической формы, приводящей к
   умственной отсталости (в первую  очередь,  обменного  характера  -
   ФКУ,  гипотиреоз),  лечение  должно  быть  строго  специфическим в
   специализированном учреждении - медико-генетические  консультации,
   эндокринолог.  Медикаментозное  лечение  во всех остальных случаях
   направлено, в первую очередь, на осложняющую симптоматику, а также
   должно   быть   связано  с  характером  и  патогенезом  нарушений.
   Психотерапевтическая   работа   с   семьей.    Педагогическая    и
   психологическая коррекция имеет важное значение и при этом,  более
   тяжелом нарушении  интеллектуального  развития.  Следует  всемерно
   способствовать   формированию   родительских   обществ   детей   с
   идентичной патологией (болезнь Дауна, синдром Мартина - Белл, ФКУ,
   синдром Вильямса и др.),  что дает родителям лучшее понимание всех
   особенностей болезни детей,  прогноза и возможностей  адаптации  в
   настоящее время и в будущем,  а также имеет положительное значение
   для  эмоционального  состояния  родителей,  так   как   в   основе
   деятельности этих обществ лежит возможность оказания взаимопомощи.
       Длительность лечения
       а) амбулаторное  наблюдение.  Дети  имеют  право  на получение
   пособия по детской инвалидности;
       б) пребывание в дневном стационаре (стационаре) - 1-2 мес.;
       в) наблюдение  и  лечение  обучающихся  в   специализированной
   школе-интернате  и  находящихся  в  специализированном  дошкольном
   учреждении должно проводиться детскими психиатрами этих учреждений
   - в течение всего срока пребывания ребенка в учреждении.
       Ожидаемые результаты лечения
       Достаточно успешная  адаптация  ребенка  в  условиях  семьи  и
   специализированного     учреждения,      редукция      осложняющей
   психопатологической симптоматики.

       F72 УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ТЯЖЕЛАЯ

       Характеристика состояния
       Ориентировочно IQ=30-44  ед.  (по   адаптированному   детскому
   варианту Векслера):
       а) неосложненная;
       б) осложненная.
       Сопутствующие нарушения,  как  правило,  являются   следствием
   органического  поражения  мозга,  чаще всего в виде психомоторного
   возбуждения  и   эпилептиформного   синдрома.   Нередки   симптомы
   недоразвития речи вплоть до полного ее отсутствия.
       Условия лечения
       Пребывание в  учреждениях социального обеспечения.  Оформление
   инвалидности.
       Перечень необходимых обследований:
       - педиатр (1 раз в год, по показаниям - повторно);
       - логопед (1-3 раза в год);
       - окулист (1 -2 раза в год, кратность - по показаниям);
       - невролог (1 раз в год, кратность - по показаниям);
       - отоларинголог (1 раз в год, кратность - по показаниям);
       - общие анализы крови и мочи (кратность - по показаниям);
       - ЭЭГ;
       - Эхо-ЭГ (1 -2 раза в год, чаще - по показаниям).
       По показаниям:
       - психолог;
       - аудиограмма;
       - рентгенограмма черепа;
       - КТ;
       - ЯМР;
       - РЭГ;
       - нейропсихолог;
       - дерматолог;
       - стоматолог.
       Вспомогательные исследования для установления этиологии:
       - составление родословной - обязательно;
       - исключение   наследственного   дефекта   обмена   (ФКУ)    -
   обязательно;
       - цитогенетическое обследование - практически во всех случаях,
   за   исключением   нозологически   самостоятельных,  этиологически
   известных форм (болезнь Дауна, ФКУ, гипотиреоз, мукополисахаридозы
   и др.).
       Принципы терапии
       При выявлении специфической нозологической формы, приводящей к
   умственной отсталости (в первую  очередь,  обменного  характера  -
   ФКУ,  гипотиреоз)  лечение  должно  быть  строго  специфическим  в
   специализированном учреждении - медико-генетические  консультации,
   консультации  с  эндокринологом.  Медикаментозное  лечение во всех
   остальных случаях направлено, в  первую  очередь,  на  осложняющую
   симптоматику,   а   также  должно  быть  связано  с  характером  и
   патогенезом нарушений. Семейная психотерапия.
       Длительность лечения:
       а) амбулаторное наблюдение в течение всей жизни при содержании
   в семье;
       б) при пребывании в учреждениях социального обеспечения  также
   постоянный врачебный контроль;
       в) для данного  контингента  детей  необходимо  организовывать
   учреждения  с  недельным  пребыванием  с целью неполного отрыва от
   семьи (в городах с населением более 100 тысяч человек).
       Ожидаемые результаты лечения
       Возможная адаптация     ребенка     в     условиях      семьи,
   специализированного      учреждения,      редукция     осложняющей
   психопатологической симптоматики.

       F73 УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ГЛУБОКАЯ

       Характеристика состояния
       Ориентировочно IQ  ниже  30  ед.  (по адаптированному детскому
   варианту Векслера):
       а) неосложненная;
       б) осложненная.
       Условия лечения
       Пребывание в учреждениях социального  обеспечения.  Оформление
   инвалидности.
       Перечень необходимых обследований:
       - педиатр (1 раз в год, по показаниям - повторно);
       - окулист (1 -2 раза в год, кратность - по показаниям);
       - невролог (1 раз в год, кратность - по показаниям);
       - отоларинголог (1 раз в год, кратность - по показаниям);
       - общие анализы крови и мочи (кратность - по показаниям);
       - ЭЭГ;
       - Эхо-ЭГ (1-2 раза в год, чаще - по показаниям).
       По показаниям:
       - логопед;
       - аудиограмма;
       - рентгенограмма черепа;
       - КТ;
       - ЯМР;
       - РЭГ;
       - нейропсихолог;
       - дерматолог;
       - стоматолог.
       Вспомогательные исследования для установления этиологии:
       - составление родословной - обязательно;
       - исключение   наследственного   дефекта   обмена   (ФКУ)    -
   обязательно;
       - цитогенетическое обследование - практически во всех случаях,
   за   исключением   нозологически   самостоятельных,  этиологически
   известных форм (болезнь Дауна, ФКУ, гипотиреоз, мукополисахаридозы
   и др.).
       Принципы терапии
       При выявлении специфической нозологической формы, приводящей к
   умственной отсталости (в первую  очередь,  обменного  характера  -
   ФКУ,  гипотиреоз),  лечение  должно  быть  строго  специфическим в
   специализированном учреждении - медико-генетические  консультации,
   консультации  с  эндокринологом.  Медикаментозное  лечение во всех
   остальных случаях направлено,  в первую  очередь,  на  осложняющую
   симптоматику,  и  должно  быть  связано с характером и патогенезом
   нарушений.  Совместная с социальными службами работа  по  оказанию
   помощи семье.
       Длительность лечения
       Врачебное наблюдение  в  течение  всей жизни и в семье,  и при
   пребывании в  учреждениях  социального  обеспечения;  для  данного
   контингента детей необходимо организовывать учреждения с недельным
   пребыванием с  целью  неполного  отрыва  от  семьи  (в  городах  с
   населением более 100 тысяч человек).
       Ожидаемые результаты лечения
       Большая упорядоченность поведения,  возможное усвоение навыков
   самообслуживания и других социальных навыков.

       F80-F89 РАССТРОЙСТВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
               (ПСИХИЧЕСКОГО) РАЗВИТИЯ

       F80 СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА РАЗВИТИЯ
           РЕЧИ И ЯЗЫКА

       Нарушения понимания и активного использования  могут  касаться
   следующих  основных  подсистем  речевой  коммуникации:  форма речи
   (соответствие речевых форм  мыслительной  основе);  ее  содержание
   (адекватность  облечения  мысли  в речевую форму) и функциональное
   использование языка (адекватность использования речевых  форм  для
   решения задач повседневной жизни).

       F80.0 Специфическое расстройство речевой артикуляции

       Характеристика состояния
       Данная группа расстройств  речи  представлена  нарушениями,  в
   которых  ведущим  симптомом  является нарушение звукопроизношения.
   Интеллектуальное и психическое развитие ребенка соответствует  при
   этом  возрасту.  Могут иметь место нарушения внимания,  поведения,
   двигательные нарушения, которые носят сопутствующий характер.
       В данную группу включена дислалия (простая, сложная) или иначе
   -  "косноязычие".  Дислалия  -  нарушение  звукопроизношения   при
   нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата.
       Различают функциональную   и    механическую    дислалию.    К
   функциональной  дислалии  относятся дефекты воспроизведения звуков
   речи   при   отсутствии   органических   нарушений   в    строении
   артикуляционного   аппарата.   Нарушена   способность  произвольно
   принимать  и  удерживать   определенные   позиции   артикуляторных
   органов,    необходимых   для   произношения   звуков.   Нарушение
   звукопроизношения  может  быть  связано  с  неумением   различать,
   дифференцировать    фонемы.    Достаточно    часто   изолированное
   употребление  звука  может  быть  не  расстроено,  но  изменено  в
   спонтанной    речи.    Степень   тяжести   определяется   степенью
   выраженности дефекта и количества нарушенных звуков.
       Этиология дислалии   включает   биологические   и   социальные
   факторы:    минимальная    мозговая    дисфункция,    соматическая
   ослабленность ребенка,  запоздалое развитие речи,  неблагоприятное
   социальное окружение, подражание неправильным образцам речи и т.п.
       Механическая дислалия     -    нарушение    звукопроизношения,
   обусловленное анатомическими  дефектами  периферического  аппарата
   речи (неправильные прикусы - прогения,  прогнатия, "толстый" язык,
   короткая уздечка и т.д.).
       По степени тяжести,  а следовательно и числу нарушенных звуков
   речи, различают простую и сложную дислалию.
       Условия лечения
       Медико - педагогическая коррекция        проводится          в
   амбулаторно -    поликлинических    условиях    или   в   условиях
   специализированного детского учреждения.
       Перечень необходимых обследований:
       - логопед;
       - невролог;
       - педиатр;
       - психиатр;
       - психолог.
       Дополнительные исследования:
       - психотерапевт;
       - ортодонт;
       - ЭЭГ;
       - Эхо-ЭГ.
       Принципы терапии
       Курс коррекционных занятий предполагает:
       - логопедические  занятия,  курс  15-45  занятий.   Желательно
   начинать  с  индивидуальных  занятий  с  последующими  занятиями в
   группе по автоматизации звуков;
       - логоритмика (по показаниям);
       - массаж, ЛФК (по показаниям);
       - психиатрическое и неврологическое лечение (по показаниям).
       Длительность лечения
       До достижения результата.
       Ожидаемые результаты лечения
       Коррекция звукопроизношения,   автоматизация   звуков   и   их
   употребление в спонтанной речи, расширение словарного запаса.

       F80.1  Расстройство экспрессивной речи

       Характеристика состояния
       Данная группа  речевых  расстройств  представлена нарушениями,
   для которых характерно системное недоразвитие  экспрессивной  речи
   при  относительной  сохранности сенсорного восприятия.  При данной
   патологии недоразвитие речи  обусловлено  органическим  поражением
   речевых зон головного мозга.  Клиническая картина речевого дефекта
   обусловлена    нарушенным    формированием    фонематической     и
   грамматической сторон речи.
       Фонематические нарушения      проявляются      в      дефектах
   звукопроизношения   различной  степени  выраженности.  Лексические
   нарушения  характеризуются  бедностью  словарного  запаса,  низким
   уровнем  словесного  обобщения,  сложностями формирования речевого
   высказывания.   Грамматические   нарушения   существуют   в   виде
   аграмматизмов   (ошибок   в   употреблении   словесных  окончаний,
   нарушений словообразования  и  т.д.),  затруднений  в употреблении
   предлогов, глаголов, союзов.
       По степени  тяжести  такие  речевые  расстройства  могут  быть
   разными: от легких форм до тяжелых,  при которых практически имеет
   место анартрия.
       У детей  с  данным  видом   речевой   патологии   чаще   всего
   наблюдаются   нарушения   высших   психических   функций  (памяти,
   мышления,  внимания),  имеет  место  общая  моторная   неловкость,
   дискоординация    движений,    двигательная    замедленность   или
   гиперактивность.   Часто   страдает   мелкая   моторика   пальцев.
   Недоразвитие  речи  тормозит  развитие познавательной деятельности
   ребенка, что проявляется в задержке психического развития в целом.
       В данную     группу    включаются,    следуя    логопедической
   классификации:
       1. Задержки  (нарушения)  речевого  развития,  проявляющиеся в
   общем недоразвитии речи (ОНР) I-III уровня.
       2. Моторная алалия.
       3. Моторная афазия.
       Критерием для  дифференциального  диагноза между ОНР и алалией
   служит степень выраженности речевого дефекта.
       Очаг поражения  в  головном  мозге  в  этом случае локализован
   преимущественно  в  постцентральной  и  премоторной  зонах  левого
   доминантного по речи полушария (у правшей).
       Алалия - системное недоразвитие речи, при котором нарушены все
   компоненты речи.  Ребенок является практически молчащим,  при этом
   специфических  расстройств  понимания   речи   и   интеллекта   не
   обнаруживается.
       Общее недоразвитие речи  I  уровня  соответствует  клинической
   картине   алалии.   Для   ОНР   III  уровня  -  речевые  нарушения
   представлены  нарушениями  в  звукопроизношении,   незначительными
   аграмматизмами,  бедностью словарного запаса. В психическом облике
   этих детей имеет место эмоционально-волевая незрелость.  Часто ОНР
   проявляется  в  школе  и выражается в сложностях обучения грамоте.
   Для ОНР II уровня - характерны более тяжелые нарушения,  состоящие
   в   выраженных  нарушениях  звукопроизношения,  грубых  нарушениях
   грамматической и лексической  сторон  речи.  Речевые  расстройства
   сочетаются   здесь   с   неврологическими  и  психопатологическими
   симптомами     и      синдромами.      Часто      имеет      место
   гипертензионно -  гидроцефальный  синдром,  синдромы  двигательных
   расстройств.   В   психических   процессах   отмечается   снижение
   познавательной деятельности,  внимания, памяти, праксиса, гносиса.
   Дети этой группы испытывают затруднения при обучении.
       У детей  с  ОНР I уровня (алалии) имеют место наиболее стойкие
   специфические речевые нарушения.  Для детей этой группы характерна
   крайне  низкая  речевая активность,  вследствие чего их речь часто
   представлена  отдельными словами.  Отмечаются нарушения  внимания,
   памяти, мышления, расстройства эмоционально-волевой сферы, нередко
   поведения. При ЭЭГ обследовании имеются изменения.
       Условия лечения
       Комплексное медико  -  педагогическое  лечение   проводится  в
   амбулаторно     -     поликлинических     условиях    и    детских
   специализированных учреждениях.
       Перечень необходимых обследований:
       - ЭЭГ;
       - Эхо-ЭГ.
       Дополнительные диагностические исследования:
       - аудиограмма
       Консультации специалистов (обязательные):
       - логопед;
       - психиатр;
       - психолог;
       - невролог;
       - психотерапевт.
       Дополнительные консультации специалистов:
       - нейропсихолог;
       - генетик;

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное